Войти / Зарегистрироваться

Реализация метода НФТМ-ТРИЗ на примере повторительно-обобщающего урока «История Древней Греции» в пятом классе

Получить свидетельство
Автор: Неупокоев Борис Владимирович

Стремясь к повышению качества результатов образования, как того требует ФГОС [1], мы можем использовать методику развития творческого мышления, заложенную в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с использованием теории решения изобретательских задач (НФТМ-ТРИЗ), при работе с которой в полной мере реализуется непрерывность и преемственность творческого развития личности [2].
Система восьми последовательных блоков обеспечивает не только различные способы освоения нового материала, но и овладение учащимися различными творческими методами деятельности, а также создание положительного эмоционального фона и личной заинтересованности в предмете [3]. Особенно хочется отметить системность предлагаемой модели, обеспечивающей эффект синергии.
Ниже приводится разработка урока, проводимого в НОУ «Школа им. А. М. Горчакова» как урок-игра.
Педагогическое значение игры привлекало внимание русских педагогов со времён К. Д. Ушинского [7], считавшего игру важнейшей частью мира детства, «действительностью гораздо более интересной, чем та, которая его окружает» и В. Н. Сороки-Росинского, описывающего игру как «естественную потребность растущего организма, без которой он не может нормально расти и развиваться» [6]. О феномене игры в современной школе более всего писал С. А. Шмаков [8].
Несмотря на бесспорность тезиса о важности игры такие уроки достаточно редко реализуются сейчас в средней школе в первую очередь в следствии трудоёмкости их подготовки.
Представляется, что дидактические принципы НФТМ-ТРИЗ прекрасно реализуются в том числе на таких уроках.
 
Тема урока: Повторительно-обобщающий урок «Древняя Греция».
Цели урока:
  • Освоение значимости периода истории Древней Греции.
  • Формирование критического мышления.
  • Осознание гуманистических традиций античности.
Задачи урока:
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Повторение учебного материала раздела.
  • Формирование способности к самовыражению и самореализации.
  • Формирование ценностных ориентиров на основе знаний по персоналиям Античной Греции.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
  • способность решать творческие задачи,
  • находить и отбирать информацию, необходимую для решения учебных задач,
  • доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения,
  • представлять информацию в разных формах (рисунок, план, монолог),
  • развитие умений работы с различными видами информации.
Коммуникативные УУД:
  • способность предъявлять результаты своей деятельности: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии,
  • организовывать работу в группе, вырабатывать решения,
  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты,
  • преодолевать конфликты – уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого, изменять свою точку зрения под воздействием чужой аргументации.
Регулятивные УУД:
  • определять цель, проблему в учебной деятельности,
  • планировать учебную деятельность,
  • работать по плану, сверяясь с целью,
  • находить и исправлять ошибки.
Личностные УУД:
  • осознавать многообразие взглядов и позиций, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Продолжительность урока: 90 мин. (2 урока по 45 мин.)
Форма урока: развивающая игра, урок-стилизация
Важнейшим требованием методики НФТМ-ТРИЗ является системный подход к решению задач. Именно такой подход реализуется в НОУ «Школа имени А. М. Горчакова», равно как и метод погружений. Исходя из сложности решаемых задач модель урока представляется в следующем виде:
Предварительная подготовка к уроку – урок: Блоки 1-4 – Перерыв – Блоки 5-8.
Подготовка к уроку
Данный этап представляет собой подготовку учащегося к короткому выступлению – речи, произносимой от имени выбранного им персонажа из истории Древней Греции.
Подготовка к уроку представляет собой создание учащимся простого или сложного плана.
Трудно переоценить роль публичных выступлений, практиковавшихся ещё в средневековых школах Европы. Опыт, получаемый учащимися, в данном случае бесценен, что прекрасно понимали педагоги как элитарного Царскосельского лицея, так и ШКИД (Школы имени Достоевского под руководством В. Н. Сорока-Росинского).
Ниже приводится отрывок из списка предлагаемых учащимся возможных персонажей и тем. При этом необходимо предоставить школьникам не только свободу выбора (т. е. составить избыточный список), но и сохранить возможность самостоятельно предложить имя и тему, заранее согласовав их у учителя.
  • Гомер: «Зачем человеку знать мифы?»
  • Солон: «Какие законы необходимо принять».
  • Мильтиад. Речь накануне Марафонского сражения.
  • Геродот: «Почему важно помнить историю греко-персидских воин».
  • Перикл: «Афины – лучший город в Греции!»
  • Фидий: «Как лучше изображать богов».
  • Эзоп: «О свободе».
  • Сократ: «Почему мы называем театр «школой для взрослых».
Одновременно со списком учащимся предлагается памятка с требованиями:
  1.  Речь должна содержать:
  • чётко выраженную главную мысль или призыв,
  • аргументацию мысли или призыва,
  • имена исторических героев, факты, даты и термины.
  1. Оратор должен передать характер своего персонажа.
  2. Выступление должно быть не короче двух, но не длиннее трёх минут.
  3. Оратор произносит речь, а не читает её по бумажке.
  4. Разрешается пользоваться планом.
  5.  Для успешного выполнения пунктов 1-2 при подготовке речи необходимо познакомиться с биографией своего персонажа. Это можно сделать, используя Интернет или Энциклопедию «История Древнего мира», которой можно пользоваться в кабинете истории.
Срок подготовки обычно определяется в 7-10 дней. Учителю при этом необходимо создать режим максимального успеха. Необходимо предложить всем учащимся возможность для индивидуальных консультаций, а для плохо успевающих – совместную работу при подготовке и тренировке выступления. Можно обратиться и к родителям с предложением накануне прослушать выступление своего ребёнка.
При изучении темы «История Древней Греции» одновременно с уроками истории, учащиеся на уроках математики решают древнегреческие задачи, на труде изготавливают щиты, на ИЗО осваивают азы древнегреческой росписи, раскрашиваются бумажные шаблоны.
Темой подобных росписей становятся мифы Древней Греции. Во время экскурсии в Эрмитаж ребята изучают традиционные сюжеты и техники росписи. Их собственные рисунки могут украсить кабинет, создавая стилизованный визуальный образ-настроение. Кроме того, можно предложить учащимся создать рисунок-загадку, с изображением мифологического эпизода, который зрители должны разгадать, опираясь на подсказки, оставленные автором. Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания, ощущая себя продолжателями традиций древнегреческих вазописцев.
Учитель может прикрепить рядом с каждым из рисунков порядковый номер и предложить учащимся перед началом урока написать на листочках свои варианты разгадок загадочных рисунков. Ответы могут быть опущены в специальный ящик, а впоследствии разобраны и оценены дополнительным баллом.
В индивидуальной работе учащегося присутствуют ярко выраженные познавательные результаты. При этом присутствие алгоритма, выраженного в требованиях к составлению речи, существенно облегчают его задачу, способствуя созданию качественного продукта.
Подчеркнём игровой аспект данного задания, являющийся возрастосообразным для учащихся 5-8 классов. В этом же задании присутствуют и регулятивные УУД, воспитывающие умение планировать свою деятельность: знакомство с дополнительным источником – составление плана речи – репетиция речи с учителем или родителями – соотнесение выступления с требованием ко времени.
Таким образом, уже на этапе подготовки урока учащиеся выступают субъектами деятельности и реализуются принципы НФТМ-ТРИЗ – принцип сотворчества и демократизации учебного процесса.
 
