I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа работы школьного кукольного кружка-театра рассчитана на детей 9-12лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Форма работы: коллективная и индивидуальная.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребёнка, в его духовном развитии. Он помогает детям приобщиться к театральному искусству и культуре, почувствовать себя творцами, развивает коммуникативные навыки.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств воздействия не только на зрителей, но и на актёров. Образы-персонажи, декорации, текст и музыкальное сопровождение помогают детям школьного возраста лучше понять идею драматического произведения, тем более что эффект усиливается непосредственным контактом с актёрами и куклами. Велико эмоциональное воздействие спектакля на детей. У них в раннем возрасте возникает желание быть похожими на положительных героев. А юные артисты чувствуют свою значимость и самореализуются. Кукольный театр «Золотой ключик» - это творческий коллектив ребят, которые будут занимаются постановкой кукольных спектаклей, изготовлением кукол, декораций, составлением собственных сценариев для постановок. Задача руководителя кружка-театра направлять деятельность ребят в нужное русло, поддерживать их инициативу, помогать им советом и делом.
Кукольный театр формирует дружный творческий детский коллектив. Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой. Формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа природосообразности.
3.Основные цели работы кружка-театра: создание условий для формирования навыков творческой деятельности.
4. Задачи кружка - развивать у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомить с множеством детских сказок, способствовать развитию общительности, коммуникабельности, развивать. моторику рук и пальцев , двигательную активность ребёнка.
Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий:
регулятивных:
-целеполагание;
-умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение адекватно воспринимать оценку педагога;
коммуникативных:
- развитие творческой активности в совместной деятельности;
- умение договариваться и приходить к общему решению поставленной задачи
познавательных:
-обучение технике работы с куклами;
-развитие речи детей, пополнение словарного запаса, выразительности речи.
4.Формы и методы работы.
Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.
Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. По мере овладения навыками работы в кукольном театре, ребята показывают свои спектакли для учащихся младших классов.
Форма проведения занятий может быть различной:
-учебное занятие;
-творческая мастерская;
-мастер-класс;
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.
Учебно-методическое обеспечение:
- методические разработки;
- информационный материал;
- наглядные пособия;
- фотографии;
- видеоматериалы;
- образцы изделий;
- шаблоны;
- раздаточный материал.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
-постановку целей и объяснение задач;
Создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, осуществляли контроль);
-изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
-доступности- «от простого к сложному»;
-наглядности;
-индивидуального подхода к каждому обучающемуся;
-организации взаимопомощи в выполнении работ;
-многократного повторения.
В зависимости от способностей ребенка, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.
По каждому выступлению все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем обучающимся еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.
Требования к качеству постановок повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.
В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Занятия кукольного коллектива проводятся в школьной библиотеке и в кабинете технологии.
В библиотеке имеется техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер. Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.
В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.
В библиотеке и в кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.
Ожидаемые результаты:
Овладение детьми, занимающимися в кукольном театральном кружке, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.
Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
Показ спектаклей для обучающихся МБОУ СОШ №13
5. Учебно-тематический план
№
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
|
|
|
на тему
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
|
8
|
2
|
6
|
2
|
Устройство ширмы и декорации
|
16
|
2
|
14
|
3
|
Виды кукол и способы управления ими
|
16
|
2
|
14
|
4
|
Кукольный театр на фланелеграфе
|
16
|
2
|
14
|
5
|
Особенности работы кукловода
|
16
|
2
|
14
|
6
|
Посещение театра кукол в ДДТ «Планета детства». Просмотр спектакля кукольного театра в библиотеке по Интернету. Обсуждение спектакля. (зарисовки)
|
8
|
2
|
6
|
7
|
Речевая гимнастика
|
8
|
2
|
6
|
8
|
Выбор пьесы и работа над ней
|
14
|
2
|
12
|
9
|
Генеральная репетиция. Спектакль
|
34
|
|
34
|
|
Всего
|
136
|
16
|
120
|
6.Содержание курса
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. Кукольный театр на фланелеграфе
Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.
