Войти / Зарегистрироваться

Элективный курс "Античная литература"

Получить свидетельство
Автор: Сафина Гульгена Ирековна

Изучение этой дисциплины даёт возможность вписать историю русской литературы в общий контекст развития европейского литературного процесса и потому является актуальным для потребностей современного общества.
В основу программы положены,прежде всего, эстетические принципы развития литературы. Программа спецкурса построена с учётом современных достижений литературоведения, а также требований программ школы и вуза.
Ценности и символы, воплощённые в памятниках прошлого, становятся важным фактором новой современной культуры. При этом они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, раскрывая свой смысл для нового поколения. Обращение к культурному наследию прошлого призвано обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Эти смыслы, нормы и ценности превращаются в каноны или образцы, проверенные многолетней практикой; следование им обеспечивает привычные условия жизни. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени, обеспечивают самобытность культуры. Именно античнаялитература оказала большое влияние на развитие многих видов искусства как живопись, архитектура, музыка, классическая литература и её жанры и другие.
Культуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть античной культурой наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Термин «античность» появился в эпоху Возрождения. Он был придуман гуманистами для определения греко-римской культуры, которая была древнейшей в то время. «Античный» означает «древний» (от лат.antiguus). Среди выдающихся личностей Греции можно назвать драматургов как Эсхил, Софокл, Еврипид, комедиограф Аристофан. В Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В литературном искусстве возникли новые жанры – комедия и трагедия.
С конца 1 в.до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Культура Древнего Рима очень многое переняла из культуры и искусства Древней Греции. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на основе самобытной культуры местных племён. Но основным было влияние греческой культуры. Образец римской культуры остаётся жить и в дальнейших эпохах. Например, римские мастера вдохновляли мастеров Возрождения.
Целью  элективного курса является:
- способствовать разностороннему развитию учащихся через заинтересованность изучению мировой культуры и литературы на основе античной литературы, так как именно она лежит в основе всех направлений науки и искусства.
Основными задачами курса являются:
- показать межпредметную связь античной литературы с историей, философией, языкознанием, страноведением, жанрами искусства;
-приобщить учащихся к морально-этическим и эстетическим нормам, передающимся из поколения к поколению на примере героев античности;
- углубить знания учащихся по курсу античной литературы, основываясь на подробном изучении текстов.
Программа направлена на формирование умений и навыков литературоведческого анализа художественных текстов, что предусматривает анализ сюжета и композиции произведения, анализ художественных образов и способов их создания, анализ языка и стиля произведения, анализ образа автора.Программа ориентирует учеников на овладение разными видами литературоведческого анализа.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- вершинные явления европейского литературного процесса ;
- закономерности развития литературного процесса в разных странах;
- основные литературные направления,их характерные признаки и проявления в литературе;
- достижения выдающихся писателей, их художественные произведения, особенности индивидуального стиля.
Учащиеся должны уметь:
- владеть литературоведческими понятиями и терминами, необходимыми для полноценного анализа и интерпретации художественных текстов;
- анализировать художественные произведения в единстве формы и содержания;
- выявлять жанрово-родовые признаки произведения, его связь с определенным направлением, течением литературы;
- давать самостоятельную оценку литературному явлению с учётом достижений современного литературоведения;
- сравнивать произведения (на уровне отдельных образов, сюжетов, тем, проблематики, поэтики);
- составлять план и конспект литературно-критических работ.
Изучение курса предусматривает следующие формы работы с учащимися: лекции учителя, аналитические беседы, реферативные выступления учащихся.
Требования к результатам освоения элективного курса
На занятиях данного элективного курса  предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, уроки-семинары, диалог с текстом, лекции.
Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.
Формой итогового контроля является обучающая самостоятельная работа в форме теста.
Возможные критерии оценок.
Критерии при выставлении оценок могут быть следующие.
Оценка «Отлично»- учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся усвоил теоретический материал курса; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Как правило, для получения высокой оценки учащийся должен показать не только знание теории и владение наборов стандартных методов, но и сообразительность, литературную культуру.
Оценка «хорошо»- учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справится со стандартными заданиями; выполняет домашнее задание прилежно (без проявления явных  творческих способностей; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно»- учащийся освоил наиболее простые идеи и моты курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания, отвечать на вопросы.
Учебно- тематический план
 

Наименование тем курса

Кол-во часов в неделю

Форма занятия

1

Древняя Греция. Введение

1

Лекция

2

Мифология и мифы. Тема любви в мифе «Орфея и Эвредика».

1

Семинар

3

Гомер и гомеровский эпос. «Илиада»

1

Семинар

4

Греческая лирика. Творчество Тиртея.

1

Лекция

5

Аттичный период Греческой литературы.

1

Лекция

6

Что вы знаете о греческой мифологии?

1

Зачет

Содержание программы.
Тема 1. Древняя Греция. Введение.
Методические приемы: лекция учителя.
Тема 2. Мифология и мифы. Тема любви в мифе «Орфея и Эвредика».
Методические приемы: дискуссия, беседа.
Тема 3 . Гомер и гомеровский эпос. «Илиада».
Методические приемы: беседа,объяснение.
Тема 4. Греческая лирика. Творчество Тиртея
Методические приемы: лекция учителя, работа с текстом
Тема 5. Аттичесий период греческой литературы. Драма.
Методические приемы: лекция учителя
Тема 6 . Зачет по теме «Что вы знаете о греческой мифологии?»
Методические приемы: фронтальный опрос
Тема 1. Древняя Греция . Введение.
Цель: познакомить учащихся с особенностями литературы Древней Греции.
Эпиграф к уроку:    
Искусство, которое впервые после тысячелетий брожения духа обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившие временную гармонию человека с природой и его политическим миром. Гегель.
Методические приемы: лекция учителя.
Оборудование:иллюстрации к уроку, портреты великих греков и Римлян, приложение 1.

