Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческого воображения учащихся в основной школе: проблемы и способы решения

Получить свидетельство
Автор: Зюзюкина Наталья Васильевна

Уже на протяжении многих лет в тех или иных источниках поднимается вопрос о развитии творческих способностей учеников. Но ведь творческие способности пытались развивать всегда. Только вот в чем загвоздка: эти самые творческие способности ВСЕГДА были контролируемы. Учитель имел полное право дать смысловую оценку работе ученика. И не всегда такая оценка была положительна. Итог более чем предсказуем: многие дети просто переставали заниматься своим любимым делом. Были и есть, конечно, другие учителя, которые умеют правильно увидеть ситуацию. Эти педагоги сами на протяжении всей учительской жизни учатся вместе с учениками.
С некоторых пор жизнь резко преобразилась: изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования.
Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества.
В последнее время разработаны очень интересные методики, которые помогают каждому ребенку найти себя. Великий мудрец, французский писатель эпохи Ренессанса Франсуа Рабле писал: «Ребенок – это не факел, который надо зажечь, а сосуд, который надо наполнить». А ведь жил этот человек в 16 веке!!!
Чем же наполнять столь дорогой сосуд, сознание ребенка. Здесь стоит вспомнить всем известную фразу: «Каждый ребенок талантлив от природы». Необходимо только не погубить этот талант, как зачастую происходит в школе
Здесь на помощь умному учителю придет ТРИЗ-педагогика, креативная педагогика, которая не заставляет принимать единственно верное решение в жизни. Она дает возможность найти нужный, логически верный ответ.
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», - так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер. [1].
Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. в педагогике. Ведущие разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Кавтрев А.Ф.,Камин А.Л., Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., Зиновкина М.М., Утемов В.В. и др.
Сегодня образовательные учреждения, и школа в том числе, должны выполнять социальный заказ общества: подготовить успешного, востребованного выпускника. Мир становится все сложнее, требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся все сложнее. Учеба весьма сложная деятельность. И на сегодняшний день отметка за ответ уже не такой действенный стимул к познанию учебных наук. Все острее встает вопрос: как обучать ребенка, чтобы он был успешен, востребован? На мой взгляд, становится ясно, что креативная педагогика, пусть и маленькими шагами, но пробивает себе дорогу в современном образовании. Этому способствует и введение ФГОС нового поколения.
Чему и как нужно учить детей в современном мире? Все знают, что хорошая теория – это еще и хорошая практика. Но на сегодняшний день мало быть замечательным физиком или умнейшим лингвистом. Мир стал настолько разнообразен, что совсем не ясно, будут ли востребованы современные профессии через несколько лет (кстати, профессия учителя в том числе)? Поэтому ребенка надо научить не просто учиться, но и применять полученные знания в жизни. Свободное познание мира начинается с удивления. Поэтому каждое новое занятие (или урок) «должны включать в себя процесс удивления ученика как обязательный элемент» [2].
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач – учит решать открытые задачи, не предполагающие одного правильного ответа. ТРИЗ учит мыслить нестандартно, многообразно. Так и развиваются творческие способности ученика. А это в свою очередь помогает развитию УУД, изложенных в ФГОС нового поколения.
ТРИЗ в школьном процессе обучения – это определенная система воспитания и развития мышления человека, которая подразумевает активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, речи и воображения, памяти, внимания, расширение знаний детей об окружающем мире, посредством использования элементов ТРИЗ и методов развития творческого воображения, компьютерных обучающих программ и постепенное использование полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: игровой, речевой, исследовательской, коммуникативной, проектной и др.
В чем же состоит сущность ТРИЗ?
  • ТРИЗ основывается на знании законов развития систем, т.е любой объект существует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия), и эта система находится в постоянном развитии;
  • Использование рационально организованной информации (не всю информацию вываливать на ребенка, а с помощью определенных методов, приемов, в определенной последовательности, в зависимости от той цели, которую вы ставите перед ребенком);
  • управление мышлением в процессе решения задачи (педагог не просто тренирует мышление (думай, думай) и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ученика с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели).
Методов активизации мышления и развития творческого воображения очень много. Многими из них мы успешно пользуемся.
Я только перечислю некоторые из них:
  • Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, объяснение)
  • Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация).
  • Игровые методы (дидактические, игры-инсценировки, симуляционные игры, когда ребенок погружается в некую ситуацию)
  • Практические методы (упражнение, исследования, проекты).
ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.
Решение изобретательской задачи – выявление, анализ и разрешение противоречий. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Учитель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
В преподавательской деятельности для развития творческого воображения учеников учителю необходимо использовать приемы активизации деятельности школьников. Я преподаю русский язык и литературу в математическом лицее, поэтому приведу примеры своих приемов активизации интереса к изучаемым дисциплинам.
1. Удиви меня!Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной. Например, для того, чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу на уроках литературы, используются интересные факты биографии отдельного писателя (поэта), которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах. Учитель не просто читает (рассказывает) удивительные истории, его цель – через анализ этих материалов добиться более глубокого понимания особенности той эпохи, личности поэта, его творчества.
