Войти / Зарегистрироваться

Использование ТРИЗ-технологий на уроках сольфеджио

Получить свидетельство
Автор: Мишугина Татьяна Геннадьевна

В настоящее время назрела необходимость в развитии креативной личности, т. к. прогресс не стоит на месте, а движется вперёд семимильными шагами. Приходится обрабатывать большие объёмы информации и взрослым, и детям. Поэтому необходимо развивать у ребёнка необходимые качества ещё с дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы из него получился квалифицированный востребованный специалист, легко адаптирующийся в изменяющихся условиях и способный креативно решать поставленные задачи. Достижению поставленной цели поможет развитие у детей творческих навыков, а ничто не сможет развить творческую личность так глубоко и многогранно как музыка.
В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера в обучении учащихся музыкальной грамоте. Урок–сказка выбран в качестве технологии проведения занятия для лёгкости в усвоении знаний. Структура урока отличается от традиционного и включает в себя блоки, реализующие креативное образование.
1 Блок. Встреча с чудом. Вкласс входит учитель, переодетый в костюм Феи. Предлагает посетить страну – Музыку и вручает учащимся волшебную палочку (дирижёрскую палочку). Теперь вы будите моими помощниками – маленькими волшебниками, а превращать мы будем вот этот инструмент (синтезатор) во множество разных инструментов. Каждый ученик дирижирует, а учитель переключает синтезатор и исполняет одну и ту же мелодию, но с помощью различных музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. Какой инструмент вам понравился больше всего? (варианты ответов). А теперь мы послушаем, как же все инструменты звучат вместе (слушаем симфонический оркестр). Попробуйте услышать свой инструмент в оркестре.
2. Блок. Содержательная часть. Вы уже услышали какое многообразие звуков есть в нашей стране – Музыке, как много инструментов звучат вместе и дополняют друг друга, открывая нам мир, полный различных эмоций, переживаний, чувств и смысла. Музыку может понять любой человек на земле, и неважно, на каком языке он говорит.
И всё это многообразие строится всего лишь на 7 нотах, с которыми мы сегодня познакомимся. Разместим каждую нотку в свою квартиру в многоэтажном доме, и узнаем, как они выглядят и кого нам напоминают.
Для знакомства и изучения нотной грамоты необходимо задействовать как можно больше чувств и ощущений. В зависимости от особенностей восприятия и обработки информации людей условно можно разделить на три категории:
Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, через зрительные образы.
Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Поэтому для создания образа ноты, ребёнку предлагается использовать как внутреннее зрение, так и слух плюс ощущения, которые возникают внутри тела.
Итак, Фея Музыки проводит с детьми небольшой тренинг для настройки на восприятия нот и создания образа, необходимого для дальнейшего распознания её в любых музыкальных произведениях.
– А сейчас примите удобную позу. Расслабьтесь. Закройте глаза. Просмотрите внутренним взглядом своё тело, сверху вниз. Есть ли напряжение во лбу, щеках, губах, подбородке. Шее, вверху спины, плечах, запястьях, пальцах рук. Спине, пояснице. Удобно ли вы сидите? Есть ли напряжение в бедрах, коленях, щиколотках, ступнях? Ощутите своё тело.
Расслабьтесь. Глубокий вдох–выдох. И ещё несколько раз…
Учитель играет ноту «До» и предлагает заострить внимание на внутренних ощущениях. Что возникает на «внутреннем экране»? Есть ли какие-то чувства, ощущения, образы? Какой он, этот звук, в чём характерность его звучания?