                                                                                                   Ход урока
1. Вступительное  слово учителя (лекция учителя)
Античная литература, т.е. литература Древней Греции и Древнего Рима, зародилась несколько тысячелетий тому назад. Она была самой ранней литературой в Европе. Греческая литература., или, точнее, письменные памятники греческой литературы, возникла не раньше XVIII века до н.э. ей предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшиеся в течение многих столетий, а может быть, тысячелетий. Первые известные нам памятники греческой литературы- это поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они и явились результатом этого великого развития устного народного творчества в Греции. Периодом наивысшего развития греческой литературы был V век до н.э., который называется также периодом греческой классики. В эту эпоху творили величайшие драматурги-трагики Эсхил, Софокл, Эврипид, комедиограф Аристофан.В дальнейшем, особенно когда Греция вошла в состав римской империи, греческая литература теряет свою самостоятельность и чистоту, испытывая различные иноземные влияния.
Первые литературные памятники в Риме мы находим в III в. до н. э. Периодом расцвета  римской литературы был Iв. до  н. э. История ее завершается вместе  с падением  Западной Римской империи в V в н. э.
Таким образом, то, что обыкновенно называется античной литературой, охватывает промежуток времени – в 1200 лет, начиная VII в. до н. э. и кончая Vв н. э.
Греческая литература всегда привлекала к себе героикой, высокими гуманистическими идеями, непосредственной свежестью.
К античности обращались и гуманисты  Возрождения, и деятели французской революции XVIII в., и русские революционные демократы. Античность вдохновляла и вдохновляет философов и поэтов, художников и ваятелей. Она – живой родник столетия питает мысль человека, почва всей современно европейской цивилизации.


Искусство, которое впервые после тысячелетий брожения духа обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившие временную гармонию человека с природой и его политическим миром. Гегель
Своеобразие античной культуры- воспроизведение мифологических тем, образов, сюжетов, миропонимания
Конспектирование.
Знакомство с портретами великих римлян и греков.
Великие греки                                                      Великие римляне
 Гомер                                                     Вергилий
Еврипид                                              Гораций
Эсхил                                                  Овидий
Аристотель
Софокл
Платон
2.Знакомство с периодизацией античного искусства .
Эпоха античности: начало- Олимпийские игры,776 г. До н. э.,конец- падение Рима,476 г. н.э.

1

Гомеровский эпос

Эпос. Гомер «Илиада», «Одиссея»

2

Классический период

Драма. Эсхил «Прикованный Прометей», «Персы».

Лирика. Сафо, Анакреонт.

Истор. соч. Геродот

3

Поздне-античный период

Трагедия.  Софокл, Еврипид.

Комедия.  Аристофан.

Лирика. Каллимах, Феокрит.

Истор. соч.  Плутарх.

4

Римский период

Драма. Сенека.

Лирика. Катулл, Вергилий, Гораций.

Эпические произв. Овидий «Метаморфозы»

Работа с проектором. Приложение 1. Просмотр с комментариями.
Домашнее задание: Индивидуальное задание- мифология и мифы древней Греции(доклад).
Подготовить устный ответ по теме «Античная литература древней Греции»
Тема 2. Мифология и мифы. Тема любви в мифе «Орфея и Эвредика».
Цель: раскрыть понятия «миф» и «мифология», через восприятие содержания мифа «Орфей и Эвридика» увидеть пример истинной любви, осознают её важность в жизни человека и  требования, которые она предъявляет к людям.
Оборудование: тексты мифов.
Методические приемы: дискуссия, беседа.
                                                                                                       Ход урока

