Войти / Зарегистрироваться

Творческое мышление и интуиция

Получить свидетельство
Автор: Белоусов Алексей Борисович

Билл Гейтс в своей книге "Дорога в будущее" говорил: "Магистраль, по-видимому, откроет перед нами бескрайнее море информации - доступной в любое время и в любом месте, когда и где мы пожелаем ею воспользоваться."[4]  В ней он рассуждает о пользе свободного обмена информацией и выбора её по своему усмотрению.  В той же книге, говорит: "В образовании, как и в изготовлении синих джинсов, станет возможным "массовое производство с подгонкой": компьютеры будут тонко настраивать продукцию - в данном случае учебные пособия, - чтобы обучение соответствовало способностям учащихся, - и ещё,- Магистраль объединит труды лучших педагогов и авторов. Учителя будут опираться на эти материалы в своей работе, а студенты изучать их в интерактивном режиме. Со временем элитарное образование станет доступным даже тем, кому не выпало счастье обучаться в лучших учебных заведениях или родиться в состоятельной семье".[4]   Такая форма образования давно стала частью жизни нашего общества. Она приучает людей жить по законам логического мышления и запоминания информации. В нашем обществе учат именно шаблонному мышлению. Студент, с таким образом мышления, всегда будет искать в своем мозгу соответствие с ранее заготовленной схемой. Современное образование не ставит себе целью развить в человеке навыки нешаблонного мышления. Более того, государство намеренно препятствует их развитию, подгоняя свои требования под рамки экзаменационных.
Еще древнегреческие философы считали, что логическое мышление, последовательный способ применения шаблонов, наиболее эффективный для нашего разума. Однако многие ученые, изобретатели, писатели показали, что все, совершенно новые идеи, не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Этим людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется в том, что приводит к созданию новых идей, нахождению множества новых вариантов и решению, казалось бы, неразрешимых проблем.
Для большинства студентов конечным этапом творчества является: изучение конкретных программ, мастер-классов, приемов или эффектов. Мыслить и действовать при помощи шаблонов стало модно в современном обществе так, как качественный результат виден сразу. Шаблонное мышление – это простой и быстрый способ дать оценку и принять решение. Мы просто подставляем готовый ответ, не ища его, более или менее подходящий с нашей точки зрения. Шаблонное мышление никогда не позволит человеку понять что-то новое, заглянуть за пределы того восприятия, которым он сам себя ограничил, он постоянно будет действовать по одной и той же схеме, как заезженная пластинка, независимо от актуальности такой реакции.    "Задача мышления как раз и сводится к тому, чтобы дать возможность приступить к действию на основе осознанной ситуации. Это становится возможным только тогда, когда наиболее вероятная интерпретация какой-либо ситуации побуждает к наиболее эффективному действию"[3,с.1].
Для специальностей, в которых на конкретный вопрос есть один ответ, это допускается. Но, как быть с творческими специальностями, где каждый студент - "штучный товар", а очевидных ответов, порой, не бывает? Но студентам творческих специальностей необходимо развивать в себе образное мышление и интуицию.  Образы и гештальты влияют на представления общего замысла художественного проекта. Гладкий переход шаблонного мышления от одной надежной ступеньки к другой в корне отличен от творческого мышления.
Если человек стоит перед неразрешимой задачей, ему требуется нестандартные решения. Использование интуиции–  это способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней.    Творческое мышление занимается не только решением проблем, ему приходится также иметь дело с новым взглядом на вещи и с различного рода новыми идеями.
Специальными упражнениями можно развивать в себе предчувствие, предвидение, необычный взгляд на вещи. Эти тренинги можно переплетать с мастер-классами. Нешаблонное мышление — дело знания и практики, а не откровения.  Направленность обучения навыкам нешаблонного мышления состоит в одномоментном объединении разрозненных признаков явлений в единый комплексный ориентир. Этот одновременный охват различной информации отличает интуицию от логически последовательного мышления.
Механизм творческого мышления состоит в умышленном использовании рационализирующей способности ума. Вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом обычным, шаблонным путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Это позволяет знакомую ситуацию увидеть необычно.  Мыслительный процесс использует разнообразные резервы неосознанного опыта, пока вдруг неожиданно не обнаружится удивительно простое решение.
Особенность творческого мышления заключается в умении творчески мыслящего человека искать, находить и эффективно использовать различного рода подсказки, опираясь на которые можно быстро решить задачу. Под подсказкой в данном случае понимается дополнительная, не входящая в условия задачи, информация, умело воспользовавшись которой, можно найти нужное решение — такое, которое без этой подсказки отыскать трудно.
Фактически оба типа мышления не исключают, а дополняют друг друга; они, как говорят, комплементарны. В том случае, когда нет возможности решить проблему шаблонным мышлением или когда возникает потребность в новой идее, следует применить творческое мышление.
