Творческая личность востребована обществом на всех ступенях своего развития. Изменения в жизни, происходящие за небольшой отрывок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески подходить к любым, постоянно меняющимся ситуациям, адекватно на них реагировать [1]. Каким образом?
Развивать творческие способности ребёнка в педагогическом процессе помогает креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Цель данной системы – формирование творческой личности учащихся. Технология ТРИЗ помогает субъектам образовательного процесса быть мобильным, творческим, решительным, динамичным, способным мыслить нестандартно.
ТРИЗ – это и занимательная игра, и развитие умственной активности ребёнка через творчество. А творчество даёт ребёнку возможность проявить себя, получит новую информацию об окружающем, даёт возможность созидать, творить, развивать и доказывать свою точку зрения. Данная технология создаёт условие для креативности, дифференциации обучения; развивает навыки и способы мышления, происходит обучение обобщённым знаниям и умениям. Это вызывает стремление к творческой мыслительной деятельности [2, 3]. Чтобы воспитать детей с такими умениями, необходимо решать следующие задачи:
- Развивать речь, внимание, логическое мышление, память.
- Активизировать творческую познавательную деятельность.
- Вызывать интерес к учебному процессу.
- Воспитывать умения общаться в группах, в парах.
- Учить находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности.
- Развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ.
Учителя нашей школы активно включились в этот процесс, пытаясь освоить ТРИЗ-педагогику и технологию РКМ, которая способствует формированию у наших учеников выше обозначенных качеств.
Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17декабря 2010 год [4], указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию.
В мире есть много множественных явлений, связанных с духовным миром человека. Но кто объяснит их свойства, особенности, отличительные признаки? Как же они находят путь к детскому сознанию?
К этим невидимым явлениям относится музыка. Что такое музыка? И где её границы?
Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Никакое другое искусство не вторгается с такой полной силой в эмоциональный мир ребят, как это доступно музыке! С помощью музыки в детях можно воспитывать мудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие.
К. Ушинский в своё время заметил: «Запоёт школа – запоёт весь мир!».
Каждый урок музыки – это полёт творческой мысли, фантазии, таланта и духовного совершенства. Главная моя задача в мотивации: пробудить творческую активность учащихся, ведь не зря учёными доказано, что музыкой можно влиять на работоспособность (Бетховен), интеллектуальное развитие (Моцарт, Григ), эмоциональное состояние (Штраус).
Цель музыкального образования тесно переплетаются с задачами и целями системы НФТМ-ТРИЗ и требуют:
– развития активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
– накопление на основе восприятия музыки тезауруса – интонационно-образовательного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства;
– приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
План-конспект урока
Тема: Фольклор в музыке русских композиторов.
Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка. 5 класс.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель урока:
Овладение образным языком музыкального искусство в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством.
Задачи урока:
– познакомить учащихся с ещё одним направлением связи музыки с литературой – произведениями программной инструментальной музыки (симфонической миниатюрой);
– научиться выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью на примере произведения А. К. Лядова «Кикимора»;
– развивать образное мышление, творческие «способности», чувство музыкального и литературного вкуса у учеников;
– воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.
Жанр урока: интегрированный.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: проектор, компьютер, музыкальный центр, иллюстрации.
Музыкальный материал:
А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра,
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащихся. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к знаниям и развивает его любознательность [3]. Урок можно начать с прослушивания «Сказки о мифах, сказках и преданиях»:
«Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливо их приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё раз придёт наша память, общая память человечества – это волшебная «машина времени», способная перемещать нас во времени и пространстве.
Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.
Из глубины веков пришли к нам античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки – девять сестёр, девять дочерей владыки богов – Зевса. Их звали музами жизни – богинями пения. Они покровительствовали искусствами наукам. Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами, актёрами, музыкантами и учёными.
Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон.
Голоса девушек сливались стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей».
– Ребята, как вы думаете, каково значение мифов, сказок и преданий?
(Мифы, сказки, предания – вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы, живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живёт своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни).
Блок 2. Содержательная часть.
Содержательная часть включает в себя программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Работа с учебником. Знакомство с русским композитором-сказочником Анатолием Константиновичем Лядовым и его произведением – сказочной картинкой «Кикимора».
– Ребята, как вы думаете, в какой семье родился известный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, в какой атмосфере рос, если создал такие известные сказочные музыкальные произведения как «Волшебное озеро», «Кикимора»?
(Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов. Он рос в артистическом мире. А. К. Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А. К. Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновляет композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив»).
Рис. 1. Анатолий Константинович Лядов
2. Знакомство с музыкальной сказочной картинкой «Кикимора».
– Ребята, что вы знаете о кикиморе? Как вы её себе представляете?
– Послушайте музыкальную картинку «Кикимора», которую сочинил А. К. Лядов. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить сказочный образ?
(В восточной мифологии кикимора – это один из видов домового. Злой дух в виде карлика или маленькой женщины, голова у которой с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Название «кикимора» – сложное слово, вторая часть которого – имя злого духа Мары (моры).
Рис. 2. Домовая кикимора
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстаёт перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у низ недобрая. Вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печкой, оттуда и выходит по ночам, чтобы проказить).
Рис. 3. Кикимора болотная (лесная)
3. Приём «Слушание рукой»
Повторное прослушивание музыкальной картинки «Кикимора».
Предлагаю детям «взять» в свои руки звук и «вести» его, строго следуя за движением музыки, изображающей главную героиню произведения.
(Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают движение, ритмический рисунок, рельефность музыкальной ткани).
4. Творческое задание
– Подумайте, какие музыкальные инструменты слышны в этом произведении?
(На доске иллюстрации музыкальных инструментов. Важно предложить ребятам после повторного прослушивания угадать музыкальные инструменты, которые звучали. Подсказками служат иллюстрации).
Рис. 4.
Английская флета Гобой
– Ребята, если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы на этот сюжет?
Блок 3. Психологическая разгрузка. Представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонии развития полушарий головного мозга, через аутотренинг через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.
Задание:
Нарисовать Кикимору, используя разные музыкальные знаки:
Рис. 5.
Блок 5 Интеллектуальная разминка представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Написание синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей умения находить в информационном материале наиболее существенных элементов, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн (от французского, английского) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В России с 1997 года используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи.
Задание:
Составить синквейн на образ Кикиморы с использованием учебника: Музыка: 5 класс, У. П. Сергеева, Е. Д. Критская.
(У каждого учащегося на столе план построения синквейна:
План построения синквейна
1 строка – заявленна тема или термин (1 существительное или местоимение).
2 строка – описание признаков, свойств (2 прилагательных или причастия).
3 строка – образована 3 глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия предмета или темы.
4 строка – фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету, теме.
5 строка – одно слово – резюме, характерезующее суть предмета, темы.
Пример ответа учащегося
1 строка – Кикимора
2 строка – Злое, коварное, привередливое существо
3 строка – Гремит,стучит, свистит, шипит
4 строка – Зло держит на уме
5 строка – Злой дух).
Резюме.
По окончании урока учитель поводит краткие итоги занятия и осуществляет обратную связь с учащимися
Учащиеся должны оценить занятие с помощью карточек-картинок, на которых изображены нотки с изображением рожиц – улыбающаяся и рустная (интересно – неинтересно, понравилось – не понравилось).
Ссылки на источники
- Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование 21 века. Теория и практика: монография. – М.: МГИУ, 2007.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности6 прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО « Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
- Утёмов В. В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. – № 5. – URLwww.science-education.ru/99-405
- Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 - ФЗ