Войти / Зарегистрироваться

Использование ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста

Получить свидетельство
Автор: Терентьева Надежда Витальевна

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный. Этот способ идет на смену объяснительно-иллюстративному типу; который учитывает и использует закономерности развития, позволяет приспосаб­ливаться к уровню и особенностям индивидуума. Подобная тенденция характерна не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дошкольного образования. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников.
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления [1].
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
- в активизации познавательной деятельности детей;
- в создании мотивационных установок на проявление творчества;
- в создании условий для развития образной стороны речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
- формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструк­ций;
- развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности [2].
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей [3].
Работая с дошкольниками, в направлении речевого развития, используются следующие методы ТРИЗ-технологии:
обучение детей творческому рассказыванию по картине;
работа с противоречием;
обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;
методика формирования у дошкольников классификационных навыков;
обучение детей сочинительству и словотворчеству;
обучение детей приемам фантазирования.
Использование методов и приемов ТРИЗ способствует «не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка (синтаксическом, лексико- семантическом, фонетическом), но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребенка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе» [4]
Конспект по развитию речи с элементами ТРИЗ для дошкольников 6-летнего возраста.
«Составление рассказа по картине «Собака со щенками»
Цель
Развитие связной речи
Тип
Проблема
Вид
интегрированное
Задачи
Образовательные:
- продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содержания картины;
- продолжать закреплять умение внимательно рассматривать картину, перечислять изображённые объекты;
- закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам;
- продолжать упражнять детей в умении объединять объекты в группы по разным основаниям;
- продолжать учить детей представлять возможные запахи и передавать свои представления в речи;
- продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины;
- активизировать речь детей за счет слов;
- «подзорная труба», «объект», «рукотворный мир», «природный мир».
Развивающие:
- продолжать развивать внимание, память, сообразительность детей;
- продолжать развивать творческие способности детей в связной речи;
- продолжать развивать мелкую моторику рук детей.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его;
- продолжать воспитывать умение адекватно реагировать на нестандартную ситуацию (приближение бродячей собаки).
Методы и приемы
Наглядные; практические (дидактическая игра, труд детей, словесные (объяснения, пояснения, игровые
Предварительная работа
Отгадывание загадок о домашних животных, рассматривание картин «Кошка с котятами», «Белая медведица с медвежатами»; использование элементов ТРИЗ на разных занятиях
Оборудование
Картина «Собака со щенками», подзорная труба, картинки – изображения Волшебников,
Словарь
Подзорная труба, рукотворный мир, природный мир, объект
Блок 1. Мотивация
- «Ребята, отгадайте загадку: у собаки Микки родились котята: три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у Микки? » (ответы детей)
- «Да, у собаки появляются не котята, а щенки. Сегодня мы увидим их на картине».
- «Давайте посмотрим на картину в подзорную трубу. Ой, а труба у меня только одна. Как же нам всем посмотреть в неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают передавать по очереди, сложить ладони, как трубу, сделать самим) .
- «А как сделать самим? Из чего? »
- Тому, кто предложил сделать из бумаги, предлагается взять листы . Дети сворачивают бумагу в трубочку, делают подзорную трубу.
- «Все готовы? Давайте посмотрим на картину».
Педагог выставляет картину. Дети по очереди называют объекты. Педагог задаёт уточняющие вопросы:
- какая собака?
- какие щенки?
- какой двор?
- как ещё можно назвать миску?