1. Выступление учащегося по теме «Мифология и мифы Древней Греции».
Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т. е. сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась потребность человека в творчестве, в познании окружающего мира и самого себя. Мифы создавались на очень ранней стадии развития греческого общества, в самых разных регионах континентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались свои местные циклы мифов. Позднее они слились в единую общегреческую систему, в которой проявились художественный талант и религиозное миросозерцание древних эллинов.
Рождение и смерть, смена времен года, морские приливы и отливы, грозы и дожди, перепады погоды, цветение и увядание растений, появление на них плодов — эти и многие другие явления окружающего мира приписывались действию неких фантастических, божественных сил. Эти явления представали зачастую в виде конкретных, зримых образов, персонифицировались, т. е. отождествлялись с живыми существами. Если человек не мог объяснить природное явление, тем более его преодолеть, как, например, засуху или эпидемию, он приписывал его действию каких-то фантастических сил.
Кажется, что сама греческая природа предопределила ту особую многокрасочность, которая пронизывает мифологию: долины и горные хребты, искрящееся голубое море со множеством островов, уютные бухты, слепящее южное солнце, вечнозеленая растительность, теплый климат. Земля была населена сказочными существами: в горах таились горные нимфы — ореады, в лесах — дриады, в реках — наяды. Но мифы являли собой не только смелый полет людской фантазии. В них нередко отражены народная мудрость, наблюдения над окружающей жизнью, проникновение в природу человека. Поэтому греческая мифология по праву стала частью общечеловеческой культуры. Вот почему ситуации и герои мифов вошли в нашу повседневную речь в выражениях и словосочетаниях, ставших крылатыми.
Мы употребляем выражение «сизифов труд», имея в виду тяжкую, лишенную смысла работу. Происхождение этого понятия таково. Согласно мифу, Сизиф, царь и основатель Коринфа, а по другой версии, отец Одиссея, славился завидным хитроумием и за свои мошенничества, терпел наказание в преисподней. Он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз, после чего все повторялось сначала. Мы говорим о «титанических» усилиях, «гигантских» размерах. В мифах титаны и гиганты — огромные великаны, .которые сражались с самими богами.
Мифы тесно связаны с народными культурами и верованиями. Они нередко вбирали в себя народный здравый смысл. Так, у древних эллинов был обычай жертвоприношения богам; при этом пропадало- немало хорошего мяса. Тогда титан Прометей нашел способ помочь людям. Заколов жертвенного быка, он разделал его так, что образовались две неравные кучи: в одной находились кости и требуха, а другой — куски съедобного мяса. Обе кучи Прометей накрыл шкурами и предложил верховному богу Зевсу выбрать одну из них. Зевс польстился на кучу большего размера. Этот случай, воспроизведенный в мифе, закрепил правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пищу. 
В греческой мифологии действуют разнообразные существа: демоны, сатиры, необузданные и резвые; полулюди и химеры, огнедышащие существа и др. Главные же персонажи мифологии — боги и герои.
В основе греческой религии лежал антропоморфизм — уподобление человеку. Боги имели человеческий облик, были красивы, а главное — бессмертны. Им присущи самые разные человеческие качества, правда проявляющиеся с особой силой, интенсивностью: великодушие, щедрость, ревность, коварство. Боги и герои не только напоминали обычных людей, но и общались с ними, простыми смертными, могли вступать в любовные отношения. Некоторые древние греческие аристократы числили в своих предках богов, гордились своим божественным происхождением.
Греческие боги по значимости делились на несколько категорий. Двенадцать главных, верховных богов обитали на заснежённой, высотой около 3000 метров, горе Олимп. На вершине Олимпа находились дворец Зевса и жилища других богов, которых называли олимпийцами. Само название Олимп близко понятию «небо». Греки считали, что существовало три поколения богов, причем, по преданию, младшие свергли власть старших. В мифологии, таким образом, отразилось соперничество между отдельными родами и племенами за верховенство.
Главным верховным богом, отцом всех богов и людей, был Зевс. Его считали сыном Крона, бога времени, а потому называли Кронидом. Зевс разъезжал по небу в золотой колеснице, его изображали сидящим на троне с орлом и скипетром в руках и пучком молний как главными атрибутами власти. С высот Олимпа он рассыпал людям свои дары и утверждал на земле порядок, устанавливал законы.
Наряду с богами в мифах были «задействованы» герои, или титаны. Героями считались личности полубожественные, стоявшие между богами и людьми. Героями были и люди, реально существовавшие, исторические личности — афинский полководец (Мильтиад), государственные мужи. (Солон), основатели философских школ, крупнейшие поэты, чья деятельность играла большую роль в жизни греков. Их гробницы нередко находились в центре городов как напоминание о былых подвигах. Были героями и фигуры легендарные, созданные народной фантазией.
Одним из самых знаменитых и благородных героев-мучеников в мифологии являлся Прометей, оказавший неоценимую услугу человеческому роду. Среди любимейших народных героев был и Геракл, наделенный огромной силой. Буквально его имя означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Превосходя всех силой, не зная соперников в воинских упражнениях, Геракл совершил 12 подвигов. Среди них убийство чудовищного льва; уничтожение гидры — чудища с телом змеи и девятью головами дракона; истребление стимфалийских птиц, опустошавших местность, преследовавших животных и людей, разрывая их медными клювами, и многие другие. Эти и другие эпизоды образуют целый цикл увлекательных новелл.
Мифология сыграла огромную роль в развитии древнегреческой литературы. Сюжеты и образы мифов использовались во многих произведениях: в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Одновременно культы и традиции, связанные с мифологией, послужили основой для создания некоторых жанров и форм литературы, например лирики, трагедии, комедии, античного театра.
2.Слово учителя:
Произведения какой страны мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков? (Древней Греции)
 Я предлагаю вам окунуться в мир  этой  замечательной страны, посмотрев небольшой  фильм  о Древней Греции.
Задание: Выразите свои чувства от увиденного одним словом.
Учащиеся: записывают каждый сам     
Зачитывают   их в группе, находят совпадения
Зачитайте наиболее совпавшие слова
- Почему именно такие чувства  возникли? От чего?
Слово учителя: Действительно Греция очень красивая страна. Это одно из древнейших государств. Именно здесь родились замечательные произведения, которые называются мифами.
- Что такое миф? ( Мифы – это рассказы о происхождении мира, о богах и героях.)
Задание: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете древнегреческих богов и героев.
Соотнесите на ИАД  богов и героев. Чем они известны?
(Учащиеся  на интерактивной доске вынимают из ящика имена богов и героев и разносят их по столбикам)
Ученики:БОГИ                                          ГЕРОИ
Зевс – бог грома и молнии                                Парис
Гера  - богиня  семьи и брака                          Ахиллес
Афродита – богиня любви и красоты            Гектор
Посейдон   - бог морей и океанов                 Геракл
Аид  - бог подземного царства мертвых          Одиссей
Афина  - богиня  мудрости, знаний                Прометей
Гефест - бог кузнечного дела                         Нарцисс
Арес  - бог войны                                            Антей
Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним  мифологическим  героем Орфеем. Кто он такой, чем он прославился? (Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой. Его  великолепной игре на кифаре покорялись не только люди, но и природа. Песни Орфея укрощали диких зверей, заставляли деревья склонять ветви, а камни – сдвигаться с места. А так же он прославился своей  любовью к  Эвридике). Именно о его любви пойдет речь на уроке.
Ученики: Запись темы урока
Слово учителя: Эпиграфом к уроку  является высказывание американского писателя Фицджеральда: «Так легко быть любимым; так трудно любить»
- Как вы понимаете данное высказывание?  Можно ли его соотнести с мифом «Орфей и Эвридика»?
Слово учителя: Итак, любовь!!! Что же это за чувство такое?
Задание: Выразите свое видение любви в синквейне.
3.Синквейн к слову ЛЮБОВЬ
Например:
1. Любовь
2. счастливая, несчастная
3. радует, мучает, обогащает
4. Величайшая ценность на земле
5. Роза, костер, пламя, загадка
Ученики: Составляют синквейн  1 от группы, защищают его.
Учитель: Сравнивает, обобщает
Учитель: Я тоже хочу высказать свое представление о любви. Есть замечательное стихотворение о том,  что такое любовь. Послушайте!!!
Любить – это прежде всего отдавать.
Любить  -  значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость любимому человеку.
Любить - значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были ваши сердца до конца
И в горе и в радости вечно рядом.
Любовь  - не сплошной фейерверк страстей.
Любовь – это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.             
Давайте проследим,   такой ли была любовь Орфея?
4.Направленное чтение
1 отрывок (чтение)
I. отрывок
После смерти жены  велико было горе Орфея. Он ушел от людей и целые дни проводил один. Тоска по любимой была настолько  сильна, что он готов был умереть и отправиться к ней в царство мертвых, но смерть не приходила. Тогда решил Орфей сам отправиться в Аид.  Долго не соглашался  Харон – перевозчик душ – перевезти его в царство мертвых. Но песня Орфея покорила его.  Слушать песню любви слетелись даже тени мертвых. Много страшных  чудищ пришлось увидеть Орфею в этом царстве, но он упорно шел вперед.   И  вот, наконец,  трон Аида. Страшен и грозен Аид. От его взгляда все вокруг дрожат. Но смело запел свою песню  Орфей.   Плачет Персефона – жена Аида. Склонил низко голову и опустил свой меч и Аид. 
- Чего ты  ищешь, певец, в царстве мертвых?
- Верни мне моюЭвридику!
- Пусть будет так, как ты просишь!
Задание: Перечислите поступки Орфея, которые он предпринял, чтобы вернуть любимую
(спустился в царство мертвых, очаровал Харона, не испугался теней умерших и различных чудищ, заворожил Аида и его жену Персефону, добился разрешения забрать жену в мир живых)
Ученики: Выписывают сразу в  группе
Зачитывают от группы по цепочке,  не повторяясь.
Слово учителя: - Чем покорил певец Аида и добился своего? (музыкой)
Многие музыканты и композиторы  прошлого и современности не остались равнодушными к этому мифу и использовали его сюжет в своих произведениях. Один из них немецкий композитор
Кристоф Глюк, который написал оперу «Орфей и Эвридика».
2 отрывок: Прослушивание «Арии Орфея» и «Хор фурий»
Слово учителя: С каким отрывком из мифа можно соотнести первый отрывок,  с каким второй? Почему?
1-ый отрывок – «Ария Орфея». Это именно та музыка, которой он покорял людей, природу и даже богов. Она нежная, плавная, словно плачь, тоска по любимой. Она красива, как красиво само чувство любви.
2-ой отрывок – «Хор фурий» из царства мертвых. Она громкая, отрывистая, страшная, как страшно подземное царство Аида.
Учитель: Легко ли отпустил Аид Эвридику с любимым? (Нет, он поставил условие, что он не должен оглядываться назад)
3 отрывок. (Ученица читает отрывок из стихотворения «Орфей и Эвридика»)

