Войти / Зарегистрироваться

Работа вокалиста с учащимися ДМШ и ДШИ в классе аккомпанемента

Получить свидетельство
Автор: Абдулгалимова Екатерина Николаевна

Специфика класса аккомпанемента в ДМШ и ДШИ состоит в том, что учащиеся-пианисты обучаются основам концертмейстерского искусства в содружестве с вокалистом, который является для них концертмейстером. Необходимый репертуар, который должны изучить на уроках аккомпанемента учащиеся музыкальной школы – это вокальные произведения. Такие произведения более понятны детям, так как имеют поэтический текст, который помогает совместно с концертмейстером-вокалистом верно раскрыть замысел композитора. При этом концертмейстер должен обладать рядом профессиональных качеств, касающихся специфики вокального исполнения, знать основы педагогики, психологии и физиологии, так как в классе аккомпанемента концертмейстер-вокалист работает в ансамбле с учеником-пианистом, а также иметь необходимые разносторонние знания в вопросах эстетики, в сфере художественной культуры и других искусств.
Музыкальная деятельность вокалиста проходит в трех формах - сольной, ансамблевой и в качестве концертмейстера при работе в классе аккомпанемента в ДМШ и ДШИ. Третья форма деятельности вокалиста никогда не анализировалась и не рассматривалась в методическом аспекте. Хотя именно эта форма является синтезом первых двух форм музыкальной деятельности вокалиста.
Здесь концертмейстер-вокалист не только осуществляет функцию сопровождения ученику-пианисту, а это – равноправный ансамбль. В ансамбле с учениками в классе аккомпанемента работа концертмейстера имеет свою специфику.
Если во взаимодействии концертмейстера-пианиста и руководителя хора существует такая особенность, которая очень помогает работать в хорошем ансамбле как понимание концертмейстером дирижёрских жестов, то в работе с пианистами-учениками в классе аккомпанемента рука дирижёра отсутствует.
Это создаёт дополнительные трудности в общении с учеником и достижении при исполнении произведений хорошего ансамбля. Концертмейстер-вокалист в этом случае должен сам угадывать намерения пианиста-ученика. Если в хоре дирижёр ответственен за качество звука, он участвует в его формировании, то, работая с учеником, концертмейстер-вокалист должен интуитивно чувствовать, когда должен возникнуть звук и когда пианист-ученик возьмёт «дыхание», как пойдет динамическое развитие и где юный пианист позволит себе темповые отклонения.
Концертмейстеру-вокалисту приходится сосредотачивать и активизировать свою музыкальную чуткость.
Профессия – концертмейстер
Концертмейстер - самая востребованная профессия среди музыкантов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе аккомпанемента, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе. Не мыслят себя без концертмейстера музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, музыкальные и педагогические колледжи и вузы.
Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству как к профессии якобы не требующей большого мастерства, так как возможна игра по нотам. Это глубоко ошибочное мнение. Ученик и вокалист-концертмейстер в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма и добиться такого органичного единства очень трудно при сотрудничестве с учеником, который не имеет еще профессиональных навыков работы с вокалистом, а лишь начинает их осваивать.
Педагогический характер работы вокалиста-концертмейстера
Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, прфессионализма, художественной культуры и особого призвания. Функции концертмейстера, работающего с учащимися, носят в значительной мере педагогический характер, так как учениками разучивается новый, до этого не известный репертуар.
Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от вокалиста, помимо концертмейстерского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.
Опыт показывает, что главной отличительной чертой концертмейстерской деятельности является необходимость развития навыков и умений слушать не только себя, но и ученика.
Именно в двойной концентрации и активности слухового внимания вокалиста заключается успех концертмейстерской деятельности, при обязательном наличии профессионального контакта с учеником-пианистом.
Характерные фазы развития и формирования внимания вокалиста
В процессе работы в классе аккомпанемента слуховое внимание вокалиста проходит четыре фазы развития и формирования.
А именно:
Первая - вслушивание и осознание собственной партии, которую вокалисту необходимо прочно выучить и свободно, уверенно исполнять;
Вторая - восприятие партии пианиста-ученика в классе аккомпанемента, которую вокалист также внимательно разучивает, интонируя ее внутренним слухом себе во время исполнения;
Третья - слуховая адаптация, постепенное слияние обеих партий в логичный ансамбль;
Четвёртая - в слуховом сознании вокалиста обе партии (вокалиста-педагога и пианиста-ученика в классе аккомпанемента) соединяются в единый звуковой поток, в котором уже не воспринимаются две партии, а слышится единый по смыслу ансамбль.
Все перечисленные фазы развития и формирования очень значимы и взаимосвязаны, так как нарушение их последовательности или недобросовестная работа над той или иной фазой может стать причиной отсутствия исполнительского ансамбля и в итоге неудачного исполнения.
Психологические качества вокалиста-концертмейстера
Концертмейстер-вокалист должен обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, ярким артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.
Помимо этого концертмейстер-вокалист должен обладать рядом положительных психологических качеств.
Внимание концертмейстера-вокалиста - это внимание совершенно особого порядка. Оно многообразно и сочетает в себе не только внимание к своему исполнительскому аппарату, но и внимание ко всему, что делает пианист-ученик в классе аккомпанемента. Воля, выдержка и самообладание - качества, которые должны постоянно сопутствовать концертмейстеру-вокалисту в его творческой работе.
