Войти / Зарегистрироваться

Проявления цинизма в контексте этнической ментальности (Материалы круглого стола)

Получить свидетельство
Автор: Парамоненко Людмила Андреевна

Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания. При этом общественное сознание формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации [1]. Подобная роль СМИ в процессе формирования общественного сознания достигается оперативностью предоставления информации, доступностью, широким охватом аудитории, многоплановостью (СМИ включают в себя информацию различного характера), социальной ориентированностью (выражение мнения и интересов больших социальных групп) и др. [2].

При размышлении об особенностях проявления толерантности на страницах прессы в современной Европе, возникает ряд вопросов, на которые трудно дать однозначный ответ. Необходим разносторонний анализ различных проявлений отношения к нормам общественной морали, культурным ценностям. Рассмотрим проявления цинизма в контексте этнической ментальности в публикациях журнала Шарли Эбдо.

Charlie Hebdo (Шарли Эбдо) – французский сатирический еженедельник. Публикует карикатуры, репортажи, дискуссии и анекдоты нонконформистского характера. Светское, атеистическое издание, занимает левые позиции, высмеивает политиков, ультраправых.

Ряд публикаций в этом журнале вызвал бурю эмоций в мировом сообществе.

Андрей Бильжо, член Союза художников РФ, карикатурист: «Карикатура – это не всегда смешно, а часто бывает страшно. Цель карикатуры – раздражать прежде всего общество. Этого достигает всеми своими способами «Шарли Эбдо». Это циничные художники, циничные, для них нет ничего святого».

Даниил Гранин, писатель: «Это чудовищный цинизм. Не понимаю, как можно в этих условиях позволить себе своей совестью, своим воспитанием такую бесчеловечность. Никакого сострадания, использовать это во имя своих политических целей, корыстных каких-то интересов. Можно только сожалеть, что существуют такие органы печати, такие люди, которые на любом несчастье могут потирать руки и извлекать прибыль».

Владимир Познер: Это вопрос свободы слова – журналисты сами решают, что допустимо, а что нет. Вопрос моральных норм. Карикатуры же, которые я видел на трагедию российского самолета в Синае, не хамство – полное отсутствие такта, мерзость.

Реакция нормальных людей на подобное вполне предсказуема – возмущение и стыд. Стыд за то, что журналисты французского издания, те самые, которых поддерживали во всём мире, оказались чужды состраданию или хотя бы элементарной порядочности. Видимо, немногим теперь захочется идентифицировать себя с журналом, радостно пляшущим на могилах.

Возникает ряд вопросов, обсудив которые мы можем объяснить и понять психологическую суть противостояния свободы слова журналистов и свободы рядовых граждан, шокированных и возмущенных цинизмом этих публикаций. Что это? Инфантилизм, особенности национального французского характера, экзистенциальный кризис, цинизм, глумление, скука, вызов обществу?

Экзистенциальный кризис – это состояние тревоги или чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены. Оскорбление норм общественной морали, культурных ценностей своих соседей – как один из способов поиска смысла жизни пресыщенными циниками?

Анализируя данные из различных источников о национально-психологических особенностях французов, можно предположить, что истоки такого отношения к нормам европейской общественной морали, культурным ценностям, могут частично корениться в своеобразии этнической ментальности.

Французы славятся способностью к аналитическому мышлению, рационализму. Имеют хорошо развитое воображение, любят постигать новые знания и совершать жизненные открытия. В своих действиях французы очень часто импульсивны. Загоревшись идеей, они становятся неудержимыми, при этом не успевают осмыслить происходящее. Нрав типичного француза всегда веселый. Этим людям редко приходится скучать, особенно в компании близких друзей. Оптимистический взгляд на жизнь приносит в быт французов легкость и положительно влияет на ежедневные дела. Конек французов – острый юмор, граничащий с сатирой.

Интересной чертой французов является максимализм. Если они что-то делают, то нередко перегибают палку: если влюбят, то до трагической зависимости, если стремятся к свободе – доходят до бунта, а в желании постоять за себя могут становиться агрессивными и дерзкими. Во многом французы эгоисты. Они стараются вознести себя на пьедестал, без стеснения демонстрируя свои таланты и знания [3].

Жители Франции отличаются аналитическим умом, широтой воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в познании жизни. Склад ума французов испытывает влияние их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели, французский ум судит слишком быстро. Французы – оптимистичный, веселый, общительный народ, любящий шутку. Они остроумны и язвительны, жизнерадостны и искренни, откровенны и хвастливы, нежны и галантны. Французы являются крайними индивидуалистами, любят оригинальность и ради позы, блеска и личной славы могут многим пожертвовать.

