Войти / Зарегистрироваться

Загадки бабушкиного сундука "Рушник"

Получить свидетельство
Автор: Солоницкая Наталья Васильевна

Вступительное слово
Если заглянуть в бабушкин или прабабушкин старый сундук, то можно найти там много интересных вещей: старинные украшения, одежду, предметы быта или старинные игрушки… Они могут показаться нам даже волшебными, если узнать о них побольше, одним из экспонатов, не потерявшим актуальность и в наше время, является рушник.
Основная часть (рассказ и показ презентации)
Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, укр. рушник, белор. рушнік, уціральнік, болг.ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир,макед. рачник,пешкир, серб. пешкир, словен. rocnik, польск. ręcznik,  чеш. ručnik, словацк. ručnik— полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.
Рушник – это предмет обыденного и ритуального назначения, который наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах он выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию, широко используется в разнообразных обрядах на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Он изготавливается из льняного, также из конопляного полотна. Традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Современные фабрики выпускают рушники разных размеров (обычно около 50 см в ширину и 180—200 см в длину). Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, ленты.
В вышивке на рушниках использовалась различная символика: 
  • орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.;
  •  растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.;
  • геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры;
  • а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.
До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников,  являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение,  в языческой народной культуре Руси.
Славянская вышивка — вид декоративно-прикладного искусства славян, заключающийся в нанесении орнамента на ткани с помощью шитья. Обычно украшались рубахи (вышиванки), скатерти, рушники. Характерный колор: красный цвет рисункана белом полотне. Первоначально вышивка выполняла магические цели и служила оберегом. Ею украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности — охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины.
Частый сюжет вышивки ромбы, ломаные и прямые линии, точки, кресты. Помимо этих абстрактных изображений, часто ассоциируемых с солнцем, землей, водой и зерном, в мотивах вышивок присутствуют и схематические изображения цветов, деревьев, птиц, коней, собак…
Растительный орнамент
  • ДУБ — юноша, крепость, надежность, символизирует Дерево Жизни.
  • БАРВИНОК — память, вера в свои силы, любовь.
  • КАЛИНА — красота, женственность, верность, Украина.
  • ВИНОГРАД — символика винограда раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Сад винограда — это жизненная нива, на которой муж является сеятель, а жена обязана растить и лелеять дерево рода. Мотив винограда виден на женских и мужских сорочках-вышиванках и на семейных рушниках.
  • МАК — в древности в Украине святили мак и обсеивали людей и скот, веря, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Нежный трепетный цветок несет в себе неистребимую память народа.
Традиции. В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России, Украины и Белоруссии. Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены, иконы, его вывешивают на могильные кресты, окна, двери, ворота, шесты. Региональные отличия, касающиеся рушников, бережно сохранялись при переселении в другие местности.
Обрядность родин. Рождающуюся девочку принимали на рушник, который затем вешали над колыбелью. Оберегая новорожденного от сглаза, его, прежде чем показать чужому человеку, обтирали рушником, который висел на Пасху на иконах. Младенца иногда закутывали в рукотерник — рушник, которым вытирала руки вся семья, принимая его в круг родственников. Сербы в чистый рушник заворачивали подарок, который приносили в дом по случаю рождения ребёнка: свежеприготовленную лепешку, соль, какое-либо блюдо (фасоль, яичницу, брынзу), водку или вино, а также крестильную  рубашечку, перевязанную красной ниткой, с монетой и букетом для девочки, чтобы она скорее вышла замуж. У болгар среди подарков повитухе было обязательным полотенце и мыло; после крещения родители и крестные обменивались дарами: расшитыми рубахами, носками и др. На Смоленщине кума давала рушник в дар церкви во время ритуала «прощения», крёстная дарила рушник роженице.
Поминальная обрядность. Рушник используется,  прежде всего как предмет, символизирующий путь умершего на «тот свет». У русских было принято вывешивать рушник снаружи дома у окна в знак того, что в доме кто-то умер; он должен был висеть до 40-го дня, чтобы душа, летая, могла «утереть слезки»; в день сороковин его относили на кладбище и завязывали на кресте. Белорусы, пока тело умершего находилось в доме, держали открытым окно или душник, в окно свешивали рушник, чтобы душа могла утереться.
Рушник клали в гроб умершему, чтобы он утирался на «том свете»; на рушнике или холсте несли гроб на кладбище и опускали в могилу; могильщикам отдавали рушники, на которых опускали в могилу гроб, а церковь получала в дар рушник, которым был обернут крест, а также холст и платок, лежавшие на крышке гроба. В течение сорока дней, рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали деревья, церкви.
Магические функции. В купальскую ночь ведьма, чтобы отобрать у чужой коровы молоко, собирала на полотенце росу с травы под коровами и лошадьми, а потом выжимала его в подойник или вешала на гвоздик, и из него текло молоко. Чтобы отобрать молоко, ведьма должна махнуть своим рушником или фартуком на чужую корову, а потом ударить им свою. У сербов так же, махнув в сторону леса и подумав в этот момент о любимом парне, девушка могла расположить его к себе. В Полесье рушник, провисевший год на могильном кресте, снимали в день Проводов, после Радуницы, выбрасывали за кладбище или использовали для избавления от различных болезней.
Обережные функции. Рушник использовали и в качестве оберега. В Полесье освящённые на Пасху в церкви рушники вывешивали на двери «от грома», оставляя там до тех пор, пока не перестанет греметь. Часто объект, нуждающийся в охране, покрывали полотном, фартуком, полотенцем, магически укрывая его от опасности.
Швы, которыми выполнены старинные вышивки — счётные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счётные швы, как «роспись», «набор», «счетная гладь».
Рис. 2 Макошь
Макошь вышивается на растущую луну. Цвета в вышивке зеленый, желтый и красный. Это оберег Хозяйки дома, несет в дом радость, благополучие и изобилие. Своей владелице дает крепкое здоровье, умение споро и с радостью вести хозяйство, раскрывает кулинарный талант (который, без сомнения есть у всякой Женщины, но у многих просто спит), а также талант к любому женскому рукоделию. Помимо прочего, оберег наделяет свою Хозяйку сильной интуицией и даром предвидения (недаром небесная пряха Макошь является и Богиней человеческой судьбы).
Этот оберег не обязательно носить при себе, он больше домашний. Находясь дома, он распространяет свое влияние не только на Хозяйку, но и на всех членов семьи, и несет в дом достаток, благополучие и изобилие.
Свадебная обрядность.
Вышивка на свадебных рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд — лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания, получая благословение сверху. В некоторых регионах Украины сватовство называлось взятием рушников или отдачей рушников. А в других регионах рушниками называли не сватовство, а обручение. Свадебный рушник — элемент традиционной славянской свадьбы. Атрибутами сватовства и знаком согласия девушки на замужество были рушники, повязанные сватам или хлеб, поднесенный сватам на рушниках. Принимая дар, они говорили: «Спасибо отцу и матери, что дитя свое рано будили и доброму делу учили. Спасибо и дивчине, что рано вставала, тонко пряла и хорошие рушники вышивала». В некоторых регионах Украины рушниками называлось не сватовство, а обручение – первый свадебный обряд, который имел юридическую силу при венчании. Обрядовое связывание рук жениха и невесты проводил старший староста. Он накрывал хлеб рушником, на него клал руки жениха, невесты и всех присутствующих родственников, связывал рушником, приговаривая: «Не вяжется узел, а вяжется слово». После этого староста развязывал символический узел, а невеста перевязывала сватов рушниками и одаряла всех присутствующих сорочками, полотном или платками.