Способность бегло читать с листа
Одна из важных функций, которой свободно должен владеть концертмейстер-вокалист, является способность его бегло читать с листа. При этом хотя бы предварительный просмотр произведения в целом обязателен даже при самых минимальных требованиях осмысленного исполнения.
Чтение с листа - это органическая составная часть общего музыкально - исполнительского потенциала, и без этого умения ни один вокалист не сможет стать желанным концертмейстером в классе аккомпанемента в ДМШ и ДШИ.
Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется в исполнительстве. Поэтому важно, чтобы концертмейстер-вокалист, помимо работы с учениками детской музыкальной школы, постоянно совершенствовал своё исполнительское мастерство: много читал с листа и нарабатывал сценическую свободу, выступая сольно на концертах и конкурсах в сотрудничестве с преподавателем-концертмейстером (пианистом).
Профессиональные исполнительские качества
Профессиональные исполнительские качества складываются на основе сочетания чисто вокальных навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и воплощать его в конкретном звучании. Важным условием профессионализма является также наличие у концертмейстера-вокалиста исполнительской культуры, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе.
Исполнительская деятельность вокалиста очень разнообразна.
Существует множество различных форм исполнительской практики: выступления в концертах, участие в конкурсах, концертмейстерская работа в классе аккомпанемента в детской музыкальной школе и в концертмейстерском классе музыкального колледжа и вуза.
При работе в классе аккомпанемента процесс становления исполнительского замысла у концертмейстера-вокалиста начинается с ознакомления с нотным текстом композитора и точным его воспроизведением. После знакомства с авторским текстом происходит осознание образного строя музыкального сочинения, его художественной идеи. Главной исполнительской задачей концертмейстера-вокалиста на данном этапе является создание художественного образа произведения.
Затем следует новый этап в творческой работе концертмейстера-вокалиста - эстетическая оценка музыкального произведения. Концертмейстер-вокалист в этот период вырабатывает собственное отношение к рассматриваемому произведению.
Именно эстетическая оценка музыкального произведения поможет концертмейстеру-вокалисту продвинуться к следующей задаче - созданию исполнительской трактовки.
Можно с уверенностью сказать, что концертмейстер-вокалист является интерпретатором музыкального сочинения. Постигая композиторский замысел, концертмейстер-вокалист старается передать своё представление об идейно-художественном содержании музыкального сочинения и вместе с тем помогает партнёру (ученику-пианисту) точно донести задуманное до слушателей.
Заключительная часть исполнительского процесса - воплощение творческого замысла. Перед концертмейстером-вокалистом возникают задачи, связанные с правильным и точным донесением композиторской идеи до слушателей и умением подчинить аудиторию своему воздействию при практически профессиональном, согласованном ансамбле с учеником-пианистом.
Две составляющие творческой деятельности концертмейстера-вокалиста
Творческая деятельность концертмейстера-вокалиста включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс делится на 4 этапа:
1) работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух, музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и прочее.
2) индивидуальная работа над своей партией, включающая: разучивание партии пианиста (его мелодических проигрышей, перекличек и т. д.), отработку трудных мест, применение различных вокальных приёмов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.
3) работа с учеником - предполагает безупречное владение вокальной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.
4) рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.
В период подготовки произведения певец и пианист совместно проходят целый ряд стадий: неоднократное повторение целого и деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов, анализ характера произведения, координация динамики.
Создавая при изучении нотного произведения вместе с учеником исполнительскую форму, проникать в драматургию поэтического текста, а для этого ему следует вместе с юным пианистом как можно чаще слушать талантливых певцов.
Концертное исполнение - итог и кульминационный момент всей проделанной работы юного пианиста и вокалиста над музыкальным произведением. Его главная цель - совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения.
Заключение
Основной художественной целью творческого содружества ученика-пианиста и концертмейстера-вокалиста является достижение общего ансамбля. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных намерений обоих партнёров – вокалиста и пианиста. Одновременно и пониманием каждым из них своих функций в воплощении композиторского замысла в исполняемом произведении.
Идеально, когда такой ансамбль, в котором и ученику-пианисту, и концертмейстеру-вокалисту принадлежит важная роль совместного стремления донести до слушателя композиторский замысел и свой взгляд на исполняемую музыку, является единым музыкальным организмом.

Список литературы

  1. Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л., 1926.
  2. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988.
  3. Доливо А.Л. Певец и песня. М.; Л., 1948.
  4. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально - творческая деятельность Музыка в школе - 2001 - № 4.
  5. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002.
  6. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961.
  7. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972.
  8. МурДжеральд Певец и аккомпаниатор. М., 1987.
  9. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969, № 4.
  10. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996.