Войти / Зарегистрироваться

Музыкально - дидактические игры для детей младшего возраста

Получить свидетельство
Автор: Осипова Мария Леонидовна

Цель игры: учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

                                                                                                      Ход игры

Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной. 
- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
В лесу
Цель игры: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Оборудование: картинки с изображением медведя, зайца и птицы, фишки
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре.  Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
Веселый кубик
Цель игры: Развивать творческие проявления в посильной эмоционально – выразительной передаче образов.
Оборудование: демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением животных: лиса, кошечка, собачка, заяц, медведь, лошадка.
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Нужно взять веселый кубик,
И по кругу передать.
Что покажет этот кубик,
Нужно детям показать!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.
Педагог предлагает ребенку показать под музыку как движется это животное, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.
Волшебные цветы
Цель игры: Развивать логическое мышление, учить подбирать цветы, соответствующие характеру музыкального произведения.
Оборудование: Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или весёлое, изображающих три типа характера музыки:
- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
- грустная, жалобная;
- весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Репертуар:
«Грустный дождик» Д. Кабалевский;
«Баю-бай» музыка В. Втилиной, слова П. Каганова.
«Праздничная», Л. Сидельникова
Ход игры: Музыкальный руководитель:
- Дети, я хочу вам рассказать одну волшебную историю…В одном сказочном королевстве Гармонии жила-была девочка по имени Мелодия.
У нее был волшебный сад. В этом саду росли необычные цветы, которые очень любили музыку и даже умели разговаривать. У каждого цветка был свой характер. Красный цветок был очень веселый, разговорчивый. Синий очень любил поспать, поэтому мало разговаривал. А оранжевый цветок был всегда печален и всегда был чем – то недоволен. У каждого из цветка была своя музыка. Только услышав ее, он мог распуститься. И девочка каждое утро вставала, играла для своих цветов их любимую музыку. Вот тогда они распускались и подолгу беседовали со своей хозяйкой. Но как - то раз, Мелодия заболела и не смогла прийти в свой волшебный сад. И цветочки начали увядать.
Дети, давайте не дадим погибнуть волшебным цветочкам, поможем им распуститься. А что нам для этого надо сделать? Верно, мы должны подобрать для каждого музыку.
Как вы думаете, какая музыка нравится красному цветку? Правильно, веселая, задорная, быстрая. А какую любит оранжевый цветок? Конечно, ему по душе спокойная мелодия, колыбельная. А что любит слушать оранжевый цветок? Конечно, он любит грустную, неторопливую, печальную музыку.
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.
Где мои детки?
Цель игры: Развитие звуковысотного слуха
Оборудование: карточки с изображением птиц
Ход игры: Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: « в одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря – кря». (Поет на ре первой октавы). Дети, у которых карточки утят, поднимают их и отвечают: « Кря – кря, мы здесь». (Поют на ля первой октавы). Игра продолжается пока все дети не найдут своих детей.
Зайчики
Цель игры: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.          
Кого встретил Колобок?
Цель игры: Развивать у детей представление о регистрах
(высоком, среднем, низком).
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку 
Колпачки
Цель игры: Развитие тембрового слуха
Оборудование: Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: бубен, металлофон, колокольчик.
Ход игры: под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок. 
Лесенка
Цель игры: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.
Оборудование: лесенка, кукла
Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е. Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям  поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.
"Поющие голоса"
Цель игры: научить отличать женский вокал от мужского, хоровое пение - от сольного.
Ход игры: После прослушивания музыки ребенок должен выбрать правильную картинку и показать ее. 
Птицы и птенчики
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Оборудование: лесенка из трёх ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика)
Ход игры: Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне высокие звуки. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку. Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Сколько божьих коровок на цветке?
Цель игры: Учить детей слышать и различать количество звучащих звуков (один, два или три). Отличать их друг от друга.
Оборудование: большой цветок, три божьих коровок (семья).
Ход игры: Сыграть детям на фортепьяно по одному звуку по очереди – каждая божья коровка имеет свой звук (жужжит по-своему). Два звука – две букашки собрались на цветочке и ведут разговор, три звука – вся семья в сборе. Попросить ребят услышать и отгадать, сколько собралось божьих коровок на цветочке - одна, две или три. Можно усложнить игру и предложить услышать кто именно прилетел на цветок папа, мама или ребёночек. 
Чудесный мешочек
Цель игры: Развитие звуковысотного слуха
Оборудование: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.
Ход игры: «Дети,— говорит руководитель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем. 
Весело-грустно
Цель игры: различать построение музыки
Ход игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.
2 вариант – слушают и изображают мимикой.
«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского
Как бегают зверята
Цель игры:  Развитие чувства ритма
Ход игры: Педагог выстукивает ритм в различном темпе, связывая его с образами животных (медведь, заяц, мышка)
«Барабанщики»
Цель игры: Различать динамические оттенки: громко, тихо.
Оборудование: барабаны
Ход игры: педагог играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко, затем – тихо. Ребенок должен повторить 
Море и ручеек
Цель игры: учить детей различать темп музыки.
Оборудование: наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.