Блок 1. Блок мотивации
Первый блок урока в методике ТРИЗ обычно предполагает использование какого-то объекта-сюрприза, способного удивить и заинтересовать учащихся и обеспечить их мотивацию. На уроках по истории Древней Греции я использую черепки крымских амфор, модель триеры или солдатиков-гоплитов (фирма «Звезда»), привезённые из Греции уменьшенные реплики античной керамики или монет и многое другое. Но в данном случае, само ожидание, вызванное участием школьников в подготовке к уроку, является лучшим стимулом к заинтересованности.
Поэтому в первом блоке учитель приветствует учеников и объявляет, что на время урока они становятся гражданами Древних Афин, собравшимися на народное собрание, чтобы выслушать ораторов.
Для оценки выступления необходимо выбрать пятерых членов Ареопага, которые будут являться судьями. Учитель предлагает учащимся несколько вопросов, после чего в состав Ареопага автоматически включаются давшие большинство правильных ответов.
Вопросы могут быть самые разнообразные, но требующие односложных ответов, которые учащиеся дают письменно, на листках, предварительно полученных от учителя. Главное, чтобы вопросы требовали односложных ответов и задавались по принципу усложнения. Например:
  1. Назовите археолога, раскопавшего Трою.
  2. Где находятся «львиные ворота»?
  3. Как назывались сандалии для актёров?
  4. Какая птица – символ богини Геры?
В случае нехватки времени (большое количество учеников в классе) для выбора Ареопага может быть проведено простое голосование.
Возможно, целесообразным представляется простое деление класса на две части, при котором на первом уроке в Ареопаг входит половина учащихся, которая не произносит речи, а вторая половина представляется «Народным собранием», из числа которого по очереди выступают ораторы. На втором уроке эти группы меняются местами.
В таком случае все учащиеся за время занятий проходят не только через роль оратора и слушателя, но и эксперта.
Сформировав жюри – Ареопаг, учитель выдаёт его членам таблицы анализа речей.
Таблица
 

Имя оратора

Чётко выражена

идея речи

Передан характер персонажа

В речи звучали:

