Цель: Развивать у детей способность самостоятельно строить индивидуальную игровую деятельность и включаться в совместные игры со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- Создать в группе условия для возникновения образно-ролевых и режиссерских игр.
- Способствовать развитию у детей воображению, фантазии, творческих способностей.
- Формировать у родителей интерес к совместной работе по развитию у детей игровой деятельности.
В своей работе я использовала материалы психологов Е.Е.Кравцовой и О.В.Лещинской - Гуровой.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Для детей младшего дошкольного возраста ( 2 младшая группа) характерны режиссёрская и образно- ролевая игра.
Режиссёрская игра
Режиссёрская игра в дошкольном возрасте является начальной ступенью развития игры. Режиссёрская игра названа так, потому что в ней много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
Педагогические условия развития режиссерских игр.
1. Создание игрового пространства.
Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.
Для этого я в своей работе использую ширмы, фланелеграф, книжки – раскладушки.
2. Подбор игрового материала.
Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. Другой вид игрушек - предметы-заместители, т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. В своей работе я использую игрушки всех видов.
3. Позиция взрослого, умелое руководство этой игрой.
Предпосылкой возникновения режиссерской игры является воображение, поэтому одна из поставленных мной задач - это развитие воображения у детей.
1 этап – Я учу детей неоднозначно воспринимать окружающие их предметы, переносить функции с одного предмета на другой.
Например. Я беру кубик и глажу им как утюгом. В другой раз кубик у меня превратится в куклу, которую я укачиваю спать. Дети вместе со мной повторяют эти действия .А потом самостоятельно разыгрывают на кубиках задания - стирка кукольного белья, заправка «машины» бензином и т.д.
Так же я провожу игры для развития воображения - «Угадай, что я делаю», «Угадай, что это такое» ( изображение действий, предметов с помощью, мимики, жестов, звуков). Поскольку речь является важным компонентом режиссерской игры, я сопровождаю действия, свой показ специфическими звуками (машина гудит, утюг шипит и т.д.).
Для развития выразительности речи детей провела следующую работу:
- Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».
- Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».
- Заучивание потешек, русских народных песенок.
- Загадывание загадок о животных.
2 этап – Я учу детей разгадывать смысл рисунков, картинок.
Например. Ребенку предлагаю придумать по картинке сказку, историю, при этом задаю вопросы: «Что изображено на картинке? Что делает герой? » , побуждаю ребенка показать возможные действия героя.
Провожу игры «Третий лишний», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Что было сначала, что потом».
На этом этапе работы в книжном уголке я подбираю книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение, подбираю картинки с изображением поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных.
3этап – Я учу детей сочинять и строить небольшой сюжет и конструировать по нему игру.
3этап – Я учу детей сочинять и строить небольшой сюжет и конструировать по нему игру.
Развитие режиссерской игры:
- Я рассказываю и показываю историю с помощью кубиков ( предметов – заместителей). Ребенок выполняет роль зрителя.
Для того, чтобы заинтересовать детей, увлечь их игрой я придумываю различные ситуации.
Напаример. Рассказываю ребятам такую историю: «Сегодня по дороге в детский сад я встретила бабушку-сказочницу, и она подарила мне волшебную коробочку с волшебными предметами внутри. Как только мы откроем коробочку, то сразу попадем в сказочную страну. Хотите попасть в сказку?» Я открываю её, достаю шнурок и говорю: «Я дождевой червячок. Меня зовут Федя. Я живу под землей, но после дождя выползаю погреться на солнышке. Я очень хочу найти себе друзей. Пойду погуляю по дорожке, может быть кого- нибудь встречу…»»
- После того, как ребенок побыл в роли зрителя, я включаю его в совместную игру. Для этого я начинаю рассказ, а ребенок заканчивает.
- Когда ребенок научится завершать историю, я учу его придумывать завязку рассказа, а потом сама его заканчиваю в целях развития сюжета.
- Научившись подыгрывать взрослому в совместных сочинениях, дети и подходят к самостоятельной режиссерской игре. А я помогаю им, формирую задания, которые дают толчок к игре, будят фантазию.
Мои наблюдения показали, что многим ребятам еще сложно проявить себя в режиссерской игре. Некоторым детям мешает плохо развитая речь, бедный словарный запас ( Игорь, Артем ,Саша). У других ребят возникают трудности в развитии сюжета (Настя, Никита, Ярослав). С этими детьми я планирую продолжить работу по развитию воображения. Достаточно успешно проявляют себя в режиссерской игре Соня, Саша К., Глеб.