Послушайте «до» ещё раз. И попробуйте определить цвет этой ноты.
Он:
– яркий или неяркий?
– тёмный или светлый?
– чистый или мутный?
– тёплый или холодный?
– однородный, ровный – или нет?
– какой оттенок у этого цвета?
Чаще всего ученики отвечают, что «до» тёмно-синяя или белая.
Послушайте ноту снова. И попробуйте определить её форму. Звучание объёмное или не очень, или совсем плоское. Какую геометрическую фигуру можно заполнить этим звуком?
Для «до» первой октавы на тренингах у большинства получался шар. Большой, объёмный синий шар, с размытыми границами. Размер – тот, который получится, если развести руки.
Теперь слушайте ноту снова. Задача – определить чувство, которое вызывает у Вас эта нота. Чувство, которое подходит ей.
Для «до» у большинства детей это было спокойствие, уверенность, устойчивость.
И ещё раз прослушайте ноту. Сейчас вам нужно ощутить её внутри себя. Впустите её в себя, сделайте своей, родной. Усильте это чувство так, как только можете, и найдите место в теле, где вы чувствуете эту ноту.
Запомните это чувство.
Для других нот будут другие образы, другие геометрические формы и другие ощущения.
Дополняем образ действием.
Это самое интересное. Звучание ноты изменяется со временем. Звук взят, некоторое время звучит, затем гаснет. За это время Вы успеваете расслышать не только основной тон, но и обертона. Характер изменения звука можно выразить в нашем образе.
Послушайте ещё раз «до» первой октавы. И ответьте на такой интересный вопрос: Какое действие происходит с вашим образом? Что он делает?
Ученики отвечали, что шар спокойно висит в пространстве.
Для других образов действия могут быть самыми различными:
– На «фа» был пример с факелом, потрескиванием пламени.
– На «соль-диез» участники, дружно сошлись на образе поплавка, брошенного в воду. Сначала он тонет, потом всплывает.
– На «ми» – образ холодного льда, который постепенно, потихоньку тает [1].
Таким образом, сформировав образ ноты, учащимся предлагается нарисовать изображение ноты на карточке. С одной стороны нарисован нотный стан (домик ноты), а с другой её лицо (образ). Таким образом, ребёнок знакомится с отдельным элементом огромной системы музыкальных символов и образов. Данная система в конце обучения сформируется в многообразный (гармонический, мелодический, полифонический) функциональный слух, помогающий не только сочинять музыку, использовать различные инструменты, играть на них, но и записывать услышанное нотами (что является очень непростой задачей даже для известных композиторов).
3. Блок. Психологическая разгрузка. Так, как время на уроке ограничено, а нужно успеть развить множество направлений – слух, интонация, чувство метро-ритма и т. п. На уроках предлагаю совмещать разминку и развитие чувства ритма. Для этой цели используем упражнение, которое очень нравится детям и поднимает им настроение, заряжая положительными эмоциями до конца урока.
Учитель играет на инструменте одинаковые аккорды правой и левой рукой, но с разным ритмическим рисунком. Задача учеников повторить ритмический рисунок за правой рукой с помощью хлопков, а за левой рукой с помощью шагов. Ритм постоянно меняется, а темп с каждым разом нарастает. В результате ребята топают и хлопают с большим интересом и вниманием.
Таким образом, в игре задействованы не только две руки, но и две ноги. Ребёнку необходимо услышать, как играет правая и левая рука учителя. Данное упражнение развивает не только чувство ритма, но и внимательность, гармонический слух, заставляет работать оба полушария головного мозга, создаёт необыкновенный выплеск эмоций и сброс умственного напряжения.
4. Блок. Головоломки.
1. Ученикам выдается пособие (Рис 1. Нотный стан).
 
