Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческой личности младших школьников методами креативной педагогики на занятиях в театральной студии

Получить свидетельство
Автор: Филянова Ольга Геннадьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утверждённый для начального общего образования приказом № 373 Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года ставит не только перед учителями-предметниками, но и перед педагогами дополнительного образования основную цель – воспитание разносторонне развитой, креативной личности с высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, готовой к нестандартному решению различных профессиональных и жизненных задач [1].
Обучение должно вестись не только по пути достижения результатов в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях. Занимаясь с детьми начальной школы в театральной студии, был произведён долгий поиск новых путей, методов и решений вопроса всестороннего развития личностей своих воспитанников. Требования ФГОС, распространение методик ТРИЗ, необходимость менять саму структуру урока, отходя от репродуктивной системы в сторону поисково-познавательной, подтолкнули нас на изучение креативных методов педагогики. Действительно, где, как не в театральной студии, можно расширить и укрепить метапредметные связи и опробовать методики ТРИЗ? Ведь для творческого развития личности ребёнка здесь имеются все условия. Возьмём хотя бы тот факт, что именно на театральных занятиях развиваются практически все творческие способности человека: вокал, пластика, актёрское мастерство, импровизация, рисунок... Итак, в путь!
Блок 1. Мотивация.
Поставить спектакль с детьми начальной школы просто и сложно одновременно. Просто, потому что дети этого возраста ещё тяготеют к игре, нуждаются в повышенном внимании со стороны окружающих, не стесняются продемонстрировать на публике свои умения. Всё это может дать театральная студия. Сложно, потому что переход на креативное развитие личности на всех уровнях образования, воспитания и развития ребёнка происходит с трудом, неравномерно… Но начать никогда не поздно!
Мотивационный блок сдвоенного занятия в театральной студии – это интереснейшая часть занятия, когда наглядно видно, как воспитанники начинают входить в работу, и можешь с первых минут направить их в нужном творческом направлении. Фактором, реализующим мотивацию, может служить кино- или мультипликационный фрагмент, демонстрация кукол – персонажей будущего спектакля, карточек-ассоциаций. Прекрасным примером задания для мотивационного блока может служить «Гостевая песенка» из сб. П. Вейса [2].
В начале занятия демонстрируется фрагмент мультфильма «Доктор Айболит» (1984-1985 г.г.), в котором Бармалей в окружении своих товарищей-пиратов поёт песню «Маленькие дети».
Всем знакома сказка Корнея Ивановича Чуковского про Бармалея. Кто же такой Бармалей? (Примечание: на каждый вопрос здесь и далее предполагается ответ обучающихся.) Какой он? Да, некоторых непослушных ребят в детстве пугали именно Бармалеем! Но почему же Бармалей стал таким? Ответ на этот вопрос мы должны будем получить в конце нашего занятия.
Блок 2. Творческий разогрев.
Это необходимая часть театрального занятия. Основу её составляет тренинг голосового, мимического, дыхательного аппаратов. Стоит подчеркнуть, что ни одно из заданий не будет успешно выполнено, если не подключить к его выполнению воображение и творческий поиск. Помимо этого, выполняя упражнения, дети должны активизировать свой жизненный опыт и ассоциации. Каждое упражнение должно включать элементы импровизации, как необходимой основы для креативности.
Кроме того, данный блок включает упражнения для развития системного мышления. Примерами подобных игр-упражнений могут служить:
