« – Учитель, вдохнови меня на творчество! Это и есть обращение всех детей ко всем учителям» – убежден Шалва Амонашвили, педагог и доктор психологических наук, профессор, член Российской академии образования, президент Международного центра гуманной педагогики.
Лучше любых других аргументов для убеждения развития творческого мышления у детей в учебном и воспитательном процессах свидетельствуют сами воспитанники Ш. Амонашвили:
– Дети, мне нужна ваша помощь!
– Скажите, и мы вам поможем… – ответили они. Они почувствовали, что надо спасти учителя и вдохновились.
– Что может означать слово «вдохновение»?
– Это же просто, – ответили они мне весело, – вдох нового…
Да, так и написано в одном редком словаре: «Вдохновение – вдох нового». Но дети же не знают его?
– Что нам даёт вдохновение? – спрашиваю я.
– Как что?! – удивляются они моей непонятливости и спешат объяснить.
– Прибавляются силы во сто, тысячу раз больше…
– Горы можете свернуть…
– Самые интересные люди – вдохновлённые…
Таким образом, из диалога очевидна непреложная истина, сказанная «устами младенцев» [1].
Научно-технический прогресс прочно вошел в нашу жизнь. Взрыв информации, активный рост научных знаний, их постоянное обновление приводят к тому, что полученные нами школьные и даже вузовские знания устаревают раньше, чем мы успеваем их применять в своей профессиональной сфере. По мнению ученых, 21 век характеризуется появлением типичной нестандартной ситуации – такой, где нет готовых решений, алгоритмов, где ни книга, ни информация, ни компьютер не смогут помочь нам решить задачу, если мы сами не обладаем способностью ее решить [2]. Конечно, человек должен обладать обширными знаниями, но главное его оружие – это способность реализовать их, пойти необычным творческим путем. Такой навык поможет обрести учитель еще в школе, основываясь на системе НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления – теория решения изобретательских задач), в которой решение задач достигается через творческое начало. Система разработана путем интеграции и усовершенствования фундаментальных систем образования. Главная цель системы: педагог на уроках развивает такое качество как креативность, то есть – способность к созданию чего – то нового (метода, решения, смысла, идеи, предприятия и т. д.). Причем, психологи утверждают, что креативные личности зачастую руководствуются не столько рациональным расчетом, сколько действуют иррационально, интуитивно, но закрепляют достигнутое на высоком интеллектуально – рациональном уровне[3, 4].
Давайте разберемся, за счет каких механизмов человеческого мышления происходит этот процесс, и какие способности следует развивать у детей на уроке, чтобы задействовать непрерывное формирование творческого мышления.
Такими механизмами служат фантазия и воображение. Послушайте, как не сговариваясь, рассуждают об этих элементах творческого мышления великий физик и известный летчик, обладавший писательским даром.
«Я верю в интуицию и воображение… Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение охватывает все на свете…» – А. Эйнштейн
«Теоретик верит в логику. Он убежден, что пренебрегает мечтой, интуицией и поэзией. Он не замечает, что эти феи нарядились в маскарадные костюмы, чтобы соблазнить его как пятнадцатилетнего мальчишку. Он не ведает, что им он обязан своими лучшими открытиями. Они явились к нему в облике «рабочей гипотезы», «производных условий», «аналогии». Как мог, он, теоретик, подозревать, что, прислоняясь к ним, он обманывал суровую логику и наслаждался пением муз!..» – А. де Сент-Экзюпери.
И разве не случайно, что в период особенно напряженной творческой работы в авиации Сент-Экзюпери написал удивительную сказку «Маленький принц». А Эйнштейн объяснял свои открытия тем, что смотрел на мир глазами ребенка, а значит, сохранял веру в чудо.
Урок по такой системе должен строиться на следующих принципах:
- принципы диагностики личности ребенка или группы в целом;
- развитие и воспитание личности через творчество;
- принцип преемственности творческого развития;
- принцип поисковой деятельности;
- принцип соревновательности.
При этом каждый урок отождествляет радость для учащегося. Это можно достичь через следующие блоки:
Блок 1. Блок мотивации
Первый способ мотивации – игровые технологии.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Но особо остро эта проблема стоит в изучении коми языка. Не секрет, что коми язык хоть и является вторым государственным языком, вокруг его преподавания завязывается целый узел разных противоречий, которые мешают нормальному развитию отношений в нашем обществе. Очень часто можно услышать от взрослых людей о негативном отношении к изучению коми языка. Поэтому очень важно заслужить уважение и интерес к языку на уроках.
Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков учительского труда. На начальном этапе коми язык хотят изучать многие и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляются усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Зачастую по этой причине у учащихся возникает вопрос: «А зачем нам изучать коми язык?». Чтобы не возникало таких вопросов, надо постоянно повышать интерес учащихся к уроку – это задача каждого педагога. Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Основные задачи, реализуемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:
- · Развитие и закрепление самостоятельной работы;
- · Умение позитивно мыслить;
- · Организовать взаимодействие;
- · Принимать решение и организовать его выполнение.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставит удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности [5].
М. Ф. Стронина в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
- лексические игры;
- грамматические игры;
- фонетические игры;
- орфографические игры;
- творческие игры[6].
Во время игры учащихся не следует прерывать. Ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу». Исправления следует делать тихо, не прерывая учащихся, или делать это в конце урока. Игры лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу. И, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивации детей к изучению коми языка начинает ослабевать [7].
Игры, используемые на уроках коми языка:
Игры по аудированию.
Цели:
– научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
– научить учащихся выделять главное в потоке информации;
– развивать слуховую память учащихся.
Примеры игр:
«Кодлöн шондiыс югыдджык?» / «Чье солнышко ярче?»
Класс делится на две команды. Поочередно дети выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное (птицу, комнату и т. д.) по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает та команда, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т. е. больше баллов.
«Лым мач» / «Снежный ком»
Определяется рассматриваемый вопрос или тема. Игра проводится по рядам по цепочке. Начинает первый ученик с сообщения известных ему фактов, явлений, понятий и т. д. второй ученик продолжает, не повторяя того, что уже было сказано (либо повторив, назвав свое). Тот, кто ничего не знает, ошибается, выходит из игры. Игра завершается обобщением, которое делает учитель или консультант. Эта игра подходит для повторения тем: Сыктывкар, моя Республика, города республики Коми, школа, Красная книга республики Коми и т. д.
Лексические игры.
Цели:
– тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
– активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
– развивать речевую реакцию учащихся.
Примеры игр:
«Сизим рöма дзоридз» / «Цветик-семицветик».
Оборудование: ромашка или любой цветок со съемными разноцветными лепестками. Класс делится на три команды. Ребята друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала. Можно работать со всем классом. Например, раскидать или сложить в ряд лепестки цветов, называть цвет лепестка, а ученики должны найти правильный, выйти к доске и сложить лепестки в шаблон для того, чтобы получился цветок. Игру можно разнообразить. На каждом выбранном лепестке можно написать какое-нибудь задание (ответь на вопрос, поздоровайся с другом на коми языке, прочитай выразительно предложение, назови слова с определенным звуком и т. д.).
«Мый тайö?» / «Что это?»
В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике. Можно в мешочек накидать предметы на изученные темы, дети должны достать и назвать предмет на коми языке. Написать на красивых бумажках пожелания детям на праздники, либо подарки, которые они как бы получат на праздники, всё положить в мешочек «пожеланий и радости», а дети с большим удовольствием будут доставать и читать [8].
Фонетические игры.
Цель: тренировать учащихся в произнесении аффрикат, мягких согласных, звука ö.
Примеры игр:
«Ловъя анбур» / «Живой алфавит»
Играют две команды. Каждой команде раздается набор карточек с буквами алфавита. Когда учитель произносит слово, ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют названное слово.
«Дзебöмтор» / «Шифровка»
Учитель диктует слова по буквам (это могут быть как отдельные слова, так и связный текст или пословица). Записав под диктовку буквы, ученики должны быстро расставить границы между словами. Выигрывает ученик, быстрее всех справившийся с заданием [8].
Блок 2. Блок творческого разогрева
Разогрев урокаявляется неотъемлемой частью любого урока.Для чего он нужен?Есть много причин, почему мы должны использовать творческий разогрев на уроках.Это отличный способ поднять настроение детей и настроить на общение на коми языке. Разогрев делает урок более оживленным и интересным. Гораздо интереснее заниматься у учителя, который начинает урок с интересной игры или смешной истории, а не с простого: «Кыдзи тэ олан? / «Как дела?» и «Восьтöй небöгъяс» / «Откройте учебники».
В какой части урока лучше использовать разогрев?Все зависит от того, как распланирован урок, будете ли повторение старой темы или прохождение новой.В качестве разогрева можно проиграть какую-то жизненную ситуацию, обсудить смешную новость или историю.
Пример: Приготовить карточки с русскими и коми словами, перемешать и раздать ученикам. Ученики должны сопоставить русские и коми слова. Затем можно попросить их составить вопросы с использованием этих слов.
Кроссворды, скрабл, крокодил отличный вариант интересного повторения слов.
Грамматические игры лучше использовать при закреплении и повторении материала. Это могут быть игры в карточки (На каждой карточке написать вопросы, соответствующие грамматической теме. Например: «Кутшöм кывъяс тэ тöдан ö шыпасöн? / Какие слова ты знаешь с буквой ö?» Вопросы на карточках задаются по очереди).
