Войти / Зарегистрироваться

Методы развития творческого мышления и творческих способностей обучающихся на уроках технологии на основе системы НФТМ-ТРИЗ

Получить свидетельство
Автор: Пирмамедова Рамиля Загидовна

Предмет «Технология» – это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета в школе созданы все условия: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т. е. те качества, без которых невозможно творчество. В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи:
- привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи;
- обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения,
- воспитание трудолюбия и культуры труда;
- развитие эстетического чувства и художественной инициативы.
Развитие творческих способностей учащихся на осуществляется, опираясь на принципы:
1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;
2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
3) принцип приоритета творческой деятельности;
4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.
В начале 80-х годов советские исследователи Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин поставили перед собой проблему, - какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
- умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
- умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
- умение находить и решать проблему;
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся и при изучении предмета «Технология».
Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Проект выполняется по определенному плану. Мы предлагаем подойти к каждому пункту проекта творчески.
Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включила подпункт «Фантазии от ……(имя девочки)». В нем учащиеся придумывают именно свои модели, рецепты и т. п.
В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» предлагается не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.
При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами.
На уроках используется различный уровень обучения, применяются дифференцированные задания.
Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели:
- низкий уровень обучения – фартук с простейшими элементами отделки;
- средний уровень – фартук с накладными карманами и отделкой;
- высокий уровень – фартук с изменением деталей (например, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т. п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т. д.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это только поддерживается.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математики, черчения и другие).
К каждой теме составляется учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы.
Примеры. При изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагается выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно нити ткань, а придумывают форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т. д.).
На занятиях используется и проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Фрагмент урока в 5-м классе (объяснение творческой работы).
  1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.
  2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего фартука, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.
  3. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) техническое моделирование; в) описание;
  4. Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.
  5. Мы ожидаем увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески.
Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.
В процессе работы создаются проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция - раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставим перед девочками проблему: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т. е. решать проблему.
При изучении раздела «Кулинария» формируются у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т. д. На данных уроках применяются элементы творчества. Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. На примере учителя, учащиеся придумывают свои варианты украшения блюд.
В течение прохождения кулинарных работ даётся девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.
Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяется практической работе, поощряется творческая инициатива, всячески поддерживаются даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Но новая образовательная парадигма требует новых целей образования, ориентированных на развитие личности, на формирование у нее креативных качеств, а это требует новых подходов, разработки новых дидактических принципов и корректировки традиционно существующих, разработки новых, адекватных новым целям, креативных инновационных педагогических технологий [2-3]. Международные педагогические исследования, проведенные по естественным наукам, показали, что в СССР (России) учащиеся обладают энциклопедическим объемом знаний, но в то же время имеют самые низкие показатели (по сравнению с другими странами, участвующими в эксперименте) по умению использовать эти знания в стандартных ситуациях и практически нулевые по решению нестандартных задач. Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. [1, 3], указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию. Достичь поставленных целей можно только системно и комплексно, т. е. интегративно. Одним из путей реализации интегративного подхода в школьном образовании является использование методов научного творчества в процессе обучения школьников различным предметам, что позволяет не учить предмету, а учить предметом [3].
Учебный процесс меняется и меняется схема познавательной деятельности школьников с репродуктивной (доминантной для традиционной школы) на схему поисковой познавательной деятельности.
Это не значит, что надо полностью отказаться от репродуктивного обучения. Просто его доля в обучении должна быть сведена к минимуму [2-3].
На новую схему перейти очень сложно. Для этого необходимо в содержание обучения ввести общеразвивающий цикл курсов по методологии творчества – науки о методах и приемах (хитрых, дерзких, неожиданных) решения творческих задач.
 
Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления. Кроме того, подача знаний должна быть такой, чтобы обеспечить их осмысление учащимися.
И поэтому кроме традиционных уроков, используются и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т. п. Все эти уроки по своей сути являются творческими уроками. Можно сказать, что они соответствуют урокам подлинно развивающим процесс обучения, т. е. являются креативными. Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом. Психологической сущностью данной креативной технологии обучения является планирование учебного процесса «от ученика». Выявить потребности позволяет как систематически организованная рефлексия – резюмирование процесса обучения и результатов, так и своевременное тестирование и привлечение учащихся к планированию учебной деятельности. Тип обучения, оказывающий влияние на развитие, формирует активные виды познавательной деятельности самих учащихся [2–3]. Овладение различными способами разных видов активной деятельности: размышлениями об удивительных предметах; действиями с головоломками; решением компьютерных пространственных задач – существенно обогащает развитие ученика. Каждый креативный урок представляется информационной картой, состоящей из восьми блоков [2–3].
1 блок. Блок мотивации.
2 блок. Содержательная часть программы.
3 блок. Психологическая разгрузка.
4 блок. Головоломки.
5 блок. Интеллектуальная разминка.
6 блок. Содержательная часть программы.
7 блок. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
8 блок. Резюме.
Конспект урока технологии, построенный по данной методологии и творческий проект ученицы 5 класса Маковий Анны прилагаются.
Конспект урока ФГОС второго поколения по предмету «Технология»
Технологическая карта. 5 класс.
Тема урока: Моделирование фартука.
Цель: Развитие творческого мышления и воображения через моделирование фартука.
Задачи:
Образовательные: ознакомление учащихся с понятием «моделирование», деталями фартука, правилами моделирования.
Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.
Планируемые результаты:
Таблица 1
 

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия.

участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

 

организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.

 
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, детали фартука, таблицы.
Источники информации:
Таблица 2
 

Для учителя

Для обучающихся

Методическая литература, сайты интернета

Учебник «Технология. Технологии ведения дома» Н. В. Синица, В. Д. Симоненко-М, «Вентана-Граф», 2012

 
Таблица 3
Описание этапов урока
 

Этап урока

Содержание и деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

УУД (универсальные учебные действия)

I. Организационный

1.Блок мотивации.

- приветствие

- проверка явки обучающихся

- проверка готовности обучающихся к уроку

настрой обучающихся на работу

Игровое упражнение. Минус дважды - три

Из букв, которые не повторяются дважды, составить название изделия.

о

ф

а

л

ц

л

у

 

 

ц

р

т

к

о

 

 

-   приветствуют учителя,

-   визуально контролируют свою готовность к уроку

-   рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

II.Повторение пройденного материала.

 

Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.

- Ой, я забыла из каких деталей состоит фартук?

- Спасибо, напомнили мне.

- - какая деталь фартука имеет форму квадрата?

- -олодцы!

-отвечают на вопросы,

-рассуждают,

-приводят

примеры

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

III.Изучение нового материала. Блок2.

Содержательная часть программы.

Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.

- Прошу вас организоваться в группы: с кем бы вы хотели вместе работать на уроке.

- Перед вами модели фартуков.

Посмотрите на них внимательно и найдите сходства и отличия и запишите их в таблицу, учитывая вопросы помощники

Мы видим модели совершенно разные.

- Скажите, а кто занимается созданием моделей одежды? Да, совершенно верно, модельеры - они создают модели одежды.

- Каких модельеров вы знаете? Я назову 2-х. В. Зайцев В. Юдашкин.

- А к следующему уроку вы подготовите сообщения о других.

Итак. Как вы думаете о чём же пойдёт речь на нашем уроке? Правильно, именно модельеры занимаются моделированием одежды и тема нашего урока моделирование фартука. (На доске записать тему)

В тетрадях записать определение: Моделирование-изменение выкройки в соответствии с выбранной моделью.

- Наш фартук состоит из каких частей?

- Сейчас, перед тем, как приступить к моделированию, каждая группа должна соотнести детали фартука.

Задание: из предложенных геометрических фигур, учитывая их формы создать фартук -приклеить5 в альбом. Обоснуйте почему так.

