Содержание
1. Введение
2. Об особенностях работы концертмейстера свокальными и хоровыми коллективами
3. Заключение
4. Списокиспользованной литературы
Введение.
Работа концертмейстера занимаетзначительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста.
Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки, бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, редактировать музыкальные тексты, делать переложения. Все эти качества концертмейстер приобретает с течением времени в результате обширной концертмейстерской практики. За годыработы в городе мне довелосьаккомпанировать большому количеству детей, обучающихся в Детской школе искусств на различных инструментах, а также вокальным и хоровым коллективам школы. Одной из добрых традиций нашей школыможно считать то обстоятельство, что большая часть занятий в классе по специальности проходит с участием концертмейстера. Какова же его роль в музыкальном воспитании детей, какими специфическими приемами должен владеть концертмейстер? Концертмейстер дословно (нем.) – мастер концерта. Деятельность концертмейстера начинаетсяуже с самых первых уроков. Вся работа над музыкальным произведением от фрагментарного прочтения до целостного охвата композиции проходит при его непосредственном участии. Конечно, учащийся, прежде всего, разбирает и выучивает нотный текст. Но он твердо знает, что на уроке он будет выступать как настоящий артист в сопровождении опытного пианиста. Между учеником и концертмейстером возникает творческая связь, сотрудничество, которое будет направлено на раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения. Концертмейстер помогает ученику обогащать музыкальные представления, лучше понять, усвоить и передать содержание произведения, укрепляет интонацию, развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность исполнения партий. Разнообразие репертуара обязывает концертмейстера владеть различными приемами игры, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Он должен знать специфические особенности солирующего инструмента - законызвукоизвлечения, дыхания, техники. Игра концертмейстера с взрослым музыкантом отличается от игры с начинающим. Именно в этом возрасте учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метро – ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового соответствия. Необходимо выработать умение приспособиться к личности и исполнительской манере ребенка: неритмично играющего – держать, робкого – воодушевлять, эмоционального – сопровождать. Важно также и умение быстро ориентироваться в тексте, видеть весь текст, помогать в случае допущенной ошибки, уметь поддержать ученика в концертном выступлении, предугадывать его намерения. В работе концертмейстера крайне важночувство меры, слуховой контроль и дирижерское начало, умение переживать и сопереживать. Существует несколько этапов подготовки учащегося к выступлению. Огромный период проходит в классе. Это разбор, многократные повторения фрагментов, работа над метроритмом, ансамблем, сыгрывание, работа над формой произведения. Преподаватель по специальности совместно с концертмейстером подсказывают ученику верные образы, настроения музыки. Еще одним этапом
является выучивание произведения. Здесь необходимы детализация, игра с преувеличением, установление логических связей. Концертмейстер шаг за шагом проделывает с учащимся эту трудную, но, безусловно, интересную работу. Если все сделано правильно, то исполнение на эстраде станет приятной миссией, как для ученика, так и для концертмейстера. Особую роль в подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в зале. Мастерство концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового баланса, соответствующего акустике помещения. Концертмейстер также помогает воспитаннику приобретать артистические навыки
общения с публикой. На эстраде волнуются все, но каждый по – своему. Здесь необходимо учитывать различные типы темперамента юных артистов и быть готовым к любым сюрпризам. Поэтому концертмейстер должен наблюдать за повторяющимися и устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене.
Обособенностях работы концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами.
Работу концертмейстера с вокальным илихоровым коллективом отличают ряд специфических черт. В распоряжении ансамбля мелодия и поэтический текст, в веденииконцертмейстера – гармонический план. В поле зрения пианиста находится нотная строка с записью вокальноймелодии и поэтического текста и фортепианная партия. При работе с вокалистами важно умение координировать мелодию со всей остальной фактурой. Поэтому в идеале перед началом работы с коллективом необходимо детально проработать музыкальный текст, справиться с техническими трудностями, научиться играть без зрительного контакта с клавиатурой, то есть добиться автоматизма. Однако нередки случаи, когда приходится играть с листа неизвестные произведения и транспонировать их. Очень важно донести до слушателя смысл поэтического текста произведения. Аккомпанемент в вокальныхпроизведениях очень выразителен, это равноправная партия, которая усиливает глубину содержания, так называемый поэтический образ.Участвуя в концертах вокального ансамбля, я обратила внимание на то обстоятельство, что аккомпанементы к песнопениям, романсам, песням чрезвычайно трудны для исполнения. В вокальном ансамбле, как правило, отсутствует дирижер, роль которого частично выпадает играть аккомпаниатору. Здесь уместно упомянуть об образном соответствии фортепианных вступлений и заключений духу исполняемых произведений, о выборе темпа и его отклонениях в процессе развертывания произведения, о цезурах, соответствующих технике дыхания вокалистов. Особое значение для совместных репетиций имеет психологический климат. В создании настроения для творческого общения концертмейстер принимает активное участие. Увлеченность своей профессией, любовь к музыке, доброжелательная манера разговора, совместное обсуждение с коллективом ошибок, недочетов, а также умение наладить контакт с партнерами помогают достигать эффективных результатов. Чувствовать певца как себя,обладать способностью к перевоплощению – одна из задач концертмейстера вокалистов.В многогранной и разнообразнойдеятельности концертмейстера работа с хоровымколлективом представляется, пожалуй, особенно сложной. Концертмейстер играет под управлением дирижера, подражает звучанию хора, слышит многоголосие и читает партитуры.
За практику в хоре мною приобретались следующие качества:
· умениеиграть «под руку» дирижера, то есть способность понимать жесты и намерения;
· работанад качеством звука;
· развитостьинтуиции, угадывание начала и конца звука;
· в редких случаях брать инициативу в свои руки(«держать хор»).
Способность понимать дирижерские жесты инамерения приобретается с изучением основных приемов дирижирования, а также концертмейстер должен знать, какими жестами изображаются штрихи и оттенки. Следующая проблема, с которой сталкивается концертмейстер хора – это проблема звука. Она должна иметь вокальную природу. Деятельность концертмейстера в хоровом коллективе включает в себя не только само исполнение аккомпанемента, но и разучивание с певцом или хором партий, сольных номеров, участие в подборе репертуара.
За практику в хоре мною приобретались следующие качества:
· умениеиграть «под руку» дирижера, то есть способность понимать жесты и намерения;
· работанад качеством звука;
· развитостьинтуиции, угадывание начала и конца звука;
· в редких случаях брать инициативу в свои руки(«держать хор»).
Способность понимать дирижерские жесты инамерения приобретается с изучением основных приемов дирижирования, а также концертмейстер должен знать, какими жестами изображаются штрихи и оттенки. Следующая проблема, с которой сталкивается концертмейстер хора – это проблема звука. Она должна иметь вокальную природу. Деятельность концертмейстера в хоровом коллективе включает в себя не только само исполнение аккомпанемента, но и разучивание с певцом или хором партий, сольных номеров, участие в подборе репертуара.
Заключение.
Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно – и повертикали, и по горизонтали. Вот почему так часто выступает принцип самоограничения, когда приходится отступить на второй план ради выявления главного, основного, во имя целого. А для этого требуется опыт, мастерство, знание стиля композитора, ясное понимание формы исполняемого произведения. Тщательное
прочтение нотного и словесного текстов, безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам, внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной чистоте – таковы основные задачи концертмейстера. Выполнение их даетвозможность совместно с солистами участвовать в воплощении творческого замысла композитора, передать слушателям образ произведения правдиво, одухотворенно, выразительно и ярко. Концертмейстеру приходится приспосабливаться к творческой манере многих преподавателей, в классах которых он работает. Многообразие требований повышает его профессиональную компетентность. Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям, подсказке забытого слова, подыгрыванию мелодии (если солист не держит тональность), проведению урока с учеником без преподавателя по специальности. Область концертмейстерской практики для многих пианистов и для автора этих строк, в частности, является творческой потребностью, влияет самым благотворным образом на дальнейшее совершенствование художественной индивидуальности. Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.
Списокиспользованной литературы
1.ШендеровичЕ.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.
2.КубанцеваЕ.И. Концертмейстерский класс. М., 2002
3.ВиноградовК. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца //
2.КубанцеваЕ.И. Концертмейстерский класс. М., 2002
3.ВиноградовК. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца //
Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988
4.КубанцеваЕ.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность Музыка в школе –
4.КубанцеваЕ.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность Музыка в школе –
2001 - № 4