"Я отпущу Орфей

Тебе жену твою

Из царствия теней.

Согласие  даю.

Ты девушку веди

Лишь за собою в след.

Но только по пути

Не оглянись поэт.

Коль оглянешься ты, 

Она опять моя.

Условия трудны,-

Но вот жена твоя".

 

Идет Орфей немой,

Все вслушиваясь в шаг.

"Идешь ли ты за мной?-

И слезы на глазах.-

Любимая - шепнул-

Откликнись, отзовись".

Еще разок шагнул.-

Орфей, НЕ ОГЛЯНИСЬ!!!

Но оглянулся все же,

Тревогою  томим 

И понял, что похоже

Она ведь шла за ним.

А тень вздохнув, незримая

Ушла опять в Аид.

Орфей, теперь любимую

Аид не воскресит!

 

КАК МОЖНО РАВНОДУШНО

ПРЕДАТЬ,  ЧТО ЗА СПИНОЙ???!!!

И песнь Орфея слушая

Печален люд земной.

 

 

 

Слово учителя: Обратите внимание на последние слова стихотворения: «Как можно равнодушно предать, что за спиной?»
-  Можно ли считать  поступок Орфея предательством по отношению к Эвридике?
Слово учителя: Почему же оглянулся Орфей, если он так безумно любил свою жену? Над  этой загадкой  размышляли многие поэты, филологи, философы. Есть несколько версий.
4 отрывок. (чтение)
Версии
В этой трогательной истории читатели искали и ищут глубокий смысл.
Одни оглядку Орфея толковали как его вину, а шире – как вину человека перед своими близкими.
Другие видели в мифе жестокую шутку богов над человеком: заранее знают боги, что нетерпеливого человека ждет неудача. Поэтому они легко отпускают Эвридику, т.к. знают, не вырвется она из Ада. Между живыми и мертвыми существует непреодолимая преграда.
Третьи толкуют миф как попытку преодолеть смерть силой любви и искусства
Четвертые думают, что это история о любви и об её отсутствии в жизни человека.
Задание: Ознакомиться с версиями и выбрать одну, которая кажется вам самой правильной.
Каждый сам
Зачитывают в группе, находят совпадения
Зачитывают  наиболее совпавшую.  Объясняют, почему  выбрали её?
Слово учителя: Любая из  выбранных вами версий имеет право быть. Но это не все версии. Есть еще версия, что это история о вечном одиночестве поэта. Поэт творит гениальные произведения,  пока он одинок. Поэтому Орфею как истинному   музыканту  не суждено  было  обрести счастье с Эвридикой. Может быть вы,  когда вырастите и будете иметь свои опыт любви,  то  предложите какую-то свою новую версию этого мифа. Ну а пока давайте сделаем окончательный вывод:
5. Дискуссионная карта
Действительно ли любил Орфей Эвридику?
1. Несколько дней скитался один по лесам                                                      1. Оглянулся
2. Готов был умереть вместе с ней                                                                 2. Лишил Эвридику
3. Не побоялся  спуститься в Аид, чтобы спасти любимую                            надежды на воскрешение
Итог: Выберете свою позицию: «Я склоняюсь к позиции…..» (подсчет выбранных позиций)
Учитель: Я рада, что большинство из вас верят в искренность чувств Орфея, не усомнились в нем. Но все же,   все испытания и муки Орфея и  его оглядка подтверждают эпиграф нашего урока: «Так легко быть любимым; так трудно любить». 
6. Домашнее задание РАФТ
Р – роль – ученик(ца) 
А – адресат – Орфей или учитель
Ф – форма – письмо
Т – любовь Орфея
Те, кто не усомнился в чувствах Орфея,  пишут письмо Орфею от своего имени.
Те, кто еще колеблется,   читают миф «Смерть Орфея» и пишут письмо учителю о том, изменилось ли ваше мнение.
Тема 3 . Гомер и гомеровский эпос. «Илиада».
Цель :Познакомить учащихся с гомеровским эпосом и произведением Гомера «Илиада».
Оборудование: иллюстрации к уроку, приложение 2.
Методические приемы: беседа.
                                                                                               Ход урока
1.Слово учителя:
Задание на сегодняшний урок:Оцените поступки героев поэмы. Какие из них вам понравились и почему?
Одной из самых ярких страниц мировой культуры являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
До сих пор 7 греческих городов претендуют на то, чтобы называются родиной Гомера. Древние греки знали поэмы наизусть.
О Гомере известно мало.Судя по языку его поэм, Гомер -выходец из ионического поселения.
За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов.
Античные хронографы расходятся и в датах жизни Гомера: некоторые считают его современником Троянской войны (начало XII в. до н. э.), но Геродот полагал, что Гомер жил в середине IX в. до н. э.
Современные учёные склонны относить его деятельность к VIII или даже VII в. до н. э., указывая в качестве основного места его пребывания Хиос или какой-либо другой регион Ионии на побережье Малой Азии.
Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом – аэдом.
Аэды слагали героические песни и исполняли их под аккомпанемент лиры.
Что вам известно об этом историческом событии? Расскажите.
2.Устный рассказ учащего по теме «Гомер «Илиада»
Гомер и Коллиопа
«Илиада» посвящена последнему году Троянской войны.Она начинается с конфликта Ахиллеса и Агамемнона, отобравшего у него любимую рабыню.Когда Гектор,сын царя Трои Приама,повел свое войско в атаку, то Ахиллес не принял участие в бое.
Ахиллес и Агамемнон.
Друг Ахиллеса-Патрокл-взял у него доспехи и пошел в бой. Греки воспряли духом, но Гектор понял, что перед ним не Ахиллес и в боя сразил Патрокла.Ахиллес узнав о гибели друга решил отомстить.И взяв оружие выкованное Гефестом,вступил в сражение.
 
Ахилесс приноситв жертву троянскихюношей припогребении Патрокла.
Гектор и Ахиллес сошлись под стенами Трои.Гектор бросил копьё,но оно отскочило от щита сделанного Гефестом.Афина подала копьё Ахиллесу и тот поразил безоружного противника, привязал его тело к колеснице и погнал лошадей.
Ахиллес и Гектор
На время похорон противники заключили перемирие.Тело Гектора сожгли на большом холме, а его кости уложили в могилу и насыпали высокий холм.«Так погребли они конеборного Гектора»-этими словами поэма заканчивается.
Андрамона у тела Гектора.
Слово учителя.Гомер – это начало начал всей литературы.
Гомеровский эпос:
- Источник произведений искусства: Пушкин. Гоголь. Толстой. Писатели мира;
- Греческие дети учились читать по «Илиаде»;
- Эпизоды из «Илиады» и «Одиссеи» становятся сюжетами для греческих художников;
- надежный признак здоровья всей человеческой культуры.
Работа с проектором. Приложение 1. Просмотр с комментариями.
Домашнее задание:
написать характеристику героя из Гомеровской «Илиады».
Тема 4. Греческая лирика. Творчество Тиртея
Цель: Ознакомить с особенностями древнегреческой лирики, ее жанрами, главными представителями; заинтересовать личностью Тиртея, его поэзией; развивать внимание, умение слушать и запоминать; воспитывать уважение к художникам.
Оборудование:Схема, таблица, тексты поэзий Тиртея; изображение лиры;
Методические приемы: лекция учителя, работа с текстом.

                                                                                          Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности
На доске - изображение лиры - музыкального инструмента, который не сохранился к нашим дням.
2.Слово учителя.
- Мы начали урок о музыки не случайно. Дело в том, что стихи в давность не читали, а пели. А в Давней Греции они выполнялись под аккомпанемент лиры и флейты.
3. Изучение нового материала
А)Слово учителя об особенностях древнегреческой лирики
Древнегреческая лирика,возникшая как песня, продолжая и развивая традиции народной, фольклорной песни. Первое название этих поэтических произведений- «melos» (в род.падежу - «melodos», т. е. песня).
В VII ст. к н. э. возникшая авторская песня, лирика (индивидуалистическаяпоэзия), что означает «то, что выполняется в сопровождении лиры» (музыкальный семиструнный инструмент, который (за мифами) созданный богом Гермесом).
Древнегреческая лирика была тесно связана с античным музыкантом, которая нам почти не известная (флейта, лира).
Лирика давних греков распределялась на три жанра: элегия, ямб и мелика. Элегии выполнялись под сопровождение флейты, а мелика - под звучание лиры. Каждый жанр предусматривал особый стихотворный размер или строфу. Например, элегию нужно было писать элегическим двустишие (гекзаметр + пентаметр), ямб - ямбом или хореем, мелику - особыми, оригинальными строфами. Различались между собой также содержания поэзий разных жанров. Элегии посвящались патриотичным призывам, раздумьям о жизни; ямб имел сатирически-разоблачительный характер;
Использоваласьсольная мелика.
Древнегреческая ваза с изображением для любовных песен, а хоровая — Геракла, который играет на кифаре для выполнения гимнов в честь богов и людей.
Определенные поэты имели свои вкусы среди этих жанров, и их имена теперь связывают именно с ними (например, гимны Пиндара).
Древнегреческая лирика

Название жанра

Элегия (флейта)

Ямб

Мелика (лира)

Монодична (сольная) хоровая

     

Стихотворный размер, строфа

Элегический двустишие (гекзаметр + пентаметр)

Ямб, хорей

Алкеева строфа, сапфическа строфа

Оригинальные строфы

Содержание стихов

Патриотизм, раздумья, афоризмы, иногда — любовь

Сатирически-разоблачительный характер

Любовные песни

Гимны в честь богов и людей

Представители

Тиртей

Архилох

Алкей, Сапфо, Анакреонт

Пиндар

Б)усвоение литературоведческих сроков
Ямб — Двухсложная стопа с ударением на 2-му слоге (название, возникшее от слова Ямбике — Дудка).
Например: Внимай, дитя, над всем — один властитель: Зевс.
Хорей — Двухсложная стопа с ударением на 1-му слоге.
\и\и/ Например: Все пути богам открыты...
Элегия — Поучительный стих, который содержит в себе призыв к важным и серьезным делам, раздумья, афоризмы; пишется двустишием: гекзаметр + пентаметр.
Например:
Хорошо умирать тому, кто, обороняя родную державу,
Между храбрых бойцов падает в первых рядах.
В)Биографические сведения о Тиртея
- Было это очень давно, в VII ст. к н. э. в Давней Греции. Жители города Спарта воевали с Месенией, но никак не могли одержать победу. Тогда они обратились к оракулу с просьбой посоветовать, как им победить неприятелей. Оракул посоветовал обратиться за помощью к афинянам. Но те совсем не хотели вмешиваться в отношения Спарты и Месении, поэтому пошутили над спартанцами, прислав им на помощь лишь один человека: хромого школьного учителя на имя Тиртей. Спартанцы были ужасно удивленные и даже оскорбленные: они не понимали, как один человек может помочь им войне. Но произошло чудо: именно Тиртей одержал победу над Месенией. как это произошло? Тиртей был поэтом. Он умел писать такие стихи, которые поднимали боевой дух спартанцев, призвали их к подвигам ради своей родины (полису). Таким образом, спартанце победили в этой войне, а имя Тиртея навеки осталось в мировой истории.
Одну из таких боевых песен поэта мы и будем читать.
Г)работа с текстом поэзии
Чтение элегии «Хорошо умирать поэтому...»
Хорошо умирать тому, кто, обороняя родную страну,
Между храбрых бойцов падает в первых рядах.
Хуже же нет ничего, как город свой и плодородные
Нивы покинуты и идти попрошайничать в миры,
С матерью милой, с отцом стариком на чужбине блуждать,
Взяв с собой деток мелких и женщину грустную.
Будет поэтому он ненавистный, у кого приюта попросит,
Бедствие и бедности тяжелые будут гнать сквозь беглеца.
Он осрамит свой род и бесчестием лицо свое укроет,
Горе и пренебрежение за ним пойдут всюду следом.
Итак как в самом деле не найдет беглец между людом некогда
Ни почета себе, ни сочувствие, ни сожаления -
Будем родину и детей оборонять отважно,
В битве поляжем мы, не пожалеем жизнь.
(Перевод Г. Кочура)
Вопрос по смыслу поэзии
• Две судьбы человека-воина. Расскажите о них.
Храбрый воин Предатель
И И
Может погибнуть, но эта смерть Будет изгнан с полису, станет
Почетная, так как она — ради нищим и будет мыкаться вместе
Родины и на защиту своей семьи со своей семьей, не найдет
«ни почета, ни сочувствие, ни сожаления»
• Зачем Тиртей изображает судьбу двух воинов? (Автор поэзии хочет довести, что лучше быть храбрым воином и погибнуть в славе, за свою Родину, чем осрамиться самому и запятнать, сделать вдвое несчастливее свою семью.)
• какой вывод мы можем сделать? (Что другого выхода нет: если ты честный человек, то должен защищать свою родину.)
• Доведите, что прочитанное произведение — элегия. (Стих Тиртея «Хорошо умирать поэтому...» является элегией, так как он имеет поучительный характер: на примере двух судеб лирических героев подводит читателя к выводу, который единым правильным выбором является защита родины. Главнаятемастиха - призыв к борьбе за свободу своего народа. Имеет форму двустишья: гекзаметр + пентаметр.)
4. Итоги урока
• как выполнялись поэтические произведения в Давней Греции?
• Назовите жанры древнегреческой лирики и их особенности.
• Дайте определение ямба, хорея, элегии.
• какие факты избиография Тиртея вас поразили?
• В чем заключается идея поэзии «Хорошо умирать поэтому..»?
5. Домашняя работа.
Подготовить выразительное чтение стиха Тиртея «Хорошо умирать поэтому...» Ответить на вопрос «Или восприняли бы наши современники совет Тиртея?»
Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизни древнегреческого поэта Архилоха.
Тема 5. Аттичесий период греческой литературы.Драма.
Цель: познакомить учащихся с особенностями драмы Греческой литературы аттичного периода, раскрыть значение словосочетания «аттический период»
Оборудование: иллюстрации к теме урока.
Методические  приемы: лекция учителя.
                                                                                                             Ход урока
1. Слово учителя(лекция)
Происхождение отдельных видов драмы. Драматические зрелища
С развитием рабовладельческого общества к V в.до н.э. Греция достигла наивысшего рассвета. В прошлое уходил старый патриархальный уклад, все больше простора было для частной инициативы, росли полисы(города-государства). А в них развивались всевозможные ремесла. Вместе с тем рабский труд начал постепенно вытеснять труд свободного человека :он был дешев, а приток рабов нескончаем. Искусство и литература, архитектура и ваяние находятся на большом подъеме. Тяжелый физический труд целиком ложится на плечи рабов, тем самым давая возможность свободному человеку жить творческой жизнью, создавать великолепные произведения искусства. Тысячам безвестных рабов обязано современное человечество созданием бессмертных памятников прошлого.
В новых общественных условиях развивается и человеческая личность, усложняются ее культурные и социальные запросы. Гражданин греческого полиса живет интересами города, участвуя в его управлении , в его защите, в его торговой и ремесленной деятельности. Чем больше развивается человек, чем  шире открываются перед ними горизонты, тем острее его стремление выразить свои личные чувства переживания. Поэтому постепенно появляется в VII-VI вв. до н.э. лирика, а в Vв. достигает своего рассвета драма.
Греки являются создателями драмы, того нового литературного жанра, в котором рассказ о событиях и переживаниях заменялся их наглядным воспроизведением и слушатель становился зрителем.
Первый театр возник в Греции в конце VI в. до н.э. Его родиной были Афины, демократический рабовладельческий полис, впервые заявивший о себе в начале VI в. в стихах Солона.
 
Истоки драмы так же, как эпоса илирики, - в фольклоре. Мимические игры с переодеваниями, масками и танцами известны у многих народов на ранних этапах развития общества. Их возникновение связано с представлениями древнего человека о том, что, подражая действиям окружающей природы, он приобщается к ней и к ее силам, становясь их носителем. Однако только в Греции мимическая игра послужила основой, на которой развилась художественная драма, сохранившая неизменной свою структуру вплоть до настоящего времени.
Установить происхождение литературной драмы и определить характер ее промежуточных форм очень трудно. Дошедшие до нас драмы представляют собой классические произведения величайших мастеров античного театра. Свидетельства древних авторов очень отрывочны, немногословны, а иногда противоречивы. Недостаточно изучены археологические материалы о ранней истории театра, а так как афинский театр сохранился очень плохо, то все вопросы, связанные с ранней историей театра, представляются спорными.
Античная литературная драма известна в трех видах: трагедия, сатировская драма и комедия. Все виды драмы были связаны с культом Диониса, и драматические представления разыгрывались только в дни праздников Диониса. Но связь драмы с культом Дионис не была изначальной. Драматические выступления появились ранее и независимо от культа Диониса, еще в доклассовом обществе. Древний человек не понимал, например, причин смены времен года. Он с нетерпением ожидал весну, связывая с ней всеобщее обновление природы, плодородие и изобилие. Осень напоминала ему об умирании, а зима, пугая холодом и бесплодием, отождествлялась со смертью. Но на смену зиме приходила весна; весь цикл повторялся вновь, и в человеке росла вера в существование каких-то добрых сил, олицетворяющих природу-производительницу, бессмертную, но окруженную врагами, которых она неизбежно одолевает. Эти представления, отраженные в разнообразных мифах, воспроизводились в мимических играх с целью магического воздействия на природу и отвращения злых сил. Одним из многочисленных богов природы был Дионис, который почитался уже в крито-микенскую эпоху, но в VI в. или даже ранее, стал любимым богом демоса. Так как виноградарство было в Греции самым распространенным видом земледелия, то Диониса почитали как бога виноградной лозы и покровителя виноделия. Дионису были посвящены хоровые песни, дифирамбы, исполнявшиеся в его честь хором мужчин или мальчиков
По словам Аристотеля, свидетельства которого о возникновении драмы являются для нас основными, трагедия произошла от "эксархонтов дифирамба", то есть от тех, кто дает зачин дифирамбу. До нас не дошли древние дифирамбы, и единственным образцом дифирамбической поэзии являются фрагменты Вакхилида, поэта первой половины V в. до н.э. Фрагмент дифирамба "Тесей" проясняет несколько предысторию трагедии. Дифирамб представляет собой песенный диалог между афинским царем Эгеем и афинскими старейшинами. Хор старейшин спрашивает царя, зачем он вызвал их. Царь отвечает, что он получил известие о приходе могучего богатыря. Старейшины просят рассказать, кто этот герой и откуда он прибыл. Эгей отвечает. В этом дифирамбе нет действия, о подвигах Тесея рассказывает хору его отец Эгей со слов вестника. Песенную строфу, содержащую вопрос, сменяет аналогичная антистрофа - ответ. В дифирамбе прославляется легендарный основатель афинского государства Тесея, о Дионисе речи нет. По фрагменту Вакхилида, позволившему установить связь хоровой лирики с драмой, трудно судить о характере древнейшего фольклорного дифирамба, о котором говорит Аристотель.
Создателем дифирамба греки называли знаменитого лесбосского певца Ариона, которого считали также "изобретателем" трагического жанра. Традиция связывала дифирамб с трагедией, то есть подчеркивала песенное начало трагедии, следы которого сохранились даже в самом термине, так как слово "трагедия", или "трагедия", дословно означает "песня козлов". Козловидные демоны плодородия, которых греки называли сатирами, почитались вместе с Дионисом и составляли его свиту. Исполнители дифирамба изображали сатиров. Они надевали козлиные шкуры, лица закрывали масками и пели шутливые песни, сопровождая их плясками. О своем умении начать дифирамб рассказывает Архилох: "как умею начать я прекрасную песню владыки Диониса, дифирамб, когда молниеносным ударом в рассудок поражает меня вино". В недавно опубликованном фрагменте древней биографии Архилоха идет речь о каком-то нововведении поэта, изменившего привычную песню Диониса, о негодовании его сограждан, наказанных богом и вынужденных признать свою вину перед Архилохом. Неизвестно, в чем состояла реформа Архилоха, изменившего ионийский дифирамб, но особенность дорийского "дифирамба, изобретенного, согласно легенде, поэтом Арионом, заключалась в появлении актеров в этом дифирамбе, людей, ряженных сатирами, которые и начали вести диалог".На аттическом сосуде V в. до н э имеется древнейшее изображение "эксархонта" долитературной фольклорной трагической драмы, наследницы древнего дифирамба; им оказывается сам Дионис, который держит в одной руке сосуд для вина, а в другой - ветку виноградной лозы. На  Дионисе надет такой же хитон, в котором впоследствии в театре выступит актер. Перед Дионисом и позади его - по две танцующие пары спутников бога. О существовании такой фольклорной трагедии, распространенной повсеместно, сообщает Аристотель, отмечая, что трагедия не сразу стала серьезной, а вначале была "сатирической" и носила "характер танца". Следы фольклорной шутливой драмы, предшественницы литературной трагедии, сохранились и в классическом афинском театре. В цикл трагических представлений включалась обязательно "сатировская драма", хор которой представлял сатиров. Эта драма отличалась несложным сюжетом, обязательным благополучным финалом, обилием шуток и забавных плясок.
Аттическая трагедия и в историческую эпоху сохранила свою связь с песенным жанром. Хор трагедии представляется всегда единым, социально недифференцированным коллективом, в состав которого входит корифей хора, то есть его "головной", ничем не выделяющийся среди прочих хоревтов. Песенные хоровые части трагедии, стасимы, статичны. Драматическое действие развивалось только в эписодиях, где выступали актеры, в прошлом эксархонты, побуждавшие хор репликами и игрой к пению. В историческое время актеры назывались ипокритами, то есть "ответчиками". Этот термин связан с ролью и значением актера в фольклорной драме, развитие которой стало возможным благодаря появлению актера, противостоящего хору.
Третий вид драмы, комедию, Аристотель возводит к "эксархонтам фаллических песен", то есть опять подчеркивает роль "действенного начала" и песни как отклика на "действие". В фаллических песнях вначале прославлялась природа-производительница, а затем Дионис как бог плодородия и виноградной лозы. На сельских праздниках урожая собирались процессии ряженых, так называемые комосы. Возглавлял комос его корифей с раскрашенным лицом или в маске, он нес фалл, символ плодородия. Все остальные участники пели, плясали, перекидывались веселыми непристойными шутками, подхватывая реплики корифея. Эти песни и игры на праздниках плодородия связаны с обрядом, целью которого было обеспечение победы производительных сил жизни. "Эксархонт фаллических песен", будущий актер комедии, изображал, вероятно, кого-либо из свитыДиониса. Толстобрюхие фаллические фигуры, напоминающие комедийных актеров афинского театра, встречаются в вазовой живописи Пелопоннеса.
Основной проблемой античной трагедии становится проблема должного поведения человека. Герой трагедии всегда поставлен в такое положение, когда он сам должен сделать соответствующий выбор из множества поставленных перед ним путей и возможностей. Цель драмы - показать, какой путь наиболее правильный. Во многом античные драматурги сохраняют традиционные для своего времени взгляды на судьбу и личность человека, веря в реальное существование божественных сил, воздействующих на смертных и расставляющих им коварные сети. Тем не менее, сохраняя эти представления, античные трагики освобождаются от взгляда о связанности человека божественной волей. Что же касается изображения человеческого характера, то в драме это искусство еще остается на прежнем уровне: особенность античных драматических характеров заключается в их статичности, характер задан раз и навсегда, но в отличие от эпоса, как раз характер определяет всю избранную линию поведения персонажа. Впервые в мировой литературе герою античной трагедии приходится вступать в конфликт с действительностью.
Следует обратить внимание на одну важнейшую особенность художественного арсенала трагедии - трагическую иронию, которая строится на представлении о свободе воли: действующее лицо, стремясь к своей цели, на самом деле достигает противоположного результата, так как скрытая сила ведет его к гибели.
2.Конспектирование.
3.Беседа  по вопросам:
Как вы поняли значение слова «аттический»?
Что способствовало развитию аттического периода Греческой литературы?
Каких авторов (творивших в аттическом периоде) вы запомнили?
4.Запись строения греческой трагедии
Строение греческой трагедии можно представить в следующем виде:

