Войти / Зарегистрироваться

Конкурс чтецов "Золотая лира..."

Получить свидетельство
Автор: Трофимов Александр Владимирович

1. Общие положения
1.1. Конкурс чтецов на лучшее исполнение поэтических произведений С. А. Есенина (далее Конкурс) проводится 12.10.2015 г. в 1340 в аудитории № 1 общежития БОУ «Чебоксарский медицинский колледж».
1.2. Конкурс посвящается 120-летию со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина.
1.3. Учредитель конкурса ЦМК ОГСЭ дисциплин БОУ «Чебоксарский медицинский колледж».
1.4. Информация о Конкурсе размещается на сайте БОУ «Чебоксарский медицинский колледж».
2. Цель и задачи Конкурса
2.1. Цель Конкурса – приобщение к творческому наследию  С. А. Есенина.
2.2. Задачи Конкурса:
  • популяризация творчества С. А. Есенина;
  • развитие творческой инициативы в области изучения  творческого  наследия поэта;
  • развитие творческих способностей учащихся.
3. Порядок организации и проведения Конкурса
3.1. В Конкурсе могут принять участие студенты 1-2 курсов колледжа.
3.2. Конкурс проводится 12.10.2015 г. в 1340 в аудитории № 1 общежития колледжа.
3.3. Номинация конкурса - «Лучшее выразительное чтение» С. А. Есенина.
3.4. Заявки на участие в Конкурсе в электронном виде необходимо направить до 11.10.2015 г. организатору конкурса преподавателю Трофимову Александру Владимировичу на электронный адрес troalexander@yandex.ru.
3.5.  В заявке необходимо указать ФИО, группу и выслать текст выбранного вами стихотворения на указанный электронный адрес.
3.5. Критерии оценки чтения:
соответствие условиям Конкурса, выбор произведения, выразительное чтение и исполнительское мастерство, музыкальное и художественное оформление номера.
4. Награждение победителей и участников Конкурса
4.1. Результаты Конкурса размещаются на сайте  БОУ «Чебоксарский медицинский колледж».
4.2. Победители конкурса  (3 первых места) награждаются дипломами и призами.
4.3. Жюри конкурса:
В состав жюри конкурса входят 4 человека:
  • преподаватель русского языка и литературы Амаева Л. И.,
  • преподаватель русского языка и литературы Васильева Л. И.,
  • студенты студсовета колледжа.
5. Участники: студенты групп с 1, 2 курса, чтецы, ведущие, жюри.
6. Оснащение:
  • поэтические художественные тексты;
  • мультимедийный проектор;
  • персональный компьютер;
  • видеоматериалы и фотографии.
7. Подготовительная работа:
  • подбор текстов;
  • предварительное прослушивание в группах;
  • составление оценочных листов для жюри;
  • приобретение призов.

Актуальность
 
2015 год Президент Российской федерации предложил объявить годом русской литературы. И связано это предложение с целью восстановления частично утраченного отношения подрастающего поколения к русской литературе как к золотому наследию не только русской, но и мировой культуры.
Безусловно, такое отношение невозможно сформировать или восстановить за короткий промежуток времени. Поэтому обращение к поэзии С. А. Есенина  в год его 120-летия необычайно актуально и значимо.
И художественное чтение по памяти поэтических текстов поможет студентам осознать себя гражданами России, сопричастными к богатейшему наследию русской поэзии, проникнуться чувством гордости за российскую культуру, насладиться красотой русской поэтической речи. Именно такие возможности предоставляет участникам конкурс чтецов.

Сценарий
проведения конкурса чтецов
 
1. Вступление
 
Звучит песня «Не жалею не зову не плачу…» в видеоролике с фотографиями Сергея Есенина.
 
Ведущий 1:  (на экране фотография Есенина)
«Нет поэта без Родины» - эта мудрая есенинская мысль отражает связь между любым художником и Отечеством. Первым по праву певцом неувядающей России стоит Сергей Есенин. Всенародное признание поэта есть нечто гораздо большее, чем только популярность.
Он обладал редким свойством выражать не только отдельные стороны народной души, но и открывать и постигать ее всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений в наиболее полном, законченном значении слова.
 
Ведущий 2:
Вот как пишет поэт о себе в автобиографии 1925 года:
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство.
Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное.
После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!»
Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
 
Ведущий 1:
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, напротив, был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчаные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах.
 
Ведущий 2:
Главная особенность Есенинского творчества – искренность. Поэт изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение – частица самого поэта.
На экране видеоролик из фильма «Есенин» и стихотворение в исполнении актера Сергея Безрукова  «Я усталым таким еще не был…»
 
Ведущий 1: 
Все поэты размышляли о России, каждый пытался создать в своих произведениях её неповторимый образ. Для Сергея Есенина Россия – это родной край, который он бесконечно любит, ради него он готов без колебаний пожертвовать жизнь. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющие его сердце. Встречайте первого участника конкурса чтецов на лучшее исполнение поэтических произведений С. А. Есенина «Золотая лира…  » Александру Муллину из группы 1 фарм А.
 