Для развития у детей игровой деятельности я привлекаю родителей к совместной работе.
Основные направления взаимодействия с родителями по развитию режиссерской игры:
- беседы, рекомендации по привлечению детей в игру
- наглядная информация «Читаем всей семьёй!», «Игры с детьми по развитию речи», «Игры с детьми в праздники»
- домашние задания : подготовить с ребенком чтение стихотворений по ролям, придумывать вместе истории по заданному началу или концу, по картинкам
- участие в изготовлении ширмы, пополнение атрибутов для игр.
Образно-ролевая игра
Этот вид игры тесно связан с театрализацией. Центральным моментом является исполнение какой-либо роли: человека, животного, даже изображение различных предметов.
Эта игра необходима ребенку для умения перевоплощаться, для развития творчества, и, главное, она нужна для развития детского воображения.
У нас в группе есть уголок ряжения, уголок уединения, волшебные сундучки с костюмами, иллюстрированный материал с изображением эмоциональных состояний, ширма для театральной деятельности, декорации к сказкам и этюдам, маски различных персонажей.
Для развития образно – ролевой игры я проводила предварительную работу:
- Чтение сказок «Репка», «Теремок», «Петушок – золотой гребешок», «Заюшкина избушка», обсуждение поступков героев, выделение характерных признаков .
Например. Зайчик - он какой? Он что делает? А петушок какой? Как он поет?
- Рассматривание картин, отражающих знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, радость, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния.
- Чтение стихов А.Барто «Игрушки», К.Чуковского «Телефон», «Муха – цокотуха», рассказов К.Ушинского «Петушок с семьей», «Корова», В.Сутеева «Цыпленок», «Кораблик».
- Разучивание игр-инсценировок по русским песенкам («Курочка – рябушечка», «Кисонька –мурысенька»)
- Проведение подвижных игр «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «У медведя во бору»
- Этюды на имитацию «Лес шумит», «Листопад», «Птицы», « Котята»
Благодаря проведенной работе, дети развивали образное мышление, учились подражать характерным жестам, движениям животных.
Мои наблюдения показали, что дети 3-4 лет легко могут превратиться в зайчиков, кошек и других знакомых животных, но движения у всех ребят в процессе имитации однообразные. Поэтому моя дальнейшая работа была направлена на то, чтобы показать детям насколько разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, поза, движения. Для этого я сама «превращалась» в разных животных, сказочных персонажей ( Муха- цокотуха, Лиса – Патрикеевна) и просила детей отгадать мой образ. Далее я учила ребят изображать эмоциональное состояние различных героев : хитрая лиса, пугливый заяц. В этом нам помогали иллюстрации прочитанных книг, кубики с изображением различных эмоциональных состояний (грусть, радость, обида и т.д.). Для развития выразительности движений я предлагала детям следующие задания :
- этюды на выражение эмоциональных состояний, например, «Лисенок боится», «Раздумье»
- упражнения с воображаемыми предметами, например, «Возьми мяч», «Попрыгай через скакалку», «Вкусные конфеты»
- игры- имитации «Кто лучше покажет позу?», «Кто лучше пройдет?»
Также я включаю работу перед зеркалом (мимические этюды, передача настроения...).
На прогулках с детьми я провожу образные игры-имитации «Листочки разноцветные», «Кружатся снежинки», «Веселые зайчата радуются снегу».
Образно-ролевые игры мы используем и на утренниках, например, на Новогоднем утреннике - сценка «Лесные жители», танец «Помирились».
Одним из важных этапов работы над образно- ролевой игрой является работа с родителями:
- Создание костюмов, масок, декораций
- Участие в утренниках в качестве персонажей
- Беседы, рекомендации по теме «Домашний театр»
- Наглядная информация «Как провести семейный праздник»
Вывод:
Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Он в игре совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, формируется инициативная, творческая личность, «рождается волшебник». В своей работе я создаю условия для развития самостоятельной деятельности детей, для полноценного общения в игровой деятельности, для умения вести себя определенным образом с игрушкой. В дальнейшем я продолжу работу по развитию у детей режиссерских и образно – ролевых игр.