Войти / Зарегистрироваться

Подбор музыки по слуху и аранжировка музыкальных произведений

Получить свидетельство
Автор: Воропаева Лариса Владимировна

Цель: закрепление навыка подбора музыки по слуху и аранжировки музыкальных произведений.

Задачи:

обучающие:

×научить слышать высоту музыкальных звуков;

×закрепить теоретические знания по темам «тональность», «аккорд» и «отклонение в другую тональность».

развивающие:

×способствовать развитию гармонического и звуковысотного слуха;

×развивать навык подбора  аккордового сопровождения мелодии с отклонением в другую тональность.

воспитательные:

×воспитывать слушательскую  культуру и доброжелательное отношение при анализе музыкального исполнения.

Оборудование:

-фортепиано;

-синтезаторы;

-наушники.

Предварительная работа.

Знакомство с  необходимыми теоретическими понятиями (тональность, главные ступени, трезвучия главных ступеней, отклонение и другие). Освоение навыков определения тональности в музыке, построения трезвучий главных ступеней, гармонизация мелодии с отклонением в другую тональность.

Ход занятия.

Организационная часть.

Педагог:Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, должен ли музыкант обязательно уметь подбирать музыку по слуху?

Дети: Да.

Педагог: А зачем? Ведь есть ноты. Но на самом деле могут быть ситуации, когда музыканта просят сыграть какую-нибудь песню сиюминутно, и у музыканта нет времени искать ноты. Конечно, речь не идёт о классической музыке. Классическую музыку мы будем разучивать по нотам. Но современную популярную музыку порою бывает проще и быстрее подобрать по слуху, чем разучивать по нотам. К тому же надо заметить, что подбирать музыку по слуху это очень увлекательное занятие. Вы согласны со мной?

Дети: Да.

Педагог. Поэтому сегодня мы с вами будем продолжать учиться подбирать музыку по слуху и делать аранжировку к музыкальным произведениям. А подбирать мы сегодня будем всем известную и всеми любимую песню Владимира Шаинского «Голубой вагон».

Основная часть

Педагог: С чего мы начинаем подбор музыки?

Дети:С мелодии.

Педагог:Правильно.Чтобы вы не мешали друг другу, один из вас подойдёт ко мне за  фортепиано, остальные сядут за синтезаторы и будут подбирать в наушниках.

Подбор мелодии по слуху.

Педагог играет мелодию: каждую фразу несколько раз, пока дети правильно не повторят за ним. Когда все дети подобрали мелодию песни, они снимают наушники и играют её все вместе, одновременно проверяя  правильность мелодии у себя и у своих товарищей, и при необходимости корректируют её.

Актуализация теоретических знаний.

Педагог:Молодцы, ребята! Теперь, когда мелодия у нас подобрана, что мы будем делать дальше?

Дети: Подбирать аккорды.

Педагог: Правильно. А какие мы будем строить аккорды?

Дети: Трезвучия главных ступеней.

Педагог: Какие ступени мы называем главными?

Дети: Первую – тоника, четвёртую – субдоминанта, пятую – доминанта.

Педагог: А что нам надо определить в мелодии, чтобы построить главные ступени и трезвучия главных ступеней?

Дети: Тональность.

Педагог: А что такое тональность?

Дети: Это тоника и лад.

Педагог: Итак, тональность этой музыки? 

Дети: Соль минор.

Дети строят трезвучия главных ступеней в тональности соль минор, вслух проговаривая получившиеся звуки аккордов.

Педагог: Итак, теперь мы эти аккорды будем по слуху подбирать к нашей мелодии.

Гармонизация мелодии.

Дети расходятся за синтезаторы, одевают наушники и самостоятельно подбирают аккорды к мелодии. Затем все подходят к фортепиано. Один из учащихся садится за инструмент и играет мелодию с теми аккордами, которые он подобрал. Остальные дети вслух комментируют правильность или неправильность подбора. Как правило, трудность возникает там, где происходит отклонение в другую тональность.

Педагог:Если нам не подходит ни одно из наших трезвучий, это означает, что здесь происходит…?

Дети:  Отклонение в другую тональность

Педагог: Правильно! И здесь мы уже по слуху находим новую тонику и к ней строим доминанту, так как отклонение в другую тональность происходит только через…?

Дети: Доминанту.

Педагог: В данном случае у нас произошло отклонение в тональность…?

Дети: Фа мажор.

Педагог: Ну а теперь, ребята, я предлагаю вам пройти за синтезаторы и сделать аранжировку этой песни.

Аранжировка музыки и её исполнение.

Дети самостоятельно аранжируют песню на синтезаторе, а потом исполняют её по очереди перед своими товарищами. После каждого исполнения дети коллективно обсуждают, что было удачно в аранжировке, а что нет. В своём анализе дети отмечают, насколько удачно был подобран музыкальный стиль, инструмент, темп исполняемой музыки. Все исполнения награждаются аплодисментами.

Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Какая была цель нашего занятия?

Дети: Подобрать по слуху мелодию песни «Голубой вагон»,  аккордовое сопровождение к мелодии и сделать  аранжировку песни на синтезаторе.

Педагог: Как вы считаете, мы достигли цели нашего занятия?

Дети:  Да!

Педагог:  А что необходимо было сделать  для достижения этой  цели и с какими трудностями вы столкнулись?

Дети совместно с педагогом вспоминают весь пошаговый процесс занятия.

Дети:  Когда мы подбираем мелодию по слуху, надо внимательно слушать, куда идут звуки, выше или ниже. Когда мы гармонизуем мелодию, то надо помнить о том, что может быть отклонение в другую тональность.

Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Наше занятие окончено. До свидания.

Литература:

 

  1. Белецкий С.В. Образовательная программа «Элементы музыкальной речи». Омск  «РЕМИС»,  2002г.
  2. Белецкий С.В. Образовательная программа «Основы чтения нотного письма». Омск «РЕМИС»,  2003г.

 

 


Похожие публикации