Шутливые истории на уроке
Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости напряжения, является смех. Для этого рассказывается что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни. Используются также рассказы в картинках, смешные игрушки.
Блок 3. Блок психологической разгрузки
Физминутка – «минутка» физических упражнений, направленная на снятие усталости. Учащиеся начальных классов очень быстро утомляются на уроке, поэтому физминутки помогают предупреждению усталости и снятию утомления.
Основные задачи физминутки заключаются в:
- снятии усталости и напряжения;
- внесении эмоционального заряда;
- выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Примеры:
«Мазi – чушканзi» / «Пчела – оса».
По звуковому сигналу «Мазi!» дети смотрят на картинку пчелы. На сигнал «Чушканзi!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
Двигательно-речевые физминутки для проведения уроков коми языка с русскоязычными детьми [9, 10, 11].
Таблица 1
Кыдзи Галя чужан лунö Ми пöжалiм тупöсь нань, Тупöсь нань тупöсь нань. Эта судта, эта ляпта, Эта пасьта, эта эттöм. Тупöсь нань тупöсь нань. Кодi мусса, сiйöс босьт. |
Öдва, öдва, öдва, öдва, Карусельным мöдöдчис. Сэсся öддзис, öддзис, öддзис, Ньöв моз тöвзьыны кутiс. Öдйö, öдйö, öдйö, öдйö, Öдйö, öдйö котöртам! Лöня, лöня, лöня, лöня, Карусельтö сувтöдам. |
Öтчыд ичöт кöчильяс Петалiсны ворсны. Котралiсны, котралiсны, Гажöдчисны, ворсöдчисны. Сöмын пашкыр коз пу сайын Кöин виччысис нин найöс: - Кöчьясöс ме радейта, Ставнысö öд кутала. |
Пöльтам ыджыд гöгрöс гадь, Пöльтам ыджыд гöгрöс гадь, Шуам сылы: «Гадьэн пот!» Гадьным качис вылö, вылö, Сэсся шлыв – усис джодж вылö Да и потiс гора – швач! |
Лэбö катша, лэбö рака. Таво ар пö лоö тшака. Тыр пö тшакöн рас да яг, Кодi ветлас вотны тшак? |
Лымёыс сапкö, тöлыс тшапкö, Киö – кепысь, юрö – шапка. Кокö – гынкöм, вылö пась, Ывла вылö петны дась. |
Югдан кадö ичöт черань Садьмис, вöрзис, зiля чеччис, Бергалыштiс, сэсся мелань Шондi югöр кузя лэччис. |
Шарик увтö: ув-ув-ув! Мурзик нявзö: няв-няв-няв! Чибук гöрдлö: го-го-го! Чипан котсьö: ко-ко-ко! |
Кекöнач, кекöнач, (хлопаем в ладоши) Шлыв-шлыв-шлыв… (машем руками) Юр вылö пуксим! (руки на голову) |
Тэныд кажитчö кö вöчлы тадз! Тэныд кажитчö кö вöчлы тадз! Тэныд кажитчö кö вöчлы И мöд ёртлы петкöдлы Тэныд кажитчö кö вöчлы тадз! |
– Гажаа йöктам ми Тра-та-та, Тра-та-та Йöктöмыс тайö шусьö- Миян лавата. – Менам нырöй ок и бур, А сöседлöн бурджык! – Киыс вöлi? Вöлi! А кокыс вöлi? Эз! Мамыс корö ичöт шырöс Видзöдлвны кымын кад. Шырö мунö часi дорö, Вöрöдыштны гиря рад. Виччысьтöг друг кылö шы |
- Кыдзи олам? - Вот тадз!(большой палец правой руки вверх) - Кыдзи мунам? - Вот тадз!(топаем ногами) - А котӧртам? - Вот тадз!(бежим на месте) и с.в. Чужöмö тöв пöльтö, Пуяс сiйö качайтö, Тöлук вылö, вылö, вылö, Пуяс улö, улö, улö. |
Нюр вылын кык пöдруга, Турунвиж кык лягуша. Лягушаяс чеччысны, Мичаа мыссьысны, Кинас хлоп-хлоп, Кокнас топ-топ, - Пуксям, нуöдам урок. |
Зарядка вылö шондi корас, Лэптам Ки, кор кылам «раз»! Юр весьтын качайтчöны коръяс, Лэдзям Ки кор кылам «Дас». (Игра на внимание) |
Ыавла вылын шоныд зэр, Ми пилитам ыджыд кер, Öкмыс-дас, öкмыс-дас, Лоас миян пес чипас. |
- Ми кык том вок, Зэв пельк вок, - Ме – Гöрд Ныр, - А ме – Лöз ныр. - Кодi öнi котöртас? - Он миянöс повзьöдöй, Ёртъяс öдйö котöотöй! |
Мамлы бура отсалам, Кöлуй асьным песлалам. Шор дорö мунам, Кöлуй пожъалам, Кöв вылö öшлам, Бура уджалам! |
Ю дорö котöртам, Копартчам, мыссям, Öтлаын - раз, тайö брасс, Куим –нёль, тайö кроль. Берег вылö петам, Гортö мунам. |
Котöртöны пон да кань, Олöны зэв бура. Понйыс - шань, Каньыс – шань, Быдöн мывкыд юра. |
Миян Веня мунö ягö, Корсьны медся чöскыд ягöд. Котöртö сы бöрся пон: - Виччысь менöдона зон! Чöдлач öктö зонка ягын, Туисын зэв уна ягöд. |
