Войти / Зарегистрироваться

Хочу творить добро

Получить свидетельство
Автор: Журавлёва Татьяна Анатольевна

Пояснительная записка.
    
Случай в песочнице.
Малыш подходит к мальчику. Тянет ручку к машинке: «Дай!»
Мама: Сыночек, верни машинку! Мальчик будет плакать!
Сын прижимает машинку к груди.
Мама: Ванечка, верни машинку! Ты добрый, хороший!  (Гладит мальчика по головке).  Ты никому не делаешь больно! И мальчика обрадуешь!
Сын возвращает игрушку.
 
Какой вариант маминой просьбы вам понравился больше?
Второе обращение к ребёнку было успешным. Давайте разберёмся, почему?
И в первом, и во втором случае мама восстанавливала справедливость и учила добру. Первый раз ребенок видел мир другого человека. Это важно, научить замечать чувства  людей. Но недостаточно.
Во втором варианте ситуация разрешается  с акцентом на «Я» ребёнка. «Я дарю тебе радость, я сам радуюсь!» Иными словами, счастье другого уравновешивается возвышением самоуважения, самопринятия.
 
Может быть, эти нюансы не так уж важны в воспитании? О чём речь?
Общеизвестный факт: детский эгоцентризм составляет естественный  фон взросления человека. Неумение и нежелание понять позицию другого сопровождает  многих людей и во взрослом состоянии. В благоприятном варианте эгоцентризм перерастает в здоровое честолюбие.
 
На мой взгляд, радость другого не уравновешивается жертвенностью и страданием в детской психике. Выбор добра должен быть  разумен и полезен для личности ребёнка. Выбирая добро, ребёнок хочет чувствовать возвышение всех компонентов «Я»: тела, чувств, мыслей, желаний. Ощущение благородства, возвышенности и чистоты «Я» придаёт личностный смысл выбору добра. Появляется мотивационный компонент духовной деятельности. Зачем я выбираю добро? Из множества точек отсчёта (служить добру, счастью другого, красоте,  чтобы были довольны родители и др.) рост самоценности является ведущим в воспитании доброго человека. «Я не только должен, но я получаю пользу и радость от творения добра. Я остаюсь хорошим!».
Проблема мотивации в духовно-нравственном развитии является важной, но не единственной.
 
В школьной практике приходилось видеть детей, уверенно называвших аксиологические термины. Но за словами «старательность, дружелюбие, благородство» не обнаруживались сколь-нибудь глубокие представления о сущности понятий. Поверхностность смыслов не способствует осознанности поступков. Сфера  духовных ценностей остаётся у школьников на уровне неосмысленных побуждений. Ментальный уровень духовной жизни не формируется.
Правильные и  наивные представления «плохо – хорошо» должны с возрастом углубляться, наполняться духовными смыслами, а не носить тень ярлыка.
 
Воспитательные мероприятия в рамках учебной и  внеучебной деятельности по духовно-нравственному развитию в соответствии с ФГОС могут быть дополнены данной программой. Её направленность - раскрытие духовных основ культурных форм жизнедеятельности человека, способствует эффективности формирования нравственного отношения ребенка к людям, природе, труду.
Смыслы, которыми пропитаны человеческие отношения, реализуются людьми в процессе общения. Надо ли говорить, что без духовной составляющей  процесс общения выхолощен.
 
Реализуемые ценности программы.
Радость. Любовь. Человек – источник радости и добра. Забота. Добро. Беспокойство. Дистанция. Уважение. Щедрость. Благодарность. Старшинство-младшинство.  Хорошее. Атмосфера общения. Предупредительность и чут-кость. Хрупкость души. Благородство. Чистота.
Перечисленные  понятия определяют   ценностное отношение человека к людям, делу, природе и взяты в основу содержания программы занятий.
 
Логика построения ценностей в содержании занятий.
  • В радости и любви люди счастливы.
  • Радость нужно привносить в жизнь сознательным выбором добра.
  • Добро проявляется в беспокойстве, заботе о другом.
  • Забота даёт дистанцию с другим человеком.
  • Дистанция, проявляемая в заботе,  - есть уважение.
  • Заботиться о другом нужно на разных уровнях: физическом, мысленном, словесном, уровне пожеланий.
  • Заботиться о другом нужно с пониманием духовных основ неравенства в отношениях «Старший – младший».
  • Отдаваемое людям добро очищает, облагораживает человека.
  • Благодарность позволяет ценить и умножать добро.
  • Щедрость души рождает тёплую атмосферу общения.
  • Тёплая атмосфера общения, исходящая от человека, привлекает к нему любовь близких.
  • Чистота поступков, слов, пожеланий рождает ощущение благородства проживаемой жизни и желание творить добро.
 
Изложенная выше логика построения ценностей идёт от понимания автором смыслового поля духовной деятельности человека.
 
