Войти / Зарегистрироваться

Использование методов НФТМ-ТРИЗ-педагогики на уроках литературы

Получить свидетельство
Автор: Буркова Наталья Михайловна

Сегодня образование определяется как процесс и результат становления личности человека. При этом постепенно утверждается новая парадигма – креативная, как формирование и развитие универсальной способности человека к творчеству. Формирование и развитие творческой личности, адекватной постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, социально-экономическим условиям и содержанию деятельности, – цель НФТМ-ТРИЗ [1].
Модель формирования творческой личности включает в себя развития творческого воображения и фантазии, преодоление инерции мышления, формирование системного мышления и др. [2] В частности разработана структура креативного урока, которая существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом [3].
В статье представлена разработка урока литературы в 6 классе по теме «Былина: правда или вымысел?»
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель урока – достичь образовательных результатов:
Личностных: уважать историю своей страны; понимать причины идеализации исторического прошлого.
Метапредметных: уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию; уметь самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи; уметь выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, делать вывод; уметь работать в группе.
Предметных: иметь представление о русском героическом эпосе, о связи былины и истории; понимать место былины в системе; знать особенности жанра былины как фольклорного произведения; уметь определять изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль в создании образа.
 
Ход урока
Блок 1. Мотивация
Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Ребенок встречается с чем-то в той или иной степени поражающим его воображение [2]. В качестве «чуда» вниманию учащихся предлагается видеопрезентация «Константин Васильев» из Галереи современного искусства «Краски и звуки» Александра Смольянинова [4]. Видеопрезентация представляет собой слайдшоу картин художника из серии «Русь былинная» под аккомпанемент современной фолк-музыки и исполняет роль увертюры – приглашения к разговору о далёких, эпических временах.
– Какое впечатление произвели на вас картины Константина Васильева? Кто на них изображён? Как мы их называем? Откуда мы о них знаем? (Изображены богатыри, мы знаем о них из былин).
– Каких вы знаете богатырей? (Как правило, дети называют Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алёшу Поповича, а также Святогора)
– Как вы думаете, существовали ли они на самом деле? События, описанные в былинах, действительно были?
Записываем тему урока: «Былина: правда или вымысел?».
Учащимся предлагается ответить для себя на этот вопрос и проголосовать за тот вариант, который им кажется верным. Голосование происходит следующим образом. Доска условно разбита на два поля соответственно тому, как на ней записана тема урока: с одной стороны, «правда», с другой – «вымысел». Проведена горизонтальная прямая линия. Дети молча выходят к доске и приклеивают бумажный стикер на линию. Положение стикера зависит еще и от того, насколько ученик уверен в своем выборе: чем дальше от центра доски место голосования, тем больше уверенность. Целесообразно спросить у тех, кто приклеил свой стикер посередине, почему они сделали так – терялись в догадках (равнозначно ответу «не знаю») или по другим причинам.
Блок 2. Содержательная часть 1
– Что вы можете сказать о слове «былина»? Что оно значит, по-вашему?
Слово «былина» однокоренное со словом «быль», значит, те, кто так назвал былину, считали описанные в ней события правдой.
– Кто сочинял былины, как вы думаете? В каком виде они дошли до наших дней? Как называется такой вид творчества?
Былины принадлежат к устному народному творчеству, фольклору. Они передавались из поколения в поколение устно. Интересно, но сами сказители давали былинам другое название – «стáрины, стáринки», подразумевая, что их действия происходили в прошлом. Термин «былина» был введен исследователями в XIX веке.
Запишем определение в тетрадь: «Былина (стáрина) – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях».
Учёные спорят, когда на Руси появились былины. Одни говорят, что это было X-XI веках, другие – XI-XIII. Впервые записаны они были лишь в XVII веке. Безусловно, существуя в устной форме, былины не дошли до нас в первоначальном виде, они очень изменились. При этом считается, что одни из былин создавались в период расцвета Киевской Руси, другие – во времена монголо-татарского ига, при этом и в тех, и в других действие происходит в Киевской Руси во времена князя Владимира. Таким образом, князь Владимир должен был жить не меньше 500 лет. Надо сказать, что в европейских легендах тоже есть такие примеры. Вы, наверняка, слышали о французском короле Карле Великом и об английском короле Артуре.
– Как вы думаете, почему так происходит?
Происходит идеализация времени и правителя, ему приписываются поступки, которые были совершены его потомками или просто другими правителями. Это не значит, что правитель безупречен (например, образ князя Владимир в русских былинах далек от идеала), но он является гарантом времени, эпохи.
Предлагаю и вам стать исследователями былины «Вольга и Микула».
Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает задание на листе бумаги.
 
1 группа
Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Как стал тут Вольга растеть‑матереть;
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой‑рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей‑соколом летать под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.
Уходили все рыбы во синие моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темные леса.
Как стал тут Вольга растеть‑матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую,
Тридцать молодцов да без единого,
А сам‑то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно‑кариих,
Темно‑кариих жеребчиков, нелегченыих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипливает,
Омёшики по камешкам почиркивают.
Ехали‑то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день,
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипливает,
А омешки по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день ещё до пáбедья,
А наехали в чистом поле оратая:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья, коренья вывертывает,
А большие‑то каменья в борозду валит;
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик‑то у сошки красна золота.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя;
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати,
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
 
2 группа
Говорит‑то Вольга таковы слова:
«Божья помочь тебе, оратай‑оратаюшко,
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья, коренья вывертывати,
А большие‑то каменья в борозду валить!»
Говорит оратай таковы слова:
«Поди‑ка ты, Вольга Святославович,
Мне‑ка надобно Божья помочь крестьяновати!
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?»
Тут проговорил Вольга Святославович:
«Как пожаловал меня да родный дядюшка,
Родной дядюшка да крестный батюшка,
Ласковый Владимир стольнекиевский,
Тремя ли городами со крестьянами
Первыим городом Курцовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем;
Теперь еду к городам да за получкою».
Тут проговорил оратай‑оратаюшко:
«Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут‑то мужички да всё разбойнички,
Они подрубят‑то сляги калиновы,
Да потопят тя в реку да во Смородину.
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех‑то был ведь по сту пуд,
А сам я сидел‑то сорок пуд,
А тут стали мужички с меня грошов просить;
Я им стал‑то ведь грошов делить,
А грошов‑то стало мало ставиться,
Мужичков‑то ведь да больше ставится.
Потом стал‑то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить,
Положил тут их я ведь до тысячи;
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот и лежа лежит».
 
3 группа
Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
«Ай же ты, оратай‑оратаюшко!
Ты поедем‑ка со мною во товарищах».
А тут ли оратай‑оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул
Они сели на добрых коней, поехали.
Как хвост‑то у ней расстилается,
А грива‑то у нее да завивается,
У оратая кобыла ступыб пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.
Говорит оратай таковы слова:
«Я оставил сошку во бороздочке
Не для‑ради прохожего‑проезжего:
Маломожный‑то наедет – взять нечего,
А богатый – тот наедет, не позарится,
– А для‑ради мужичка да деревенщины.
Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельку повытряхнути,
Да бросить сошку за ракитов куст?»
Тут ведь Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Пять молодцев да ведь могучиих,
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцев да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой;
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли поднять,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошки за ракитов куст.
Тут молодой Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Целыим он да ведь десяточком.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошки за ракитов куст.
И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошки за ракитов куст.
Тут оратай‑оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой;
Он брал‑то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
 
