Любому обществу нужны творческие люди. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек реализует полностью данные ему возможности. Очень многое зависит от семьи и школы. Не подлежит сомнению, что в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы ребенка, является педагог. Ведь только активный, творческий педагог может воспитать активную и творческую личность из ребёнка. Важное место в работе с педагогами занимает психологический аспект. В данной статье мы хотим раскрыть особенности работы психологической службы МОУ гимназия №41 с педагогами, по совершенствованию профессионального мастерства, формированию у педагогов потребности в творчестве.
Новая образовательная модель «Наша новая школа» задает основной вектор изменения основного и дополнительного образования детей, где главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы ребенка, является учитель. Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Современный учитель- это учитель, который должен идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе достижения науки и техники. Это учитель, умеющий создавать и организовывать особую образовательную развивающую среду, помогающую абсолютно каждому ученику раскрыть максимум своих способностей. Трудным бывает у учителей путь к мастерству. Мастер - это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приемами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний, кругозора. Это искусство общения с детьми. Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.
Новая образовательная модель «Наша новая школа» задает основной вектор изменения основного и дополнительного образования детей, где главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы ребенка, является учитель. Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Современный учитель- это учитель, который должен идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе достижения науки и техники. Это учитель, умеющий создавать и организовывать особую образовательную развивающую среду, помогающую абсолютно каждому ученику раскрыть максимум своих способностей. Трудным бывает у учителей путь к мастерству. Мастер - это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приемами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний, кругозора. Это искусство общения с детьми. Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.
Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений у учителя должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и коллективная вера в их способность улучшить образование детей. Современные дидакты обозначают проблемы школы и предлагают пути их решения, но не все педагоги следуют им. Нельзя преобразовать современную школу без учителя, думающего и желающего принять участие в этих преобразованиях. На данном этапе не только учащихся, но и учителей необходимо вовлечь в исследовательскую деятельность, формировать творческие группы с обязательным выходом на готовый продукт. Поиск педагогами и педагогическим коллективом новых оригинальных путей решения актуальных проблем образовательной практики воплощается в проявлении множества инновационных идей, трансляции уникального инновационного педагогического опыта.
Очень часто работа психолога с педагогами недооценивается, а ведь именно она способна изменить положение к лучшему, помочь педагогам в их самореализации и саморазвитии. Ведь только активный, творческий педагог может воспитать активную и творческую личность из ребенка.
Таким образом, одной из целей методической работы является создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества, чтобы они взаимно дополняли, усиливали возможности и позитивную роль друг друга.
Очень часто работа психолога с педагогами недооценивается, а ведь именно она способна изменить положение к лучшему, помочь педагогам в их самореализации и саморазвитии. Ведь только активный, творческий педагог может воспитать активную и творческую личность из ребенка.
Таким образом, одной из целей методической работы является создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества, чтобы они взаимно дополняли, усиливали возможности и позитивную роль друг друга.
Сотрудничество психолога и педагогов при организации взаимодействия активных субъектов образовательного процесса направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через организацию деловых игр.
Деловая игра «Развитие творческих способностей педагогов».
Цель игры: Совершенствовать профессиональное мастерство, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
Организационный момент: Игра «Чудесный мешочек». Педагоги вытягивают красную или синюю фишку, определяя, тем самым, принадлежность к той или иной команде. Выбирается жюри.
Психолог: Уважаемые коллеги, меняется мир, меняются дети, в связи с этим компетенции педагога сегодня должны тоже расширяться. Профессиональный стандарт предлагает нам набор компетентностей современного педагога. Всех их можно представить в следующей модели: (модель одаренности А.А. Никитина). Основание этой модели является личность, стороны треугольника соответствуют двум другим граням “творческости” и профессиональной компетентности. Эти грани - динамичны, постоянно совершенствуются, устремлены к вершине - мастеру.
Психолог: Уважаемые коллеги, меняется мир, меняются дети, в связи с этим компетенции педагога сегодня должны тоже расширяться. Профессиональный стандарт предлагает нам набор компетентностей современного педагога. Всех их можно представить в следующей модели: (модель одаренности А.А. Никитина). Основание этой модели является личность, стороны треугольника соответствуют двум другим граням “творческости” и профессиональной компетентности. Эти грани - динамичны, постоянно совершенствуются, устремлены к вершине - мастеру.
Рис.1
Данная модель позволяет сделать вывод о необходимости развития данных характеристик каждым из педагогов. Самая интересная и самая сложная часть работы - это развитие творчества или креативности.
Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.
Как развить в себе творческость? И возможно ли это сделать? Творческие способности можно развивать, это доказано многочисленными исследователями. Как можно тренировать руки, тело, также можно тренировать и наши мозги.
-Зачем нужно развивать творческие способности? (Умение создавать новое, нестандартно смотреть на привычные вещи помогает удержаться на плаву и испытывать настоящее удовольствие от своей работы)
Сегодня мы с вами присутствуем на творческой игре, где наши педагоги проявят чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления. Уважаемое жюри беспристрастно оценит соревнование команд. И пусть победит сильнейший!
Ход игры
1 задание «Новая жизнь»
Все вещи рано или поздно приходят в негодность, и их приходится выбрасывать. Но есть такие люди, которые не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их в новом качестве еще долго и долго. Попробуйте найти не менее 20 новых применений ненужным, отслужившим свое предметам:
- пустой консервной банке
- лопнувшему воздушному шарику
- перегоревшей лампочке
- пустому стержню от ручки
- газете
2 задание: «Свойства – антисвойства ».
Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.
3 задание интересное, остроумное и полезное.
Необходимо назвать предметы, выполняющие противоположные функции, например: ножницы – клей, холодильник – электроплита. У вас есть 3 минуты для обсуждения. (По окончании 3 минут команды называют предметы, побеждает команда, придумавшая большее количество пар).
4 задание. «Друдлы»
Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по-разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle).
Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора, и поэтому нередко друдлы-картинки можно встретить в различных детских книжках. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.
Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано. Для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум.
Рис.2
5 задание. «Загадай загадку».
Каждая команда придумывает загадку по схеме «на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).
6 задание. «Необычные ситуации» (перечень возможных причин)
Цель: развитие широты мышления, навыков всестороннего анализа ситуаций и обобщения большого количества сведений.
А в этом задании вам необходимо найти внешние и внутренние ресурсы, чтобы предложить оптимальный вариант разрешения возникшей проблемы.
Для команды синих: Представьте, что вы вышли из дома и увидели, что из облака спускаются прямо до земли длинные-предлинные веревки. Ваши действия? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.
Для команды красных: Вам подарили на день рождения слона, и вы пошли с ним в поход. Как его там можно использовать»? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.
(В виде транспорта, слон охраняет всех в походе, воду в хоботе слона можно использовать для купания и т. д.)
7задание. «Реклама»
Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
8 задание. «Клипмейкеры» (автор упражнения Н.В. Володина-Панченко)
Инструкция: прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. «Нарисуйте» созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы. После демонстрации творческих продуктов участниками игры друг другу просмотрите авторский вариант клипа.
По выполнении 8 задания жюри подводит итоги. Награждаются команды дипломами.
Организация окончания игры:
9 задание «Мешочек пожеланий»
Данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники достают из него по одному предмету. Начиная со слов: “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».
Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf [Дата обращения 02.05.2015]
2. Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие.- Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212с.
3. Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного творчества. – Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. – 88 с.
4. Горев П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: Учебно-методическое пособие. – Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2014. – 112 с.
5. Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – С. 51-57
6. Утёмов В. В. Развитие инновационного мышления учащихся посредством решения задач откры- того типа // Концепт. – 2012. – №12 (Декабрь). – ART 12186. – URL: http://ekoncept.ru/2012/12186.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 02.05.2015]
7. Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт. – 2012. – №7 (Июль). – ART 12095. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12095.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 02.05.2015]
8. Гин С. И. Мир человека: Методическое пособие для учителей. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
9. Ретюнских Л.Т. Путешествие в лабиринтах мудрости. — М.: «Вита-Пресс», 2013