Пояснительная записка
В современной социокультурной ситуации в России все большее влияние и распространение приобретает медиакультура, которая в разных видах и формах (через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы) интенсивно распространяется по всему миру.
Видео, CD-ROMы, DVD, Интернет предоставляют учащимся возможность индивидуального общения с экраном. Они могут выбрать интересующую их кассету (диск, сайт), и, к примеру, в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же материал на разных языках. Что позволяет, не только использовать все те преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и (в случае с персональным компьютером) в виртуальном мире реализовать свои творческие идеи. Уже сегодня созданы компьютерные игры с объемным изображением и звуком, рассчитанные не только на развлечение, но и на развитие памяти, реакции, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения.
Сегодня медиа – комплексное средство освоения человеком окружающего мира. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа), активизации знаний, полученных в процессе изучения русского языка и литературы. К сожалению, в большинстве современных российских школ этот потенциал до сих пор остается нереализованным.
За последние годы было проведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния медиа на школьную аудиторию. Их авторы в целом сходятся во мнении, что наряду с поп-музыкой и спортом общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест. При этом медиакультура (к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернета), органично вобравшая в себя черты русского языка, литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает более широким спектром воздействия.
Особое место в молодежной аудитории принадлежит учащимся средних общеобразовательных школ. От того, насколько развитой будет индивидуальность учителя, его сознание, самостоятельное мышление, умение интегрировать медиаобразование с образовательным процессом, во многом зависит эффективность обучения в школах. И здесь роль и место медиакультуры становятся все более важным и весомым, как в смысле развития творческих способностей личности, так и формирования восприятия и критического мышления школьников.
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, овладевать способами общения на основе невербальных форм» [Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555].
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности на материале и с помощью средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.
Следовательно, актуальность данного факультативного курса определяется настоятельной необходимостью изучения школьниками истории медиакультуры, что далее станет основой для обретения ими исторических, теоретических представлений о медиаобразовании, как об эффективном средстве развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.
Цель факультативного курса: историко-искусствоведческий, культурологический анализ развития Российской медиакультуры с точки зрения его использования в процессе медиаобразования школьной аудитории.
Задачи факультативного курса:
- определение понятия «медиа» и «медиакультура»; анализ основных терминов медиакультуры;
- характеристика основных этапов исторического развития медиакультуры в России;
- изучение творчества выдающихся отечественных мастеров медиакультуры;
- изучение и анализ конкретных медиатекстов (статей, фильмов, радио/телепередач, интернетных сайтов и т.д.).
Методы: анализ литературы по медиакультуре (печатной и аудиовизуальной) в различные периоды, связь теоретических и практических концепций, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий.
Место факультативного курса в учебном плане школы: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Русский язык», «Мировая художественная культура», «Литература», «История» и др.
Для полноценного изучения данного курса школьникам необходимо четко представлять себе:
- ключевые понятия курса («медиа», «медиакультура», «экранные искусства» и др.);
- основные этапы исторического развития медиакультуры в России;
- главные черты базовых этапов исторического развития медиакультуры в различные периоды и в разных социокультурных условиях;
- современную ситуацию в области развития медиакультуры;
- потенциальные возможности изучения истории медиакультуры для медиаобразования.
Практическая значимость: в результате занятий школьники будут не только обладать запасом знаний по истории медиакультуры, но и уметь использовать эти знания в медиаобразовании.
Оценка итоговых знаний и умений школьников.
Конкретная оценка учащихся в итоге изучения курса:
-«отлично»: высокий уровень знания истории развития медиакультуры, высокий уровень показателей понимания и интерпретации, творческого показателя; высокий уровень «комплексной идентификации»;
-«хорошо»: высокий уровень знания истории развития медиакультуры, средний уровень показателей понимания и интерпретации, творческого показателя; средний уровень «комплексной идентификации»;
-«удовлетворительно»: средний уровень знания истории развития медиакультуры, близкий к среднему уровень показателей понимания и интерпретации, «комплексной идентификации», посредственные творческие показатели.