Узоры на свадебных рушниках. По традиции, после свадьбы рушники хранятся в семье молодых как символ счастливой семейной жизни. В традиционной вышивке восточных славян на свадебном рушнике изображаются пары птиц, символизирующих жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол,  индюк, павлин, петух (только не в боевой стойке). Не вышивают кукушек — вдовий символ, соловьев — символ неженатых мужчин (чтобы муж не изменял). Также на свадебном рушнике вышиваются и цветочные орнаменты. Это и оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Все размеры свадебного рушника, ширина и длина должны делиться на 7. Вышивкой должна быть заполнена 1/4 каждой половины рушника. Поскольку рушник определенным образом символизирует дорогу семейной супружеской жизни, его полотно должно быть целым и непрерывным. В середине такого рушника не должно быть кружев или тесемок. Центр рушника обязательно должен быть пустым, без вышивки — Божье место. Свободная от узора часть олицетворяет связь с космосом. Преобладающий красный цвет в вышивке рушника тоже не случаен: красный — цвет солнца, тепла и красоты.
На некоторых свадебных рушниках вышивалось Дерево Рода жениха и невесты, в которых закладывалась информация о родственниках (дедушках, бабушках, тётях, дядях, сестрах, братьях). Дерево Рода вышивается на нижнем ярусе рушника рядом с птицами (павлинами), охраняющими род.
Рушник использовался на всех этапах сельской свадьбы и выполнял функции соединения (связывания), скрывания/покрывания, украшения, дара.
У русских во время девичника в канун свадьбы полотенцем или платком накрывали невесту, когда она с подругами шла в «баню» (в соседнюю избу), и невеста начинала выть; такое полотенце (длинное шелковое полотенце с каймой) называлось реунья.
В польском обряде перед венчанием жених приезжал с дружками в дом к невесте, и к нему выводили невесту за рушник, в знак её подчинения; потом стол застилали рушниками, клали непочатый хлеб, на него жених с невестой клали руки, которые связывались рушником. У русских во время «выкупа стола» (угощения в доме невесты) мать расстилала рушник на руки жениху и невесте. На следующий день жених с поездом заезжал за невестой, чтобы ехать венчаться; перед окончанием стола мать связывала жениха и невесту рушником, который сваха тут же развязывала и накручивала на себя (забирала себе в подарок).
В восточной Сербии перед выводом невесты из родительского дома совершали обручение молодых: соединяли их правые руки, головы, покрывая их рушником, держа над ними хлеб с солью и кольцами.
После венчания, когда невесте меняли прическу и головной убор, ей надевали повойник и платок, а поверх накидывали, закрывая и лицо, рушник или платок. Раскрывали невесту, только когда молодых уводили спать.
По поверьям словаков и болгар, невеста, слезая с воза у нового дома, не должна наступать на голую землю, для чего перед ней стелили белое полотно или рушник. Входя в дом мужа, ее вели за рушник, обвязанный вокруг её пояса, вокруг стола.
В свадебном обряде рушник нередко выполняло оповестительную и знаковую функции. В Хорватии на доме просватанной девушки вывешивали рушник. В случае удачного сватовства родители невесты давали сватам рушники с изображением на концах птицы павы о двух головах. В Белоруссии в знак своего согласия на помолвку невеста перевязывала сватов рушниками. У словаков, когда жених шёл за невестой, женщины повязывали свадебные рушники  сватам через левое плечо. Главные свадебные чины украшались полотенцами, дружки были повязаны крест-накрест.
Из рушника делали свадебное знамя: дружки несли перед свадебной процессией шесты с привязанными на них вышитыми рушниками.
Рушник — один из наиболее распространенных подарков на свадьбе. У русских невеста одаривала полотенцами крёстную, родных жениха, сваху, подружек и др. гостей.
Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV века. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.
При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:
  • Сватовство
  • Смотрины
  • Рукобитие (помолвка)
  • Вытие
  • Девичник / Мальчишник
  • Свадебный поезд
  • Свадебный выкуп
  • Венчание
  • Гуляние
  • Свадебный пир
Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню — это то же, что и омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар — у нас купец».
Практическая работа
Творческое задание – создать собственный дизайн орнамента для современного рушника.
Заключительная часть
Вывод:
Сегодня нам удалось побольше узнать об одном из предметов старины, актуальном и сегодня, рушнике. О его истории, бытовом и обрядовом значении и поверьях некоторых славянских народов, прикоснуться к старинным вещам, хранящим в себе тепло рук, ткавших и вышивавших их людей. А также создать свой орнамент для рушника.