Войти / Зарегистрироваться

Чтение нот с листа в классе фортепиано

Получить свидетельство
Автор: Сорокопуд Алла Павловна

I. Пояснительная записка
Детская школа искусств, как учреждение дополнительного образования детей, решает проблемы эстетического воспитания, создания художественного вкуса, созидательного мировоззрения, оказывает значительное влияние на практическое решение задачи формирования гармонично развитой личности.
Однако, в последние годы многие представители музыкальной педагогики все чаще обращают внимание на некоторый разрыв между техническим развитием учащихся и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы; между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально-теоретических дисциплин. Основная причина этого - в отсутствии систематического, целенаправленного обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Последовательное обучение этим формам музицирования - прямой путь к развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности юных музыкантов, учащихся ДШИ.
Многие музыканты в своих высказываниях подчеркивают важную роль чтения с листа в творческой деятельности. «Умение читать с листа, - пишет М.Лерман,- это ведь профессиональные умения не только в широком, но и в узком смысле этих слов! Это умение, характеризующие степень владения инструментом».
Свободное чтение нот с листа является очень важным этапом в расширении музыкального кругозора. Помимо формирования навыков игры на инструменте, освоения музыкально-теоретического цикла, формирования исполнительских качеств ученика, его необходимо научить самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте. Все это требует систематической работы в классе и дома.
Данная программа по чтению нот с листа рассчитана на реализацию в условиях системы дополнительного образования детей и имеет художественно- эстетическую направленность.
Программа предполагает формирование у учащихся навыков чтения музыкальных произведений с листа. Чтение с листа способствует формированию у учащихся представлений о разнообразии жанров, видов, форм музыкального искусства, развивает умение анализировать их, формирует исполнительскую самостоятельность. Всѐ это способствует решению комплекса задач преподавателя, развивающего у своих учащихся интерес к фортепианному исполнительству. Умение читать с листа значительно облегчает учащемуся процесс обучения, создаѐт предпосылки к возникновению желания самостоятельно музицировать, тем самым расширяя музыкальный кругозор и поддерживая интерес к музыке.
Специфический настрой и сосредоточенность при чтении с листа способствует ориентированию на клавиатуре, развивает аппликатурную технику. Умение свободно читать с листа благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта-пианиста и личности в целом.
Предлагаемая программа по курсу «Чтение нот с листа в классе фортепиано» разработана на основе анализа разработанных программ для учащихся ДШИ, ДМШ городов Москвы, Санкт – Петербурга, а так же личного опыта автора.

II. Актуальность программы.

Актуальность данной программы обусловлена целью современного образования - воспитывать и развивать индивидуальность ребѐнка. Чтение с листа на уроках фортепиано помогает развить интеллектуальные и творческие способности, раскрыть индивидуальность ученика, приобщить его к лучшим образцам культуры и народного творчества. Без умения читать с листа, учащийся класса фортепиано не сможет добиться больших успехов занятиях, как по специальности, так и по другим предметам (сольфеджио, музыкальная литература, хор). Поэтому программа курса чтения нот с листа имеет большое значение.
Цель программы: воспитание художественного мышления у учащегося и формирование его практических исполнительских навыков.
Задачи программы.
Настоящая программа позволяет решить следующие задачи:
1) образовательные:
- практическое применение знаний, полученных из курса теоретических дисциплин;
- обучение самостоятельному анализу структуры исполняемых произведений, умению определять направление стилей и жанров исполняемой музыки;
- обучение грамотному и выразительному художественному исполнению произведений;
- оперативно ориентироваться в ладогармонической и ритмической структуре текста
- воспринимать нотную запись не позвучно, а техническими формулами, гармоническими структурами, типовыми фортепианными фактурными формулами
- иметь навыки аппликатурной реализации различных типов движений и видов фактуры;
7
- видеть структурный «синтаксис» пьесы (фразировка, мотивное членение, повторность, вариационность и т.п.);
- владеть пианистическими способами передачи музыкального образа;
- видеть и выполнять авторские указания, связанные с артикуляцией (штрихами), динамикой, обозначение характера и темпа (музыкальная терминология).
2) развивающие:
- развитие внутреннего мелодического и гармонического слуха;
- развитие художественного, образного мышления;
- развитие основ аппликатурной техники, координации движений, ориентации на клавиатуре;
- расширить музыкальный кругозор учащихся;
- развить у учащихся музыкальный вкус и эрудицию.
3) воспитательные:
- воспитание интереса к музыкальному искусству,
- воспитание музыкального вкуса и осмысленного отношения к тексту.
- активизировать желание работать с репертуаром,
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, сосредоточенности, собранности, сообразительности
- умение рационально использовать время для занятий;
- понимание и уважение культуры и традиций народов мира;
- воспитание чѐткого представления о нравственности.


Похожие публикации