В наши дни, когда особую актуальность приобретает идея гуманистической направленности образования, что предполагает повышение роли ученика в учебном процессе, когда на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, ценности мировой культуры, трудно переоценить роль предметов гуманитарного цикла среди других общеобразовательных предметов. В этой системе особую роль призваны играть русский язык и литература.
Огромно образовательно-воспитательное и практическое значение русского литературного языка. Овладевая литературным языком, учащиеся получают возможность изучать все другие учебные предметы и тем самым расширять свои знания об окружающей действительности. Литература призвана вести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую культуру.
Современная школа ставит перед собой задачу - подготовить уч-ся, грамотных в широком смысле слова, а это, в первую очередь, значит - вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности.
Поэтому в своей работе по развитию связной речи учащихся для достижения результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
2. Формы и методы обучения уч-ся на уроках русского языка Умелое пользование содержательной, образной и красивой речью во все времена и у всех культурных народов, начиная с Древней Греции и Рима, ценилось высоко. Но в разные эпохи этому умению учились по-разному. В наше время согласно программе развитие речи осуществляется в трех направлениях: обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой; овладение нормами русского литературного языка и формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
В первом направлении я руководствуюсь правилом, что словарная работа - это не эпизод в работе преподавателя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка и литературы. Поэтому на каждом уроке обращаю внимание учащихся на те слова, значение которых им не совсем понятно или неизвестно вообще.
Часто в качестве своеобразной «разминки» в начале урока провожу словарно-орфографическую работу с каким-либо словом, работаем не только над лексическим значением, но и над правописанием.
Например, 9 класс. Тема «Обобщение знаний о сложносочиненных предложениях»
Гармония (армо- ,соединяю, сочетаю, (греч.)
Гармонировать, гармоничный
И это же слово включаю потом в одно из заданий, выполняемых на уроке (графический диктант: Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков.
Большую помощь в этой работе всегда оказывают словари.
На уроке всегда стараюсь работать со связным текстом, проводить его комплексный анализ, что позволяет не только развивать речь уч-ся, но и дает им возможность прикоснуться к удивительному миру русской литературы, оценить речевое мастерство писателя.
Например, 5 класс. Тема «Буквы з и с на конце приставок».
Работаем с рассказом А. Курляндского «Геройский поступок». Читаю только часть рассказа, работаем над изучаемой орфограммой, а в качестве Д/з предлагаю создать свой вариант конца рассказа. На следующем уроке идет речь и об основной мысли произведения, обсуждаются варианты, концовки, зачитываю ребятам и авторский вариант.
Использую и такой вид работы, как литературно-музыкальные диктанты.
Например, 5 класс. Тема «Простые и сложные предложения»
Прослушиваем «Песенку Тортиллы» (муз. А.Рыбникова, сл.Б.Окуджавы)
После первого прослушивания задаю вопросы:
- Что значит «драться надо, так дерись»?
- Какой смысл вкладывает Тортилла в слова «Ты взрослеть не торопись, никогда не знай покоя, плачь и смейся невпопад»?
После второго прослушивания:
- Заметить и назвать обращения.
- Попытаться запомнить побудительные предложения.
- Объяснить значение слова «дивный», подумать над его происхождением.
Д/З на этом уроке : написать маленькое сочинение «Мудрые мысли черепахи Тортиллы»( Помните, что сложные предложения делают речь богаче!)
Такие задания вызывают у уч-ся большой интерес, пробуждают желание высказать свое мнение. А это очень важно – пробудить желание говорить, связно выразить свои мысли. Но чтобы это произошло, важно заинтересовать ребенка, создать для него ситуацию успеха. «Интерес к учению,- писал В.А.Сухомлинский, - проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…». В этом могут помочь нестандартные задания, которые не только позволяют совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, но и развивают навыки связной речи.
Например, при изучении темы «Словообразование» ребята с удовольствием играют в игру «Буриме», сочиняют сказку о городе Слованске, жителями которого являются части слова.
Эффективен и такой вид работы, как творческие диктанты.
Часто провожу на уроках и сочинения – миниатюры на заданную тему, использую и такой вид работы, как конструирование предложений по схемам, по заданному началу, по опорным словам.
