Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно – нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Передо мной, как учителем, поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представление о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предоставляется возможность дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся.Главным в предмете «Основы светской этики» является не получение формальных знаний, а воспитание, формирование определенных нравственных принципов у ребенка. Этот курс позволяет создать в классе определенный поведенческий стиль, основанный на духовных добродетелях:
- доброте;
- дружбе и порядочности;
- честности и искренности; доверии и доверчивости;
- сострадании и милосердии.
Мои уроки светской этики проходят в обстановке доброты и доверия друг к другу и создают благоприятные условия для воспитания физической и духовной природы настоящего человека. Я исхожу из того, что если сущность человеческого духа есть Истина, Добро, Красота и Любовь, то смысл отечественного образования состоит в раскрытии этой сущности, в духовном рождении человека. Федеральный государственный образовательный стандарт подчёркивает, что образование – это диалог двух культур, наука и искусство, образное мышление и мышление в понятиях – это два дополняющих друг друга отношения к окружающему миру. Понятийно-логическое мышление существует наряду с художественным сознанием – они не существуют раздельно в чистом виде. Человек обладает не двумя «мышлениями», а целостным мышлением, представляющим собой единство всех познавательных функций. Прав был Дени Дидро, материалист-просветитель XVIII века, писавший: «Мне очень хотелось бы узнать, где та школа, в которой обучаются чувствовать».
Программа «Основы светской этики» учитывает эти концептуальные положения, способствующие формированию внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. «Земля взывает к истине» - эти библейские слова как нельзя полно отражают осознание того, что будущее нашей природы, Родины в руках современного человека.
На мой взгляд, основной подход в обучении по курсу «Основы светской этики» - личностно-ориентированный, обеспечивающий восхождение ребёнка к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры. При этом обращается особое внимание на тип психического развития учащегося; личностные возможности и особенности педагога; психологически адекватное для учащихся представление специфики предмета.
При реализации курса я учитываю и его духовно-нравственный характер, который определяет ведущие методические принципы. Именно они лежат в основе моей педагогической деятельности. Их пять:
1. Принцип философичности – мудрость - один из этапов развития позитивных знаний. Каждая встреча с этическими ценностями - это возможность поднять их на уровень философских размышлений. Ребёнок младшего школьного возраста ещё не утратил своего интереса к жизни, одним из слагаемых его духовного здоровья является душевная искренность, открытость по отношению к миру. Младшие школьники - это «маленькие философы», во всём и всегда ищущие смысл.
2. Принцип одухотворённости - способность наделить всё в своём окружении душой, характером, стремлением «Я и мир одно». В ходе обучения нравственным нормам и правилам поведения в окружающем мире педагог идёт от чувственного восприятия до высшего - духовно-нравственного.
3. Принцип вариативности – каждый педагог вправе предлагать на уроках аналогичный эмпирический материал, не противоречащий позиции автора. В свою очередь ребёнку предоставляются возможности для поиска личностных ценностей в этической культуре. Такой подход способствует оптимальному самовыражению через осуществление права выбора и решения проблемных ситуаций. Основное методическое правило – ребёнок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.
4. Принцип креативности - организация творческой деятельности, создание особой атмосферы жизни и творчества на уроке, учитель и ученик - партнёры, равные друг другу, участники единой творческой деятельности, направленной на открытия этических ценностей.
5. Принцип гуманности - Любовь к ребёнку, Любовь к жизни, Любовь к искусству, Любовь к Богу и человеку. Без этого невозможно формирование личности и создание творческой атмосферы на уроках.
Программа «Основы светской этики» рассчитана на труд души, на возвращение к традициям нравственного воспитания подрастающего поколения на лучших этических примерах и образах культуры народов России. На фоне всеобщего равнодушия к ближнему и морального кризиса, обрушившегося на неокрепшие детские души, эта программа позволяет прикоснуться к истокам духовности, нравственности, наполняет сердце ребёнка добротой, состраданием, милосердием.
Вместе с ребятами на уроках мы «стоим» у подножия истины и «поднимаемся» к её вершинам, постигаем этикетные формы поведения. Задача учителя - помочь ребёнку смотреть на мир глазами души, «умными очами». Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений.
Я понимаю, что по сути своей младший школьник - существо духовное, и доброе его сердце ищет в этом мире радость человеческого общения, понимание, красоту, лирику. Не забываю я и об искусстве мышления, и о сокровище сердца. Существует притча о том, как некий отшельник оставил своё уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о преданности, о любви и всех благах, он отвечал: «Лишь бы вы не забыли о сердце, остальное приложится».
Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпение, если обитель его закрыта? В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще: Совесть, Честь…Эти слова стали путеводными для детей в ходе общения на уроках «Основы светской этики», младшие школьники усваивают «золотое правило нравственности», примеряют на себя как можно больше нравственных добродетелей, любви и уважения к своим сверстникам и всем добрым людям, живущим на этом белом свете.
Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности на уроках светской этики является коллективный диалог, при котором педагог включает в беседу общение каждого ученика. В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка».
Я учитываю, что курс построен с учётом постоянного развития и обогащения материала. Архитектоника курса представляет собой спираль, по которой происходит восхождение младшего школьника от знания земного - к духовному. Духовно-нравственное отношение к жизни должно быть осмысленно, прочувствовано понятием сердца, только тогда оно станет руководить личностью. Базовым технологическим комплексом обучения является триада «Задача - диалог - игра».
«Основы светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимно дополняют друг друга, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия.
В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из интернета, телевидение, компьютерные игры, кинофильмы. На этом возрастном этапе вырабатывается иммунитет духовной нравственности, и в этом немалая заслуга уроков светской этики. На этих занятиях мною применяются технологии критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, технология проектной деятельности, активно используются ресурсы интерактивной доски, творческие задания, различные игровые методики.
Безотметочная система оценивания знаний по светской этике раскрепощает ребёнка. Дети много рассуждают, доказывают, отрицают, спорят, не боятся ошибиться. Педагогу остаётся просто направлять диалог в нужном направлении. Школьники сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы. Эти элементы самостоятельного поиска информации - важное основание для активной мыслительной деятельности учеников, создания ситуации проблемного обучения. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема урока интересна учащимся.
На уроках светской этики я часто использую элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также умело анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Особый интерес у детей вызывает такая форма работы как интервью. Ребята по заданию брали интервью у своих родных, знакомых, друзей. При этом я заметила, что межличностные отношения между детьми в классе стали более ровными, доброжелательными, спокойными, толерантными.
Результатом полученных знаний по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном росте можно отметить проявление у детей таких качеств личности как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, активно развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе коллективной.
В предметных областях заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Всё это придаёт мне уверенность в том, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания, которые в данный момент времени имеют место в нашем обществе.