Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (15 человек). Каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель программы:
- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
- Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Занятия проводятся 2 часа в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблвого пения, для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;
Тематический план
№ |
Раздел |
Тема |
Количество часов |
|
1
|
Раздел1: Музыкально-теоретические дисциплины |
Введение. Ладовое многообразие |
5 |
|
2 |
Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения Динамика. |
|||
3 |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. |
|||
4 |
Типы голосов. Типы дыхания. |
|||
5 |
Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода Урок слушания и анализа |
|||
6 |
Раздел 2 Вокальная работа.
|
Формирование певческих навыков. Роль распевки |
15
|
|
7 |
Певческая установка |
|
||
8 |
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса. |
|
||
9 |
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. |
|
||
10 |
Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. |
|
||
11 |
Дыхания |
|
||
12 |
Единство художественного образа и исполнительства |
|
||
13 |
Работа над тембровой окраской |
|
||
14 |
Звуковедение. Развитие чувства ритма. |
|
||
15 |
Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами |
|
||
16 |
Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. |
|
||
17 |
Пение фальцетом. |
|
||
18 |
Пение речитативом. Дикция |
|
||
19 |
Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. |
|
||
20 |
Работа над музыкальным и сценическим образом.
|
|
||
21 |
Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки |
Жанровое разнообразие музыки. Роль песни в переломные моменты истории. |
5 |
|
22 |
Песня в жизни человека. История гимнов России. |
|||
23 |
Песня на войне. Бардовская песня. |
|||
24 |
Современная музыка – что это? Вокальные жанры в музыке |
|||
25 |
Творчество современных композиторов-песенников Народное музыкальное творчество |
|||
26 |
Раздел 4 Работа с солистами |
Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. |
7 |
|
27 |
||||
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Освоение исполнения бэк-вокал. |
||||
28 |
||||
Расширение диапазона голоса. Нотная грамота. |
||||
29 |
||||
Дикция и артикуляция. Сценическая хореография. Выявление индивидуальных красок голоса. |
||||
30 |
||||
Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку. |
||||
31 |
Постановка танцевальных движений Использование элементов ритмики, сценической культуры. |
|||
32 |
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. |
|
||
33 |
Раздел 5 Теоретико-аналитическая работа |
Беседа о гигиене певческого голоса Народное творчество |
2 |
|
34 |
Работа исполнителя-вокалиста Урок-концерт |
|||
Итог: 34 часов |
|
Содержание программы
№ |
Название раздела, темы |
Содержание темы |
Тип урока |
Форма урока |
Информационное сопровождение |
Дата по плану |
Дата фактически |
Раздел1: Музыкально-теоретические дисциплины.(5 часов) |
|||||||
1 |
Введение. . Ладовое многообразие
|
Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями. Прослушивание голосов. Понятие лад. Его значение в музыке. |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Урок-путешествие
|
Фонограммы детских песен Примеры мажорных и минорных произведений |
|
|
2 |
Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения Динамика.
|
Понятие-темп. Его разновидность. Определение темпа и лада на примере вокальных произведений Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над динамикой при исполнении распевок |
Комбинированный урок. |
Беседа
|
Запись произведений с различными темпами. Запись произведений с яркими динамическими оттенками |
|
|
3 |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.
|
Понятие жанр, песня, танец, марш. Особенности муз.жанров. Слушание. Понятие музыкальная форма. Схематическое изображение 1,2,3-х частных форм в музыке. Слушание |
Комбинированный урок. .
|
Беседа
|
Запись танцевальной, маршевой и песенной музыки Записи. 1,2,3частные музыкальные произведения |
|
|
4 |
Типы голосов. Типы дыхания.
|
Определение типов голосок каждого участника. Слушание вокальных произведений. Анализ- определение типа голоса Дыхание. Дыхательная гимнастика. Вокальная работа |
Комбинированный урок.
|
Практическое занятие.