Дети должны назвать объекты «земля», «небо». Педагог может уточнять, где находятся объекты: в центре, в верхнем – нижнем правом углу, в верхнем – нижнем левом углу.
- «Молодцы, мы хорошо поработали. Теперь положите подзорные трубы в коробку, они нам ещё много раз пригодятся».
Блок 2. Содержательная часть
(Пока дети отвлеклись, на картине «кляксой» заклеивается один щенок) .
- «Что случилось? Что натворила Клякса? Кто пропал? »
(Дети описывают пропавшего щенка) .
- «Что же нам делать? » (Предложения детей).
- «Давайте позовём Волшебников! Нужно всем вместе закрыть глаза и сказать волшебные слова: гуры – туры – фыр, кыр – шир – мыр! ».
На доске появляются изображения Волшебников.
- «Давайте попробуем догадаться, как зовут Волшебников?»
Дети называют их имена (Объединяй, Дели, Хорошо – плохо, Я слышу, Я чувствую запах. )
Дети рассказывают Волшебникам о своей беде. Педагог объясняет, что Волшебники знают, возле какого объекта в группе Клякса спрятала щенка. Но прямо сказать не могут, побаиваются Кляксу. Отвечать будем только «да» или «нет».
Проводится игра «Да-нетка». Примерная последовательность детских вопросов, на которые ведущий должен ответить «да»:
- это сделано руками человека?
- это относится к посуде?
- это металлическое?
- это большое?
- это кастрюля?
Ребята описывают объект по выясненным признакам, и рассказывают, какой щенок был возле миски. Кляксы на щенке нет, зато все Волшебники исчезли.
Рядом – письмо: «Ха – ха – ха! Мне не нужен был щенок! Я всегда мечтала избавиться от Волшебников, вот и обманула вас! Теперь вы их только тогда увидите, когда выполните все задания, а этого никогда не будет! Клякса. » (Письмо можно предложить прочитать детям) .
«Для того ,чтобы вернуть волшебников, нам нужны силы. Чтобы их обрести, выполним следующие упражнения!»
Блок 3. Психологическая разгрузка
(физкультминутка)
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Один – прыжок и два кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
(Повторяется два раза).
Блок 4. Головоломка
- «Давайте выполним задания в конверте, чтобы спасти волшебников.»
«Я читаю первое задание: чтобы спасти Волшебника Объединяй, надо объяснить, почему он объединил бы
- собаку, траву, небо (природный мир)
- будку, миску, дом (рукотворный мир)
- ель, щенков (живая природа)
- небо, землю (неживая природа) »
Можно предложить детям самим объединить объекты и объяснить, почему.
Волшебник Объединяй освобождается от кляксы (появляется на доске) .
- «Чтобы помочь Волшебнику Дели, нам нужно разделить целое на части
-  дом (крыша, труба, окна и т. д.)
- собаку (голова, туловище, лапы и т. д.)
- сооружения (дом, будка)
- посуду (миска глубокая и миска мелкая).
Волшебник спасён.
Помочь Волшебнику Хорошо – плохо мы можем, ответив на вопросы:
- Чем хорошо то, что собака сидит на привязи?
- А что огорчает её?
- Откуда берутся бродячие собаки?
- Что делать, если вы встретили бродячую собаку?
Получилось Волшебника спасли. Давайте попробуем поиграть:
Блок 5. Интеллектуальная разминка
- Ребята, давайте попробуем сделать щенка с помощью наших рук.
- У собаки острый носик,
- Есть и шёрстка, есть и хвостик.
(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).
Каких Волшебников теперь будем выручать?
- Чтобы помочь Волшебнику «Я слышу», надо назвать объекты, которые издают звуки.
Дети высказывают предположения, начиная со слов «Я слышу, как… (идет дождь, лает собака, шумит лес и т.д.
Волшебник освобождён.
- Спасая Волшебника «Я чувствую запах», дети перечисляют те объекты на картине, которые пахнут.
- Все Волшебники спасены! Ура! Давайте вместе порадуемся .
Блок 6. Резюме
- «Давайте мы ещё раз вернёмся к картине.
- Понравилась ли вам картина?
- О ком или о чём вам хочется рассказать? »
Волшебники благодарят детей, хвалят за то, что дети так много знают и умеют, такие дружные.
- Ребята, спасибо вам за активную работу.
 
Ссылки на источники
  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с
  2. Крохина И. Н. Адаптированные методы ТРИЗ-РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть 1). – URL: http:// festival.1 september.ru/articles/415279
  3. Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: учебно-методическое пособие. – Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2014. – 112 с.
  4. Занятия по обучению грамоте в ДО / авт.-сост. Л. А. Кулешова. – Воронеж, 2005.

Похожие публикации