Литературу можно определить как живопись словом, потому что невозможно изобразить невидимый мир души человека без живописного изображения явлений внешнего мира. Ведь именно через отношение к внешнему миру проявляются чувства человека, его мироощущение.
Писатели и поэты воссоздают видимый мир с помощью словесных образов, воплощающих его мысль и развивающих воображение читателя. И здесь все зависит от того, насколько «обозрим» этот образ, насколько развито образное видение читателя. Смотреть и видеть – какая разница между этими понятиями? Способность смотреть дается с рождения, а способность видеть приобретается, зависит от эстетического опыта человека. Эта способность формируется прежде всего целенаправленным знакомством с произведениями искусства, а в литературе - с целью научить учиться видеть красоту внешнего мира, воссозданную словом.
Поэзия существует во времени, раскрывает характер действия или состояния природы в движении. Целостность поэтического восприятия мира проявляется во всем многообразии его красок – живописных и звуковых.
В русской поэзии пейзажная лирика представлена широко и многопланово. Красота русских полей и лесов в разные времена года, свежесть летнего утра и таинственность вечера, величие гор и вольные разливы рек… В стихах Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Есенина и Пастернака – это не только живописные картины, не только прекрасные зрительно-слуховые образы внешнего мира: это еще и способ воссоздания тончайших движений человеческой души. Поэт видит явления внешнего мира по-своему, его восприятие природы всегда индивидуально, образы – неповторимы. Предлагая свое видение, поэт раскрывает внутреннюю сущность изображаемого предмета и вместе с тем оставляет простор для читательского воображения.
Пример сопоставительного анализа двух лирических зимних пейзажей – в стихотворениях Сергея Есенина и Бориса Пастернака.
С.А.Есенин
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются.
Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.
Как вы определите основной эмоциональный тон стихотворения, его настроение?
Как оно создается?
Каков сквозной художественный образ стихотворения?
Внимательно перечитаем каждую строфу.
В чем особенность художественного пространства, запечатленного в первой строфе? Вьюга – «разгулялась». Данная метафоравоссоздает простор, подчеркивает характер движения настолько широкого, что это рождает ощущение незащищенности, пугает (комментарий деталей картины).
И вдруг пространство резко сужается до масштабов окна – возникает другой образ (неслучайно вторая строфа, как и четвертая, начинается с противительного союза а).
Посмотрите, как меняется лексика, меняются морфологические формы метафорического образа: «снежинки мотыльками бьются…», «слезинки… льются».
Как изменилась интонация стихотворения? Охарактеризуйте ее.
В третьей строфе действие вновь вырывается на простор – «ветер … бушует люто». Но общее восприятие силы стихии уже смягчено: и объяснением действия (шлет жалобу) и его безрезультатности (не услышал кто-то), и неопределенностью жалобы (кому-то… на что-то).
В четвертой строфе - вновь возникает метафорический образ снежинок, но это уже не легкое движение «мотыльков», тающих и превращающихся в слезинки…
А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.
Объясните смысловую разницу в употреблении слов: слезинки – слезы; льются – струится. Нужно отметить, что эмоциональный характер действия стал более определенным, активным; детали картины укрупнились.
И противостояние двух разномасштабных сил природы обретает некую гармонию, общий эмоциональный настрой, в котором причудливо и тревожно объединяется ощущение величия и красоты природы – в большом и малом. Именно здесь проступает чувство сопричастности всему живому – проникновенное есенинское чувство.
Анализ произведен на лексических изобразительных средствах, потому что в данном стихотворении эти языковые средства играют основную роль в создании художественного образа. Цветовых эпитетов здесь нет, но общая цветовая гамма картины легко дорисовывается благодаря привычному облику ее деталей (вьюга, снежинки), - белая, с синеватым оттенком…
Все это подчеркивает одно: это есенинское восприятие зимы, отражающее особенности мироощущения поэта.
Б.Л.Пастернак
Снег идет
Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь – не ждет.
Не оглянешься, - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и Новый год.
Снег идет густой, густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой.
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Уже в названии стихотворения выделен его лейтмотив. Выразительно прочитав стихотворение, проследим, сколько раз повторяется это словосочетание, в каких строфах.
Как возникают в контексте строфы разные смысловые оттенки слова?
Сочетание «Снег идет» повторяется в трех первых строфах и в трех последних. Его нет в «середине» - четвертой и пятой строфе.
Почему? Может здесь проходит условное разделение стихотворения на две части?
Чем они отличаются друг от друга?
В первой части - живописная картина снегопада. Определяя цветовую гамму картины, сразу выделим противопоставление-антитезу: снежинки (белые звездочки) – цветы герани; белый снег – черная лестница.
Все краски, линии, движения – таинственны: «все в смятеньи, Все пускается в полет, но в целом это реальные картины снегопада. Далее идет новое сравнение «словно падают не хлопья» перерастает в неожиданный образ:
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
«Небосвод в заплатанном салопе» - подчеркнуто заземленная деталь («салоп» - устаревшее слово, обозначающее широкое женское пальто).
Еще одно сравнение, рождающее очень «бытовые» ассоциации –
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Обращаем внимание на повторяющийся глагол «сходит».
И вдруг – начало пятой строфы:
Потому что жизнь – не ждет.
Не оглянешься, - и святки…
- автор сразу переводит разговор в другое русло, в русло философского раздумья. Смысловое ударение сделано на слове «не ждет»: со снегопадом у поэта ассоциируется быстротечный незаметный полет времени –
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
И, может быть, осознание этой неостановимости времени и приводит «все в смятенье», придает особое очарование снегопаду, когда «все пускается в полет»? Такая подсказка будит и воображение, и мысль читателя.
Обратим внимание на лексический лейтмотив, создающий особую плавность движения, подчеркнутую беспокойным, немного тревожным ритмом хорея: «Снег идет, снег идет…». Это повторение усиливает ритмичность и безостановочность движения. В последней строфе ключевые слова повторяются трижды:
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи…
- так в единое поэтическое целое воссоединяются обе части стихотворения: и движение времени, и живые краски снегопада, когда в смятении снежных хлопьев соединились все предметы внешнего мира –
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Таково поэтическое видение Бориса Пастернака, а в чем-то и отражение нашего мировосприятия. Только поэт всегда находит более точную и одновременно более оригинальную форму его выражения.
Метафоричность поэтического слова позволяет увидеть его потайной, скрытый смысл. Важнейшее свойство поэтического слова – его способность концентрировать в малом – большое. Разве есенинский образ – «страна березового ситца» - не образ России?
Итак, что придает поэтическому пейзажу одухотворенность? В чем «тайна ремесла» поэта?
Наверное, прежде всего – в умении видеть необычное в обычном, видеть по-своему. Умение слышать – вслушиваться в звуки жизни и «переводить» их на язык слов. Умение брать темы, образы у жизни. Поэзии в высшей степени доступен весь мир, все проявления жизни. Каждый поэт выбирает то, что волнует его, что требует поэтического отклика.
«Тайна ремесла» поэта – в умении понимать и раскрывать красоту этого мира, в умении передавать свою радость познания красоты читателю и вызывать ответную радость познания и наслаждения красотой. А это есть высшее назначение искусства.
Приложение
С.А.Есенин
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются.
Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.
Б.Л.Пастернак
Снег идет
Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь – не ждет.
Не оглянешься, - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и Новый год.
Снег идет густой, густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой.
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.