Войти / Зарегистрироваться

Значение музыкально-образовательной деятельности учащихся для их самовыражения и социальной адаптации

Получить свидетельство
Автор: Куленко Алла Хакимовна

Воспитание ребенка в детской музыкальной школе – это не воспитание у него технических навыков игры на музыкальном инструменте, а стремление посредством развития у учащихся музыкальной выразительности добиться развития у них высших психических функций и коммуникативности, а также улучшения показателей  мыслительных и психофизических функций детей, повышения самооценки каждого ребенка. Все это способствует   самореализации и самовыражению учащихся при наличии  желания у детей заниматься музыкой, а также и организации их досуга. Чтобы в свободное от занятий в общеобразовательной школе время мировоззрение ребенка  формировало  не только телевидение, улица и компьютерные игры педагогам и родителям важно направить интерес ребенка к его творческому развитию. Это возможно при обучении детей в музыкальной школе. Обучаясь игре на музыкальном инструменте у грамотного, профессионального преподавателя возможно добиться у таких детей развития высших психических функций - мелкой моторики, произвольного внимания, скорости переработки информации, координации движения. Благодаря грамотному музыкально-эстетическому воспитанию в детской музыкальной школе  у учащихся значительно расширен творческий потенциал личности.
Преподаватель музыкальной школы стремится выявлять природные музыкальные способности детей и развивать их высшие психические функции. Большое внимание преподаватель должен уделять воспитанию эстетического вкуса, трудолюбия, прилежности, исполнительской и слушательской культуры через музыкальные средства выразительности. Для того, чтобы этого достичь несомненно поможет и обучение чтению нот с листа, подбору по слуху, грамотному разбору и выразительному исполнению музыкальных произведений, артистизму при  выступлениях на сцене. Благодаря этому у ребенка воспитывается эмоциональное восприятие музыки, стремление передать характер произведения в своем исполнении и прививается интерес как к самой музыке, так и к выступлениям.
Именно занятия на музыкальном инструменте позволяют развить следующие личностные качества: внимание, воля, терпение, трудолюбие и  умение слушать музыку. Преподаватель детской музыкальной школы должен стремиться к раскрепощению инициативы и творческих способностей ребенка, чему способствует только индивидуальная форма обучения, которая практикуется при занятиях на музыкальном инструменте в детской музыкальной школе.
Музыкально-образовательная деятельность учащихся направлена на развитие внутреннего слуха, умение интонировать и на воспитание эстетического вкуса, на формирование мотивации к обучению в ДМШ и к самообразованию, на развитие творческой, деловой активности и расширение музыкального кругозора.
Основной формой музыкально-образовательной деятельности являются индивидуальные занятия преподавателя с учащимся, которые сближают их. На уроках преподавателю следует опираться  в своей  работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества детей. Раскрытию творческого потенциала у учащегося и развитию их музыкальных задатков способствует создание комфортной обстановки на каждом индивидуальном занятии.
Исполнительская музыкальная деятельность – основной вид самовыражения учащихся в детской музыкальной школе. Исполнение учащимся музыкальных произведений на сцене – это эффективное средство развития его эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ансамбля (если произведение исполняется с концертмейстером или в ансамбле с другим учеником). Возможно также исполнение музыкального произведения учащимся в классе без слушателей, но в присутствии другого ученика музыкальной школы – это как бы искусственное моделирование публичного выступления. Преимущество данного выступления в том, что возможно, и очень желательно, сразу после исполнения провести обсуждение только что исполненного. Очень важно, чтобы в обсуждении принял активное участие сам выступающий ученик.
Дополнительной формой музыкально-образовательной деятельности учащегося детской музыкальной школы являются коллективные посещения концертов, театров, выставок, фестивалей. Участвовать могут не только педагог и ученики, но и родители учащихся, что сплачивает всех в одну большую, музыкальную и дружную семью. Эта форма работы не только развивает детей духовно, но и обогащает их эмоциональный мир, развивает у учащихся верное эстетическое восприятие всего окружающего.
Важной формой самовыражения учащихся в детской музыкальной школе является самообразование детей.Оно заключается в домашних   самостоятельных занятиях учеников по выполнению домашнего задания и закреплению пройденного материала на уроке с преподавателем. Помимо выполнения домашнего задания очень желательно настроить ученика на  чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, поиск исполнения изучаемого произведения известным исполнителем в интернете и т. д.
Самовыражение учащихся представляет собой систематизированный и целенаправленный процесс взаимодействия субъектов с окружающим миром, раскрывающий талант ребенка в их активной форме музыкально-образовательной деятельности, наполненной творческой и поисково-исполнительской жизнью. Сущность самовыражения у учащихся – раскрытие творческого потенциала и реализация естественной потребности в самовыражении. Успех в жизни – возможность самовыразить свое Я и стать личностью. Это ПУТЬ наших детей, наполненный творчеством и добром.
Список использованной литературы
  1. Катунян М. И. Эдуард Артемьев: «Музыка – это канал связи со Вселенной» (интервью). Музыка в школе. 2002. № 4.
  2. Красильников И. М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования. Музыка в школе. 2000. № 1.
  3. Красильников И. М., Крюков М. А. Музыкальное искусство и педагогика завтра. Музыка в школе. 2000. № 3.
  4. Мастеров Б. М. Психология саморазвития: психотехника риска и правил безопасности. М.: Интерпракс, 1994.
  5. Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитание средства­ми музыки. Преподаватель. 2001. № 6.
  6. Методологическая культура педагога-музыканта. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. Академия. 2002.
  7. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие. М. 2003.
  8. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование. Педагогика. 1994. №5.
  9. Сластенин В. А. Педагогика. 3-е изд. М. Академия. 2004.