При обучении русскому языку центральное место занимает совершенствование культуры речи. Этой работе я посвящаю много времени. В чем состоит эта работа? Прежде всего, в обогащении грамматического строя речи каждого учащегося. Например, развиваю умение выражать различные отношения-пространства, времени, причины, следствия, уступки и т. д. — различными грамматическими формами. Так учащийся должен понимать причинные отношения, выраженные не только существительным с предлогом (пел от радости), но и деепричастием (пел, обрадовавшись), причастием (пел, обрадованный), целым предложением (пел, потому что обрадовался) и. т. д., а также употреблять их в своей речи.
В сложном предложении он должен уметь пользоваться не только нейтральным союзом потому что, но и стилистически окрашенными: так как; ибо; ввиду того, что. Уместно употреблять их в речи разговорной или художественной, научной, деловой, публицистической. Культура речи предполагает уместное употребление любых слов. Поэтому для тренировки своим учащимся я предлагаю, например, такие задания:
Задание 1. Вставьте причинный союз из данных в скобках, обдумав, насколько уместен он в предложении данного стиля.
А. Человеческая личность должна быть крепка, как сталь,... На ней все строится.
1. Ибо. 2. Ввиду того, что.
Задание 2. Укажите, какой синоним нужно вставить, чтобы избежать повтора.
Окна маленькой сторожки пылали рубиновым ... , как три глаза волшебника.
1. Отблеском. 2. Отливом. 3. Отсветом.
Особое внимание в своей работе уделяю урокам развития письменной речи. На мой взгляд, это особые уроки – уроки творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.
3. Развитие речи уч-ся на уроках литературы
При проведении работы по развитию речи на уроках литературы я опираюсь на знания и умения, сформированные в курсе русского языка, уделяя внимание не только идейному анализу художественного произведения, но и его эстетическому содержанию. Анализируя произведения, разбирая, как построен образ, из каких речевых деталей он складывается, учащиеся учатся языку, яркому, выразительному, правильному,
Наиболее эффективными видами деятельности учащихся на уроках по развитию речи, кроме различных видов сочинений, изложений, являются доклады и сообщения, развивающие ориентацию в поисках и отборе материала, вырабатывающие собственное суждение, умение написать рецензию на прочитанную книгу, просмотренный фильм, спектакль.
Одним из важных приемов развития речи является устный диалог. Диалог-основа активного обучения. Он предполагает развитие культуры обучения, радости общения, умение слушать и понимать собеседника.
Конечно же, в своей работе я использую традиционную форму диалога, которая выражается в беседе учителя с одним из учащихся, но стремлюсь к тому, чтобы диалог был разнообразным как по содержанию, так и по форме. Это и вопросно-ответная беседа, и диалог единомышленников, и диалог-спор, полемика.
Эффективны и следующие приемы работы:
Поэтические пятиминутки
В начале каждого урока по одному – два учащихся читают стихотворения, выученные ими наизусть или подготовленные для выразительного чтения; читают или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения.
Использование поэтических пятиминуток приобщает учащихся к поэтике родного языка, развивает эстетический вкус учащихся, формирует языковую культуру. Даже при пассивном слушании поэтических текстов, читаемых другими, ребятами приобретают навыки восприятия поэтического текста, что оказывает положительное влияние на изучение ими литературы в целом.
Дискуссионная беседа между героями литературного произведения
Дискуссия разворачивается между двумя героями произведения, в роли которых выступают учащиеся. Ребята образно представляют себя в роли персонажей произведения, вступивших в диалог, спор, дискуссию. Отстаивают точку зрения того героя, которого они представляют. Остальные учащиеся не просто пассивно слушают, а отвечают на поставленный перед началом дискуссии вопросов.
Например, при споре Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова ребята размышляют над вопросом: «На чьей стороне истина?»
С помощью дискуссионной беседы между героями литературного произведения происходит приобщение учащихся к исследовательской работе над текстом, формируется умение строить развернутые речевые высказывания, умение противостоять своему оппоненту не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Важно, чтобы ребята пришли к осознанию того, что главное в дискуссии – найти истину, а не удовлетворить своё самолюбие.