Медводз ставным чеччам, Зарядка ми вöчам. Öти, кык – вот тадз! Куим, нёль – вот тадз! Места вылын котралам, Парта дорын чеччалам, Шойччыштам ми бура. Юара миян урöк. |
Вöрö Иван мунö, Тшак аддзис уна, Копыртчис, бостiс, Гортас сiйöс косьтiс. |
Интерактивные физкультминутки. Это заранее созданные в программе Power Point, Notebook 10, ElitePanaboard, видеоролики. Учащимся они очень нравятся. Здесь роль проводящего разминку передаётся определённому герою, чаще всего по теме урока.
Таким образом, особую роль релаксации на уроке коми языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Для снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создавалась бы располагающая к занятиям обстановка.
Блок 4. Блок интеллектуальной разминки
Анаграмма – это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв, а также при чтении справа налево слово приобретает новое значение.
Примеры:
Сiйö ветлö тэкöд тшöтш,
Либö видзö горттö.
Бöрöн лыддян: овлö век
Мышкас туй выв мортлöн.
пон — ноп
Сiйö увтасiнысь кайö,
Кöнi эмöсь тыяс, ёльяс.
Бöрöн лыддян: öдйö-öдйö
Пуö кайö, сёйö кольяс.
ру — ур
Ворсiгчöжöн тайö кывсö,
Унаысь ме шула тэд.
Бöрöн лыддян кö, лоö
Вöрын олысь мудер зверь.
чур — руч
Загадки.
Сытöг эськö эз вöв олöм,
Быд лун миян ордö волö.
Рытнас вöртас сайö водö,
Садьмö медводз зарни …
Шондi
Уджала ме лун и вой,
Кöть ог юлы и ог сёй.
Кодыр ковмас тöдны кад,
Висьтавны ме тэныд рад.
Часi
Кык кокыд дженьыд,
Чирк моз чеччалан,
Котöртны он куж,
Бöжыд быттьö понпуш.
Кöч [9]
- повышение мотивации учащихся при изучении коми языка;
- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
- простор для творческой деятельности.
- речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
- социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфике коми языка;
- языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
- учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению коми языка
- компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
- повышению личной уверенности учащихся;
- развивает «командный дух», развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
- обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
- развивает у учащихся исследовательские умения [12, 13].
- Рефлексия содержания материала
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т. д.
- Амонашвили Ш. А Основы гуманной педагогики, ООО «Амрита», 2012.
- В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Мозг. Обучение. Здоровье. – М. "Просвещение", 1989.
- 3. Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А. М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, С. 183.
- Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 144 с.
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140–146.
- Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
- Риверс В. Методы и формы использования игры по формированию умений общаться на иностранном языке http://works.doklad.ru/view/ba-Hmr2aG_0/5.html
- Ворсан куд: ворсöм чукöр / Лöсьöдiсны: З. В. Остапова, М. В. Рудецкая, В. А. Муравьева, Н. Н. Морозова. – Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2012. – 96 л.б.
- Юшков Г. А. Вильыш войтыр. Висьтъяс, кывбуръяс, мойдъяс.Сыктавкар, Коми книжное издательство. 1979 г. С. 58.
- Журнал. Би кинь. – 2003. № 5.
- Рассыхаев А. Н. Чинки, Киколь да Геч: Коми йöзкостса ворсöмъяс. – Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2011. – 64 л. б.
- Матяш Н. В. Хохлова М. В., Творческие проекты в младшей школе. / Под ред. Симоненко В. Д. – Брянск, 1999.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1.
- Мерлин В. С. Психология индивидуальности / Под. ред. Е. А. Климова. М., 1996.
- Суворова, Н. Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). – 2000. – № 1. – С. 25–27.
- Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения педагогике / С. С. Кашлев. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 176 с.