Гой ты, Русь, моя родная… 
Гой ты, Русь, моя родная, 
Хаты - в ризах образа... 
Не видать конца и края - 
Только синь сосет глаза. 

Как захожий богомолец, 
Я смотрю твои поля. 
А у низеньких околиц 
Звонно чахнут тополя. 

Пахнет яблоком и медом 
По церквам твой кроткий Спас. 
И гудит за корогодом 
На лугах веселый пляс. 

Побегу по мятой стежке 
На приволь зеленых лех, 
Мне навстречу, как сережки, 
Прозвенит девичий смех. 
 
Ведущий 2:
Поэт Сергей Есенин нечасто обращался к философской теме в своих лирических произведениях, считая, что рассуждения о жизни и смерти не являются важным аспектом литературного творчества. Тем не менее, в 1921 году он написал удивительно тонкое и возвышенное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», в котором анализирует свой творческий и жизненный путь, признаваясь, что он близок к завершению.
Это произведение, которое многие литературоведы считают достойным эпиграфом к творчеству поэта, было написано Сергеем Есениным в 26 лет. Казалось бы, нет повода задумываться над жизнью в возрасте, когда большинство людей лишь начинает ощущать ее вкус и прелесть. Однако следует учитывать, что Есенин никогда не принадлежал к большинству, и его духовное развитие намного опережало прожитые годы.
Фактически параллельно он прожил несколько жизней – поэта, гражданина, пьяницы и дебошира. Поэтому к моменту написания стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в духовном плане мог претендовать не на роль молодого человека, который только начинает пожинать первые плоды успеха, а на убеленного сединами старца, которому пришло время подводить жизненные итоги.
Мы приглашаем следующего участника конкурса Лилю Скрипкову из группы 1 фарм А. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу».  
 
 Не жалею, не зову, не плачу…
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
 
Ведущий 1: 
С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село Константиново, то Александра постоянно упрекала его в недальновидности и отсутствии правильного мировоззрения. Есенин же тихо посмеивался и редко встревал в общественно-политические дебаты, хотя внутренне и переживал, что с близким ему человеком вынужден был оказаться по разные стороны баррикад.
Тем не менее, именно к сестре Есенин обращается в одном из своих последних стихов «Ты запой мне ту песню, что прежде…», написанном в сентябре 1925 года. Поэт чувствует, что его жизненный путь завершается, поэтому искренне хочет сохранить в душе образ родного края с его традициями и устоями, которые ему так дороги. Он просит сестру спеть ему ту песню, которую он слышал в далеком детстве.
Мы приглашаем Лину Микишину из группы 1 фарм А.
 
Ты запой мне ту песню, что прежде…
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь -
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою -
Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада -
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко -
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.
 
Ведущий 2:
В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образов есенинской лирики.
Это стихотворение прочтут два конкурсанта. Приглашаем Лену Герасимову из группы 1 фарм А.
 
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.


1924
Это же замечательное стихотворение читает Анастасия Александрова из группы 1 мсЕ.
 
Ведущий 1:
Следующее стихотворение называется «Письмо от матери». Его нам прочтет студентка группы 1 фармА Евгения Сардаева.
 
Письмо от матери
Чего же мне 
Еще теперь придумать, 
О чем теперь 
Еще мне написать? 
Передо мной 
На столике угрюмом 
Лежит письмо, 
Что мне прислала мать. 

Она мне пишет: 
"Если можешь ты, 
То приезжай, голубчик, 
К нам на святки. 
Купи мне шаль, 
Отцу купи порты, 
У нас в дому 
Большие недостатки. 
Мне страх не нравится, 
Что ты поэт, 
Что ты сдружился 
С славою плохою. 
Гораздо лучше б 
С малых лет 
Ходил ты в поле за сохою. 

Стара я стала 
И совсем плоха, 
Но если б дома 
Был ты изначала, 
То у меня 
Была б теперь сноха 
И на ноге 
Внучонка я качала. 

Но ты детей 
По свету растерял, 
Свою жену 
Легко отдал другому, 
И без семьи, без дружбы, 
Без причал 
Ты с головой 
Ушел в кабацкий омут. 

Любимый сын мой, 
Что с тобой? 
Ты был так кроток, 
Был так смиренен. 
И говорил все наперебой: 
Какой счастливый 
Александр Есенин! 

В тебе надежды наши 
Не сбылись, 
И на душе 
С того больней и горше, 
Что у отца 
Была напрасной мысль, 
Чтоб за стихи 
Ты денег брал побольше. 