2. Поймай ошибку!Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки. В старших классах об опасностях подстерегающих ошибок следует предупреждать лишь первое время. В последствие старшеклассники готовы услышать и увидеть ошибку без предупреждения. Рекомендация. Этот прием примечателен не столько тем, что учитель преднамеренно сделал ошибку, тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос “снежный ком” ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что вы не правы. Цель этого приема – добиться понимания “ошибкоопасного” места, а не механического запоминания правильного ответа.
3. Пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы. Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Заранее следует рассказать ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение задания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, проблемный, самый оригинальный вопрос; организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам; использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.
4. «Открытый шкаф». Ученик составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть полный ответ по тему или развернутый план ответа. Как работать с «открытым шкафом»? Есть два варианта. Ученики в паре объясняют друг другу материал по своему опорному конспекту, обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по опорному конспекту соседа. Работа в малых группах, обмен конспектами, анализ, замечания. Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата. Несколько сильных учеников заранее получают творческое домашнее задание: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тьюторами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тьютор по своему опорному конспекту. После работы в отведенное время над определенной темой тьюторы меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тьюторов определенное задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту или найти ошибку, которая заранее специально внесена в конспект. При обобщении и повторении объемного материала ученикам рекомендуется составлять схемы и таблицы. В итоге таких занятий полки открытого шкафа наполняются новой информацией по изученной теме.
5. Метод морфологического анализа. Морфологический – относящийся к морфологии, касающийся внешнего вида, формы и строения. Морфология – изучение формы и строения. Этот метод используется для составления таблиц. В результате анализа данных таблицы делаются выводы: какие литературоведческие термины повторить, какие вспомнить (или перечитать) произведения. Такой таблицей очень удобно пользоваться.
6. Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Например, очень эффективным способом закрепления знаний является домашняя работа по дополнению материала по теме урока, особенно вводных уроков. Для того чтобы провести такую работу, тетрадный лист делят на две равные части. В одной части будут содержаться сведения, сообщенные учителем, в другой – тот дополнительный материал, который учащиеся (по заданию учителя или самостоятельно) найдут сами. Для наглядности можно посоветовать ученикам два поля тетради заполнять ручками разных цветов.
7. «Адвокат». Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. Перед каждым уроком всегда в одном и том же месте, лежит Тетрадь «Адвокат» – это своеобразная защита. В эту тетрадь каждый ученик без объяснения может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель держит ситуацию под контролем.
Все приведенные приемы позволяют учителю говорить о возможности способствовать развитию творческой личности. Только не стоит забывать о том, что педагог и сам должен развиваться. А у нас с вами есть прекрасная возможность овладеть основами ТРИЗ-технологии, что будет способствовать и профессиональному, и личностному росту каждого педагога, чтобы в полной мере исполнились пожелания замечательного человека и мудрого педагога, Шалвы Александровича Амонашвили учителям:
Первое пожелание. Чтобы о вас люди, в первую очередь родители, коллеги, могли с восхищением говорить: «ЕССЕ НООМО!», что означает: “Вот человек!”
Второе пожелание. Чтобы девизом вашего творческого развития стала мысль: «DОСЕМОО DISCIMUS», что означает: «Уча, мы сами учимся».
Третье пожелание. Чтобы в педагогическом процессе, в общении с детьми вас не покидало наставление древних мудрецов «ЕRRАRЕ НUМАNUM ЕSТ», что означает: «Человеку свойственно ошибаться» [3].
Изучайте ТРИЗ-педагогику. Включайтесь в работу. Умело используйте свои знания. Результат не заставит себя ждать: БЛАГОДАРНЫЕ УЧЕНИКИ.
Желаю успеха!
Приведу пример креативного урока литературы в 6 классе по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» на тему «Благородство – это состояние души?» 
Благородство – это состояние души? 
БЛОК 1: мотивация, встреча с чудом.
Учитель держит в руках лист красной цветной бумаги.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим открытие. Как вы думаете, зачем мне на уроке литературы понадобился лист цветной бумаги красного цвета?
(показать сердце, выполненное в технике оригами)
БЛОК 2: содержательная часть.
- Сегодня у нас необычный урок литературы, урок-размышление. Мы будем говорить о нашем состоянии души, о наших нравственных поступках. Мы попробуем определить, что же значит «быть Человеком», о каком человеке говорят, что в его душе бьется благородное сердце. А в конце урока попытаемся дать ответ на вопрос: «Благородство – это состояние души?» Это и есть тема нашего урока. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему.
Вступительная беседа
В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
- Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Можете ли назвать автора слов, композитора?
- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.
- Чем привлекает вас прослушанная вами песня?
(трогательным отношением матери к своему малышу).
- Всё, о чём бы ни писал Ю. Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя). Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
Сообщение ученика о писателе
Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается.
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает школьнику познать законы честности и справедливости.
- Ю. Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то
удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –
счастье»
- Мне кажется, что это высказывание можно уместить всего в два слова: «Быть Человеком».
- Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы?
(Людьми становятся, а не рождаются).
Беседа по содержанию рассказа
- Чем привлекает нас рассказ Ю. Яковлева?