Итог

имена

факты

термины

даты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Таблицы заполняются оценками, знакомыми учащимся по другим занятиям, и подразумевает максимально чёткие критерии оценки, где «+» безусловно да; «+-» скорее да; «-+» скорее нет; «-» безусловно нет.
Кроме этого каждый из экспертов должен быть готов выступить и аргументировать свою оценку.
Возможно назначение «следящего за временем». Лучше если на уроке не будет звучать модное слово «таймкипер», поскольку оно будет разрушать атмосферу урока.
Учащимся, которые не попали в «члены Ареопага» предлагается ряд повышающих мотивацию заданий. Ниже приводится два на выбор:
Первое задание:
  1. Внимательно слушая речь, постарайся задать вопрос, выступающему. Помни, что твоя задача не выискивать его ошибки, а прояснить для себя позицию и намерения представленного исторического персонажа.
  2. Задавая вопрос, оставайся в образе грека, пришедшего на народное собрание. Обращайся к однокласснику по имени его героя.
  3. Будь готов поддержать выступавшего, если его аргументация показалась тебе достаточной или отказать в поддержке, если его аргументы оказались слабыми.
Второе задание:
На основе услышанной речи составьте «карту памяти», разместив на ней:
  • имя персонажа,
  • главную мысль его речи,
  • ключевые слова (словосочетания) его аргументации.
Лучшие вопросы могут принести учащимся дополнительные баллы.
Лучшие «карты памяти» могут быть размещены на стендах в классе и также оценены.
Разумеется, сам учитель на данных уроках играет не только роль ведущего, но и главного судьи, поскольку баллы, выставленные членами жюри-ареопага не всегда могут быть объективны.
Если учитель считает, что первый блок (установка, выборы Ареопага, знакомство с заданиями) могут потребовать значительного времени, то все элементы кроме приветствия и установки могут быть организованы заранее, до начала урока.
Поскольку важнейшим принципом НФТМ-ТРИЗ является принцип творческой самореализации, важнейшим фактором успеха урока становится не только (и не столько) задача повторения ключевых единиц информации, но творческая самореализация учащегося, выраженная в каждой из его трёх сменяющихся ролей.
 
Блок 2. Содержательная часть
Данный блок содержит материал, необходимый для повторения изученного в теме «История Древней Греции», обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Во время работы каждый из учащихся попеременно берёт на себя одну из трёх ролей: оратора, активного слушателя или эксперта.
Оратор произносит заранее подготовленную речь, пытаясь убедить слушателей в правоте своей позиции. При этом формируются навыки ораторского искусства, приобретается опыт публичного выступления.
Остальные учащиеся при этом находятся в режиме «активного слушания». Эксперты (группа «Ареопаг») анализируют услышанное, заполняют полученные таблицы, обсуждают между собой и готовят консолидированное мнение. Слушатели (группа «Народное собрание») готовят вопросы к выступавшему, составляют собственное мнение и голосуют по предложенному оратором вопросу.
Отметим, что эта часть урока реализует задачу повторения материала, изученного в теме «История Древней Греции». Разворачиваясь в игровой форме, она способствует этому более органично.
 
Блок 3. Психологическая разгрузка
Поскольку весь урок проходит в игровой форме и происходит постоянная смена деятельности по схеме «ВЫСТУПЛЕНИЕ – СЛУШАНИЕ – ОБСУЖДЕНИЕ», то данный блок может быть исключён. Однако, если учитель замечает усталость в классе, то может провести упражнение-разминку с использованием древнегреческих загадок. В этом случае учащиеся, выйдя из-за парт, повторяют движения и слова учителя. Например: «Я – чёрное дитя сверкающего отца, я – птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись я умираю» (Дым).
 
Блок 4. Головоломка
Учитель предлагает учащимся головоломку, решение которой реализует такие дидактические принципы НФТМ-ТРИЗ, как творчество, коммуникативность и соревновательность.
Представим себе, что в находящемся неподалёку порту Пирей грузится торговый корабль. К погрузке в трюм предназначены 200 амфор. Однако все грузчики оказались заняты в другом месте, а корабль должен выйти в море через 10 минут. Помогите разместить амфоры в трюме. Помните, что:
  1. амфоры могут касаться друг-друга, но не накладываться одна на другую,
  2. амфоры нельзя переворачивать,
  3. концы амфор не должны вылезать «на палубу» и тем более «за борт».
Для решения головоломки каждой паре учащихся выдаётся листок с рисунком греческого торгового корабля в разрезе, набором из 20-и заранее вырезанных амфор и клейкий карандаш.
Хитрость решения заключается в том, что амфоры могут поместиться в трюм только в том случае, если их острые днища одних вставляются в горлышко других. Что соответствует исторически сложившейся системе крепления амфор на древнегреческих кораблях.
Данный блок может быть проведён во время перемены.
 
Блок 5. Интеллектуальная разминка
В качестве усложняющихся заданий, направленных, согласно НФТМ-ТРИЗ, на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся и при этом служащих целью повторения истории Древней Греции, может быть предложена работа на понимание крылатых выражений, пришедших из античности в русский язык. Разнообразные возможности для организации творческой деятельности дают такие выражения, как «ахиллесова пята», «троянский конь», «геростратова слава», «лаконичная речь», «яблоко раздора» и т. п. Работа с ними может идти тремя способами:
1. На экране появляется выражение, а учащиеся используют его составляя фразу из своей жизни
2. На экране появляется мини-текст, где в двух-трёх предложениях описывается ситуация, которую можно заменить крылатым выражением
3. На экране появляется рисунок-ситуация, который можно заменить крылатым выражением
При достаточном количестве времени учитель может предложить учащимся для решения одну-две задачи, разработанные известным московским методистом С. Г. Смирновым [5]. Например:
  1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Верно ли это? (Да. полис – город-государство, а в Македонии была одна столица)
  2. Говорят, что в Афинах флот был опорой демократов против аристократов. Почему? (Гребцами на кораблях служили бедные граждане)
  3. Почему после смерти Александра эллины восстали, а персы – нет? (Персы привыкли к деспотии, а греки всегда боролись против тирании)
  4. Почему посещение театра было бесплатным? (Греки считали, что театр – воспитывает граждан, называя его «школой для взрослых»)
 
Блок 6. Содержательная часть
Данный блок является логичным продолжением блока 2, реализуется по тем же принципам и целям. В конце блока учитель благодарит всех учащихся за выступления, выделяет наиболее интересные вопросы и ответы. Особо благодарит членов Ареопага за анализ работы своих товарищей, подчёркивая важность этого вида деятельности.
 
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка
Важность открытого образования, о котором так много говорят, сегодня уже никому не нужно доказывать. Систему усложняющихся компьютерных головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, предлагает к примеру программа «Загадки Сфинкса. История Древнего мира» выпущенная компанией МедиаХаус [4]. 40 задач по истории, для решения которых учащемуся предлагается знакомство с различными видами исторических источников. Данная программа, установленная на школьных компьютерах, может быть анонсирована на данном уроке путём совместного решения одной из задач, или только знакомства с её условием.
 
Блок 8. Резюме
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» завершает изучение темы, на которую программой отводится 19 часов. Кроме того, итоговое повторение совпадает по срокам с окончанием третьей четверти, по крайней мере в НОУ «Школа имени А. М. Горчакова», что представляется весьма логичным в сознании учащихся.
Тем более актуальным становится заполнение учащимся Листа самооценки, в котором он анализирует свою деятельность при изучении темы, фактически и всей четверти.
 
Лист самооценки
  1. Источниками моих знаний при изучении темы «Древняя Греция» были: …………… (учебник, тексты, рассказы одноклассников, книги, диафильмы, фильмы, экскурсии в Эрмитаж, что-то другое)
  2. Мне было особенно интересно узнать о: …………… потому что ………
  3. Наиболее трудным для меня оказался следующий вид работы ……………
(с текстами, учебником, рабочей тетрадью, на экскурсии, что-то другое)
Потому что ..................................................................................................
  1. Наиболее полезным для себя я считаю следующие виды работы вид работы…… Потому что ......................................
  2. В этой четверти я могу гордиться тем что я:………… Потому что ………
  3. За работу по теме я могу поставить себе оценку:….. Потому что…………
Данный вид самооценки и обратной связи представляется наиболее удобным, поскольку в отличии от устных высказываний:
  1. Позволяет ученику лучше обдумать вопрос.
  2. Ставит каждого учащегося перед необходимостью детального самоанализа.
  3. Вырабатывает у учащегося алгоритм самооценки и необходимость аргументации оценочных суждений.
  4. Позволяет учителю детально проанализировать деятельность как каждого учащегося индивидуально, так и класса в целом.
  5. Исключает для учителя опасность «упустить» какую-то деталь, показавшуюся второстепенной при восприятии на слух.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17декабря 2010 г. No1897-ФЗ.
  2. Зиновкина М. М, Утёмов В. В. Обновление основных программ общего образования через дидактические принципы и технологии педагогической системы НФТМ-ТРИЗ в условиях реализации ФГОС. Концепт, 2015 – № 12.
  3. Зиновкина М. М, Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ. Концепт, 2013.
  4. История Древнего мира. Загадки сфинкса. Медиахаус. www mediahouse ru
  5. Смирнов С. Г. Задачи по истории Древнего мира. М., Мирос, 1995.
  6. Сорока-Росинский В. Н. Школа имени Достоевского. М. Педагогика. 1991. – С. 190.
  7. Ушинский К.Д. Собрание соч. т.1. М. 1979. – С. 264.
  8. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. М. Новая школа. 1994.

Похожие публикации