Задания: пересказать эпизод современным языком.
Блок 3. Психологическая разгрузка
Учащиеся могут инсценировать эпизоды былины или показать живые картины. Театрализация развивает творческое начало и уверенность в себе, а также служит хорошей эмоциональной разгрузкой для ребенка [3]. Кроме того, им можно предложить придумать концовку истории, а затем проверить свои предположения, прочитав оригинал.
Блок 4. Головоломка
Головоломки являются одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока в системе НФТМ, в частности, они используются в качестве инновационного дидактического средства для преодоления психологической инерции [3].
– Вы увидели, что далеко не все слова в былинах понятны. Попробуйте перевести слова и фразы, встречающиеся в былинах на современный язык.
Группам выдаются листки с заданием: слово и вариант его употребления в тексте. Нужно догадаться, что оно значит, и аргументировать своё мнение, найдя, например, однокоренные слова в современном языке.
1 группа
МЕЖЕНЬ. Не во времечко белы снежки выпали, / Они выпали межень лета теплого. (Cередина; однокоренные: «межа»). 
ДРОВАА этыи дрова князю полюбилисе (Подарки; «дар») [5].
То моя дорожка призамешкалась, а я ехал‑то дорожкой прямоезжею. (Простите, я опоздал) [6].
2 группа
УПЕЧЕНКА. Да садился Добрыня на упеченку, / Начал во гусли наигрывати. (Место на зное, сильном тепле; однокоренные «печь»)
ПАБЕДЬЕ. Он по другой день ездил с утра до пабедья. (Время еды между завтраком и обедом; «обед») [5]. 
Тут ему за беду стало, за великую досаду показалося. (Он обиделся) [6].
3 группа
КОСЬ-ГЛАВА. Говорит кось-глава человеческа. (Череп; «кость»).
ГРЯДКА. Однорядочку снял да клал на грядочку, / А зелен сафьян сапожки клал под лавочку. (Доска, перекладина, куда складывали или вешали одежду) [5].
Ой вы гой еси, удалы добры молодцы! (Здравствуйте, друзья!) [6].
Блок 5. Интеллектуальная разминка
– Зачем создавались былины? (Составляем кластер с детскими ответами на доске и в тетради. Варианты написания: сохранить народную память, рассказать о богатырях прошлых времён, объяснить сегодняшний день, связать прошлое и настоящее и т.п.)
Важно отметить, что былины воспевают важные для народа события.
Блок 6. Содержательная часть 2
Вернёмся к отрывкам из былины «Вольга и Микула».
Задания: найти общее и различное с другими произведениями фольклора (сказка, пословица, поговорка и т. д.); определить особенности изложения; определить особенности создания образов героев.
В результате обсуждения и выступления от групп учащиеся приходят к следующим выводам, которые фиксируются в тетради:
  • при пересказе современным языком объем текста существенно уменьшается;
  • можно найти общие черты с народной сказкой (зачин, повторы, постоянные эпитеты, уменьшительные суффиксы);
  • былина имеет определенный ритмический рисунок, напевность, что отличает ее от сказки;
  • для былинного повествования характерно замедление действия;
  • в былине активно используются приемы гиперболизации (преувеличение силы) и контраста (противопоставление героев).
Былина «Вольга и Микула» относится к так называемым социально-бытовым былинам. Здесь два героя – крестьянин и воин, – которые противопоставляются друг другу. Оба они нужны для процветания Руси, но только во взаимопонимании и взаимоуважении они могут сосуществовать.
Блок 7. Резюме
Попробуем найти место былины в системе литературных жанров. Это фольклорный жанр, с одной стороны, мы можем найти в нём сходства со сказкой, пословицей, поговоркой. С другой стороны, это эпический жанр, который напоминает героическую поэму, исторический роман.
Отвечаем на главный вопрос урока.
– Как вы думаете, Вольга и Микула существовали на самом деле? Объясните, почему.
– Былина: правда или вымысел? Аргументируйте ответ.
Кто-то изменил своё первоначальное мнение в ходе урока?
Хотя многие исследователи пытаются найти соответствие былинным персонажам в реальной истории, большинство литературоведов и фольклористов считают, что былинные герои – идеализированные собирательные образы защитников Родины, настоящих мужчин.
Рефлексия проводится в форме ответов на вопросы: Какое открытие я совершил? Что мне понравилось (как в уроке, так и в себе)? Что могло быть лучше (как в уроке, так и в себе).
 
Ссылки на источники
  1. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика: монография. – М.: МГИУ, 2007.
  2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – №9 (Сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm. – ISSN 2304-120X. – [Дата обращения 30.05.2016].
  3. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.
  4. Краски и звуки. Видеогалерея современного искусства. – URL: https://my.mail.ru/mail/lydial/video/6922/41298.html. – [Дата обращения 22.05.2016].
  5. Былинные слова и выражения. Краткий разговорник для путешествующих в мир былины. – URL: http://arzamas.academy/materials/576. – [Дата обращения 26.05.2016].
  6. Как сказать богатырям «Здравствуйте, коллеги!» и «Я вне себя»? – URL: http://arzamas.academy/materials/596. – [Дата обращения 26.05.2016]. 

Похожие публикации