Войти / Зарегистрироваться

История рождения фортепиано

Получить свидетельство
Автор: Фисенко Елена Ренатовна

Фортепиано – один из самых древних клавишных музыкальных инструментов, широко распространенный и имеющий большое значение в европейской музыке Нового времени. Это великое изобретение в большой семье музыкальных инструментов. Роль этого инструмента в развитии и обогащении музыкального искусства переоценить трудно. У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения. Чтобы стать хорошим пианистом или ценителем фортепианной музыки, необходимо знать историю рождения фортепиано, его становления, преобразования и распространения, влияния на музыкальный мир в целом.
Давайте заглянем в далекие-далекие времена…
Музыка…Мы привыкли сегодня к этому слову, часто произносим его, порой не подозревая, что родилось оно, как и слова «мелодия», «ритм», «гамма», свыше 25 веков назад в древней Элладе. Согласно древнегреческой мифологии, музы – это богини-покровительницы наук и искусств. Среди них Терпсихора – покровительница танцев и хорового пения, Эрато – поэзии, Евтерпа – музыки. От муз и произошло слово «музыка». Предводителем муз был бог Аполлон. Его часто изображали с кифарой в руках (тоже музыкальный инструмент, но очень древний, ныне не используемый): согласно легенде, именно Аполлон был ее изобретателем.
Первый музыкант древности – Орфей. Заслышав чарующие звуки его золотой лиры, становились послушными дикие звери, раздвигались скалы, деревья склоняли свои ветви. Да, музыку изобрели боги и подарили ее всему человечеству. Кифара и лира были первыми музыкальными инструментами.
Монохорд. Один из ученых Древней Греции, Пифагор, изучал связь музыки и естественных наук. Он считал, что весь мир, вся Вселенная и отдельные ее планеты находятся в определенных математических зависимостях, подобных тем, на которых построена музыка. Для изучения музыкальных интервалов Пифагор использовал монохорд – однострунный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный прямоугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (отсюда и его название: «моно» по-гречески «одна», «хорд» - «струна»). Звук в монохорде извлекался ударом молоточка или защипыванием струны. На верхней плоскости ящика была нанесена шкала. Перемещая по определенным точкам шкалы подвижную подставку, Пифагор получал звучание различных музыкальных интервалов.
Монохорд был одним из первых шагов на пути к рождению фортепиано. Его начинают совершенствовать, размещая над ящиком-резонатором все большее число струн. Сначала к его единственной струне добавили еще одну, затем еще две и в таком виде им пользовались довольно долго. Называли его по-прежнему монохордом. Незатейливый деревянный ящик со струнами, простой в изготовлении и очень удобный для использования, становится популярным во многих странах. Дульцимеры, псалтериумы и цимбалы – так именовались в разных концах света разновидности монохорда. Они в течение многих веков были неизменными помощниками учителей пения, верными спутниками бродячих музыкантов и артистов. На Руси тоже появился подобный инструмент – это были любимые в русском народе гусли.
А струн становилось все больше и больше. У некоторых средневековых потомков монохорда их насчитывалось уже свыше тридцати. Играть на таком инструменте было весьма трудно. Что же придумали средневековые музыканты и инструментальные мастера? Кому-то из них пришла в голову замечательная мысль: приспособить клавиатуру к многострунному монохорду. 

 

Сравнительно недавно, ученые, изучавшие средневековую литературу, обратили внимание на интересный факт: в одном из произведений среди названий, распространенных в то время музыкальных инструментов упоминалось и такое – «английская шахматная доска». Оказалось, что это название одного из самых ранних клавишно-струнных инструментов. Не исключено, что далекий предок фортепиано родился, как и шахматы, на Востоке, а в начале нашего тысячелетия был завезен в Европу, где его стали изготовлять и охотно играть на нем.
Само же название, породнившее музыкальный инструмент с шахматами, вероятно, объясняется так: соседство черных и белых клавиш напоминало обычное чередование квадратов на шахматном поле, особенно если принять во внимание, что клавиши первых инструментов были не продолговатые, как у современного фортепиано, а почти квадратные и, возможно, одного размера.


Кому же уступили место первые клавишные потомки монохорда? Клавишные музыкальные инструменты были известны еще со времен Средневековья. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.
Первый клавишный инструмент, у которого были струны, назывался клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.
Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.

Клавикорд Моцарта

Другой клавишный инструмент, клавесин, был изобретен, скорее всего, в Италии в XV веке.

Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина - довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента. А между тем рядом с ним существовал более звучный его собрат. В Италии его называли чембало, в Германии – флюгель, в Англии – арпсихорд, а во Франции – клавесин. На клавесине звук извлекался птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино.
В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавикордом пользовались дома, а в салонах, залах и гостиных богатых вельмож безраздельно царил клавесин.
Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, это спинетмаленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он обычно был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.
Но первые клавишные инструменты имели свои многочисленные недостатки. Они издавали достаточно слабые звуки, чтобы наравне с другими инструментами, известными уже в это время, участвовать в музыкальных оркестрах или выступать как сольный инструмент. Даже многие композиторы предпочитали писать произведения, к примеру, для струнных инструментов, нежели для клавишных.
Истинных ценителей клавишной музыки такая несправедливость не устраивала. Поэтому мастера из разных стран независимо друг от друга начали работать над созданием инструмента, который смог бы на равных соперничать с другими музыкальными инструментами. Большую роль в усовершенствовании клавесина сыграли европейские композиторы.

Особое место во французской клавирной музыке занимают Клод Дакен (1694-1772), написавший в том числе "Кукушку", а так же органист и композитор Франсуа Куперен-младший (1668-1733). Он известен своим выдающимся теоретическим трудом – школой игры на клавесине (1716). В этом произведении он подытоживает все достижения техники игры на оперенных инструментах, расшифровывая многочисленные значки мелизмов и прочих украшений. Школа Куперена не потеряла своего значения и для нашего времени, имея ценные указания для толкования и правильного исполнения старинной клавирной музыки. 

     

Родоначальником итальянской школы клавирной музыки является Джироламо Фрескобальди (1583-1643). Фрескобальди вводит в некоторые танцы среднюю часть с новой темой, написанной в трехголосном изложении, и дает ей название "трио", сохранившееся в музыкальной практике до нашего времени.
Самый блестящий представитель итальянской клавирной музыки - Доменико Скарлатти (1685-1757), сын неаполитанского оперного композитора Александра Скарлатти, создатель многочисленных сонат, полных новых звуковых сочетаний, технического блеска и виртуозных приемов. По форме они были большей частью одночастны и имели специфические клавирные созвучия: аккордированные арпеджио, перекидывания рук, скачки, растяжения, блестящие пассажи и т. п.
Фортепиано. В 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Затем это название сократили, и появилось слово "фортепиано".

   

Фортепиано Б. Кристофори

Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте, менять динамику внезапно или постепенно.
Первое фортепиано стало основой для изобретения отдельных инструментов – рояля и пианино. Создание фортепиано стало большим событием в музыкальной культуре, но его долгое время не признавали, считали несовершенным (и это было вполне справедливым, так как фортепиано первой половины XVIII века только еще начинало свое существование и, конечно, нуждалось в техническом и звуковом развитии) грубым инструментом, непригодным для передачи изящной и тонкой музыки стиля рококо. Вольтер, воспитанный в духе изящного искусства того времени, не увидел в фортепиано ничего ценного и не нашел ничего лучшего, как назвать его "изобретением кастрюльщика".
"Почти весь XVIII век проходит под знаком упорной борьбы царственного клавесина против захватывающей демократии фортепиано" – бросил как-то один из музыкантов того времени Мармонтель.
Фортепиано, в отличие от своих предшественников, звучало громко, ярко и отчетливо. Однако все это не мешало мастерам постепенно совершенствовать его, добавляя устройства, позволявшие расширять звуковые возможности фортепиано. Сейчас фортепиано имеет достаточно сложное устройство. Весь механизм инструмента состоит из струн и молотков, рычагов и ремней, демпферов, педалей и клавиш. И только вместе все эти приспособления заставляют инструмент звучать.
В устройство фортепиано входят две, иногда и три педали. Педали предназначены для своеобразного переключения струн, чтобы открыть недоступные для молоточков струны и, следовательно, создать новые звуки. Сначала вместо педалей использовались специальные рычаги, которые переключались вручную. На смену им пришли подколенные педали. И только потом, признав все эти приспособления неудобными, придумали ножной механизм. Каждая педаль имеет свои "обязанности". Правая позволяет звучать фортепиано неразрывно, с новыми звуковыми оттенками. Левая педаль, наоборот, делает звук более слабым. А средняя дает возможность обогатить музыку. Англия была первой страной, где применили к фортепиано педали в их современном виде и действии, и первое систематическое применение двух современных педалей (пиано- и форте-педалей) было сделано в 1783 году мастером Бродвудом.
Влияние фортепиано на развитие музыкального искусства. Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало очень важным событием в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры.
Клавирная (клавесинная) музыка развивалась в эпоху барокко. Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царило новое направление – рококо, переходное от барокко к классицизму.
В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения М. Клементи, Й. Гайдна и В. Моцарта.
Большую роль в формировании новых видов музыкальных произведений и нового стиля клавирного исполнительства - фортепианного - сыграли три великих композитора той эпохи – Й. Гайдн, В. Моцарт и Л. Бетховен.
Иосиф Гайдн (1732-1809) посвятил фортепиано сравнительно небольшую часть своих сочинений. В их числе сонаты, вариации и фортепианные концерты.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - выдающийся исполнитель на клавире и творец множества фортепианных произведений. Клавикорды и клавесин для него являются уже инструментами прошлого, хотя он иногда и играет на них. Он уже не пишет для них специально, как это делали композиторы первой половины XVIII века.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) не обращает почти никакого внимания на клавир, хотя и ценит, как видно из некоторых его высказываний, качество звука клавикорда и его нежную выразительность. Клавицимбалом он пользуется иногда в первой половине своего творческого пути, на что указывают пометки в его сочинениях до 1802 года: "для клавицимбала или фортепиано". В позднейший период своего творчества Бетховен обращается к молоточковому фортепиано, и иногда указывает «для молоточкового клавира".
Важный вклад в дело утверждения фортепиано сделал Муцио Клементи (1752-1832). Одаренный исполнитель, он сильно развивает виртуозную сторону игры на фортепиано, указывая на богатство возможностей инструмента.
Новые веяния намечаются и в камерной музыке с участием клавира. Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы.
Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только во дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Появлялись новые произведения для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.
На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, как и во всем искусстве, основную роль стали играть эмоции, чувства. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Р.Шумана, Ф.Листа, Ф.Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.
В период романтизма фортепиано оставалось популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов.
Богатейшие возможности инструмента-победителя открыли перед современниками два великих пианиста и композитора фортепианной музыки. Первый из них, Фридерик Шопен (1810-1849), вводит своих музыкальных современников в совершенно новый мир. Вводя в свои сочинения широко развернутый гармонический аккомпанемент, Шопен требовал от фортепиано хорошо выровненного, полного и певучего звука. В то же время в своих виртуозных и крупных произведениях он дал невиданный до него размах и экспрессию, выраженные специфическими фортепианными средствами. Услыхав игру Шопена, другой выдающийся пианист Ференц Лист (1811-1886) сразу понял, что перед ним новые горизонты фортепианной музыки, что «необходимо идти по следам этого молодого поляка, ибо он возвещает будущее фортепиано как в приемах игры, так и в композиции».
Играя сейчас на усовершенствованных и послушно поддающихся любым игровым требованиям современных концертных роялях, мы должны учесть, что 100-200 лет тому назад пианисты не имели тех мощных и разнообразных средств для реализации творческих намерений. К концу жизни Листа искусство виртуозного фортепианного исполнения, а также звуковые и игровые качества фортепиано достигли законченности своего развития, и с тех пор мы наблюдаем некоторое равновесие, установившееся, по-видимому, на долгие годы.
Сейчас фортепиано используется в самых разнообразных музыкальных жанрах и стилях. На клавишных инструментах уже давно стали исполнять не только классику, но и джаз, блюз, популярную музыку и рок. Причем для рок-музыки стали использоваться электронные клавишные инструменты, которые тоже обязаны своим существованием древним монохорду и клавесину.
Почти все композиторы писали фортепианную музыку, а многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы пианино. Фортепиано сейчас является самым популярным, востребованным и самым массовым музыкальным инструментом. Не случайно все исполнители помимо специального инструмента обязаны уметь играть и на фортепиано в том числе.
Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены. Его и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента.
Очевидно, что фортепиано, казалось бы, такое незначительное событие, стало поворотным моментом в истории музыкального искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью мировой культуры. Несмотря на молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент и, надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката. 


Похожие публикации