Использование игровых форм и методов в образовательном процессе не только возможно, но и просто необходимо. Именно в ходе деловых игр по экономическим (или иным) дисциплинам происходит формирование таких общепрофессиональных качеств, как:
- способность видеть ситуацию «в целом»;
- способность прогнозировать развитие ситуации;
- умение адаптироваться при изменении текущих условий;
- учитывать уровень знаний и навыков «соперников»;
- умение работать индивидуально и в коллективе;
- умение принимать решения и подчиняться чужим решениям;
- использование теоретических знаний в «моделированном» процессе.
По итогам игры лучшим может оказаться не «отличник», а учащийся, умеющий принимать решения в соответствии с меняющейся объективной обстановкой, выделять приоритетные направления, двигаясь в заданную сторону.
Деловая игра, применяемая при проведении дисциплин экономического цикла, должна представлять собой некую «модель» какого-либо реального финансового процесса. При этом необходимо выделить несколько сторон, участвующих в финансовом процессе, определив «граничные условия» и правила игры для них.
В образовательном процессе могут использоваться деловые игры различного уровня сложности: от простейших, разминочных – на 5-10 минут до «сериальных», которые могут продолжаться не один урок.
При проведении деловой игры могут использоваться знания по различным дисциплинам, междисциплинарным курсам, модулям.
Оптимальным вариантом является совмещение деловой и ролевой игры. В большинстве игр работа идет командой, в которой распределяются определенные роли: директор, бухгалтер, торговый агент и т.д. Возникает необходимость принятия коллегиальных решений, подчинения «старшему по званию», ответственности за свой участок работы. Большинство практических занятий по дисциплине «Менеджмент» или междисциплинарному курсу «Управление коллективом исполнителей» оптимально проводить именно в форме деловых игр.
Перед проведением игры обязательно оговорить правила поведения в игре, систему штрафов, контрольные точки и порядок подведения итогов. Рекомендуется эти данные предоставить в печатном виде каждой команде (раздаточный материал). Преподаватель намечает и обсуждает со студентами возможные проблемные ситуации. Иногда лучше провести разбор проблемных ситуаций после игры, предоставив учащимся самим принять решение.
В экономических дисциплинах возможность для игрового моделирования предоставляют темы:
- рынок, виды рынков;
- сделки, заключение договоров купли-продажи;
- торги на фондовой бирже;
- торговый агент, техники индивидуальных продаж;
- различные виды конкуренции и т.д.
Предлагаемая деловая игра захватывает несколько секторов экономических дисциплин: менеджмент, виды рынков, ценообразование, прибыль.
Деловая игра «Рынок»
Цель игры: изучение рынка и механизма ценообразования на рынке.
Вариант 1. В этом варианте рассматривается монопольная модель рынка – определённый товар может продавать только один собственник.
1. Условия игры:
Каждая фирма получает стартовый капитал 1 миллион рублей.
Каждая фирма владеет определенным набором товаров.
2. Требуется за заданное время построить максимальное количество домов. Для постройки одного дома необходимо:
- комплект блоков стен
- комплект дверей и окон
- комплект сантехники
- крыша
- фундамент
- отопительная система
- набор электротехнических средств
Ваша фирма продает только один из товаров. Цены покупки и продажи назначаются владельцем произвольно. Собранные дома будут куплены за 500 000 (пятьсот тысяч) рублей каждый.
3. Среди участников игры в своей команде выберете:
- владельца фирмы – право на окончательное решение принадлежит ему.
- бухгалтера – ведет все финансовые расчеты.
- торговых агентов – участвуют в процессе купли-продажи, находят потенциальных партнеров.
4. Все покупки и продажи фиксируются на «Листах покупки» и «Листах продажи» у вас и у фирм – партнеров. Бартерные сделки (товар на товар) не разрешены. Для покупки товаров можно использовать деньги, вырученные от продажи своих товаров.
Подпись ставит на листах руководитель фирмы.
Листы являются основанием для итоговых расчетов.
5. Победитель определяется по конечнойсумме полученной прибыли. В данной ситуации:
Валовая прибыль = 1 000 000 + Выручка, полученная от реализации товаров – стоимость закупленных товаров + выручка от реализации собранных домов.
6. Фирма снимается с игры и объявляется банкротом, если в процессе расчетов выясняется, что стоимость закупленных товаров больше, чем 1 000 000 + Выручка, полученная от реализации товаров
Лист покупки. (ФИРМА __________________)
Стартовый капитал 10 000 рублей. Для покупки товаров можно использовать деньги , вырученные от продажи своих товаров.
Фирма - продавец |
Количество |
Цена ед. товара |
Сумма покупки |
Подпись продавца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
Лист продажи (ФИРМА_________________________)
У вас в наличии 1000 комплектов товара. Вы можете продавать его по любой цене и любому покупателю.
Фирма - покупатель |
Количество |
Цена ед. товара |
Сумма покупки |
Подпись покупателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
Вариант 2. В этом варианте рассматривается модель рынка чистой конкуренции. На рынке несколько собственников товара, устанавливающих цены и несколько покупателей, стремящихся приобрести данный товар.
Этот вариант легко называется «Красный, желтый, зеленый»
Правила игры совпадают с вышеизложенными.
Команды должны собрать светофоры.
Каждый светофор оплачивают по цене - 30000 рублей.
Но! В отличие от предыдущего варианта здесь 2-3 команды продают красные огни, 2-3 команды-зеленые, а еще 2-3 команды –зеленые.
В игре возникают ситуации:
- возможен сговор продавцов,
- снижение цен,
- введение системы скидок,
- выгодный бартерный обмен и т.д.
Данный вариант несколько сложнее, но представляет собой больший интерес для дальнейшего анализ и рассмотрения ситуаций со студентами.