Разыгрывание и анализ речевых ситуаций
В начале урока, перед обсуждением ключевого вопроса по данной теме, трем-четырем учащимся, желательно малоактивным, выдаются карточки-задания, в которых содержится определенный материал для раздумий (высказывание известного лица, трактовка литературных явлений, мемуарное свидетельство и т.д.), ставится вопрос, требующий оценки, выражения собственной позиции.
Выступающий следит за ходом обсуждений, самостоятельно входит в дискуссию в нужный и удобный момент. Высказываясь, учащийся может цитировать материал карточки или пересказывать его своими словами либо ссылаться на него, сопровождая собственными рассуждениями. Так, на уроках по изучению пьесы А.М.Горького «На дне» возможны такие речевые ситуативные задания, касающиеся трактовки образа Луки:
Лука обращается со словами утешения не ко всем ночлежникам. Как вы думаете, чем определяется его выбор?
В режиссерском экземпляре «На дне» К.С.Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: «хитро поглядывая», «коварно улыбается», «проскользнул», «видно, что врет», «вкрадчиво, мягко» и т.д. Какое представление о Луке отразилось в этих режиссерских замечаниях? Согласны ли вы с трактовкой этого образа Станиславским?
Разыгрывание речевых ситуаций позволяет учащимся развивать свои актерские способности; тренировать дикцию, тембр речи. Кроме того, ребята стараются соблюдать нормы речи при выступлении, делают её более понятной и убедительной. Устный анализ психологического портрета литературного героя
Ребятам предлагает дополнить литературный портрет собственным описанием, характеризующим психологическое состояние героя и на этой основе подготовить связное устное выступление. В заключение учащиеся выступают с устными высказываниями по теме: «Роль портрета в раскрытии образа героя».
Возможен другой вариант данного заседания: учащимся предлагается по описанию внешности и по репликам героев определить: кто это?
Данный способ устного анализа психологического портрета помогает учащимся глубже осмыслить внутренний мир героя, способствует эффективному развитию устной речи учащихся. Умение давать словесное описание человека пригодится ребятам и в дальнейшей жизни.
4. Развитие речи уч-ся во внеурочное время
Только во время учебных занятий решить столь важную задачу – развитие речи учащихся – достаточно сложно. Внеклассные мероприятия дают дополнительное время и раскрывают иные возможности развития устной речи. Они способствуют углублению и расширению приобретенных на уроках знаний, тем самым помогая учащимся усваивать программный материал, расширять кругозор, воспитывать языковое чутьё, любовь к литературе, повышать общую языковую культуру учащихся.
Во время внеклассной работы с учащимися нужно проводить различные мероприятия: как групповые, так и индивидуальные. Наиболее эффективными внеклассными мероприятиями по предмету являются: «литературно – музыкальные гостиные», «литературные вечера»,
Во время внеклассной работы с учащимися нужно проводить различные мероприятия: как групповые, так и индивидуальные. Наиболее эффективными внеклассными мероприятиями по предмету являются: «литературно – музыкальные гостиные», «литературные вечера»,
КВНы, викторины, экскурсии, выпуск литературных газет, предметные недели по русскому языку и литературе, написание докладов и рефератов, чтение дополнительной литературы.
Вышеперечисленные виды внеклассной работы способствуют развитию устной речи учащихся, обогащают её, развивают самостоятельность и творческие способности ребят. Я убеждена, что участниками таких внеклассных мероприятий могут быть практически все ребята. Когда они будут волноваться, радоваться, общаться, то в плане гражданского, нравственного, эстетического становления личности учащихся будут позитивные изменения.
Без сомнения, подобные встречи с миром литературы и русского языка не проходят для ребят бесследно: способствуют выполнению основной цели работы преподавателя - развитию интереса к предмету, воспитанию бережного отношению к слову, к богатствам языка и стремлениям овладеть этими богатствами, овладеть в той мере, в какой это необходимо для будущей успешной производственной и общественной деятельности.
5. Заключение
Важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:
- построение всего образовательного процесса на основе знаний педагога о социально-психологических, возрастных особенностях учащегося, его образовательных интересах и потребностях;
- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;
- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;
- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.