Войти / Зарегистрироваться

Линейно-конструктивное построение кувшина

Получить свидетельство
Автор: Радионова Мария Романовна

Урок является частью   рабочей программы общеэстетической направленности  по учебному предмету «Рисунок» срок реализации 4 год. Разработана преподавателем Радионовой Марией Романовной.
Возраст учащихся: - 4 класс отделения декоративно-прикладного и изобразительного искусства  (по 7ми летнему курсу обучения)или 1 класс отделения декоративно-прикладного и изобразительного искусства  (4 года обучения обучения);
Продолжительность урока:  40 минут
Тема урока: «линейно-конструктивное построение кувшина».
Методическая цель: Знакомство с основами линейно-конструктивного построения предмета и выполнение конструктивного рисунка простого предмета кувшина с помощью графитного карандаша.
Образовательные задачи: 
а) обучающая (знакомство с правилами линейно-конструктивного построения предметов);
б) развивающая (практические навыки выполнения линейно-конструктивного рисунка простого предмета с соблюдением правил конструктивного рисунка);
в) воспитательная (воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, волевых качеств (целеустремленности, критичности, умения объективно оценивать собственную работу).
Вид урока: практический
Тип урока: комбинированный
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
  • словесный (объяснение, беседа);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (дети самостоятельно выполняют конструктивный рисунок предмета);
  • эмоциональный (подбор образов, художественные впечатления).
Материально-техническое обеспечение урока:
для учеников: мольберт, формат листа А4, графитные карандаши маркировки H, F, HB, ластик.
Для урока: мольберты, кувшин, средний подиум, однотонная драпировка без складок, наглядные методические пособия.
Для учителя: формат листа  А4, графитные карандаши маркировки H, F, HB, ластик.
Применение здоровье-сберегающих технологий:
  • в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей;
  • нормирование времени при работе.
Введение.
Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения, или, как говорил Микеланджело, это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки.
Через рисунок геометрических тел ребенок учится видеть окружающий его мир и понимать, что все предметы этого мира состоят из набора  простых геометрических тел. Это пять основных форм: шар, конус, цилиндр, куб и тор (бублик, баранка). Для правильного построения предметов и передачи их трёхмерности на плоскости листа мы используем конструктивный рисунок. 
Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Таким образом мы создаем «каркас» того объекта, который собираемся нарисовать. А для того, чтобы создать такой «каркас», нам необходимо проанализировать изображаемый предмет.
Ход урока
Организация учебного процесса требует краткости организационного момента, быстрого включения всех учащихся в деловой ритм, полной готовности класса и оборудования к уроку.
1.Конструктивный рисунок начинается с анализа. Определяем расположение листа на мольберте (по вертикале или горизонтали). Это напрямую зависит от предмета,  который мы хотим изобразить на листе бумаги. См. приложение № 1
2. Рисунок необходимо начинать с композиции предмета в пространстве листа. В двухмерном пространстве листа, имеющем только высоту и ширину, мы должны отразить кувшин таким образом, чтобы он весь вошел на лист и ему не было в этом пространстве тесно. С помощью метода визирования определяем соотношение ширины с высотой кувшина. В этом методе сторона карандаша ис­пользуется как мерный инструмент, на ней можно визуально зафиксиро­вать величины частей кувшина и произвести их сравнение между собою. Чтобы измерения были точными, нужно во время них карандаш всегда держать только на вытянутой руке и никогда не использовать короткие карандаши. См. приложение № 2
3.Данные пропорции переносим на лист бумаги.  Размечаем правую, левую, нижнюю и верхнюю границы рамки, в которую войдет кувшин.
См. приложение № 3
4.Данный кувшин симметричен. Поэтому проводим осевую линию.
См. приложение № 4
5.Разбиваем  кувшин на составные части. После того как мы наметили на листе положение и границы кувшина, внимательно анализируем из каких простых геометрических фигур можно составить кувшин. Кувшин состоит из трех основных частей: горлышко, тулово и донышко. В каждую часть можно вписать геометрическую фигуру: горлышко – трапеция; тулово  - круг, донышко – прямоугольник. Находим соотношение этих частей кувшина по отношению друг к другу. См. приложение № 5
6. Определяем положение эллипсов. Эллипсы строятся последовательно: сначала нижний, потом верхний, затем  остальные.  Верхний эллипс должен быть менее «раскрытым», чем нижний, так как он находится выше и приближен к линии горизонта (уровню глаз рисующего); другие эллипсы как бы «вставляются» между ними. Всё рисуется прозрачно, легкими линиями. Важно, чтобы эллипсы рисовались плавно, без углов. См. приложение № 6
7. Рисуем форму кувшина, соединяя последовательно края эллипсов. Прорисовываем детали кувшина, переходы от одной геометрической фигуры к другой, объединяя их в единое целое. Убираем резинкой лишние линии построения. См. приложение № 7 и приложение № 8
Самостоятельная работа   -  после объяснения материала ученики садятся за свои мольберты, прикрепляют лист бумаги и последовательно строят кувшин.                                             
Учитель подводит итог: просмотр работ, в ходе которой указываются ошибки. Лучшие работы выставляются на выставках.
Заключение:
Рисунок, как учебный предмет, требует много усилий и целенаправленного труда, особенно в первоначальном периоде. Рисование с натуры предметов с линейно-конструктивном построением ставит своей задачей правильно наблюдать и познавать  окружающую нас природу.
 
Список используемой литературы:
  1. Беда Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1981.
  2. Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е издание. М., 1952.
  3. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.
  4.  Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М., 1995.
  5. Чистяков П. Рисунок, живопись, композиция. М., 1953.
Приложения: