Войти / Зарегистрироваться

Типовые задания, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки

Получить свидетельство
Автор: Гончарова Наталья Ивановна

Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной. 
Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Они обеспечивают:  
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
  • формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Задание 1. Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).
Слушая 1-ю часть сонаты, обратите внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся  аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов.
- Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
- Сколько образов в этой музыке? (Один, в котором явно слышно развитие чувства)
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. II часть. (слушание).
- Почему Ференц Лист – один из лучших исполнителей «Лунной сонаты» – назвал её вторую часть «цветком между двумя безднами»?
- Изменилась ли музыка 2-й части по сравнению с первой?
Сколько образов? (Два – мужественный и женственный.)
Задание 2. Заполнение таблицы (правый столбец) по ходу просмотра фрагментов оперы. Наблюдение над различиями в  сюжете и сравнительный анализ (работа с текстом).
 

«Слово о полку Игореве»

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» –  различия:

1 часть: сборы в поход. Затмение солнца.           

 

2 часть: «златое» слово Святослава.

Ария Игоря. Он чувствует свою вину в гибели  воинов.

3 часть: плач Ярославны         

 

 

  Половецкие пляски

возвращение Игоря из плена

Игорь сначала отказывается от побега.

 прославление Игоря и князей.

 

 
И в конце урока делают вывод: «А.П.Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…». Через музыку композитору удалось  более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. Игорь в опере осознает свою вину перед князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…».
Обращение к картине В.М.Васнецова «Богатыри»: Русская земля – основной художественный образ «Слова…» и картины. Вера в победу и добро, в силу Русской земли сильна и в творчестве неизвестного автора «Слова…», и художника В.М.Васнецова, и композитора  А.П.Бородина.»
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Они обеспечивают учащимся возможность научиться:  
  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
  • предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Задание 1. Ребята, на предыдущих уроках, размышляя о том, каким бывает музыкальное содержание, мы познакомились с понятием «программная музыка». Для большего усвоения этого понятия я предлагаю выполнить тест №1 и №2. Кто выполнит тест №1 - получит оценку «4», а кто тест №2 - получает оценку «5» (учащиеся сами выбирают уровень теста, после выполнения происходит обмен работами и взаимопроверка).
Тест № 1
1. Программная музыка – музыка, в основе художественного замысла которой лежит (нужное подчеркнуть):                
а) литературное произведение;
б) произведение, не имеющее конкретного названия;                                                     
в) произведение изобразительного искусства;
г) программа по информатике.      
2. Какие композиторы обращались к теме « Времена года» (нужное подчеркнуть):
а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) А. Вивальди;
в) П.И. Чайковский;
г) В. А. Моцарт.
3. Какому месяцу соответствует название пьесы из цикла «Времена года» (соединить стрелками):
Ноябрь                                                       «Масленица»
Февраль                                                     «На тройке»
Декабрь                                                     «Святки»
Март                                                          «Песня жаворонка»
4. Какое из перечисленных названий частей не относится к симфонической сюите «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова (подчеркнуть):
а) Море и корабль Синдбада;
б) Царевич и царевна;
в) Сирены;
г) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.
5. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» I часть;
б) П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»;
в) В.Моцарт Симфония №40 I часть;
г) П.Чайковский «Июнь. Баркарола». 
Тест №2
5. В каком году Н. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту  «Шехеразада»?
а) 1860
б) 1902;
в) 1888;
г) 1900.
2. Музыка, в основе художественного замысла которой лежит какое-либо литературное произведение или произведение изобразительного искусства называется:
а) полифоническая музыка;
б) симфоническая музыка;
в) программная музыка;
г) вокальная музыка.
3. Кто из композиторов написал фортепианный цикл «Времена года»?
а) И. Бах
б) Э. Григ;
в) А. Бородин;
г) П. Чайковский.
4. Как называется III часть симфонической сюиты «Шехеразада»?
а) Море и корабль Синдбада;    
б) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу;
в) Фантастический рассказ Календера-царевича;
г) Царевич и царевна.
5. У какого инструмента звучит мелодия темы Шехеразады?
а) флейта;
б) скрипка;
в) виолончель;
г) труба.
6. Чьи стихи использовал П. Чайковский в эпиграфе к пьесе « На тройке»?
а) А. Пушкин;
б) Н. Некрасов;
в) А.Толстой;
 г) М. Лермонтов.
7. Кто является композитором «Лунной сонаты»?
а) Р. Вагнер;  
б) К. Дебюсси;
в) Чайковский;
г) Л. Бетховен.
8. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита « Шехеразада» 1 часть;
б) П. Чайковский  «Ноябрь. На тройке»;
в) В. Моцарт Симфония № 40, I часть;
г) П. Чайковский «Июнь. Баркарола».
Задание 2. Слушаем: Этюд №12 А.Скрябина (перед прослушиванием учитель раздаёт вопросы учащимся).
Музыкально-теоретический анализ (Таблицы).
- Какой образ возникает в вашем сознании?
- Что вы можете сказать о мелодии произведения? (мелодические взлёты)
- Из каких интонаций складывается мелодия? Попробуйте нарисовать мелодическую линию этюда (пластическое интонирование).
- Что напоминает взволнованный аккомпанемент?
- Какова динамика (тихо, громко, очень громко)?
- Какой лад  (мажор или минор)?
- Как развивается образ (плавно или с резкими контрастами, или нарастающе)?
- Каков ритм (пульсирующий, триольный, порывистый)?
- К чему привело развитие?
- Что Скрябин хотел сказать своей музыкой? (воплощение воли, мужественности, порывистости, страстности).
После выполнения задания учащиеся делают вывод. 
Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие  музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний  в области музыкального искусства.
Они обеспечиваютучащимся умение:
  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Задание 1. Современники А.Н. Скрябина называли его этюд №12  «Буревестником».
- Кто такой буревестник?
- Попробуйте сопоставить настроение музыки этюда Скрябина с бунтарским настроением «Песни о Буревестнике» М. Горького.
Читаю «Песнь о Буревестнике».
- Созвучны ли эти произведения?
Задание 2. Домашнее задание нарисовать осенний пейзаж, найти стихотворение соответствующее музыкальному образу «Прелюдии» С.В. Рахманинова. А на уроке прочитать фрагменты стихотворений (на фоне осеннего пейзажа и звучания музыки Рахманинова. 
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
К ним относятся:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
 
Задание 1. Попробуйте вспомнить, в каких произведениях Шопен “отдавал свое сердце”, какие произведения сочинил? Плакаты на доске могут помочь вам, выберите из них нужное (на доске несколько плакатов с названиями музыкальных жанров):

ОПЕРА

ВАЛЬС

 

МАЗУРКА

СИМФОНИЯ

ПРЕЛЮДИЯ

КОНЦЕРТ

ПОЛОНЕЗ

БАЛЕТ

НОКТЮРН

КАНТАТА

 
Задание 2. Сейчас вы послушаете произведение Ф. Шопена “Прелюдия №7”, и выполните небольшое творческое задание, разделившись на 3 группы (можно по рядам).
1 гр. Найдет и запишет определения из словаря эстетических эмоций, отражающие чувства и переживания этого произведения.         
2 гр. Подумает и определит, одна ли здесь музыкальная мысль или их несколько. Найдите кульминацию этого произведения, отметьте ее поднятием руки.
3 гр. Предположит, о чем этой музыкой мог рассказать композитор слушателю.
Итак, слушаем и работаем.
Исполнение “Прелюдии” и опрос и анализ ответов ребят.
 
Ссылки на источники
  1. Поурочные планы по программе "Музыка 7 класс " В.В. Алеева, Т.И. Науменко - М., «Дрофа» 2011.
  2. Модуль 2. Универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»
  3. Модуль 5. Личностные универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»
  4. Модуль 6. Коммуникативные универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»
  5. Модуль 7. Познавательные универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»
  6. Модуль 8. Регулятивные универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»

Похожие публикации