- игра «Хорошо-плохо» (воспитанники делятся на две группы, одна из которых называет положительные стороны какого-либо объявленного объекта или явления, а другая – отрицательные);
- упражнение «Ассоциации» (1 вариант: обучающиеся называют ассоциации на конкретное слово, 2 вариант: обучающиеся называют ассоциации по признаку предмета – форме, цвету и т. п.)
- упражнение «Ассоциативная цепочка» (воспитанникам предлагаются два слова, не связанных между собой на первый взгляд. Задача: за определённое количество «шагов» перейти от донного слова к другому).
Итак, главное слово сегодняшнего занятия – БАРМАЛЕЙ. Назовите мне что-то (существительное), что может быть связано с Бармалеем. А теперь, для того, чтобы попасть на родину нашего героя – в Африку, мы должны сложить мостик от нашего класса до дома Бармалея. Выберите два любых существительных и составьте из них предложение, касающееся Африки. Это и будут наши волшебные мостики.
Вот мы и в Африке. Добрались благополучно! А кто помнит из уроков по окружающему миру, какая температура в Африке днём? А ночью? Я вижу, что некоторые из путешественников начинают замерзать. Значит сейчас в Африке?... Необходимо срочно согреться! Погреем свои ладони тёплым воздухом. Согрелись? Тогда придётся разжигать костёр. Вспомните, как нужно дуть, чтобы огонь разгорелся сильнее? Конечно, дуем несильно, ровно, без толчков, долго. Вот мы и согрелись.
А кто знает, водятся ли в Африке комары? А какие они? По-моему, один из них прилетел на наш огонёк. Ого! Да он не один! Присмотритесь внимательно: рядом с каждым из вас вьётся большой, настырный и очень голодный комар. И пищат они весьма неприятно – «З-з-з-з!». Поймаем? (Дыхательная разминка. Каждый воспитанник на одном выдохе тянет звук «З», когда воздух заканчивается – ребёнок хлопает в ладоши, «поймав» комара). К сожалению, не все комары были пойманы. И вот на нас летит новая комариная стая - «Н-н-н-н!» Приготовились, ловим!
Пока мы грелись да комаров ловили, наступило утро. Самое время поздороваться с местными обитателями. «Раз-два-три! Ты с природой говори!». (Мимическая и голосовая разминка. Дети подражают обитателям Африки по заданию педагога). В пруду живут рыбы. Справа медленно передвигается лягушка-бык. Прямо перед вами проползла по своим делам змея. Слева мама-гепард облизывает спинки своим котятам. Вдали протрубил слон.
Блок 3. Содержательная часть. Теоретический блок. Мозговой штурм.
Этот блок является ключевым в данном уроке. На нём происходит подача нового материала, частичный повтор пройденного, решаются творческие задача – от индивидуальных (создание образа, смысловые и эмоциональные акценты роли) до групповых (общая концепция спектакля, технические средства решения и т. п.). Одним из наиболее часто применяемых методов является метод «Мозговой штурм» (МШ). Это прекрасная возможность для каждого воспитанника проявить свою индивидуальность, высказаться самому и выслушать других. Метод МШ незаменим на начальном этапе работы, когда информации для методов, основанных на классификации или логическом анализе, недостаточно. Следует подчеркнуть, что метод МШ используются в адаптированном для занятий в театрально студии с детьми младшего школьного возраста виде, отличающимся, в частности, от описанного в книге А. А. Толмачёва «Диагноз: ТРИЗ» [3]. Генераторами идей в нашем случае выступает вся группа обучающихся, а группу «аналитиков» составляет педагог и несколько детей на выбор педагога.
Вот мы и побывали на родине Бармалея. А теперь послушайте наш новый сценарий. У меня будет к вам два вопроса. Первый: как мы назовём наш спектакль? Второй: как главным героям удалось попасть в Африку? Ответы могут быть самыми неожиданными, чем оригинальнее и не похоже на другие – тем лучше! Возьмите ручки и театральные дневники, они могут вам пригодиться для записывания своих ответов.
Сценарий по мотивам сказкиКорнея Чуковского «БАРМАЛЕЙ» для воспитанников театральной студии «Дебют» (старшая группа, 3-4 классы)
Автор – Филянова О. Г.
Действующие лица:
Экскурсовод
Мама – бизнес-леди
Папа - бизнесмен
Таня – школьница, 10 лет 
Ваня – её брат 
Бармалей – ровесник Тани и Вани, житель Африки
Обезьянки, Львёнок и Жирафята – звери, обитатели Африки
Крокодил – совесть Африки
Одноклассники Тани и Вани
Часть первая
(Открывается занавес. На сцене, представляющей музейный зал, в различных позах находятся артисты, изображающие африканскую фауну: лев, обезьяны, крокодил. Отдельно от всех стоит Бармалея. Выходит экскурсовод, следом за ним, с интересом оглядываясь по сторонам, школьники.)
Экскурсовод – Проходите, пожалуйста, не задерживайтесь! Подходите поближе…Мы находимся в Африканском зале. Что вы знаете об Африке?
1 ученик – Африка – это второй по величине материк, на территории которого уместилось полсотни стран.
Экскурсовод – Правильно.
2 ученик - Берега Африки омывают воды Атлантического и Индийского океанов.
Экскурсовод – Верно!
3 ученик - Общая площадь, включая острова, составляет более 30 миллионов км².
Экскурсовод - Что ещё?
Дети (в недоумении пожимая плечами) – Не знаем…
Экскурсовод – Как же так! Вы забыли самое главное: Африка ужасна и крайне опасна!
4 ученик – Потому что там акулы?
Экскурсовод – Да! А ещё гориллы и злые крокодилы (показывает на «чучела» животных). Кроме того, в Африке иногда встречаются Бармалеи. (Танечка и Ванечка подходят к Бармалею) Девочки, не трогайте чучело!
Танечка – Маленький он какой-то…
Ванечка – И совсем не страшный!
Экскурсовод – Маленький, да удаленький! Встретите – мало не покажется. Всё поняли?
Дети – Да!
Экскурсовод – Молодцы! А теперь переходим в следующий зал.
(Танечка и Ванечка задерживаются)
Танечка – А здорово было бы поехать в Африку!
Ванечка – Да… А давай у родителей попросим?
Танечка – Давай!
(Дети убегают за кулисы. Занавес закрывается)
Часть вторая 
(Сцена представляет собой комнату. Оживлённо беседуя по телефону, входит мама. За ней, ведя деловой разговор по телефону, папа)
Мама – Да-да-да! Маникюр, педикюр и солярий. Что? Да! Шопинг – лучшее средство от депрессии. А потом - шпильки. И сумочка, сумочка из крокодиловой кожи.
Папа– Да-да-да! Заказ будет готов через две недели. Что? Ну, конечно! С поставщиками проблем не будет. Да! Сеть магазинов по всему городу.
(Вбегают Танечка и Ванечка)
Дети – Маааам! Ну, поедем в Африку, ну, пожааааалуйста! В Африке акулы, В Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы! Из них сумочки делают…
Мама (детям) - Африка ужасна! А сумочку мы и здесь купим, тем более, сейчас распродажа. Идите к папе! (Продолжает разговор по телефону.) Да-да-да! Сумочка, сумочка из крокодиловой кожи…
Дети –Паааап! Поехали в Африку! В Африке разбойник, в Африке злодей, в Африке ужасный Бар-ма-лей! 
Папа (детям) - Африка опасна! Не мешайте! (Продолжает разговор по телефону.) Это я не вам. Не волнуйтесь, пожалуйста, фрукты из Африки самые качественные.
Дети –Ну, ма-ам, ну, па-ап!...
Мама и Папа(хором)- Не ходите в Африку никогда! (Уходят из комнаты, продлолжая разговаривать по телефонам.) Да-да-да! Конечно, конечно… И сумочка, сумочка из крокодиловой кожи…
Таня– Мне кажется, им совсем не до нас.
Ваня – А мы что – маленькие? Сами доберёмся!
(Звучит фонограмма Mad Band – Гангстерская.Дети достают карту, изучают её и убегают со сцены)
Часть третья.
(Звучит фонограмма. На сцену, озираясь по сторонам, выходят Танечка и Ванечка)
Танечка – Ну и Африка!
Ванечка – Вот так Африка…
Танечка – А без родителей даже лучше!
Ванечка – Точно! Делай, что хочешь, никто и слова не скажет. 
Танечка – Смотри! Бежит кто-то.
Ванечка – Прячемся!
(На сцену, с корзинкой в руках, выбегает Обезьянка. За ней – другая Обезьянка, Жирафята и Львёнок)
Обезьянка 1 – Не отдам!
Обезьянка 2 – Мама всем дала!
Обезьянка 1– Мне и самой мало!
Львёнок – Отдай, а то укушу.
Обезьянка1– А ты вообще молчи, ве-ге-та-ри-анец!
(Тянут корзинку в разные стороны.)
Жираф (становится между ними) – А давайте посчитаемся (Забирает корзинку и ставит её в сторону. Звери отходят вглубь сцены, считаются. На сцену осторожно выходят Таня и Ваня)
Танечка – Гляди, финики! (Начинают есть. Звери замечают детей и подходят ближе).
Звери– Отдавайте, это наша корзина!
Ванечка – Вот ещё!
Танечка – И не подумаем!
Обезьянка 1– Вон акула Каракула 
Распахнула злую пасть.
Обезьянка 2– Вы к акуле Каракуле 
Не хотите ли попасть 
Звери – Прямо в пасть? 
Танечка – Нам акула Каракула нипочём?
Ванечка – Нипочём! Мы акулу Каракулу кирпичом!
Звери (удивлённо) – Кирпичом?
Ванечка – Мы акулу Каракулу кулаком!
Звери (с испугом) – Кулаком??
Танечка – Мы акулу Каракулу каблуком!
Звери (с ужасом) – Каблуком?!?
Танечка – Испугалася акула! Ха-ха-ха! 
Звери – И со страху утонула… 
Дети – Поделом тебе, акула, поделом! (Смеются и продолжают угощаться финиками)
Львёнок – Надо их прогнать!
Обезьянка 2– Как? Они даже акулу не испугались…
Жираф – Давайте позовём Бармалея!
Звери – Верно! Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей, 
Помоги нам прогнать поскорей!
Часть четвёртая
(Выход Бармалея под фонограмму Смешарики «Начало» - Герой. Со словами «А ну, отдай!» Бармалей вырывает корзину у Тани. Расталкивает детей и встаёт в центре. Звери выстраиваются полукругом позади Бармалея. Звучит 1 куплет песни. Бармалей делает вид, что поёт в микрофон. Звери ему подпевают и танцуют вокруг детей)
Жизнь твоя, дружок, была похожа на поезд!
Идущий спокойно в депо!
Все тихо, все мирно, все гладко!
Теперь она больше похожа на кем-то снятое дурное кино!
Все дымно! Все странно!
И, словно в тоннеле, темно!
Да, теперь ты герой! Нормальный герой!
И сны тебе снятся — ты главный герой!
Но внутренний голос твердит и твердит:
Какой ты герой? Ну, сам посуди!
Герой — он какой-то другой!
А ты…
Бармалей – Эй, вы, герои! Убирайтесь из нашей Африки!
Танечка – Вот ещё!
Ванечка– Он даже петь не умеет. (вырывает из рук Бармалея микрофон. Показывает всем, что это муляж.)
ТанечкаДа мы вам такое тут устроим!
(Ванечка хватает с пола корзину, расталкивает собравшихся вокруг зверей и вместе с Танечкой убегает. Звери бросаются в погоню. Около кулис навстречу всей компании выходит Крокодил)
Часть пятая
Крокодил – Что за шум, что за гам?
Это стыд, это срам! (становится между детьми и зверями)
Признавайтесь, кто был виноват?
Звери (показывая на детей) - Это они виноваты!
Дети (показывая на зверей) – А они нас обижали!
Обезьянка1– Да они наши финики съели.
Бармалей – Пусть убираются подобру-поздорову!
Крокодил –Ну, конечно, где Бармалей, там драки и скандалы.
Бармалей – Да, я такой!
Крокодил –Постой-ка пока в углу. (уводит Бармалея в угол)
Звери (перешёптываясь) – Он злодея!.....Бармалея!.....Словно муху!.....
Крокодил (обращаясь к зверям) – Как вы себя ведёте? Где ваше гостеприимство? (с укором, к Тане и Мане) – А вас разве не учили, что вежливыми нужно быть?
Дети – Учили…
Крокодил –Жирафы и детишки,
Весёлые мартышки
Сейчас же помиритесь!
И будем танцевать! (звучит фонограмма Барбарики – Что такое доброта, минусовка, все обнимаются и мирятся)
Бармалей– А я опять крайний? Ну, уж, нетушки!
Вы простите меня, дорогие друзья!
И возьмите к себе танцевать.
(Танец продолжается с участием Бармалея. В этот момент на сцену выбегают Мама и Папа)
Родители – Танечка! Ванечка!
Мама– Какой ужас: дикие звери, страшный Бармалей!
Папа – Я же говорил, что Африка опасна! Живо домой. (тащит детей в сторону, они вырываются и подбегают к зверятам)
Танечка – Нет, папочка! Это – наши друзья!
Ванечка – Мы поняли, что самое страшное - быть злым, невоспитанным и жадным. (Все вместе поют финальную песню под фонограмму Барбарики – Что такое доброта, минусовка и танцуют)
 
Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья,
И летать все могут!
 
К нам на праздник доброты
Приходи и ты, и ты, и ты.
Кто умеет летать, и кто не умеет.
А летать просто так –
Надо улыбнуться просто так.
Чтобы звёзды достать,
Надо стать добрее.
Итак, как мы назовём наш новый спектакль? (дети озвучивают свои варианты) А что главное в нашем сценарии, какая мысль – основная, чему он нас учит? Какие ещё варианты названия вы можете предложить? Не забывайте о том, что название должно быть недлинным. Можно взять предложение или словосочетание из текста. Только необходимо учесть, что оно должно заключать основную мысль сценария. Послушайте текст ещё раз. Я вижу, у вас появились новые варианты названия. Я записала все ваши варианты названий. Сейчас я буду их зачитывать. Если название вам понравится – поднимайте руки. То название, которое никому не понравится, я вычеркну из списка. Из оставшихся названий я вместе с вашим педагогом по танцам и концертмейстером выберу наиболее удачное. Способ, или как правильнее сказать – метод – с помощью которого мы с вами выбирали название для нашего будущего спектакля, имеет очень серьёзное название. Мозговой штурм! Что такое штурм? Что можно штурмовать? Чем обычно штурмуют? А теперь подумайте, почему то, как мы сейчас выбирали название для нашего спектакля, называется «Мозговой штурм».
Обратимся ко второму вопросу: как главные герои смогли добраться до Африки? Ваши варианты! Мне они нравятся все! И чем фантастичнее – тем интереснее. В нашем спектакле не будет показан этот момент. Пускай зрители тоже пофантазируют на эту тему. А вы можете потом спросить их об этом.
Блок 4. Психологическая разгрузка, Импровизация, Головоломка.
После знакомства с новым материалом и МШ необходима психологическая разгрузка, смена вида деятельности (в нашем случае – с умственной на физическую), интеллектуальная разгрузка на новом материале, не связанном с темой занятия. Данный блок поделён на две части. Первая включает физическую активность (с непременным творческим фактором – импровизацией). Вторая – активность интеллектуальную (творческое решение креативных задач). Желательно, чтобы тренинг был тематически привязан к тематике занятия.
1. Вспомните, с какими жителями Африки мы сегодня познакомились и поздоровались. А кого ещё можно встретить в Африке? Верно! Обезьян, крокодилов, акул, бегемотов. Выберите животное, которое вам сегодня наиболее симпатично, и изобразите его повадки, манеру, настроение пантомимой под музыку. Не забывайте, что все африканские животные крайне воспитаны, и никогда специально не сталкиваются друг с другом.
2. А теперь разбейтесь по парам и покажите нам, как Танечка и Ванечка добирались до Африки.
3. Кто знает, сколько пальцев у животных? Скажите, сколько пальцев у меня на двух руках? А на десяти руках?
4. В Африке пошёл сильнейший ливень. В тропиках это случается. А танечкин папа, как назло, не взял с собой ни зонта, ни непромокаемого плаща, даже капюшона у него на куртке не было. Даже шляпы или кепки. И пока он искал своих детей – вымок до нитки. А ни один волос на голове не был мокрым. Как такое могло быть?
Перерыв.
Это непременное условие сдвоенного занятия у младших школьников. Оптимальное время, отводимое на перерыв, – 10 минут. Во время перерыва дети должны находиться вне репетиционного зала.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Этот блок способствует развитию мотивации и быстрому включению обучающихся в рабочий процесс после перерыва. Я предлагаю несколько вариантов интеллектуальной разминки для младших школьников на занятиях в театральной студии.
1. Загадки. Все дети любят отгадывать загадки. На материале загадок «можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления» [4]. Для театральных занятий этот метод хорош тем, что позволяет проанализировать, обобщить, сравнить, выделить основные качества и функции персонажей, реквизита, ситуаций и проч. составляющих любого сценария. Существует три основных и самых действенных в развитии креативности способа сочинения загадок [5]:
- по признаку (у объекта загадки выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?», и подбирается объект, у которого этот признак ярко выражен, например: синий, как василёк), таких признаков нужно выбрать три;
- по действию, функции (у объекта выделяется функция, и подбирается объект, для которого эта функция характерна, например: летает, как самолёт), таких функций также нужно три;
- по выделению части объекта и сопоставлению его с аналогичной частью другого объекта (например: с крыльями, но не комар), как и в предыдущих способах, следует выделить три части.
Зелёный, но не лист. Колючий, но не ёж. С корнями, но не дерево. Что это? А почему моя загадка была про кактус, а не про розы, например? Я предлагаю вам разделиться на группы по три человека. Каждая группа выбирает какой-нибудь африканский объект или персонаж, сочиняет про него загадку и показывает ответ пантомимой.
2. Ассоциации и ассоциативные цепочки. Умение найти связи между далёкими, на первый взгляд, друг от друга предметами, позволяет выйти на новый уровень понимания объекта, явления, найти нестандартную развязку знакомого сюжета, глубже понять свою роль и своего персонажа. Например: ассоциация к слову «вьюга» – поведение. Вьюга – это поведение погоды.
3. Упражнение «Измени оценки». Это упражнение также направлено на понимание объекта, его значения и смысла существования, связей с окружающим миром, важностью для сценария, и – в конечном итоге – на понимание смысла всего сценария в целом. Суть заключается в замене объекта (персонажа), имеющего реальную ценность, на противоположный или просто неожиданный (можно – отсутствующий в сценарии) и анализе возможных последствий и изменений в сюжете.
Блок 6. Содержательная часть. Методики ТРИЗ.
В содержательном блоке второй части занятия продолжается разработка материала первой части, но на новом методическом уровне. Для этого блока подходят более сложные методы, требующие определённой подготовки – Метод морфологического анализа (МА), Метод построения системного оператора (СО), Волшебный домик (ВД).
- Метод морфологического анализа. Этот метод позволяет генерировать новую идею путём перебора максимального количества возможных вариантов. Для этого составляется таблица, в которую вносятся характеристики выбранного объекта и все возможные значения каждой характеристики. На основании этой таблицы (получившей название Морфологический ящик) составляются возможные комбинации характеристик и выбирается одна, наиболее интересная для решения сценического образа, внутреннего мира героя, его внешнего вида и проч.
 
Таблица 1
Морфологический ящик (МЯ)
 

 

Характеристика1

Характеристика 2

Характеристика3

Характеристика4

Вариант 1

 

 

 

 

Вариант 2

 

 

 

 

Вариант 3

 

 

 

 

Вариант 4

 

 

 

 

 
 
Таблица 2
МЯ (заполненная под образ Бармалея)
 

 

Исполнитель

Костюм

Текст

Движения

Характер

1

Мальчик

Пиратский

Без отступлений от авторского

Статика

Злой

2

Девочка

Обычный детский

Язык жестов и звукоподражательные выкрики, имитирующие животных и птиц

Минималь-ные жесты

Добрый

3

Воображае-мый персонаж

Стилизованный африканский

Диалоги с персонажами

Свобода движений

Стеснительный

4

Голос за кулисами

Живописные лохмотья

Без слов

-

Агрессивный (нападение – лучшее средство защиты)

 
- Метод построения системного оператора (СО).
Таблица 3
Системный оператор
 

 

 

НС

 

прошлое

 

 

 

 

НС

 

настоящее

 

 

 

НС

 

будущее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

прошлое

 

 

 

 

С

 

настоящее

 

 

С

 

будущее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПС

 

прошлое

 

 

 

 

ПС

 

настоящее

 

 

ПС

 

будущее

 

 

 

 
                 

 

 
Формировать способность к системному мышлению необходимо чем раньше, тем лучше, это, бесспорно. Любой объект, как живой, так и неживой природы может и должен рассматриваться, как система. Построение СО является одним из методических средств, способствующих развитию системного мышления у младших школьников (и не только!). Помимо этой – глобальной – цели, СО позволяет лучше понять персонаж, его взаимосвязи и влияние на других персонажей, и, в конечном итоге, максимально глубоко и полно раскрыть характер своего героя на сцене.
- Волшебный домик (ВД). Этот метод помогает развить у обучающихся устную речь и способствует формированию максимально полного представления о своём театральном образе. Данный метод также, как и предыдущие, направлен на развитие ассоциативного и системного мышления. Каждый воспитанник получает от педагога таблицу и, ориентируясь по символам, рассказывает о своём персонаже. Детям предлагается записать несколько определений (признаков) персонажа: реальных и театральных.