Тематический план факультативного курса
«История медиакультуры»
Описание программы
ТЕМА № 1. Основная терминология медиакультуры
1) Понятие «медиакультура» (культура средств массовой коммуникации). Термин «медиа» (от латинского media – средство) и его употребление в современном мире (печать, пресса, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет).
2) Средства массовой информации как комплекс организационных структур и коммуникационных каналов для подготовки и передачи информации, предназначенной для массовой аудитории.
3) Медиатекст – произведение информационного или художественного характера, созданное для трансляции средствами массовой коммуникации (статья, фильм, радио/телепередача и т.д.).
4) Язык медиа.
ТЕМА № 2. Предшественники рождения печатных медиа
1) Условные знаки как первые попытки передачи мысли во времени и пространстве. Первобытное искусство: истоки письма. Книга наскальных изображений.
2) Изобретение алфавита. Великие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Древние азбуки глаголица и кириллица – основа славянского письма.
3) Основа книги. Новгородские берестяные грамоты. Папирусные свитки древнего Египта. Книги – свитки Гомера, Сократа, Гераклита, Геродота, Архимеда (V-VIII вв. до н.э.).
4) Первая русская книга «Остромирово Евангелие» (середина XI в.). «Изборник» (XVI в.) – начало русской рекомендательной библиографии.
5) «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы (XI в.).
ТЕМА № 3. Изобретение и развитие книгопечатания
1) Принципы печатного процесса. Печатка – штамп гончара. Печатка – знак собственности.
2) Ткань как первый печатный материал. Гравированные доски для печати по ткани. Зеркальные рельефные знаки на деревянных дощечках.
3) Печатный свиток. Ксилография. Ксилографические книги в Европе.
4) Первая славянская типография в Кракове. Первые книги, напечатанные кириллицей (1491). Славянский просветитель Ф. Скорина. «Псалтырь» и «Библия». «Малая подорожная книжка» – первое печатное издание на территории нашей страны (1522). И. Фёдоров – первый книгопечатник на Руси. «Апостол» – первая печатная книга, выпущенная Московской типографией (1564).
5)«Азбука» – первый восточнославянский учебник, напечатанный И. Фё-доровым. Появление первой в Москве печатной мануфактуры – Печатного двора (начало XVII в.).
6) Книжное дело в России в период петровской эпохи. «Букварь» К. Истомина (1691). Первый словарь (1704), «Арифметика» (1703). Академическая типография – первое в России научное книгоиздательство (1727). Появление и распространение издательско-полиграфических, книготорговых фирм в XIX веке. Ф. Брокгауз и И. Ефрон – основатели Петербургского издательства «Энциклопедический словарь».
ТЕМА № 4. Рождение прессы
1) Первая московская рукописная газета (1621). Появление газет в России: «Ведомости» (1702). «Санкт-Петербургские ведомости» Российской академии наук (1727). Н. Новиков (1744-1818) – создатель русской журналистики. Сатирический журнал «Трутень» (1769). Журналы Н.Новикова «Пустомеля», «Живописец», «Кошелёк». Дамские и детские журналы.
2) Первые иллюстрированные журналы. Русские журналы XIX века: «Северная пчела», «Отечественные записки», «Современник».
3) Многообразие спектра прессы в России на рубеже XIX-XX вв. («Биржевые ведомости», «Мир искусства», «Огонек», «Вестник воспитания», «Живой экран»), отражавшие интересы различных художественных групп. Специализация прессы (официоз, дамское, детское, художественное чтение).
ТЕМА № 5. Печатные медиа в XX-XXI веках
1) Взаимосвязь книги и периодических изданий. Виды книжных изданий (публицистические, профессиональные, научно-популярные, художественная литература, справочная и библиографическая литература, энциклопедии, литература для детей и юношества. Виды периодической печати: общественно-политическая; профессиональная; научно-популярная; художественная и др.