Репертуар: «Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.
Ход игры: При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря. 
2-й вариант: При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого –
двигаются, импровизируя течение ручейка. 
Лесная прогулка
Цель игры: учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана, бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Ход игры: детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана –  медведи, бубна – зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.
Угадай-ка
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Оборудование: 4-6 больших карточек – каждая разделена на две части. На одной половине изображён гусь, на другой – гусёнок (утка-утёнок, кошка-котёнок, корова-телёнок и т.д.) Фишки – по две на карточку.
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ре первой октавы). Дети,  у которых на карточке изображён гусь, должны закрыть его фишкой. Педагог  произносит: «Га-га-га» (поёт на ля первой октавы). Дети закрывают фишкой картинку с гусёнком. И т.д.
Кто в домике живет?
Цель игры: развитие звуковысотного слуха
Оборудование: На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.
Ход игры: педагог показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит руководитель, — живут мамы, на втором — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке.
Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М.  Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки. 
Найди и покажи
Цель игры: побуждать к творческим импровизациям
Оборудование: 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных
Ход игры: взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.
Игра с бубном
Цель игры: Вызвать у детей радость и желание играть на музыкальном инструменте
Оборудование: Любой музыкальный или шумовой инструмент.
Ход игры: Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку (играющий выходит на середину). Затем ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных способностей)
Игры с нитками
Цель игры: Дать понятие о длинных и коротких звуках.
Оборудование: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы.
Ход игры: Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает.
Варианты:
Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.
Тихие и громкие звоночки
Цель игры: научить различать динамику звука
Оборудование: Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.
Ход игры:
1.Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.   2 раза
2. Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог!  2 раза
На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко. 
Учитесь танцевать
Цель игры: развитие чувства ритма
Оборудование: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрёшка, у детей – маленькие. Воспитатель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.
Укрась музыку
Цель игры: побуждать ребенка к музыкальной импровизации, развитие навыков игры на инструментах
Оборудование: Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)
Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание. 
Громко – тихо
Цель игры: развитие динамического слуха
Оборудование: Две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки: красные – громко, серые - тихо.
Ход игры: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети выкладывают на карточках динамический рисунок песни.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Педагог исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения.
Кто поёт
Цель игры: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).
Оборудование: Три карточки из картона, на которых изображены папа, мама, сынишка.
Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все члены семьи любят музыку и песни, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах. Объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная» (мама поёт песню сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется «Маленький марш» (мальчик поёт и марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её педагогу, объясняя свой выбор.
Музыкальный репертуар: «Рассказ папы», «Колыбельная», «Маленький марш» Г.Левкодимова. 
Узнай сказку
Цель игры: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.
Оборудование: Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.
Ход игры:
1-й вариант: После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.
2-й вариант: Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка – оранжевый квадрат, Волк – зелёный квадрат.
Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова. 
Песня – танец – марш
Цель игры: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Оборудование: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.
Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.
Кто вышел погулять?
Цель игры: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.
Ход игры:
- На лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.
Музыкальный репертуар: Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».
Зайки ходят и прыгают
Цель игры: Учить детей различать равномерное движение четвертями и восьмыми, отмечать это спокойной ходьбой и легкими прыжками.
Ход игры: педагог воспроизводит на инструменте равномерный ритм четвертями и восьмыми, дети передают это соответствующим движением.
День и ночь
Цель игры: различать контрастную музыку и передавать это в движении.
Ход игры: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).
Музыкальный материал: весёлая полька и колыбельная по выбору педагога.
День рождения
Цель игры: научить определять характер музыки
Оборудование: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой  кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки - подарки для Зайчика.
Ход игры: «Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал». (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду.)
- Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?
Музыкальный  руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка - «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры руководитель спрашивает детей: «Что подарят зайчику дети?» Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Найди игрушку
Цель игры: закрепить программный материал
Оборудование: игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок.
Ход игры: полукругом возле стола, на котором лежат игрушки, сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать соответствующую игрушку. 
Буратино