пролог

парод

эписодий I

стасим I

эписодий II

стасим II

эписодий III

стасим III

эписодийIV

стасимIV

эксод

Стасимы разделялись на отдельные части - строфы и антистрофы, строго соответствовавшие одна другой. Строфа (букв.поворот) и антистрофа написаны в одном и том же размере, новая пара обычно дается в новом размере. В современных изданиях античной трагедии каждая строфа и антистрофа имеют одинаковое цифровое обозначение. Очень редко встречается эпод (заключение), имеющий новый размер.
5. Домашняя работа. Сделать слайд-шоу по теме «Аттический период греческой литературы. Драма».
Тема 6 . Зачет по теме «Что вы знаете о греческой мифологии?»
Цель: выявить знания о греческой мифологии.
Оборудование : плакаты, проектор.
Методические приемы: фронтальный опрос по теме
                                                                                                              Ход урока
1.Проверка домашнего задания.
2.Зачет по вопросам
- Что такое миф?
- Сколько Богов населяли гору Олимп?
- у кого из греческих богов в детстве была трагедия?
- какие открытия связаны с именем бога Диониса?
- как называется эта картина С. Баттичелли? Какой миф здесь изображен?
 
- Откуда пришли эти выражения? Что они означают?
Сизифов труд
Ящик Пандоры
Нить Ариадны
Танталовы муки
Прометеев огонь
- Соотнесите прозвище Афины и их значения?
Паллада       Дева
Парфенос      Воительница
Промахос      защита городов и крепостей
- Какому мифу об Афине и Пасейдоне посвящен этот храм Афинского акрополя?
 
-Какой миф изображен? Как называется картина и её автор?
 
-расскажите истории, связанные со следующими именами:
Марсий
Арахна
Нарцисс
Европа
Гиацинт
3.Заключение
Итак, именно античная литература оказала большое влияние на развитие многих видов искусства как живопись, архитектура, музыка, классическая литература и её жанры и другие.
 
Литература для ученика:
1. БСЗ. В. А. Луков.«Мировая литература».«Мир книги».- Москва ,2006 год.
2. БСЗ Т. Зыкова.«Мифы народов мира».«Мир книги» .-Москва, 2005 год.
3. Б. А. Гименсон, Н.Т. Пахсарьян. Сборник произведений античной литературы.«Олимп».- Москва, 1997 год.
4. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: 1967.
5. Варнеке В.В. История античного театра. Учебник для театральных институтов. М.: Искусство, 1940.
6. Головня В.В. Аристофан. М.: Изд-во АН СССР. 1955. С.27-51.
7. Греческая трагедия: Учебное пособие / А.Ф.Лосев и др. М.: Уч.пед-гиз., 1958.
8. Каллистов Д.П. Античный театр. Л.: Искусство, 1970.
9. Кольридж С.Т. Происхождение драмы. Греческая драма / Пер. с англ. // Кольридж С.Т. Избранные труды, М.: Радуга, 1987. С. 235-247.
10. Тахо-Годи А.А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков // Сб.10. Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.: Наука, 1966. С.201-222.
 
Литература для учителя:
1. Греческая трагедия: Учебное пособие / А.Ф.Лосев и др. М.: Уч.пед-гиз., 1958.
2. Каллистов Д.П. Античный театр. Л.: Искусство, 1970.
3. Кольридж С.Т. Происхождение драмы. Греческая драма / Пер. с англ. // Кольридж С.Т. Избранные труды, М.: Радуга, 1987. С. 235-247.
4. Тахо-Годи А.А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков // Сб.10. Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.: Наука, 1966. С.201-222.
5. С.К.Исламгалиева, К.Е.Халин, Г.В.Бабаян. «Культурология». Курс лекций. «Экзамен».- Москва, 2005 год.
6. Мультимедийные программы по Всеобщей истории.«Кордис энд Медиа», 2004 год.
7.  БСЗ Т.Зыкова. «Мифы народов мира». «Мир книги» .-Москва, 2005 год.
8. Зарубежная литература: Пособие по факультативному курсу для учащихся 8-10 кл./под.ред. С. В. Тураева.-М.: Просвещение, 1984.
 
Интернет ресурсы.
http://centant.sp
http://fev-web.ru
http://www.fplib.ru
http://proshkolu.ru