В ходе исторического развития французская литература, театр, живопись, музыка, сильно проникнутые национальными традициями, остроумием, шутливостью, сатирическим духом, выдвигали на первый план рациональное мышление, логику, любовь к жизни, к земным благам, дух исканий и индивидуального размышления. Постепенно высокая культура мышления, любовь к радостям жизни, остроумие и сатира стали национально-психологическими особенностями французов [4].

А. Фуллье отмечает, что французам присуща врожденная жажда ко всем возбуждениям приятного характера и физическое отвращение ко всем тягостным и угнетающим впечатлениям. Можно поэтому ожидать, что у французов чувства, возбуждающие и усиливающие жизненную деятельность, будут играть преобладающую роль, в ущерб чувствам, останавливающим или задерживающим порыв и требующим усилия, а в особенности ведущим к более или менее продолжительному понижению жизнедеятельности [5].

Одна из ярких особенностей национального характера французов – их удивительная тяга к различным экспериментам. Им безумно нравится фантазировать, выдумывать нововведения, даже если при этом требуется разрушить что-то устоявшееся. Французов больше интересует процесс изменения, путешествие в неизведанное, ну, а к чему это приведет, это неважно. Главное для них – никогда ни в чем не отставать, соответствуя последним требованиям моды, причем модной должна быть как одежда, так и технические изобретения, фильмы и языковые выражения. Их манит бешеный ритм жизни.

Изучая цинизм как личностную позицию, отношение или поведение, как продукт массового общества, предлагаем обозначить следующие грани цинизма.

Цинизм как равнодушие (безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему). Равнодушный человек игнорирует как чужие пороки и глупость, так и их достоинства. Ослабление эмоциональных реакций, бесчувствие, душевная холодность, безразличие могут быть симптомом шизофрении, депрессии, повреждения мозга, органической деменции, шизоидного расстройства личности и др.

Цинизм как эгоизм и высокомерие. Для таких людей все, что происходит вокруг – второстепенно.

Цинизм как честность, практичность и здравомыслие. Запредельная честность – суть цинизма. Если называть вещи своими именами, будет меньше недопонимания. Проявляется в поведении специалистов, работа которых напрямую связана с большими объёмами чужих эмоций. Они отвечают за большое количество людей, и если будут входить в положение каждого из сотрудников, то вся организация, либо начнёт работать в убыток, либо вообще развалится. Часто комментируется фразой: «Это бизнес, ничего личного».

Цинизм как особенность профессионального поведения. Врачи, спасатели, журналисты, полицейские, военные и другие специалисты помогающих профессий в ежедневной стрессовой экстремальной ситуации рассуждают здраво, без проявления сочувствия и эмпатии, что приводит к эмоциональному выгоранию. Это механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия. Синдром эмоционального выгорания внесен в Международную классификацию болезней МКБ-10 под индексом Z73.0.

Цинизм как черный юмор. Юмор, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими уродствами или иными «мрачными», макабрическими темами. Чёрный юмор – обычный ингредиент абсурдистики в литературе и в кино. В простонародной среде чёрный юмор продолжал средневековую карнавальную традицию, представленную «плясками смерти» и «пирами во время чумы». 

Еще Герберт Уэллс сказал: «Цинизм – это юмор в плохом настроении».

Цинизм как защита от страдания. Это защитная реакция психики на страдание, переживание горя. Это мнимая эмоциональная холодность; она, как правило, скрывает под собой глубокую потрясенность утратой и защищает человека от непереносимой душевной боли. Любое эмоциональное переживание в этот период может усилить и так непереносимые страдания.

Цинизм как способ поделиться горем с другим человеком, чтобы уменьшить собственную боль. Она, как известно, слабеет, когда её кто-то принимает. Циник говорит о своей боли иносказательно, он не делает этого прямо потому, что боится новой боли, отвержения и насмешек. Но боль ищет выход. Вот и приходится ему выражать её косвенно.

Цинизм как независимость или оправдание одиночества. Быть независимым – это минимум ответственности, отсутствие обязательств и моральных долгов. Легко шагая по жизни, получаешь от неё по максимуму. Но часто бывает, что это своеобразный панцирь, маскирующий беспросветное одиночество.

Склонность потешаться как качество личности – склонность тешить своё самолюбие, издеваться, насмехаться над кем-либо (простаком, младшим, слабым и пр.); насмехаться, глумиться над кем-либо, над чем-либо; беззлобно подсмеиваться, подтрунивать, подшучивать.

Склонность потешаться – выпускать пар, подсмеиваясь над слабостями и конфузами других. Когда к кому-то приходит беда, потешаться негоже – горе на себя накличешь. Тем не менее, люди склонны потешаться над калеками, больными, умалишенными, заиками, словом, слабыми, бессильными и беззащитными. Склонность потешаться становится у многих стилем отношений, устойчивой линией поведения. Человек не находит других способов «выпустить пар», нежели как над кем-нибудь словесно поиздеваться, тем самым потешив своё разбухшее от гордыни эго.

Потеха потехе рознь. Одно дело беззлобно потешаться над чудачествами и слабостями других, другое дело, взяв к себе в союзники зависть, злобу, злорадство, тешиться над несчастиями и бедствиями окружающих. К примеру: «И все время Антон потешался над Николаем и острил над его цилиндром». (М. Чехов, Антон Чехов на каникулах). «Сам Телегин немало потешался над своими жильцами, считая их отличными людьми и чудаками». (А. Н. Толстой).

Склонность потешаться – одна, но «пламенная страсть» людей, которые в осмеянии ближнего находят нескрываемое удовольствие.  Злое потешание – служанка враждебно настроенного ума. Его цель – унизить и уязвить человека, понизить его самооценку и самоуважение, как-то навредить и подгадить в его собственных и в глазах окружающих.

Глумливость как качество личности – склонность в высокомерном, самодовольном поведении проявлять психологическую агрессию, злобно и оскорбительно издеваться, изгаляться, забавляться над кем-либо.

На прямое оскорбление можно получить адекватный ответ вплоть до физического воздействия.  Глумливость окрылена безнаказанностью и состоянием бессилия объекта своего воздействия. Глумление – один из мощнейших инструментов скучающего цинизма воздействовать на окружающий мир.

Глумливость как одно из низменных качеств ущербной личности, как насилие над слабым, имеет много схожих черт проявления с садизмом и комплексом неполноценности. Иногда она проявляется как следствие злопыхательства, презрения или ненависти к объекту, который реагирует на неё неприятием, осуждением и возмущением.

Это распространенное качество личности, присущее многим, особенно вольготно ощущает себя в толпе.

Эдвард Радзинский в рассказе «Прогулки с палачом» показывает глумление толпы над бесчисленными жертвами революции во Франции, большинство из которых сами и затеяли кровавый карнавал. Люди приходили на казни, как на театральный спектакль. Женщины задолго до казни занимали места у гильотины и, чтобы убить время, принимались за вязание носочков и вышивание подушечек. Приговорённых к смерти везли через весь город на «позорной телеге». В последний путь их провожала ликующая толпа. Люди кривлялись, паясничали, показывали неприличные жесты, смеялись и плевали в лицо идущим на смерть, а завтра многие из них проделывали тот же путь на этой же телеге, чтобы поближе познакомиться с гильотиной.

Существует понятие цинизм в современном законодательстве. Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года [6], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества [7, 8].

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Уважительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям единой Европы и мирового сообщества в целом – это условие совместного проживания в толерантной среде. Отклонение или несоблюдение этих норм отдельными гражданами или их группой является социальным отклонением или девиацией. Конечно, в современном мире социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, в разных социальных обществах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, политологов.

Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

Циничное поведение – это крайние или даже запредельные варианты нормы, которые разрушают личность самого циника и его окружение, которому он сознательно наносит вред.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Во все времена общество пыталось устранять нежелательные формы социальной жизнедеятельности и воздействовать на их носителей.

Ссылки на источники

1. Сердюк А.В., Матвиюк В.М. Основные проблемы и перспективы развития информационного общества на современном этапе // В сборнике: Первые шаги в науку: Современные проблемы и перспективы развития. Материалы I (первой) краевой научно-практической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар, 2013. С. 205-207.

2. Гаврилов А.А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 152-155.

3. Психология французов. http://www.anypsy.ru/content/psikhologiya-frantsuzov

4. Крысько В.Г. Этническая психология. – Академия, 2008. – 320 с.

5. Фуллье,А. Психология французского народа / пер. с фр. СПб. : Издательство Ф. Павленкова, 1899. – 111 с.

6. Хулиганство. Комментарий к статье 213 – А. В. Бриллиантов. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации, 2011.

7. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве».

8. Статья 296. Хулиганство. – Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. Уголовный кодекс Украины. Комментарий. (2001)