Войти / Зарегистрироваться

Главное качество концертмейстера в детской музыкальной школе

Получить свидетельство
Автор: Путинцева Наталья Львовна

Неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе является деятельность концертмейстера. Концертмейстер аккомпанирует учащимся, обучающимся игре на скрипке, виолончели, флейте, саксофоне, домре, а также учащимся-вокалистам. В освоении каким-либо инструментом учащимся помогает не только их педагог по специальности, но и концертмейстер. Именно концертмейстер, в ансамбле с учеником-солистом, добивается небольшого чуда – нотный текст «оживает» и звучит МУЗЫКА, способная дарить радость как самим исполнителям, так и слушателям.
Главным и необходимым профессиональным качеством, которым должен обладать концертмейстер детской музыкальной школы, является музыкальное чутьё.
В музыкальном чутье концертмейстера сочетается:
1) человеческое качество, которое возможно лишь при наличии абсолютного психологического контакта с учеником, которому концертмейстер аккомпанирует;
2) наличие у концертмейстера музыкальной интуиции, которая является результатом высокого профессионализма концертмейстера.
Без абсолютного психологического контакта с учеником успеха достичь невозможно. Солист и концертмейстер – это единый музыкальный организм. В детской музыкальной школе работа концертмейстера усложняется тем, что солист – это не опытный музыкант, а просто ребёнок, который только начал осваивать основные исполнительские навыки игры на каком-либо инструменте. Он многого не знает, он нетерпелив, неусидчив и, как говорят, с «характером». Ребёнок услышит замечания и советы концертмейстера если будет доверять ему и общение с концертмейстером будет интересно как педагогу, так и ученику. В нахождении психологического контакта с учеником концертмейстеру поможет знание детской психологии и тактичность в общении. В итоге, при правильной и терпеливой работе концертмейстера по нахождению психологического контакта с учеником-солистом, создаётся с ним единое психоэмоциональное поле, позволяющее добиться больших творческих успехов.
Музыкальная интуиция концертмейстера проявляется в следующем:
  • способность предсказать дальнейший ход музыки;
  • предугадать намерения ученика-солиста;
  • поддержать ученика при его потери текста во время выступления;
  • чуткость к партнёру (ученику-солисту);
  • обладать огромной выдержкой.
Другими словами можно сказать, что концертмейстерское музыкальное чутьё – это творчество + педагогика + психология. Именно этот «треугольник» позволяет концертмейстеру добиться главной своей цели - достичь с солистом единства в раскрытии музыкального образа и содержания исполняемого произведения.
Творческие функции концертмейстера прежде всего связаны с профессиональным его уровнем.
Профессиональные навыки, которыми должен обладать концертмейстер в детской музыкальной школе:
  • умение читать с листа фортепианную партию любой сложности;
  • играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста (умение читать с листа всю партитуру исполняемого произведения – трёхстрочную и многострочную);
  • хорошее владение инструментом как в техническом, так и в музыкальном плане;
  • понимание исполнительской специфики солиста;
  • наличие тембрального слуха;
  • понимание стиля композитора;
  • владение навыком игры в ансамбле;
  • глубокие познания в дисциплинах музыкально-теоретического цикла;
  • быть интеллектуально-развитой личностью.
Подойти творчески к рабочему процессу изучения исполняемого произведения и в дальнейшем к концертному выступлению концертмейстеру поможет накопленный музыкальный репертуар (знание разных музыкальных стилей), умение верно раскрыть художественный замысел композитора, заложенный в нотном тексте и внутреннем представлении и понимании смысла и удовольствия в своей работе.
Педагогические функции концертмейстера связаны с процессом изучения учеником-солистом произведения, до этого ему неизвестного. Концертмейстер помогает ученику-солисту разучить нотный текст, услышать ему музыкальную ткань фортепианного сопровождения, которая заполняет долгие звуки и паузы солиста. Концертмейстер должен стать для ученика-солиста ритмическим «стержнем». Ясная, точно исполненная фортепианная партия концертмейстера служит ритмической и гармонической опорой мелодии солиста. Ученик, после совместной работы с концертмейстером, должен уметь верно вступить, ясно представляя ритмические фигурации концертмейстера и слыша все мелодические переклички и диалоги («вопрос» - «ответ»).
Педагогическая работа концертмейстера должна быть направлена на:
  • развитие художественного вкуса у ученика-солиста;
  • воспитание творческой индивидуальности ученика;
  • формирование исполнительских навыков у ученика-солиста;
  • освоение учеником-солистом навыка ансамблевой игры.
Психологические функции концертмейстера:
  • наличие психологического контакта с учеником;
  • сценическая выдержка;
  • умение «поймать» ученика-солиста во время эстрадного выступления при аварийной ситуации – потеря нотного текста учеником;
  • воля и самообладание;
  • умение снять нервное напряжение у ученика-солиста перед выступлением.
Концертмейстер – это не просто тот человек, который помогает солисту-ученику разучивать партию, сопровождает его на уроках, репетициях, экзаменах, концертах и конкурсах, аккомпанируя исполняемые солистом-учеником произведения, он является «камертоном» для ученика. Концертмейстер, обладающий профессиональным музыкальным чутьём, настраивает ученика-солиста на уверенное исполнение, на необходимый музыкальный образ, на нужный темп и верное звукоизвлечение. Важны не только слова, сказанные перед выступлением солисту-ученику, а и само состояние концертмейстера перед выступлением. Концертмейстер не имеет права на волнение, так как оно сразу же может передаться ученику. Любое движение концертмейстера, взгляд и слова должны передавать ученику только положительные эмоции.
Благодаря творческому общению с высокопрофессиональным концертмейстером, обладающим музыкальным чутьём, ученик-солист становится коммуникабельной, интеллектуальной личностью, который любит музыку и готов её пропагандировать.