Дети читают свои читательские отзывы.
-Ю. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове?
- А что же нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою?
(Поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).
Работа в группах
I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в обтяжку, на толстом его лице...)
II группа. Его манеры, действия. (Медлительный, неповоротливый, ходил в развалку и т.д.)
III группа. Отношение к нему окружающих (Все называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был предметом общих насмешек).
– А как характеризует его автор?
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
БЛОК 3: отдых, психологическая разгрузка.
- Ребята, встаньте, пожалуйста, поднимите руки над головой и покажите, каким должно быть «благородное сердце рыцаря»? А может больше? (Дети несколько раз выполняют упражнение).
БЛОК 4: головоломка.
_ Ребята, у каждого из вас на парте есть лист красной цветной бумаги, о которой шла речь в самом начале урока. Давайте теперь попробуем сделать из бумаги самое благородное сердце.
(ребята САМИ пытаются сложить сердце из бумаги в технике оригами)
ПЕРЕРЫВ: 10 минут
БЛОК 5: интеллектуальная разминка.
У каждого из вас в руках благородное сердце, которое, по мнению Ю.Яковлева, бьется в груди Васи. Но в отличие от автора, одноклассники видят его толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что причина его полноты – это обжорство. Но это не так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый, неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность постепенно формируется.
- А что делает герой в ответ на эти обидные слова?
 «Он привык к судьбе неудачника и сердился только на самого себя».
– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к нему окружающих, автора. А как мы, читатели, к нему относимся?
Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие.
– Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке «…а в его груди билось благородное сердце… Он был безымянным рыцарем » три слова, которые очень важны. (Рыцарь, благородное, мечта).
Слово - экспертам
(в начале урока эксперты получили задание)
У слова «рыцарь» - 2 значения:
1. В феодальной Европе – военный человек.
2. Перен. Самоотверженный, благородный человек.
- Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»?
(Имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже).
- Каких рыцарей знаете вы?
(Дети рассказывают о рыцарях).
- Объясним слово «благородство»
 (Самоотверженный человек и есть благородный).
Лексическая работа сравнительного характера
- Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой. Таков ли Вася?
(Вася действовал, как бесстрашный рыцарь: в минуту опасности он совершенно не думал о себе).
Индивидуальное задание:
- Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя
(Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами?
Остальные: выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке.
(Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять поплелся)
- Как называется этот прием и с какой целью автор его использует? (Антитеза, чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.)
БЛОК 6: содержательная часть.
- Давайте вспомним эпизод спасения ребёнка.
Дети пересказывают текст.
- По композиции этот эпизод очень маленький, однако слово «ТЮФЯК» здесь автор употребляет 7 раз! Почему?
 (Чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом).
- Действительно, поступок человека говорит о многом! Что нужно, чтобы стать рыцарем?
 (Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, и быть готовым прийти на помощь людям).
- Совершил ли Вася подвиг? Стал ли настоящим рыцарем?
Творческое задание (защита рисунков)
Учащиеся показывают, какую обложку к рассказу они нарисовали, и рассказывают, что и по какой причине они изобразили.
Размышление над концовкой рассказа
 - Итак, какими же качествами должен обладать настоящий рыцарь?
 - Почему рыцарь должен быть благородным?
БЛОК 7: игра.
- Ребята, если бы вам предложили нарисовать БЛАГОРОДСТВО, каким цветом вы бы его разукрасили?
- Перед вами лежат кластеры. Давайте попробуем подобрать к слову БЛАГОРОДСТВО синонимы. 
БЛОК 8: итог, резюме.
- А теперь, ребята, отложите работы, выпрямите спинки, глубоко вздохните, приведите в порядок свои мысли, вспомните все, о чем мы с вами говорили на уроке.
- Согласны ли вы с концом рассказа? Нет ли внутреннего протеста?
(Произошла несправедливость: в школе не узнали настоящего героя)
- Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?
(Не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу).
- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?
(С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок).
- Ребята, а почему Вася не изменил своей мечте?
Умение быть верным своей мечте – это тоже свойство настоящего рыцаря.
- Почему рассказ называется не тюфяк, а рыцарь Вася?
Потому что Вася обладает всеми качествами настоящего рыцаря: благородный, скромный, мужественный, самоотверженный, не злой, не реагировал на обиды, готовил себя к подвигу внутренне, оказался верен своей мечте.
– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
Быть добрыми, не озлобляться, быть мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни.
Он не гасит в сердце читателя огонёк надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не изменяет своей мечте.
– Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю. Давайте же попробуем ответить на вопрос: «Благородство – это состояние души»?
Домашнее задание
 Дома к слову БЛАГОРОДСТВО вместе с мамами и папами подобрать синонимы и записать их в тетрадь, написать мини-сочинение: «Что значит быть рыцарем»?
 
Ссылки на источники
  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Петрозаводск: Изд-во "Скандинавия", 2003.-185с.
  2. Грин А. ТРИЗ-педагогика.- М., 2015.-71с.
  3. http://www.gumannajapedagogika.com/ (Международный центр гуманной педагогики), 26.06.2015.