|
Вокальные произведения Фонограммы ансамблевых песен |
|
|
5 |
Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода Урок слушания и анализа
|
Жанр песня. Его особенности. Исполнение ансамблевое, сольное Закрепление теоретического материала. Слушание, анализ музыкальных произведений. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Песни в ансамблевом исполнении. Произведения для интонационного анализа |
|
|
Раздел 2 Вокальная работа. (15 часов) |
|||||||
6 |
Формирование певческих навыков. Роль распевки |
Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Нотные записи вокальных упражнений для работы. |
|
|
7 |
Певческая установка |
Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Схема постановки корпуса и головы вокалиста. Правила пения |
|
|
8 |
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса. |
Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха |
|
|
9 |
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. |
Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха |
|
|
10 |
Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. |
Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Нотные записи вокальных упражнений для работы над артикуляцией |
|
|
11 |
Дыхания |
Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика. |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Нотные записи вокальных упражнений для развития дыхания |
|
|
12 |
Единство художественного образа и исполнительства |
Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
13 |
Работа над тембровой окраской |
Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
14 |
Звуковедение. Развитие чувства ритма. |
Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив) |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
15 |
Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами |
Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
16 |
Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. |
Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
17 |
Пение фальцетом. |
Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
|
|
|
18 |
Пение речитативом. Дикция |
Ритмические особенности сольного произведения |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
|
|
|
19 |
Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. |
Понятие придыхательного пения. Практическая отработка. |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
|
|
|
20 |
Работа над музыкальным и сценическим образом. |
Работа с микрофоном. Сольное исполнениё номера. |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Запись «+» и «-» для сольного исполнения |
|
|
Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (5 часов) |
|||||||
21 |
Жанровое разнообразие музыки. Роль песни в переломные моменты истории.
|
Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях. Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен. |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Беседа
|
Запись различных музыкальных жанров Примеры революционных песен |
|
|
22 |
Песня в жизни человека. История гимнов России.
|
Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни. Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему? |
Урок изучения и закрепления новых знаний. .
|
Беседа
|
Запись гимнов |
|
|
23 |
Песня на войне. Бардовская песня. |
Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней. Знакомство с творчеством композиторов бардов: Визбор, Высоцкий, Окуджава… |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Беседа
|
Военные песни. Бардовская песня |
|
|
24 |
Современная музыка – что это? Вокальные жанры в музыке |
Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке Знакомство с жанром романса, баллады, оперетты, арии. |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Беседа
|
Образцы современной музыки Баллада, романс, оперетта, ария |
|
|
25 |
Творчество современных композиторов-песенников Народное музыкальное творчество |
Творческий путь Владимира Шаинского. Особенности народной музыки. Знакомство с фольклором Кировской области |
Урок изучения и закрепления новых знаний. .
|
Беседа
|
Песни Шаинского Запись фольклорных произведений |
|
|
Раздел 4 Работа с солистами (7 часов) |
|||||||
26 |
Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. |
Выбор музыкального произведения для сольного исполнения. Разучивание сольных произведений. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Примеры сольных произведений. Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
27 |
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Освоение исполнения бэк-вокал. |
Понятие манера исполнения. Вокальная работа Пение под минус 1. вокальная работа |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
28 |
Расширение диапазона голоса. Нотная грамота. |
Разучивание распевок и муз произведений для расширения диапазона голоса Знакомство с длительностями нот. Пение по нотам |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие.
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
29 |
Дикция и артикуляция. Сценическая хореография. Выявление индивидуальных красок голоса. |
Работа над артикуляцией. Вокальная работа Анализ возможностей голоса солиста. |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
30 |
Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку. |
Разучивание сольных произведений. Понятие импровизация Работа над сценическим образом вокалиста |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
31 |
Постановка танцевальных движений Использование элементов ритмики, сценической культуры. |
Работа над сценическим образом вокалиста |
Комбинированный урок. |
Занятие-постановка, репетиция
|
Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста |
|
|
32 |
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. |
Творчество |
Комбинированный урок. |
Беседа
|
Записи вокальных произведений великих певцов современности и прошлого |
|
|
Раздел 5 Теоретико-аналитическая работа (2часа) |
|||||||
33 |
Беседа о гигиене певческого голоса Народное творчество |
Как беречь свой голосовой аппарат при простудных заболеваниях. Особенности народной манеры исполнения. Слушание фольклорных произведений |
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Беседа
|
Народные песни |
|
|
34 |
Работа исполнителя-вокалиста |
Закрепление изученного. |
Комбинированный урок. |
Практическое занятие. |
Записи разученных песен |
|
|
|
Урок-концерт |
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ; Сталкер, 2002
2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г Парнес- М.: АСТ 2005г
3. В.В Федонюк. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. С-Петербург; Изд «Союз Художников»2003 год
4. Давыдова М.А. Уроки музыки- М.:ВАКО 2008г (Мастерская учителя)
5. Музыка для преподавателей, воспитателей, кл. руководителей 1-7 классов/ сост В. В Фадин. Волгоград: Учитель 2005
6. Самоучитель по пению ; перевод с английского/ Линда Маркуорт.- МАСТ Артель 2008
7. Мир вокального искусства : программа разработки занятий, методические рекомендации / авт. Сост Г.А Суязова- Волгоград: Учитель, 2009г
8. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие Т.А Затямина- М.: Глобус 2007
9. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е.А Смолина – Ярославль; Академия развития, 2007г