Молодцы, вы правильно соотнесли части фартука принципу моделирования.

- отвечают на

вопросы;

-выбирают

оптимальные

решения;

- фиксирова-ние темы

урока в тетрадь;

- наблюдение

и фиксация

наблюдаемых

процессов

(письменно и

устно).

Личностные: построение логических рассуждений

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные: планирование последовательных действий

 

IV.Физкультминутка

Блок3. Психологическая разминка.

Гимнастика для глаз: Сели прямо, удобно.

- Посмотрите направо, налево, вверх, вниз (вниз как можно глубже, чтобы увидеть пол) - 5 раз

- Оглянулись на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Представили, что сзади. Открыли глаза-5 раз.

- Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза-5 раз.

- Поставили ладошку перед глазами - посмотрели, отодвинули ладошку –посмотрели- убрали ладошку - 5 раз.

Выполняют

гимнастику

 

 

V.Практическая работа

Блок 4. Головоломки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерная интеллектуальная поддержка.

И так переходим к моделированию. Сначала отгадайте.     «Анаграммы».

  1. АЗОГОТКВА (Заготовка.)
  2. ИЕЕЛДЗИ (Изделие.)
  3. ОНБЛША (Шаблон.)
  4. ПЕРСНАТОК (Наперсток.)
  5. 5.             ЦЫНИНОЖ (Ножницы.)
  6. НОЛОКВО (Волокно.)
  7. ЫВАТКЧА (Вытачка.)
  8. КСАЛКДА (Складка.)
  9. ЕДОМРЕЬЛ (Модельер.)

Будем работать с ножницами, поэтому вспомним правила т/б.

Существует три способа моделирования:

1. Изменение геометрических форм и размеров деталей фартука

2. Применение отделки

3. Моделирование цветом.

Инструктаж по выполнению практической части.

Мы начнём с простого способа, а на следующих уроках разберём сложные.

Сегодня мы с вами находимся в доме моды п. Ченореченский и вы все модельеры,

пришли не на урок, а на рабочее место. Итак, приступаем к работе. Перед вами модели фартуков. Рассмотрим модель № 1 (фартук с частями под углом). (Показываю, объясняю, вместе моделируем)

Переходим к модели № 2. Уважаемые модельеры, ваша задача провести моделирование самостоятельно по инструкционным картам.

- формирование

безопасной

работы;

- выполнение практической работы с использованием

инструкционных карт.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях.

Коммуникатив-ные взаимодействовать с учителем группой.

VIБлок5. Интеллектуальная разминка.

Молодцы! Вижу, все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы.

(Работа в парах). Оценивают по предложенным критериям.

- Что вы захотели бы изменить? Добавить? Удалить?

.

- проводят

самооценку и

взаимооценку

работ;

- определяют

качество

выполненной

работы;

- рассказывают,

слушают;

 

 

 

 

Личностные: формирование эстетического вкуса.

Коммуникатив-ные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работы

VII.Закрепление материала.

Блок 6.Содержательная часть.

Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока, используя таблицу вопросов и терминов и спросим друг друга. Я начну. Хочу спросить Инну: Какие детали фартука мы моделировали на уроке? Спасибо, я удовлетворена ответом. Продолжает Полина.

Вы умницы. Тему урока усвоили. Мне очень понравилось работать сегодня с вами. И я, думаю, вас можно предложить в команду Вячеслава Зайцева или Валентина Юдашкина.

- рассуждают,

- отвечают на

вопросы,

 

 

VII.Резюме.

А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение

  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я научилась…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

 

 

IX.Домашнее задание

На этом урок закончим и запишем домашнее задание: найти сообщения о модельерах или пословицы, поговорки о труде.

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

 

Обучающиеся

слушают и

записывают

домашнее

задание в

дневниках.

 

Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
  2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – №9 (Сентябрь). – ART 12116. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL:http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
 

Похожие публикации