Войти / Зарегистрироваться

Щекотливый вопрос

Получить свидетельство
Автор: Шуплецова Ксения Андреевна

Цель игры:
- расширить знания обучающихся по теме «Фразеология»;
- развить творческие способности подростка, его эмоциональную сферу как основу формирования подлинной культуры чувств;
- совершенствовать навыки общения в разнообразных ситуациях.
Сценарий игры
(Звучат фанфары)
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Добрый день всем тем, кто пришел сюда, в этот уютный зал нашей школы. Мы рады приветствовать Вас на интеллектуальной лингвистической игре «Щекотливый вопрос».
Я с удовольствием представляю команды.
Ведущий: Игроки на своих местах. Представляю наблюдателей... Они будут оказывать помощь в разрешении спорных вопросов. Они же будут определять границы времени, отведенные на обдумывание вопроса. Они будут давать правильные ответы на вопросы, которые вызвали затруднения у участников игры.
Банк игры представляют … Они устанавливают каждой команде равный первоначальный капитал и выдают его в начале игры. Подводят итоги первого и второго туров.
Каждой команде необходимо выбрать советника и банкира.
Советник - член команды, избранный общим голосованием. Во время игры советник берет на себя ответственность в принятии окончательного решения, организует работу команды, ведет переговоры с банком игры.
Банкир - член команды, который в случае правильного ответа
получает жетоны; в случае ошибки возвращает их в банк игры.
Банк выдает обеим командам первоначальный капитал в 4000 успехов
Прежде чем начать игру, напоминаем правила игры (см. приложение №1)
Итак, начинаем игру (фанфары)
«Щекотливый вопрос» ждет ответов на свои вопросы.
Тема нашего разговора – фразеология.
Фразеологизмы, по образному выражению известного русского лингвиста А.И.Ефимова, - это «перлы, самородки и самоцветы родного язык»
(начинаем первый тур)
Приложение №1
Технология игры
Участники игры и их функции
Две команды участников. В командах должны быть название; советник, банкир.
Советник - член команды, избранный общим голосованием. Во время игры советник берет на себя ответственность в принятии окончательного решения, организует работу команды, ведет переговоры с банком игры.
Банкир - член команды, который в случае правильного ответа
получает жетоны; в случае ошибки возвращает их в банк игры.
Наблюдатель – старшеклассник или педагог, имеющий опыт работы с подростками. Во время игры оказывает помощь: ведущему игры в разрешении спорных вопросов; игрокам и советникам – в принятии решений в сложных ситуациях, в создании комфортных условий общения и т.д.
Ведущий. Роль ведущего исполняет один из организаторов игры. Ведущий должен владеть теорией и практикой работы в микрогруппах методом «Мозговой штурм». (См. приложение № 2). Он должен владеть знаниями и умениями организации и проведения анализа игры. Вместе с наблюдателем ведущий организует работу «свечи», все разумные предложения и замечания принимаются к сведению. В дальнейшем они используются при разработке игр и коллективно-творческих дел.
Правила игры.
Игра проводится в три тура:
В первом туре разыгрывается 10 вопросов. Стоимость вопроса – 200 успехов. Зачитывается  вопрос. Задача советника команды - первым подать звуковой сигнал и взять вопрос. В течение одной минуты команда ищет правильный ответ, который оглашает советник. За правильный ответ банк игры выдает количество «успехов», равное стоимости вопроса. При неправильном ответе команда возвращает количество «успехов», равное стоимости вопроса в банк игры.
Во втором туре разыгрывается восемь вопросов. Чем сложнее вопрос, тем выше его цена. Ведущий предлагает командам  таблицу с номерами вопросов и их ценой. Содержание вопроса не оглашается. Команды по очереди выбирают вопрос, ведущий зачитывает вопрос, за одну минуту команды ищут правильный ответ. За правильный ответ банк игры выдает количество «успехов», равное стоимости вопроса.
При неправильном ответе команда сдает количество «успехов», равное стоимости вопроса в банк игры. Начинает игру команда, набравшая меньшее количество «успехов».
Третий тур – аукцион. Разыгрывается восемь вопросов. Объявляется  начальная цена вопроса и назначает торги. В случае правильного ответа, банк игры выдает команде количество «успехов», равное итоговой цене вопроса. При неправильном ответе команда сдает «успехи» в банк игры.
Приложение № 2
«Мозговой штурм»
«Мозговой штурм» - одна из технологий решения творческих задач. Цель «Мозгового штурма» - развитие творческого стиля мышления. Дидактические ценности «Мозгового штурма»:
- штурм - это активная форма работы;
- во время штурма тренируется умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга;
- наработанные варианты часто дают новые подходы к решению проблемы.
Технология проведения «Мозгового штурма».
  1. Обычно штурм проводится в группах из 7-9 человек.
  2. Группа перед штурмом инструктируется. Основное правило на первом этапе штурма (создание банка идей) – НИКАКОЙ КРИТИКИ!
  3. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Его обязанность – следить за выполнением группой правил штурма, задавать направление поиска идей. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
  4. Группа выбирает также секретаря. Его обязанность - фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунками, знаками и т.д.).
  5. Проводится первый этап штурма. Обычно он занимает от 7 до 20 минут. Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.
  6. После небольшого перерыва, во время которого можно проанализировать штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему, - группа приступает ко второму этапу (этапу анализа идей).Все высказанные идеи рассматриваются критически. При этом основное правило: в каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
  7. После небольшого перерыва – третий этап (обработка результатов) Группа отбирает 2-3 самых интересных решения и выбирает спикера, который рассказывает о них всем присутствующим. (Возможны варианты: например, группа отбирает одно самое практичное предложение и одно самое «дикое»). В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда группа может огласить все свои идеи.
Рекомендации.
  1. Воспитанники могут быть разбиты на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс «идей». Пусть жюри тоже состоит из воспитанников.
  2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Тогда желательно, чтобы все задачи были объединены одной, более общей проблемой.
  3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отдален от двух первых, даже проведен на другом занятии. Если к тому времени у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Ведь ваша главная цель – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное для этого время.
Типовые ошибки при усвоении «Мозгового штурма».
  1. Регулятивное вмешательство в работу группы на «рабочих» этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма – при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет высказать свои замечания при разборе «полета».
  2. При обсуждении решений учитель требует контрольного ответа или жестко критикует предложения участников штурма.
  3. Плохо подобрана тема (например, она требует глубоких специальных знаний либо аналитических рассуждений).
Приложение № 3,4
 