2) Жанры периодической печати: информационные (заметка, отчёт, интервью); аналитические (статья, рецензия, обозрение); художественно-публицистические (зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет); литературные (стихотворение, рассказ, новелла и др.), реклама.
3) Иллюстрационный материал в книге и прессе. Типы иллюстрационного материала (фотография, рисунок, комикс, карикатура, схема, диаграмма и другие). Книгоиздательские и журналистские профессии.
4) Отечественная пресса в годы второй мировой войны. Послевоенные репрессии по отношению к литературно-художественным журналам (партийное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» и др.) и творческой интеллигенции.
ТЕМА № 6. Рождение и развитие фотографии
1) Негатив и позитив.
2) Начало любительской фотографии (1895).
3) Изобразительные средства фотографии. Первые портретные съёмки, съёмки пейзажей, архитектурных сооружений и бытовых сцен. Профессии, связанные с фотографией.
(Практика) Экскурсия – творчество выдающихся фотохудожников.
4) Развитие фотографических жанров (портретных, пейзажных, документальных, научно-технических и др.).
5) Монтажный образ. Фотография в книге, в прессе, в интернетных сайтах. Голографические открытки.
Тематический план факультативного курса
«История медиакультуры»
6 класс
№ |
Название темы |
Лекц. (час.) |
Практ. (час.) |
Описание программы
ТЕМА № 1. Рождение кинематографа (1895-1926)
1) Отечественный революционный киноавангард 20-х гг. ХХ века: «Школа натурщиков» Л. Кулешова, «Фабрика эксцентрики» (ФЭКС) Г.Козинцева и Л. Трауберга, «Киноглаз» Д. Вертова. Творчество С. Эйзенштейна, В. Пу-довкина, А. Довженко, Б. Барнета.
ТЕМА № 2. Российский кинематограф 30-х - 40-х годов ХХ века
1) Приход звука (1926-1931) и цвета (середина 30-х гг. ХХ в.) в кино.
2) Проведение первых масштабных международных кинофестивалей в Венеции, Москве (середина 30-е гг. ХХ в.) и Канне (1946). Утверждение престижного приза Американской киноакадемии («Оскар»).
3) Трактовка истории в отечественном кино 30-х–40-х годов (фильмы братьев Васильевых, М. Ромма, В. Пудовкина, А. Довженко, М. Донского). Жанровый кинематограф (Г. Александров, И. Пырьев, Л. Орлова, М. Ладынина и др.).
4) Фильмы военных лет.
ТЕМА №3. Российский кинематограф 50-х-60-х годов ХХ века
1) Появление широкоэкранного (1953) и широкоформатного (1956) кинематографа как следствие острой конкуренции со стороны телевидения. Появление стереозвука в кино. Демонстрация первого в мире интерактивного фильма, управляемого компьютером (ЭКСПО в Монреале, 1967).
2) «Малокартинье» в отечественном кино начала 50-х. «Теория бесконфликтности». «Оттепель» второй половины 50-х (фильмы Г. Чухрая, М. Хуциева, М. Калатозова и С. Урусевского, А. Алова и В. Наумова и др.).
3) «Поэтический кинематограф», «живописное кино», «поток жизни» и др. Фильмы С. Параджанова, О. Иоселиани, Г. Панфилова, Л. Шепитько, А. Кон-чаловского и других мастеров отечественного экрана. Феномен А. Тар-ковского.
4) Проза и фильмы В. Шукшина. Жанровый кинематограф (Комедии Л. Гайдая, Э. Рязанова, Г. Данелия, приключенческие и фантастические ленты, детективы).
5) Проблемы экранизации (С. Бондарчук, Г. Козинцев и др.). Усиление антидемократических тенденций (цензура и т.д.) по отношению к кино во второй половине 60-х годов: причины и следствия.
ТЕМА № 4. Российский кинематограф 70-х - 80-х годов ХХ века
1) Усиление конкуренции со стороны телевидения и видео. Эксперименты с голографией и компьютерными спецэффектами (70-е гг. ХХ в.). Начало внедрения системы объемного звука Dolby (80-е гг. ХХ в.). Появление первых «синеплексов» (многозальных кинотеатров).
