Одной из главнейших задач в работе хорового коллектива является привитие певцам-хористам певческих навыков. Коллектив, не овладевший хотя бы элементарными приёмами певческих навыков, не в состоянии петь легко, чисто, свободно красивым звуком. Такой коллектив, при всём своём желании, не может выразить те мысли и чувства, которые заложены в исполняемом произведении и потому не имеет успеха у слушателей. И в связи с этим опытные руководитель хоров придают работе над певческими навыками в хоре большое значение и уделяют ей много времени.
Приёмы певческой техники прививаются как при помощи специальных упражнений, так и в процессе работы над хоровым произведением. Прививать и развивать у хористов певческие навыки необходимо повседневно, систематически в процессе всей творческой работы хорового коллектива.
Весь процесс вокальной работы начинается с распевания хора и далее продолжается при работе над хоровыми произведениями.
Общеизвестно, что правильно проведённое распевание хора является залогом успеха при разучивании хорового репертуара и исполнении хоровых произведений в концерте. При этом совершенно необходимо помнить, что результаты ощутимы лишь в том случае, если распевание проводится правильно и не формально.
Придавая большое значение главнейшим вокально-хоровым навыкам (чистота интонирования, ансамблевость звучания, звукообразование, дыхание, дикция и др.), мы считаем необходимым раскрыть значение распевания как важной составной части в работе над развитием певческих навыков.
Распевание хора проводится в начале репетиции или перед выступлением в течение 30 – 35 минут. Весь процесс делится на 3 периода:
I. Приведение певческого аппарата в рабочее состояние (разогревание связок).
II. Распевание голосового аппарата по всему диапазону. Сюда же входит и отрабатывание певческих приёмов.
III. Настройка коллектива.
Первым упражнением должно быть такое, которое поможет разогреть связки. Начальное упражнение певцов должно состоять из короткой и простой попевки. Лучше, если его петь сверху вниз т.к. пение сверху более активирует всю певческую систему. Практика показывает, что при первых упражнениях желательнее употребить слог «ни». Сонорная согласная «Н» при утрированном произношении (ннн) направляет звук в верхний резонатор (в маску), а буква «И» помогает найти высокую позицию звука. Пение лучше начинать с удобно поющихся нот (примарных), которые находятся в среднем регистре. Сила звучания средняя (mf), но с некоторым усилением и уменьшением.
Если при пении первого упражнения сразу обратить внимание на все компоненты хоровой звучности (чистота интонации, звук и т.д.), то это вызовет нежелательный психологический результат. После замечаний руководителя по поводу неправильного пения певцы, особенно начинающие, начнут или «стараться» петь, что может вызвать напряжённость и надсадность, или наоборот будут бояться издавать звук вообще. Лучше, если первое упражнение они споют свободно, как могут. В данном случае руководитель обязан быть терпеливым.
Второе упражнение также «разогревающего» типа – движение по хроматизму вверх, поднимая тональности. При его исполнении силу звучания можно немного прибавить. Затем упражнение поётся вниз до исходных тональностей (низкая группа хорового коллектива в нисходящем движении может спеть упражнение несколько ниже исходной тональности). При переходе со слога «НИ» на слог «НО» нужно следить, чтобы поющие не уходили с позиции буквы «И». Нужно напоминать также и о резонированном звуке.
Третье упражнение предназначается для распевания по всему диапазону. Упражнение рекомендуется исполнять по 2 раза в каждой тональности. Это необходимо по следующей причине: если первый раз певцы могут пропеть не очень уверенно, то при повторении, уже ощутив нужную позицию, споют упражнение гораздо увереннее.
Следующим упражнением полезно выбрать такое, которое способствует навыку пения «сверху» широкого интервала (сексты), а также высокого интонирования нисходящей после скачка вверх мелодии. Высокие голоса могут петь упражнение как можно высоко, но в пределах возможного. Полезно напомнить певцам, что при пении нисходящей мелодии у них должно быть ощущение, что они поют мелодию вверх. Это поможет им избежать понижения.
Подобное упражнение требует высокой позиции и хорошей опоры на дыхание. Основание упражнения нужно петь вполголоса, но очень собранным звуком и активно. Звук слегка филируется (т.е. немного усиливается и ослабляется). Верхнюю ноту интервала нужно взять легко, вполголоса, а затем усиливать. При этом нужно следить, чтобы верхний звук был спет «сверху». Нисходящее движение мелодии, которая следует после верхней ноты, нужно спеть с ощущением интонирования вверх и очень активно, в то же время убирая постепенно силу звучания. В случае низкого интонирования интервала сексты, следует применить слог «НИ», после чего подставлять слог «НО», причем этот интервал можно спеть, несколько раз применяя разные слоги, чтобы поющие смогли установить правильную позицию. Использовать слог «НИ» желательно только в среднем регистре. Если возникает необходимость использовать данный слог и в верхнем регистре, то букву «И» нужно петь в сочетании с буквой «Е» / ИЕ / т.е. с повышением регистра букву «И» петь в положении буквы «Е».