Рис. 1. Нотный стан с пуговицами на нитках
 
Повторяем стишок:
Я мечтаю стать артистом-
Знаменитым пианистом.
Чтобы музыку играть,
Буду ноты изучать.
Я присяду на диван,
Нарисую нотный стан.
На стене танцует луч-
Это мой скрипичный ключ.
С ним изучим без забот
Семь веселых звонких нот!
Д. Смайлз
Учитель играет подряд несколько нот. Задача ребёнка расположить ноты (пуговицы), так как играет учитель (снизу–вверх, сверху–вниз, поочередно или скачками).
Данная головоломка, помогает детям с помощью игрового момента, подготовится к такому важному и трудному заданию в последующих классах как музыкальный диктант (учитель играет мелодию, а ученики должны записать её нотами в тетрадь).
1. Раздается каждому ребёнку рисунок с музыкальными знаками (Рис. 2 Разрезной рисунок):
 Рис. 2. Разрезной рисунок с музыкальными знаками
 
Рассмотри картинку. В ней запрятано 10 музыкальных знаков. Вырежи их и размести на нотном стане [2].
2. Кто как кричит?
Раздается листок с музыкальными темами (Рис. 3 «Кто как кричит?»). Выбери для каждого животного подходящую музыку. Соедини одной линией каждую картинку с выбранной тобою музыкальной темой [2].
 
Рис. 3. «Кто как кричит?»
5 Блок. Интеллектуальная разминка.
На данном этапе Фея превращает юных дирижёров–волшебников в композиторов. И предлагает перейти к практическому созданию музыки на синтезаторе. Выбираем по желанию учащегося тембр звучания и создаём свои музыкальные номера.
Пока один ученик сочиняет мелодию, остальные сочиняют стихи про изученные нотки с предложенной рифмой (до, голубой, головой, звучит, парит).
Эта система упражнений, развивает творческое воображение учащихся, позволяет закрепить и применить на практике пройденный материал. Ребята с удовольствием придумывают мелодию, пытаясь передать свои ощущения, что расковывает их эмоционально, формируют навыки управления отдельными этапами творчества, преодолевают ригидность, находят самостоятельное и индивидуальное решение поставленной задачи.
6. Блок. Компьютерные игры.
Для тех, кто сочинил стишок и проиграл свою мелодию, открывается онлайн-игра на компьютере «Абсолютный слух» [3].
Для закрепления пройденного материала, используются игры-презентации «Ноты первой октавы + клавиатура», «Ноты скрипичного ключа первой октавы».
Компьютерные игры не только стимулируют учащихся, вызывают интерес к предмету, позволяют более успешно осваивать программный материал, но и всесторонне развивают ребёнка, формируют мыслительные операции анализа и синтеза. Ученик осваивает различные способы организации окружающего мира.
7. Блок. Резюме.
Наш с вами урок завершается. Страна музыки закрывается. Сегодня мы с вами послушали, как звучат отдельные инструменты, и как они сочетаются в симфоническом оркестре, были и дирижёрами-волшебниками, и композиторами. Узнали, что вся музыка строится всего лишь из 7 нот. Разместили ноты по квартирам. И нарисовали лицо (образ) нотки «до».
Вам понравилось в гостях у Феи – Музыки? Где бы вы хотели ещё побывать? И кем хотели бы стать? Чем вам понравилось больше всего заниматься?
Таким образом, можно смело отметить эффективность инструментов ТРИЗ для развития творческого системного мышления у учащихся Детской музыкальной школы на уроках сольфеджио. Что позволяет развивать креативную личность, способную не только адаптироваться к изменяемым условиям, но и использовать свой творческий потенциал для принятия не стандартных, свежих решений, преодолевая инертность мышления. Овладев этим умением в одной области человек способен применить свои навыки в любой сфере деятельности.
 
Ссылки на источники
  1. Гулынина И. Развитие абсолютного слуха // http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/3859/3859970_abs_sluh.pdf – [Дата обращения 09.07.2015 ]
  2. Стоклицкая Т. Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Москва. «Музыка», 1999 – 145 с.
  3. Онлайн-игра в интернете «Абсолютный слух»: http://virartech.ru/games/12-perfect-pitch – [Дата обращения 09.07.2015].
  4. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008 – 5 с.
  5. Утёмов В. В. Формирование метапредметности учащихся в соответствии с ФГОС на основе ТРИЗ: https://www.covenok.ru/training/my/19/ – [Дата обращения 09.07.2015]

Похожие публикации