2) Уход в экранизации классических литературных произведений и создание фильмов на историческую тему - характерная тенденция творчества ведущих отечественных мастеров 70-х-80-х годов (А. Кончаловский, Н. Михалков, Г. Панфилов, Э. Климов, С. Соловьёв, Л. Шепитько, А. Алов и В. Наумов, С. Параджанов, А. Герман, К. Муратова, и др.). Цензурные и творческие сложности реализации авторских замыслов в современной теме (фильмы и В. Абдрашитова, И. Авербаха, Д. Асановой, Р. Быкова, А. Смирнова, Н. Гу-бенко, С. Соловьёва, и др.). Российский жанровый кинематограф (А. Митта, В. Меньшов, и др.). Фильмы А. Тарковского, В. Шукшина, Изменение социокультурной ситуации (вторая половина 80-х гг. ХХ в.), отмена цензуры, выход на широкий экран «полочных» фильмов. Открытие новых тематических, проблемных и жанровых возможностей отечественного кино.
ТЕМА № 5. Российский кинематограф на современном этапе
1) Развитие отечественного кино в 90-х гг. ХХ - начала XXI в. (фильмы Н. Михалкова, А. Кончаловского, В. Пичула, К. Лопушанского, Ю. Мамина В. Тодоровского, А. Сокурова и др.). Проблема проката в условиях рынка. Российские кинофестивали как средство поддержания национального кинематографа.
2) Падение кинотеатрального фильмопроизводства в России на фоне резкого увеличения производства телесериалов на рубеже ХХ-XXI веков.
Российские кинопремии «Ника» и «Золотой орел».
ТЕМА № 6. Рождение и развитие телевидения и видеозаписи
1) Понятие «телевидение». Научная база и прообразы телевизионных устройств. «Телефотограф» (П. Бахметьев, Россия, 1880) – первый предшественник телевизора. «Триада цветов» – прообраз цветного телевидения (Россия, 1899). Введение термина «телевидения» (К. Перский, Россия, 1900). «Катодная телескопия» (Б. Розинг, Россия, 1907).
2) Первые российские телефильмы (А. Разумный и др.). Первые опыты создания электронного телевидения (В. Зворыкин, И. Адамиан, В. Грабовский) в середине 30-х гг. ХХ в. Основные принципы телетрансляции. Телепередающая башня и телеантенна. Телевизионные каналы и стандарты.
3) Строительство первого центра электронного телевидения в Москве (1937). Возобновление работы Московского телецентра (1945). Дальнейшее развитие и распространение телевидения. Приоритет прямых трансляций в телевидении 50-х-60-х гг. ХХ в. Рождение отечественного цветного телевидения (1967). Система стерео (1975) и стереоцветного телевидения (1979) П. Шма-кова (Россия). Система спутниковой ретрансляции. Кабельное телевидение. Интерактивное телевидение. ТВЧ (телевидение высокой четкости).
4) Рождение и развитие видео. Видеозапись как способ «консервации» аудиовизуальной информации, передачи её во времени. Взаимосвязь телевидения, кино, видео. Видео 70-х годов ХХ века: первые попытки создания бытовой видеотехники. Современная видеотехника: видеомагнитофоны, видеокамеры, видеокассеты и т.д. Использование видеодисков, DVD, CD-ROM для записи и воспроизведения качественного изображения. Видеофильмы и видеоклипы. Возможности видео. Перспективы развития видео.
Тема № 7. Эволюция отечественного радио/телевещания
(ХХ в. – начало XXI в.)
1) Отечественное телевидение и радиовещание 50-х – 60-х гг. ХХ в. Преобладание «прямого эфира» и локальных трансляторов сигнала на ТВ. Начало перехода к централизованному телевещанию (1957). Организационные трансформации на телевидении и радиовещании (деятельность Гостелерадио). Постепенное вытеснение прямых телетрансляций видеозаписью. Усиление цензуры. Наиболее характерные телепередачи 60-х – 70-х годов («Клуб кинопутешественников», «КВН», «Кинопанорама», «Музыкальный киоск», «Кабачок 12 стульев», «Голубой огонек», «Алло, мы ищем таланты» и др.).