Образование, обычно, использует логику применения шаблонов. Перекосы такого подхода особенно ощущаются в мастер-классах для творческих специальностей. Чем более проработанная талантливая методика, тем больше от нее пострадавших. Курс рисунка, разработанный по шаблонам Готфрида Баммеса, является очень эффективным. Методика гарантирует получения быстрых и профессиональных навыков рисования портрета и обнаженной натуры. Ощущение профессиональной зрелости радует студента и его родителей. Незаметной остается опасность - за пределы шаблона невозможно вырваться. Есть ещё один серьезный недостаток - шаблон не дает представления общей картины (фрагментарное понимание мира) и подменяет смысловую суть рисунка. В самостоятельных занятиях и после окончания института молодые специалисты чувствуют себя беспомощно. Мастер-классы, разработанные Эндрю Крамером, для освоения программы After Effects, являются лучшими в своей области. Они настолько хороши, что огромное число студентов изучают их самостоятельно. Самостоятельные проекты, предъявленные впоследствии для поступления на работу, беспокоят работодателей своей однотипностью и "зашоринностью". Во всех этих методиках недостает понимания цельности и конечного смысла.  
Цельное восприятие  связано с понятиями художественного образа. Образы, к которым стремится художник, включают в себя: интуитивные знания, сопоставление со следами пережитых событий, фантазию. Образы являются гештальтами. Они выходят за рамки простого изображения. Образное мышление это ключ к знанию и чувствам, которые мы можем вызвать из памяти. Если задуматься над этим, то можно понять, почему у одного человека всегда множество новых идей, в то время, как у других людей новые идеи отсутствуют.
Эмоциональная составляющая, для художественного проекта, является главным элементом. Арнхейм, профессор изучающий вопросы психологии искусства,  рассуждал о важности эмоций в художественном  произведении: "Такие мотивы, как подъем и падение, господство и подчинение, сила и слабость, гармония и беспорядок, борьба и смирение, лежат в основе всего существующего. Мы обнаруживаем их в пределах нашего собственного сознания и в наших отношениях с другими людьми, в социальной общности людей и в явлениях природы. Восприятие выразительности выполняет свою духовную миссию".
Работа студента над проектом состоит из активного изучение объекта, его визуальной оценки, отбора существенных черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию в целостный визуальный образ. «Каждый взгляд человека, - говорил Арнхейм, — это предвосхищение изумительной способности художника создавать модели, которые объясняют жизненный опыт средствами организованной формы. Человеческий взгляд — это внезапное проникновение в сущность».[2,с.133]
Вот, что пишет Арнхейм о подготовке студентов: "Если выразительность составляет основное содержание восприятия в повседневной жизни, то еще в большей мере это характерно для видения мира художником. Для него экспрессивные свойства являются средствами коммуникации. Они привлекают его внимание, и с их помощью он понимает и истолковывает свой опыт, они определяют форму моделей, которую он создает. Поэтому подготовка студентов-художников должна состоять в основном в обострении у них чувства этих экспрессивных качеств и в обучении их смотреть на экспрессию как на ведущий критерий каждого прикосновения карандаша, кисти или резца".[2,с.176]
Художник видит мир по-особому. Он прислушивается к своей интуиции. Он ищет подсказки в чувствах, забытых историях и догадках. Фрагмент красивого сонета Микеланжело в переводе Вознесенского приоткрывает секреты творческого мышления.
"Я вижу то, что существует в жизни,
чего не замечает большинство.
Я целюсь, как охотник на лету.
Ухвачено художнической призмой,
божественнее станет божество."[5]
Микеланжело любуется красотой: «Ухвачено художнической призмой,  божественнее станет божество!». Художник переносит свои внутренние переживания на изображение. И это уже совсем не то, что художник видит, это его эстетика, это его понимание, его мироощущение. Умение пользоваться своей интуицией и проецировать свои чувства на художественное произведение - признаки творческого мышления.
Интеллект творческих личностей синтетичен: он стремится к установлению связей между самыми различными явлениями. У каждого художника есть своё "волшебное стекло": импрессионисты любовались натурой через дрожание влажного воздуха, Филонов пытался рассчитать законы красоты через ощущение движения невидимых частиц, Малевич, мысленно, разглядывал законы гармонии из глубины космоса.
Увидеть объект через свойства другого, или понять одно явление через другое – это основа творческого мышления. Умение увидеть предмет необычно и узнаваемо, умение совместить несовместимое -  задача тренингов.
Вот пример тренинга: два непохожих друг на друга рисунка соединяются в единый образ. Задача создать графику с общими свойствами: стилистикой и характером. В процессе рисования, персонажи перевоплощаются, перетекают и наполняют друг друга новым содержанием. Работа над этим упражнением, у студентов формирует: вдумчивое отношение к графике, понятие о дизайне и красоте линии. Серия таких мастер-классов может использовать различные противоречия признаков предметов: цвета, формы, объёмы, текстуры, пропорции и т. п. Способность поменять точку зрения, раскрепощают фантазию, и укрепляет творческие позиции. Метаморфозы формы складываются таким причудливым образом, что влияют на конечный результат большого проекта.  Вот ещё один известный пример из эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, размышляя о том, как развить в учениках творческое мышление, придумывал массу игровых упражнений. В трактате о живописи он писал: «пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдешь удивительнейшие изобретения, чем ум живописца побуждается к новым изобретениям...». [1,с.124 ]
 
  1. Леонардо да Винчи Избранные произведения: в 2 т. М.; Л.: Academia, 1935.
  2. Р. Арнхейм Искусство и визуальное восприятие «Прогресс» Москва 1974
  3. А. Малыгин http://www.debono.ru/article/ult1.htm 3 Январь 2005
  4. Б. Гейтс   Дорога в будущее М., 1998.
  5. А. Вознесенский Витражных дел мастер  «Советский писатель» Москва 1980
 

Похожие публикации