Цель игры: развитие звуковысотного слуха, обогащение музыкальных впечатлений
Оборудование: коробка, на которой нарисован Буратино. Карточки с иллюстрациями к знакомым песням и пьесам
Ход игры: педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие – дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведение, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достается соответствующая картинка
К нам гости пришли
Цель игры: побуждать играть детей на музыкальных инструментах
Оборудование: игрушки бибабо (медведь, зайчик, птичка), бубен, металлофон, колокольчик
Ход игры:
- Дети, сегодня в гости к нам должны прийти игрушки
Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Полина, сыграй мне на бубне, а я потанцую»
Аналогичным образом обыгрывается приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары палочкой на металлофоне, птичка летит под звон колокольчика
Определи
Цель игры: Развитие чувства ритма
Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет на бубне различные ритмические рисунки, которые передают движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя – на нижнюю, зайчика – на среднюю, птичку – на верхнюю). Медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика – быстрым постукиванием указательным пальцем, птички – легким потряхиванием бубна над головой
Птичий концерт
Цель игры: Развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты. Дети сидят полукругом. Ведущий поет, а дети отвечают.
На березовой верхушке
Целый день поет кукушка:
Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Ведущий: А синица целый день
Поет громко:
Дети: Тень-тень, тень-тень!
Ведущий: Вторит дятел им:
Тук-тук-тук,
Долбя клювом старый сук.
Дети: Тук-тук-тук!
Почта
Цель игры: научить определять жанры музыки
Ход игры: Ведущая распевает слова под звуки колокольчика:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города.
- А что в городе делают?
Дети слушают музыку и угадывают (в городе танцуют, поют, маршируют и т. д.).
Веселый поезд
Цель игры: закреплять умение различать изменения темпа музыки
Оборудование: игрушка – поезд.
Ход игры: Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передаётся движение поезда: сначала он движется медленно, затем быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение замедляется, поезд останавливается. При повторном прослушивании пьесы желающие дети двигают поезд, передавая точно изменения темпа.
Подбери игрушку
Цель игры: Научить анализировать музыку
Оборудование: игрушки – кукла, собака, тигренок, лошадка и.т.д
Ход игры: Педагог исполняет произведение. Ориентируясь на характер музыки (нежный, медленный, быстрый, стремительный), ребёнок подбирает игрушку. Педагог предлагает ребенку рассказать, почему он сделал такой выбор
Платочек
Цель игры: Развивать творческое воображение, используя музыкально- ритмические движения.
Ход игры: Дети встают в круг и передают платочек под музыку друг другу, когда музыка заканчивается  тот, у кого в руках оказывается платок, выходит в центр круга и придумывает движения в соответствии с характером музыки, остальные дети хлопают в ладоши или повторяют движения водящего
Дятел
Цель игры:  Развитие чувства ритма.
Ход игры: Педагог проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:
Тук, тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
Дети повторяют ритмический рисунок
Ворон
Цель игры: развитие звуковысотного слуха.
Оборудование: картина с «кармашком», на которой изображён ворон, сидящий на дубе; карточки с изображением фигурок лесных животных.
Ход игры: Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию с изображением ворона, играющего на трубе. Затем напоминает, что музыкальные звуки бывают разные по высоте - низкие и высокие. Спрашивает у детей, какие звери могут танцевать на поляне? Какая музыка подойдёт каждому из них? Исполняются мелодии в высоком, среднем или низком регистре:
Ай, ду–ду, ду–ду, ду–ду.
Сидит ворон на дубу,
Так старается, так дует.
Отгадайте, кто танцует?
Ребёнок вставляет в «кармашек» на картинке определённую фигурку животного, аргументирует свой выбор. 
Музыкальное окошко
Цель игры: развитие звуковысотного и тембрового слуха детей
Оборудование: домик, фигурки животных.
Ход игры: На окне сидела кошка
И мяукала немножко.
А потом, прыг на дорожку
И не стало в доме кошки.
Ну а кто остался в доме
И стучит сейчас в окно?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают.
Весёлая гимнастика
Цель игры: Развитие чувства ритма
Ход игры: Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!              дети ритмично хлопают в ладоши
Дождик кап, кап, кап                     хлопают ладонями по коленям
Ноги шлёп, шлёп, шлёп!               топают попеременно ногами
Дети: ха, ха, ха!                             вытягивают руки вперёд, ладонями вверх
Мама: ах, ах, ах!                             качают головой, держась за неё руками
Дождик кап, кап, кап,                    хлопают ладонями по коленям
Туча: бах, бах, бах!                        топают ногами
Тихий и громкий дождик
Цель игры: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.
Оборудование: деревянные кубики.
Ход игры: Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо.
«Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.
Примечание: Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках. 
Музыкальные картинки
Цель игры: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.
Оборудование: Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.
Ход игры: В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Дождик»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога. Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.
Зайцы и медведь
Цель игры: Научить узнавать музыку зайцев и медведя. Развитие чувства ритма
Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают. Смена музыки – зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов. 
На что похож звук?
Цель игры: Знакомство детей с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно – образного мышления при восприятии тембра.
Ход игры: педагог знакомит детей с музыкальным инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что похож звук. Детям предлагается поиграть на инструменте.
Что как звучит?
Цель игры: Научить звукоподражанию, развитие творческой активности
Ход игры: Педагог:
- Сейчас мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? и т.д.
Дети с помощью голоса изображают различные звуки

Похожие публикации