Таблица 4
ВД (заполненная под образ Бармалея из спектакля)
 

Семейство (кто? что?)

Хулиган, невоспитанный ребёнок, «главарь» стаи, возможно – сын очень занятых работой (и другими делами) родителей

Где?

Живёт в Африке, в самого лучшем шалаше, иногда спит под открытым небом, гуляет, где вздумается

Из каких частей состоит?

Обыкновенный 10-летний мальчишка, но с огромными (бутафорскими!) усами

Размер

Сравнительные характеристики (больще-меньше, выше-ниже, шире-уже и т.п.)

Ростом повыше большинства зверей, но ниже Крокодила. Похож на Таню с Ваней

Цвет

Понятия: «аналогия», «сравнение», «ассоциация»

Ярко-рыжие усы, «маленький разбойник» - по аналогии с персонажем сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева»

Форма

 

 

Худощавый, юркий, с лохматой причёской

Ощущения

Опора на вкус, осязание, обоняние

Пахнет дымом, костром, не потрогать – всё время ускользает

Что необходимо для жизни (или из чего сделан)?

 

Жить не может без шалостей и хулиганств… а вообще – очень нуждается в друзьях

Вред – польза

Понятие «функция» (главная, полезная, вредная)

Главный заводила и организатор всех африканских «развлечений». Настоящий лидер. Выдумщик и фантазёр

 
Каждый из методов довольно сложен, и использование его занимает достаточно много времени. Поэтому для одного занятия рекомендуется применять какой-либо один метод. Можно (и периодически нужно) давать обучающимся возможность заполнить таблицу дома в качестве домашнего задания.
Блок 7. Психологическая разгрузка.
На заключительном этапе занятия творческие задания и упражнения должны нести функцию психо-эмоциональной и физической разгрузки. Лучше всего на начальном этапе работы над новым сценарием подойдут пластические импровизации на темы постановки, в дальнейшем это могут быть не связанные с ней задания. Возможные варианты упражнений этого блока:
- «Круги внимания» (упражнение, помогающее с одной стороны расслабиться физически и эмоционально, а с другой – освободить фантазию и воображение, когда обучающиеся, сидя на стульях с закрытыми глазами в комфортных позах, прислушиваются к себе, к классу, к улице, городу, стране, Земле, Вселенной)
- «Столбики и макаронинки», «Резиновые мячики и мыльные пузыри» (упражнение на концентрацию и расслабление, где первое из заданий – максимально напрячь мышцы тела, а второе – расслабить)
- различные театрализованные игры («Кот и мыши», «Добрый жук», «Золотые ворота», «Море волнуется – раз!» и т. п.).
Блок 8. Резюме.
Это последний, заключительный блок в структуре креативного урока. В нём подводятся итоги и даётся оценка занятию, формулируется домашнее задание и дальнейшие перспективы [6-7]. Наиболее приемлемым для оценки в начальной школе будет «закрытое голосование», когда воспитанники, закрывая глаза, поднимают либо две, либо одну руку (в зависимости от того, насколько им было интересно и комфортно), либо сидят с опущенными руками.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373)
  2. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку. – М.: Советский композитор, 1980. – 196 с.
  3. Толмачёв А.А Диагноз: ТРИЗ. – СПб: ООО «Фирма КОСТА», 2004. – 496 с.
  4. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1993. – 32 с.
  5. Захарова А.Н. Алгоритм создания загадок. – Л.: 1990. – 13 с.
  6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Мирошник Е. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2015. – № 05 (май). – ART 15167. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15167.htm. – ISSN 2304-120X.
  7. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. – 2015. – № 08 (август). – ART 15257. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. – ISSN 2304-120X.
  8. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – ISSN 2304-120X.

Похожие публикации