Приложение №5
ВОПРОСЫ ПЕРВОГО ТУРА
  1. Один художник-иностранец любезно согласился проиллюстрировать фразеологический оборот. Вот что у него получилось. Назовите этот фразеологизм
  2. В какой профессиональной среде появились выражения: позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. (врачи)
  3. В романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» читаем: «У нас валаамова ослица заговорила, да как говорит, как говорит! Валаамовой ослицей оказался лакей Смердяков». Найдите в этой цитате фразеологический оборот. Объясните его значение и происхождение.(Валаамова ослица – так говорят о робком человеке, который неожиданно заявляет протест. Выражение происходит из Библии. Валаам жестоко избивал свою ослицу. Но однажды она заговорила человеческим языком, протестуя против такого с ней обращения)
  4. В какой басне И.А.Крылова встречаются следующие фразеологические обороты: глаза разгорелись; хоть видит око, да зуб неймет; оскомину набить. («Лисица и виноград»)
  5. Какого цвета бывает скука? (зеленая)
  6. Вспомните, какое животное живет во фразеологизме: на сердце …скребут? (кошки)
  7. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле; туда бросают слова, деньги. (Ветер)
  8. А.Н.Толстой в романе «Петр Первый» пишет о будущем императоре: «Ему уже пятнадцатый годок пошел. Вытянулся с коломенскую версту». Какого человека называют в России коломенской верстой? (Очень высокий, долговязый человек)
  9. Назовите басню И.А.Крылова, из которой взято крылатое выражение: «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)
  10. Известно, что собственный локоть укусить невозможно, о чем свидетельствует пословица. А какой фразеологический оборот утверждает противоположное?  (локти кусать)
ВОПРОСЫ ВТОРОГО ТУРА
 