Хоть сколько б ты 
Ни брал, 
Ты не пошлешь их в дом, 
И потому так горько 
Речи льются, 
Что знаю я 
На опыте твоем: 
Поэтам деньги не даются. 

Мне страх не нравится, 
Что ты поэт, 
Что ты сдружился 
С славою плохою. 
Гораздо лучше б 
С малых лет 
Ходил ты в поле за сохою. 

Теперь сплошная грусть, 
Живем мы, как во тьме. 
У нас нет лошади. 
Но если б был ты в доме, 
То было б все, 
И при твоем уме - 
Пост председателя 
В волисполкоме. 
Тогда б жилось смелей, 
Никто б нас не тянул, 
И ты б не знал 
Ненужную усталость, 
Я б заставляла 
Прясть 
Твою жену, 
А ты, как сын, 
Покоил нашу старость". 
. . 
Я комкаю письмо, 
Я погружаюсь в жуть. 
Ужель нет выхода 
В моем пути заветном? 
Но все, что думаю, 
Я после расскажу. 
Я расскажу 
В письме ответном. 
Это стихотворение читает еще один конкурсант Ирина Пермякова
1 мсБ.                                                                                      
 
Ведущий 2:
Есенин написал эти стихи незадолго до смерти. В них в полной мере отражено ощущение одиночества, горькое сознание оторванности от жизни.
Перед гибелью Есенин был особенно одинок. Он уехал от своей супруги, не находя с ней взаимопонимания. В данном стихотворении поэт делится с читателями безрадостными мыслями. Лирический герой обращается к некой героине, ярко вырисовывая образ чувственной, но бездушной женщины. Главной темой произведения становится несостоявшаяся любовь героя и героини, полное одиночество поэты, пришедшего к определенной черте в отношениях с женщинами и в жизни вообще.
Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…» выбрали две конкурсантки. Приглашаем Мальвину Бараматову из группы 1 мсЕ.
 
Ты меня не любишь, не жалеешь…
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
 
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
 
Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
 
Пуст твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
 
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
 
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
 
И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
 
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
 
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,—
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
 
С этим же стихотворением выступит  Дарья Олеговна Викторова из группы 1 мсВ.
 
 
Ведущий 1:  А сейчас предлагаем вам послушать голос самого Сергея Есенина и стихотворение «Исповедь хулигана» (внимание на экран).
Следующая участница конкурса Анна Ананьева из группы 1 фармА прочтет стихотворение «Ты прохладой меня не мучай».
 
Ты прохладой меня не мучай
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет.

Было время, когда из предместья
Я мечтал по мальчишески   в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.

Да! Богат я, богат с излишком.
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.

И известность моя не хуже,  
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.

И любовь, не забавное ль дело?
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.

Мне пока горевать еще рано,
Ну, а если есть грусть   не беда!
Золотей твоих кос по курганам
Молодая шумит лебеда.

Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по мальчишески   в дым.

Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом

И не знает назвать человек.
 
Ведущий 2:
В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них – Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради своего нового увлечения. Примечательно, что Есенин расстался с этой женщиной в тот момент, когда она ожидала второго ребенка. Впоследствии поэт раскаивался в своем поступке и даже взял на себя обязательства финансово обеспечивать бывшую супругу и двух детей.
В 1922 году Зинаида Райх повторно выходит замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда, который вскоре усыновляет детей Есенина. Однако поэт не может простить себе того, как поступил со своей супругой. В 1924 году он посвящает ей стихотворение-покаяние под названием «Письмо к женщине», в котором просит у бывшей жены прощение.
Это стихотворение исполнит Анастасия Иванова из группы 1 фармА
 
Письмо к женщине
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состояньи.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
 
Еще одна конкурсантка читает это замечательно стихотворение. Приглашаем Татьяну Порфирьеву из группы 1 мсА.
 
Ведущий 1:
В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после приезда в Советский Союз Сергей Александрович познакомился с Августой Леонидовной Миклашевской, красавицей-актрисой, служившей в знаменитом Камерном театре Таирова.
Поэт мгновенно влюбился в артистку. Много позже она признавалась, что роман их носил сугубо платонический характер, пара даже никогда не целовалась.
Миклашевской Есенин посвятил проникновенный цикл «Любовь хулигана», в состав которого вошли семь стихотворений – настоящих шедевров русской интимной лирики 20-го столетия. Открывается серия произведением «Заметался пожар голубой…».
Это стихотворение на нашем конкурсе читает Анастасия Андреевна Лаптева из группы 1 мсВ.
 
 Заметался пожар голубой…
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
 
Ведущий 2:
Следующее стихотворение тоже из цикла «Любовь хулигана», посвященного актрисе Августе Миклашевской. В нем поэт рассказывает о первых днях знакомства с актрисой, в которую безумно влюбился. Приглашаем Регину Сурнаеву из группы 1 фармА.
 
Я помню, любимая, помню…
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.
 
Ведущий 2:
Лирический герой готов расстаться с привычками прошлого ради обожаемой женщины Августы Миклашевской. «Любовь хулигана» включает в себя и стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…».
Выступает Галина Рыбакова из группы 1 мсБ.

Мне грустно на тебя смотреть
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Ведущий 1:
Стихотворение «Жизнь – обман с чарующей тоской» было написано в 1925 году во время путешествия Есенина по стране. Тогда он находился в Мардакянах, Азербайджан.
Это образец поздней философской лирики поэта, в котором представлены его размышлении о жизни и смерти, судьбе человека на земле. Поэт испытывал проблемы со здоровьем, у него было подозрение на туберкулез. В связи с этим его психическое состояние было подавленным. Таким образом, мотивы данного стихотворения полностью отражают мировоззренческие настроения Есенина в последний год его жизни.
Стихотворение прочтет Лилия Егорова из группы 1 фармА.
 
Жизнь — обман с чарующей тоскою…
Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
 
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь — обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.
 
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе».
 
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь — стезя
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
 
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, —
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
 
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил — забыли про меня.
 
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
 
Ведущий 2:
Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди них - произведение «Ну, целуй меня, целуй…», созданное в 1925 году. До трагической гибели поэта оставалось немногим более 8 месяцев.
Это стихотворение прочтет Петр Рязанов, группа 1 мсА.

 Ну, целуй меня, целуй…
Ну, целуй меня, целуй, 
Хоть до крови, хоть до боли. 
Не в ладу с холодной волей 
Кипяток сердечных струй. 

Опрокинутая кружка 
Средь веселых не для нас. 
Понимай, моя подружка, 
На земле живут лишь раз! 

Оглядись спокойным взором, 
Посмотри: во мгле сырой 
Месяц, словно желтый ворон, 
Кружит, вьется над землей. 

Ну, целуй же! Так хочу я. 
Песню тлен пропел и мне. 
Видно, смерть мою почуял 
Тот, кто вьется в вышине. 

Увядающая сила! 
Умирать так умирать! 
До кончины губы милой 
Я хотел бы целовать. 

Чтоб все время в синих дремах, 
Не стыдясь и не тая, 
В нежном шелесте черемух 
Раздавалось: «Я твоя». 

И чтоб свет над полной кружкой 
Легкой пеной не погас — 
Пей и пой, моя подружка: 
На земле живут 
раз!
 
Ведущий 1: 
В 1922 году Сергей Есенин написал стихотворение «Да! Теперь решено. Без возврата…», которое поставило жирную точку в «сельском» этапе его творчества. Безусловно, автор впоследствии неоднократно обращался к пейзажной лирике, однако больше не восхищался так искренне красотами родного края, так как эти светлые ощущения и впечатления были омрачены суровой действительностью. В селах того времени царили разруха, голод и нищета. Поэтому Есенин, познавший вкус столичной жизни, больше не хотел прозябать в покосившейся деревянной хате и, уж тем более не хотел работать за трудодни в колхозе.
В своем стихотворении автор отмечает, что навечно покидает «родные поля», подразумевая под этим, что ему уже никогда не стать тем босоногим крестьянским мальчишкой, который мог часами слушать шелест тополиных листьев. Поэт прекрасно осознавал, что его жизнь зашла в тупик, из которого единственным разумным выходом является смерть.
Это, сегодня последнее стихотворение, читает Никита Ширманов, группа 1 мсА.
 
Да! Теперь решено. Без возврата…
Да! Теперь - решено без возврата
Я покинул родные края,
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Низкий дом мой давно ссутулился,
Старый пёс мой давно издох,
На московских изогнутых улицах
Помереть, знать, судил мне Бог.
А я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия опочила на куполах.
А когда ночью светит месяц...
Когда светит чёрт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак;
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролёт до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандюгами жарю спирт.
Сердце бьётся всё чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
"Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад."
Низкий дом без меня ссутулился,
Старый пёс мой давно издох,
На московских изогнутых улицах,
Умереть, знать, судил мне Бог.
 
Ведущий 2:
На этом конкурс чтецов Сергея Есенина «Золотая лира» подошел к концу. Мы благодарим всех гостей и конкурсантов за участие. Вы все показали достойный уровень. Пока жюри готовит результаты, послушаем стихотворение поэта «Черный человек». Внимание на экран (видеоролик «Черный человек» под «Реквием» Моцарта).
 
Далее просмотр последнего видеоролика – «Мир таинственный, мир мой древний…» (читает Сергей Есенин).
 

Похожие публикации