5.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
6. Просмотр спектакля кукольного театра в школьной библиотеке по Интернету. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
. Знакомство с правилами поведения в театре.
Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
7. Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
8. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
9. Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров
7. Ожидаемые результаты:
Овладение детьми, занимающимися в кукольном театральном кружке, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.
Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
Показ спектаклей для обучающихся МБОУ СОШ №13
8.Тематическое планирование
№
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
|
|
|
Вид деятельности,
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие. Особенности театральной терминоологии
|
Игровая
познавательная
|
2
|
4
|
2
|
Особенности театра «Петрушка»
|
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
|
2
|
4
|
3-4
|
Устройство ширмы и декорации
|
Трудовая
Игровая
познавательная
|
4
|
4
|
5
|
Речевая и пальчиковая гимнастика.
|
Игровая
познавательная
|
|
4
|
6
|
Изготовление декораций
|
Игровая
Познавательная
трудовая
|
|
2
|
7
|
Кукольный театр на фланелеграфе
|
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
|
1
|
3
|
8
|
Работа с куклами- картинками
|
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
|
|
4
|
9
|
Речевая гимнастика
|
Игровая
Познавательная
|
|
4
|
10
|
Спектакль
|
Художественнее творчество, социальное творчество
|
|
4
|
11
|
Пальчиковый театр
|
Игровая
Познавательная
|
1
|
3
|
12
|
Изготовление пальчиковых кукол и декораций
|
Трудовая
Игровая
Познавательная
|
|
4
|
13
|
Работа над спектаклем
|
Игровая
Познавательная
Худ-ое творчество
|
|
4
|
14
|
Работа над спектаклем
|
Игровая
Познавательная
Худ-ое творчество
|
|
4
|
15
|
Движение куклы по передней стенке ширмы
|
Игровая
Познавательная
|
|
4
|
16
|
Движение куклы в глубине ширмы
|
Игровая
Познавательная
Худ-ое творчество
|
|
4
|
17
|
|
Худ-ое творчество
|
|
4
|
18
|
Психологическая готовность актера
|
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
|
2
|
6
|
19
|
Работа над спектаклем.
|
Игровая
Познавательная
Худ-ое творчество
|
|
4
|
20
|
Генеральная репетиция спектакля
|
Худ-ое творчество
|
|
4
|
21
|
Спектакль
|
Художественнее творчество, социальное творчество
|
|
4
|
2223
|
Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки)
|
Досугово - развлекательная, проблемно-ценностное общение
|
2
|
5
|
24
|
Особенности работы кукловода
|
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
|
2
|
|
25
|
Пробы ролей
|
Игровая
Познавательная
|
|
4
|
26
|
Сценическая речь
|
Игровая
Познавательная
|
|
4
|
27
|
Актерское мастерство
|
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
|
|
2
|
28
|
Изготовление декораций
|
Трудовая
Игровая
Познавательная
|
|
4
|
29
|
Соединение словесного и физического действия
|
Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение
|
|
2
|
30
|
Работа над спектаклем
|
Игровая
Познавательная
Худ-ое творчество
|
|
4
|
31
|
Работа над спектаклем
|
Игровая
Познавательная
Худ-ое творчество
|
|
4
|
32
|
Работа над спектаклем
|
Игровая
Познавательная
Худ-ое творчество
|
|
4
|
33
|
Генеральная репетиция
|
Игровая
Проблемно-ценностное общение
Худ-ое творчество
трудовая
|
|
4
|
34
|
Спектакль
|
Художественнее творчество, социальное творчество
|
|
5
|
|
Всего
|
136
|
16
|
120
|
Литература:
1. .Алянский Ю. Л. Азбука театра. - Ленинград, 1990.
2.Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
3.Белюшкина И. Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
4.Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
5.Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
7. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. - М.,2000
8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
9. Синицина Е. И. Умная тетрадь. – М., 1999.
10. Субботина А. Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
11. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
12. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
13. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
14. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
15. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.
16.Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979. Михеева Л. Н. 17.Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
18.Наш школьный кукольный театр. — М., 1978.
Интернет ресурсы:
- htt www.olesya-emelya