В детской музыкальной школе по учебному предмету «Аккомпанемент» работа над музыкальным произведением проходит совместно с концертмейстером. По учебному предмету «Аккомпанемент» учащийся (юный пианист) обучается первоначальным навыкам аккомпанемента различным инструментам (скрипка, флейта, человеческий голос). Немало важная роль в работе над музыкальным произведением принадлежит концертмейстеру, который исполняет партию солиста, а юный пианист учится ему аккомпанировать. Концертмейстер работает над раскрытием музыкального образа наравне с преподавателем по учебному предмету «Аккомпанемент», так как интерпретация исполняемого произведения солиста (его роль исполняет преподаватель-концертмейстер) должна совпадать с интерпретацией юного пианиста, аккомпанирующего солисту (скрипачу, флейтисту, вокалисту). Так как исполняемое произведение невозможно без солиста, а его роль, как я выше указала, исполняет концертмейстер, то и во многих этапах работы над музыкальным произведением активное участие принимает солист (концертмейстер класса аккомпанемента). В работе переплетаются исполнительские и педагогические задачи. Они тесно взаимосвязаны.
Концертмейстер должен быть профессионально готов к работе над музыкальным произведением. Помимо накопленного слухового опыта (прослушав аудио или видеозаписи лучших музыкальных образцов разных стилей и эпох ознакомился с музыкальными стилями различных композиторов) концертмейстер должен иметь большой репертуарный «багаж». Чтобы свободно обращаться с музыкальным текстом концертмейстер обязан свободно читать с листа, а также быть в хорошей исполнительской «форме».
Концертмейстер помогает юному пианисту мысленно охватить весь нотный текст, определить размер, тональный план и темп произведения, найти темповые изменения и динамическое развитие, понять настроение исполняемого произведения (определить характер произведения). В этой работе юному пианисту поможет знакомство с партией солиста и в данной работе ведущая роль принадлежит солисту (концертмейстеру класса аккомпанемента). Только он может показать ученику фразировочное движение, динамические подъёмы, спады и кульминации, которые совпадают со смысловыми «вершинами» в партии солиста и пианиста. Юный пианист может понять местонахождение цезур и «дыхания» лишь с помощью концертмейстера, так как ведущая мелодическая линия располагается именно в партии солиста (концертмейстера-флейтиста, концертмейстера-скрипача, концертмейстера-вокалиста). Из совместной работы юного пианиста и концертмейстера класса аккомпанемента определяются мелодические «ходы-переклички» из партии солиста в партию пианиста. Очень полезно проучить музыкальное произведение следующим образом: юный пианист исполняет басовую линию, а в это время солист (концертмейстер класса аккомпанемента) выразительно играет свою партию.
Концертмейстер может и должен настроить юного пианиста играть без «срывов», без остановок не смотря ни на что. Для этого сам концертмейстер безостановочно ведёт свою партию и приучает к тому же и юного пианиста. Полезно концертмейстеру и ученику определить трудные места, проучить их отдельно и возможно даже проиграть несколько раз музыкальное произведение специально ошибаясь пианисту в трудных местах, но после ошибки не останавливаться, а продолжать звуковое движение.
Концертмейстер помогает ученику в мелодической линии расчленить нотный текст на комплексы звуков, которые в дальнейшем образуют осмысленное сочетание. Благодаря единовременному охвату таких сопряжённых звуков создаётся слуховое представление, которое потом закрепляется в музыкальной памяти ученика.
Для того, чтобы понять юному - пианисту логику и динамику развития музыкального произведения он, одновременно со звучанием партии солиста (концертмейстера-флейтиста, концертмейстера-скрипача, концертмейстера-вокалиста), сжимает гармонические фигурации в аккордовую последовательность. Только благодаря яркому звучанию мелодической линии солиста (концертмейстера-флейтиста, концертмейстера-скрипача, концертмейстера-вокалиста), во время вышеуказанной работы, исполняемое произведение не теряет своего музыкального облика. Эта работа развивает в ученике творческое начало – он как бы сам создаёт новое произведение, а вернее прежнее произведение подвергает обновлению, что придаёт игре черты импровизации, а детям всегда нравится всё новое и ярко звучащее благодаря поддержке концертмейстера, да ещё и созданное им самим (юным-пианистом).
Концертмейстер помогает ученику выработать комплексное восприятие мелодических связей, группируя их в соответствии с музыкально-смысловой принадлежностью. В результате этой работы ученик чутко отзывается на звуковое опевание, на нисходящее, восходящее, арпеджированное движение, так как эти интонации закреплены у ученика в его музыкальной памяти. Особенно важна эта работа при наличии в музыкальном произведении полифонизированной ткани.
Вся работа концертмейстера с учеником над музыкальным произведением будет иметь успех если концертмейстер будет терпелив, тактичен и наполнен любовью к музыке и детям.
Список использованной литературы.
- Брянская Ф. Формирование и развитие навыков чтения с листа. М. 2007.
- Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. Л. 1989.
- Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. М. 2002.
- Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009. - № 1.