2) Создание первых российских телесериалов («Вызываем огонь на себя», «Майор Вихрь», «Большая перемена», «17 мгновений весны» и др.) Появление интеллектуальных игровых программ («Что? Где? Когда?»). Наиболее популярные телеведущие (А. Масляков, С. Жильцова, В. Леонтьева, А. Кап-лер, Э. Рязанов и др.). Телевизионные программы эпохи «перестройки» (1986-1991): «Взгляд», «12 этаж», «До и после полуночи» и др. Роль телевидения и радио в изменении общественного сознания. Новый имидж ведущих (В. Листьев, А. Любимов, В. Мукусев, В. Молчанов, В. Познер и др.). «Телемосты». Возобновление телетрансляций в прямом эфире. Политизация телевидения и радиовещания. Ликвидация Гостелерадио.
3) Телевидение и радиовещание 90-х гг. ХХ в. Возникновение и развитие коммерческих радиостанций («Европа-плюс», «Радио ностальжи», «Серебряный дождь», «Русское радио» и др.) и телеканалов (НТВ, ТВ-6, REN-TV и др.). Внедрение FM-стереоволн в радиовещании. Активное распространение рекламных блоков и видеоклипов. Создание государственного некоммерческого канала «Культура» Вещательные и программопроизводящие телеструктуры. Реорганизации на первом телевизионном канале. Появление сети игровых программ с денежными призами («Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено» и др.). Ток-шоу («Я сама», «Про это» и др.). Реальные шоу («За стеклом», «Последний герой», «Фабрика звезд», «Стань звездой»). Резкое увеличение доли иностранной теле/кинопродукции в российском эфире. Постепенное формирование разветвленного рынка российских телесериалов («Каменская», «Менты», «Убойная сила», «Бандитский Петербург», «Самозванцы» и др.). Музыкально-развлекательные телеканалы (МTV, МузТВ и др.). Новые ведущие и продюсеры (К. Эрнст, И. Дыховичный, Л. Ярмольник, Н. Фоменко и др.). ТЭФИ («Телевизионный эфир») и другие конкурсы телепрограмм в России.
4) Структура и состояние теле/радиовещания в России в наши дни. Сочетание государственного и негосударственного теле/радиовещания, дифференцированность программ. Федеральное, региональное и местное вещание. Понятие «формат радиостанции». Особенности построения утреннего, дневного, вечернего и ночного теле/радиовещания.
Роль и место радио и телевидения в системе современных средств массовой коммуникации. Основные тенденции мирового радиовещания и телевидения ХХ века. Влияние социокультурной ситуации на изменение характера, проблематики, тематики и форм передач.
5) Информационные, учебные, художественные и игровые программы. Передачи, посвящённые литературе, театру, музыке, живописи, архитектуре, хореографии, кино и другим видам искусства. Ведущие мастера радио и телевидения. Феномен сериала. Телетеатр и его традиции. Компьютерная техника и телевидение. Спецэффекты. Виды телевизионных программ (информационно-публицистические, художественные, образовательные программы; телевизионные игры и развлекательные программы; ток-шоу; телепрограммы для молодёжи; телепрограммы для детей и юношества; реклама). Жанры тележурналистики: информационные (сообщение в кадре, телесюжет, телеинтервью, телерепортаж, пресс-конференция); аналитические (телеобозрения и др.); публицистические (телезарисовка, телеочерк, телеэссе и др.).
Практика: Основные телевизионные профессии.
Тема № 8. Компьютерные системы и Интернет.
1) Интернет и мультимедийные компьютерные системы. Компьютерные игры. Основные этапы развития Интернета в России. Интернетные порталы, сайты, тексты. Интернетная пресса. Интернетный сайт – как синтезированная модель аудиовизуальных и печатных медиа.