Как сделать ценностные смыслы личностными?
В практике работы автор убедилась: детям 9-11 лет нужна информация аналитического характера. Простые, житейские объяснения не удовлетворяют интереса учеников. Как нельзя лучше, глубина и нюансы духовных основ отношений принимаются детьми именно в этом возрасте.
 
Вторым условием является рост самоуважения ребёнка через реализацию жизненных ценностей. Аналитическая составляющая должна приобрести окраску в чувстве.
Пробудить высокие  чувства благородства своей души и жизни  посредством выбора добра – условие  принятия детьми нравственных ценностей.
 
Чувство духовной добродетели  можно отнести к бессознательному слою родовой памяти человечества. Это глубинное чувство  должно раскрываться в ребенке воспитательными усилиями взрослых в рамках возрастных нормативов. Программа занятий направлена на создание условий для позитивных изменений в личности детей и  имеет  развивающий характер.
 
Программ, формирующих ценностное отношение детей к жизни,  достаточно. Некоторые из них использовались мною в школьной практике. [2]    Желание обобщить своё видение проблемы духовного развития привело к созданию данной программы занятий. Заявленная логичность изложения ценностей является понятной, осмысленной и ранее не встречалась.
  
Источникомсодержания занятий служили традиционные отечественные  ценности,  реализуемые в  бытовой культуре, христианстве, светской этике.
Автор опиралась на представления гуманистической психологии о самоценности личности. Формирование навыков, привычек, установок и нравственно чистого сознания и поведения имеют источником когнитивно-бихевиоральное направление. Наконец, уровень духовных ценностей в отражении индивидуальной жизни предполагает мышление в понятиях экзистенциального подхода.[6,7,11]
 
 
Дидактические принципы:
  • последовательное изложение материала;
  •  сознательное усвоение получаемых знаний учащимися;
  • личностное отношение к полученным знаниям;
  • реализации знания в практических умениях реальной жизни детей;
  • ориентация на зону ближайшего развития детей в понимании и усвоении нравственных ценностей;
  • реализация принципов деятельностного подхода на занятии.
 
 
Цели  программы:
- формирование у детей аналитических представлений о духовных основах отношения к людям, природе и деятельности;
- формирование личностных мотивов выбора добра.
 
Задачи:
- раскрыть традиционные представления отечественной культуры о добре и зле;
- раскрыть понятия духовного развития с позиции личностных смыслов;
- познакомить детей со  способами  проявления добра и радости в жизни;
- освоить умения творить добро в потенциальных жизненных ситуациях на занятиях и закрепить вне занятия в реальных условиях общения детей;
- способствовать формированию способности к нравственному совершенствованию как основы личностного роста;
- формировать нравственный смысл разных форм жизнедеятельности (межличностного общения, трудовой и учебной деятельности, отношения к природе);
- формировать установки самосознания и поведение, ориентированные на благо себя и других людей;
- развивать способность выражать и аргументировать нравственно оправданную позицию на основе полученных знаний о проявлении добра и зла в жизни;
- формировать способность выбирать добро сознательно;
- укреплять самоуважение на основе нравственного выбора;
- формировать основы социальной компетентности в общении с разными по основанию группами старшинства на основе духовной основы взаимоотно-шений в диаде «старший - младший».
 
Структура занятия:
  • разминка,
  • повторение,
  • введение и отработка нового материала,
  • рефлексия занятия,
  • домашнее задание.
 
Этапы занятия могут изменяться. Например, повторение может проводиться индивидуально во время рисования во второй половине урока, разминка - после повторения.
 
Методы работы, используемые на занятиях:
- рисование;
- аппликация;
- метод направленного воображения;
- психогимнастика;
- имитационные и ролевые игры;
- элементы групповой дискуссии;
- приёмы саморегуляции;
- беседы.
 
Программа рассчитана на работу с детьми  9-11 лет.
 
Курс состоит из 34 занятий, проведение которых возможно как педагогом-психологом, так и учителем.
 
Занятия  проводятся 1 раз в неделю в течение года. С 2015 г. в Лицее №9 г. Слободского в рамках внеурочной деятельности курс делится пополам: по 17 часов в 3 и 4 классах.
 
Занятия проходят в обычном классе с партами.
 
В 2013-14 уч. г., в 2014-15 уч. г. занятия проводились с целым классом учеников (26 человек).   При делении класса на группы до 14 человек (сентябрь 2015 г.) эффективность индивидуального подхода в реализации программы увеличивается.
 
Для закрепления положительного отношения детей к занятиям используются сладости.
 
Участие игрушечного циркача Мокуса в старшем возрасте детей возможно заменить  на другого, близкого им  персонажа.
 
Использование логики построения ценностей возможно при написании тематических циклов занятий в средних классах. 

Похожие публикации