  • 200.успехов. Не цветы, а вянут; не белье, а развешивают. (Уши).
  • 200.успехов. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в ней прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
  • 200.успехов. Какой фразеологический оборот задуман:
а) Предлог;
б) Незначительный по весу;
в) Центральный орган кровеносной системы. (С легким сердцем)
  • 300.успехов. Узнайте по значению слова, составьте из них фразеологизм и объясните его значение.
а) Принять сидячее положение;
б) Предлог;
в) Часть тела, соединяющая голову с туловищем.(Сесть на шею)
  • 300.успехов Могут ли правда и опыт иметь неприятный вкус? (горькая правда)
  • 300.успехов.  Знаете ли Вы такой титул и форму обращения – Ваше атмосфераторство? Вероятнее всего, нет. Другое дело – хорошо знакомые старинные фразеологические формулы обращения. Назовите их.
  • 500.успехов.  Кого на Руси называли Иванами, не помнящими родства?
(Иванами, не помнящими родства, первоначально называли себя бродяги и беглые каторжники, которые скрывали свое прошлое и не желали называть настоящие имя и фамилию. В полиции таких людей записывали как лиц, «не помнящих родства»)
  • 500.успехов. Кто такой олух Царя Небесного?
(В народных говорах слово олух означает «лодырь, лежебока, глупец». Олух Царя Небесного – ленивый глупец, который ждет милости от Бога.)
ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО ТУРА (АУКЦИОН)
1. Как известно, фразеологический оборот «зарыть талант в землю» означает «оставить знания, опыт, способности, дарования неиспользованными; на развивать, не применять их, не пользоваться ими». А причем здесь земля?
2. Каков смысл библейского выражения внести свою лепту и что такое лепта?
(Выражение пришло из евангельской притчи о бедной вдове, отдавшей в храм последние деньги – лепты. Лепта – мелкая медная монета у древних евреев)
3. Количество пятен на Солнце, по свидетельству ученых, увеличивается. А есть ли и на Земле пятна, число которых постоянно уменьшается? (белые пятна)
4. Какие из данных фразеологических оборотов: купить кота в мешке, гвоздь программы, чудеса в решете, лезть на рожон – являются исконно русским, а какие – заимствованными?
упить кота в мешке– приобрести что-либо вслепую, не зная о качестве, ценности покупки.
Гвоздь программы наилучший номер, наилучший артист в концерте, производящий сенсацию. Выражение связывают с Эйфелевой башней (похожей на гвоздь), построенной к Всемирной выставке 1889 года в Париже и вызвавшей сенсацию.
(из французского языка)
Чудеса в решете– так говорится о чем-либо удивительном, невероятном, поражающем своей необычностью. Историки русского быта утверждают, что в XVI – XVII веках на площадях и базарах Москвы было распространено гадание на решете, в которое насыпались разноцветные зерна разных растений: чечевицы, бобов, гороха, миндаля. Встряхивая решето, гадальщики по расположению семян «предсказывали» будущее. Стремясь выманить побольше денег у простаков, они сочиняли самые невероятные истории, щедро раздавали обещания, которые должны были сбыться в ближайшее время: кому – богатое наследство, кому – счастливую женитьбу, кому – бессмертную славу. Такие шарлатанские предсказания, разумеется, не сбывались. Вот эти гадания и получили название чудеса в решете.
Лезть на рожон – предпринимать что-либо рискованное, заведомо обреченное на неудачу. Рожон (рогатина) – широкий нож, заточенный с обеих сторон и укрепленный на коле.
5. В «Дубровском» А.С. Пушкина читаем: «Коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол». О ком говорят гол как сокол? Что такое сокол?
(О том, кто беден. СОКОЛ – металлический таран, стенобитное орудие в виде чугунной болванки, подвешенной на цепях. Орудие использовалось для пролома каменных стен, защищавших жителей средневековых городов)
6. Восстановите фразеологизм парфянская…
(Парфянская стрела. Парфяне – древний азиатский народ, прославившийся меткой стрельбой из лука и военной хитростью. Во время сражения парфяне притворно обращались в бегство. Когда противник, успокоившись, терял бдительность, парфяне неожиданно разворачивались и, осыпая неприятеля градом стрел, уничтожали его.)
7. Замените старославянские слова во фразеологическом обороте устами младенца глаголет истина исконно русскими синонимами. (Ртом ребенка говорит правда).
8. Какое значение имело слово скрижаль? Назовите фразеологизм, в состав  которого входит это слово?
Скрижаль – каменная доска, таблица, на которой написан текст (преимущественно культовый). На скрижалях истории
Приложение №6
Подведение итогов игры
Анализ деятельности организаторы и участники игры проводят в форме «свечи». «Свеча» - как форма общения подростков пришла с районных сборов старшеклассников. На «свече» мы говорим о проблемах, о радостных событиях, анализируем дела, поем, молчим. «Свеча» проводится по желанию подростков, когда есть что сказать. Время для проведения «свечи» по проблемной ситуации устанавливается в зависимости от эмоционального настроя воспитанников; при анализе деятельности «свеча» длится 20-30 минут.
«Свечу» - анализ игры проводим по схеме, предложенной авторами сюжетно-ролевой игры «Яхта» Куприяновым Б. И и Илика А.[1]
  • предложите участникам игры сесть в круг;
  • пусть они поочередно расскажут о том, какую роль исполняли, каковы были их задачи и с какими результатами они пришли к окончанию игры;
  • разговор необходимо провести так, чтобы дать возможность всем игрокам выплеснуть эмоции;
  • очень важен при подведении итогов игры Ваш такт;
  • дайте каждому участнику оценку его действий, но так, чтобы Ваши слова подтолкнули его к самоанализу, чтобы укрепили веру игрока в себя, в свои возможности;
  • подробный анализ игры можно провести на следующий день.