После распевания всего диапазона голосов, можно переходить к упражнениям, носящим характер «выстраивания» хора. Например, отрабатывать навык унисонного звучания хоровых партий, или навык постепенного изменения силы звучания. Рекомендуется напомнить поющим о постоянном подтягивании вверх повторяющихся звуков, а также о гладком связном переходе со слога на слог.
Очень полезно в распевании уделить внимание умению чисто интонировать один из трудных интервалов – «секунду». В своё время известный мастер хорового пения профессор К.К. Пигров высказал мысль, что если певцы научились чисто петь интервал большой секунды, то они будут чисто интонировать любое произведение. Упражнение можно петь как открытым, так и закрытым звуком, а лучше чередуя и тот и другой приём звукоизвлечения.
Очень полезно к окончанию распевания спеть какую-либо мелодию с текстом. При пении знакомой мелодии с текстом окончательно выверяется, готов ли хор к занятиям, т.к. певцы будут стараться применить все разученные на предыдущих упражнениях вокальные приёмы.
Также к концу распевания полезно использовать упражнение, выполняющее функцию гармонической (аккордовой) настройки хора. Например, хоровые партии поочерёдно вступают на свои ноты. Сила звучания – вполголоса. Лучше использовать буквы «У», которая является наиболее удобной для тихого пения. По желанию руководителя сила звучания изменяется в сторону увеличения и уменьшения как постепенно, так и внезапно тихо. Можно также менять звук (У, О, А и т.д.)
Рекомендуем помнить о нескольких обязательных правилах при распевании:
- при пении закрытым звуком звук не должен быть трескучим или гнусавым,
- гортань и мышцы лица не должны напрягаться и зажиматься,
- звук нужно посылать в лобовую часть лица, чуть выше переносицы; при этом должна ощущаться некоторая вибрация (дрожание) в области лба и губ,
- при сомкнутых губах зубы должны быть разжаты, чтобы между ними свободно проходил кончик языка,
- нижняя челюсть должна быть свободно опущена,
- при пении нельзя вытягивать шею или отклонять голову назад; при таком положении гортань находится в неестественном положении и издаваемый звук неприятен, трескуч (лучше держать голову прямо или слегка наклонить вперёд, в таком положении звук легче послать в область верхних резонаторов),
- при пении выдох должен быть ровным, без толчков и активным,
- звук нужно брать мягко (верхний звук берётся несколько тише, а затем усиливается),
- распевки должны быть по всему диапазону.
При этом необходимо учитывать, что поставленные вокальные требования довольно трудно выполнить сразу, тем более, если руководитель имеет дело с начинающими певцами. В данном случае от руководителя требуются такие качества, как терпеливость, настойчивость и чуткость. Чуткость должна выражаться в том, чтобы руководитель сумел определить и подсказать певцам приемы пения, которые необходимы им в данный момент. Нужно всегда учитывать эмоциональное и физическое состояние певцов. Певцы-хористы должны получать удовольствие от пения, и, проявляя настойчивость в преодолении какой – либо трудности (например, добиваясь чистой интонации), не «доходили» до изнеможения.
В завершении статьи считаем целесообразным напомнить о том, в каком случае мы можем говорить о неправильном распевании. В чём заключается неправильность распевания?
- Если начальные упражнения поются тихим звуком.
- Если мелодии попевок для распевания сложны и трудно запоминаются.
- Иногда в качестве первого упражнения используются шипящие звуки, в частности, звук «х». Используя этот звук в сочетании с «А», некоторые руководители просят своих певцов делать длинный выдох. Они объясняют, что такой приём способствует выравниванию выдоха и заодно усвоению начала «мягкой» атаки звука. Результатом такого упражнения является «широкий» звук, который в пении не рекомендуются.
- Если начальные упражнения поются не унисонно, а аккордом, и при малой силе звучания чередуются закрытый и открытый звук.
- Если хормейстер при распевании увлекается сложными гармониями в аккорде с филированием звука.
- Если не ведётся работа непосредственно над образованием звука, т.е.:
- звук не округляется
- не используются резонаторы
- не достигнута высокая позиция звучания
7. Если процесс распевания хора занимает не более 10-15 минут и носит характер выстраивания хоровых партий в аккорде, в основном, на малой звучности. После такого распевания хор может стройно петь произведения малой звучности, но стоит звучность прибавить или спеть произведение большой динамической насыщенности, как «картина» резко меняется. Звук становится сиплым, интонация нечистой и, как правило, низкой; поющие быстро устают. А в задачи хорового коллектива входит исполнение произведений различного характера.
Список использованной литературы
- Пигров, К. К. Руководство хором / К.К. Пигров. – М.: Музыка, 1998 – 215 стр.
- Струве, Г. А. Школьный хор / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 2004 – 191 стр.
- Соколов, В. Г. Работа с хором / В. Г. Соколов. – М.: Музыка, 1997 – 150 стр.