Цель: развитие и формирование певческих навыков, как средство творческой самореализации учащихся.
Задачи:
1. Раскрытие индивидуальных способностей учащихся.
2. Развитие художественной деятельности через приобщение к музыкальному искусству.
3. Пробуждение нравственно-эстетических чувств, эмоционального отклика на музыку.
4. Воспитание музыкально- художественного вкуса.
5. Овладение практическими знаниями и умениями в области вокального искусства. (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.)
1. Раскрытие индивидуальных способностей учащихся.
2. Развитие художественной деятельности через приобщение к музыкальному искусству.
3. Пробуждение нравственно-эстетических чувств, эмоционального отклика на музыку.
4. Воспитание музыкально- художественного вкуса.
5. Овладение практическими знаниями и умениями в области вокального искусства. (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.)
Пение – самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще в детских садах. Малыши любят петь. Поют охотно, с удовольствием, особенно в хоре.
Детский хор- особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искреннее и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства.
Это живой организм, который постоянно растет и изменяется.
Главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства.
Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребенка.
В наше время хоровое воспитание детей осуществляется в детской школе искусств, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе, в центрах эстетического воспитания.
Музыкальное образование доступно всем: обычным и одаренным детям. Поэтому при поступлении в вышеперечисленные образовательные учреждения мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям.
Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога.
Неумение петь может быть вызвано разными причинами: первая – неумение ясно и точно представить мелодию; вторая- неумение ее воспроизвести голосом (ребенок слышит правильно, но поет неверно, хотя и слышит свои ошибки); третья- неумение оценить свое пение (ребенок не замечает своих ошибок.), четвертая-перенос манеры « разговорного голоса» в пение. Встречаются дети, поющие очень низкими голосами. Им необходимо почувствовать правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра- си первой октавы – ми второй. Педагог, благодаря своим пояснениям, путем создания образных представлений, должен помочь детям(« надо спеть высоко, как птичка, комарик» и т. д.)
Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно малый срок регулярных занятий прекрасных результатов.
Для педагога очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому хористу, выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной работы с ним.
При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.
Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых связей:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью последующего анализа услышанного;
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью последующего анализа услышанного;
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
- ведение теоретических понятий о качестве певческого звука;
- отражение направления мелодии при помощи рисунка, схемы, ручных знаков, нотной записи;
- настройка на тональность перед началом пения;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона;
- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен вслух
- ведение теоретических понятий о качестве певческого звука;
- отражение направления мелодии при помощи рисунка, схемы, ручных знаков, нотной записи;
- настройка на тональность перед началом пения;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона;
- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен вслух
У многих детей, имеющих хорошие музыкальные данные, встречаются ряд других недостатков в пении:
- зажата нижняя челюсть;
- гнусавый звук;
- плоские гласные;
- плохая дикция;
- короткое и шумное дыхание
- зажата нижняя челюсть;
- гнусавый звук;
- плоские гласные;
- плохая дикция;
- короткое и шумное дыхание
А устранение этих недостатков происходит с помощью упражнений, которые в дальнейшем значительно экономят время при работе над репертуаром.
Как правило, упражнения занимают на уроках минимальное время от 8-10 минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к данному разделу урока.
Вокальные упражнения подразделяются на два основных вида: настроечные и вокально-технические. Их правильный подбор основывается на следующих методических принципах:
1. Поддержание у детей интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе упражнений, что достигается разнообразием самих упражнений;
2. Развитие музыкального слуха у учащихся (воспитание чистоты интонирования, которая является основой хорового пения)
3. Пение упражнений без сопровождения, что способствует воспитанию вокального слуха;
4. Связь вокальных упражнений с нотной грамотой. (хор, работающий над репертуаром « с голоса», по слуху, никогда не достигнет достаточно высокого уровня исполнения).
5. Личный показ и объяснение педагога.
6. Сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений.
7. Сочетание коллективного пения и индивидуального опроса.
8. Постепенное и последовательное усложнение учебной задачи.
2. Развитие музыкального слуха у учащихся (воспитание чистоты интонирования, которая является основой хорового пения)
3. Пение упражнений без сопровождения, что способствует воспитанию вокального слуха;
4. Связь вокальных упражнений с нотной грамотой. (хор, работающий над репертуаром « с голоса», по слуху, никогда не достигнет достаточно высокого уровня исполнения).
5. Личный показ и объяснение педагога.
6. Сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений.
7. Сочетание коллективного пения и индивидуального опроса.
8. Постепенное и последовательное усложнение учебной задачи.
Может применяться различный музыкальный материал, на котором формируются вокально-хоровые навыки. Это материал лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и т.д.), а также попевки (небольшие и несложные песни, или отдельные фразы из вокальных произведений). Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок из народных песен, из произведений классиков. Именно они имеют то преимущество, что выработка навыков происходит на художественно-образном музыкальном материале. Большую пользу приносят специальные вокализы.
Часто в виде упражнений используются попевки из изучаемого материала (трудные места из произведений над которыми работает руководитель в данный момент)
Но прежде чем начинать вокально - хоровую работу, следует обязательно привить детям нужную певческую установку, от которой зависит правильность работы над дыханием, звукообразованиеми т. д.)
Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок – это ведет к зажатой манере пения.
За время работы преподавателем хоровых дисциплин мною подобраны и используются в практике упражнения позволяющие добиться положительных результатов в формировании вокально-хоровых навыков у детей.
Как правило, это два-три упражнения на одном занятии, но работать над ними надо тщательно.
Исполнение упражнений проходит путем повторения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса. Постепенное полутоновое прибавление приводит к расширению диапазона.
Исполнение упражнений проходит путем повторения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса. Постепенное полутоновое прибавление приводит к расширению диапазона.
Упражнения и методические рекомендации к их использованию.
Вокально-хоровые упражнения предполагают следующие учебные задачи:
1. Настройка голосового аппарата.
К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в «рабочее состояние», способствующие естественному и непринужденному звукоизвлечению.
Наиболее рациональным приемом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть (ощущение небольшого зевка).
Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно - когда поющие хорошо чувствуют вибрацию( дрожание) тканей носа. Эта вибрация раздражает чувствительные нервные окончания, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию – значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность. (упр. № 1, упр. №2)
Очень хорошо активизируют голосовые связки упражнения на стаккато, помогают их активному смыканию. Этот вид вокализации полезен при вялом тонусе голосовых мышц. (упр. №3)
Особое внимание следует уделять интонированию терции, квинты, септимы, октавы. (упражнения № 4 №5) Данные упражнения можно исполнять на различные слоги, со словами, используя штрихи legato, staccato)
2. Воспитание хорошего унисона.
Это серьезная, очень трудная и важная задача, потому что хороший унисон в хоре - основа чистого многоголосного пения.
Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слоги «лю» и на гласный «у», который ведет к образованию узкого, четко фиксирующего высоту звука. (активизируется работа голосовых связок и дыхания.) Гласный «у» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое небо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование этого гласного в упражнениях, позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.(упр. №6)
3. Выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и легкости звучания.
Во время работы над правильным дыханием нужно контролировать и проверять каждого ребенка насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе.
Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимать плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.
При ежедневных тренировках организм ребенка приспосабливается.
Закрепить эти навыки нужно на упражнениях дыхания без звука:
- маленький вдох- произвольный выдох
- маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати
- короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь
- маленький вдох- произвольный выдох
- маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати
- короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь
Нужно отметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.
Очень многие педагоги вокалисты уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука, т.к. идет переключение ребенка на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания.
Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.
При работе над такими упражнениями необходимо знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.
Очень полезны гимнастические упражнения, физические движения способные при их регулярной тренировке вызывать у детей правильный ритм дыхания с его организованным вдохом и выдохом.
Упр.
Исходное положение- прямой корпус, ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки на бедрах. Губы мягко сомкнуты. На «раз» - поднимаемся на носки с вдохом через нос, на «два» и «три»- более медленное опускание на пятки с замедленным выдохом. Это упражнение можно выполнять со счетом вслух или под музыку.
Упр. №7 и №8 исполняется на одном дыхании в умеренном темпе, ровно, звязно и легко.
4. Правильное формирование гласных.
Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком, зависит прежде всего от правильного формирования гласных.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения унисона в хоровых партиях.
Выравнивание гласных достигается путем перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую.
Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в вокальной работе, является звук «А», он же создает наибольшую пестроту в пение поскольку разными людьми произносится по разному.
При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Гласный «А» лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождает его от зажатости и напряжения. При гнусавости очень полезно применять эту гласную в сочетании с губными согласными.
Гласный «И» обладает собранностью и остротой звучания, способствует нахождению «высокой позиции», стимулирует работу гортани.
Работа над «И» полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание. В тоже время необходимо следить, чтобы не было зажатости и неприятного пронзительного исполнения.
Очень полезно упражнение на одной высоте с чередованием гласных. Оно способствует выравниванию их звучания. (упр.№ 9)
5. Активная артикуляция. (хорошая дикция, четкое произношение согласных).
Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого неба.
Для этого исполняются упражнения, в тексте которого преобладают твердые и звонкие согласные. Обычно они исполняются в быстром темпе. При этом необходимо следить, чтобы согласные произносились детьми четко и активно. (упр. №10 , упр. №11, упр. №12)
Для усовершенствования певческого слова полезно включать во время занятий скороговорки, улучшающие артикуляционную подвижность речевых органов.
6. Ровное звучание голоса на всем диапазоне.
Для усовершенствования этого приема полезны упражнения с поступенным расположением звуков.
Простейшие из них – соединение нескольких последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз. (№ , №)
На начальном этапе полезно гамму полезно петь сверху вниз в медленном темпе. Необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.( особенно последний, самый низкий звук). Такой прием обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы, которая обычно исполняется на одном дыхании, но в начале работы допускается разделение верхнего и нижнего тетрахорда дыханием.
Пение таких упражнений как № 13 и № 14 является незаменимым средством для выработки кантилены, сглаживания регистров, расширения диапазона и развития дыхания.
7.Элементарные навыки многоголосия.
Первый этап работы в этом направлении – овладение двухголосием.
Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия?
1.Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
2. Научит петь детей без сопровождения, т.к. такое пение является наиболее действенным средством для развития слуха детей.
3.Развивать у детей умение слушать и слышать (движение мелодии, строение муз. фраз, повторения, изменения в мелодическом и ритмическом рисунке и т.д.)
2. Научит петь детей без сопровождения, т.к. такое пение является наиболее действенным средством для развития слуха детей.
3.Развивать у детей умение слушать и слышать (движение мелодии, строение муз. фраз, повторения, изменения в мелодическом и ритмическом рисунке и т.д.)
После подготовительной работы можно переходить к двухголосному пению.
И лучше начинать с упражнений, в которых имеется самостоятельное движение голосов. (упр. № 15, упр. №16)
Изначально полезно использовать знакомые и простые по структуре попевки в двухголосном изложении, а затем, по мере их освоения, переходить к более сложным задачам.
На начальном этапе полезно исполнение канонов. (упр. №18)
Сначала всем классом учится основная тема и только потом происходит деление учащихся на группы для исполнения произведения на несколько голосов.
Более сложное упражнение – с использованием параллельного движения в голосах. Примером такого упражнения является упр. № 17 (на параллельные терции).
Во время работы над этим упражнением необходимо тщательное выучивание и выстраивание унисона внутри каждого голоса и дальнейшая работа над каждой терцией в медленном темпе по руке хормейстера.
При твердых, устойчивых, навыках пения на два голоса, пение на три голоса представляет только некоторое усложнение. (упр. № 19)
Надо знать, что легче исполнять верхний и нижний голос, труднее петь средний. При разделении хора на голоса педагог должен учитывать это обстоятельство и в средний голос определять учащихся с лучшим слухом.
К работе над упражнениями, как и к другим разделам урока, необходима тщательная и серьезная подготовка преподавателя, продуманность им общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.
Еще один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего сразу на одном занятии, иначе подобное действие будет обречено на провал, поскольку перед певцами будит ставиться непосильные задачи.
Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь.
Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь.