Войти / Зарегистрироваться

Методы ТРИЗ как инструменты развития познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии

Получить свидетельство
Автор: Медведева Зоя Григорьевна

В человеке заложены безграничные источники творчества.
Иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть.
 
Л. Н. Толстой
 
В XX веке возникает теория решения изобретательских задач ТРИЗ автора Г. С. Альтшуллера. Главная цель, которой ускорить поиск решения и отбросить ненужные варианты на начальном этапе.
Одним компонентом из составляющих ТРИЗ является информационный фонд, который представляет собой концентрированный опыт решения проблем с целью выхода сразу на определенные решения поставленных задач. Изобретателю-практику благодаря эффектам предоставленных информационным фондом ТРИЗ удобно использовать организационные знания. Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, развитие творческого воображения, развитие творческой личности. В ТРИЗ-педагогике рассматриваются различные подходы к каждому этапу урока. Становится понятно, что ТРИЗ – это не только возможность изобрести или решить задачу на уроке (что для такого предмета как география может привести к затруднению). Известно, что учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. ТРИЗ-педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру.
В статье предпринята попытка отразить пример разработки креативного урока географии по теме «Стороны горизонта, 6 класс «в виде блоков». Урок рассчитан на 1 академический час.
Каждый блок не случаен и несет определенную нагрузку, конечная цель которой формирование творческой, креативной личности.
Блок 1. Мотивация
Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности учащихся. Учитель может начать урок с таких слов: А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки. Узнайте сказку. (Будур подала магрибинцу кубок вина, в которое она подсыпала сонного порошка. Магрибинец выпил и сразу же уснул. Алладин вбежал и вытащил лампу из-за пазухи. Потер ее и сейчас же появился Маймун, раб лампы. «Что прикажешь хозяин?» – спросил Маймун. «Отнеси дворец на прежнее место!» – сказал Алладин. «А что сделать с ним»? – спросил Маймун, указывая на магрибинца. «А пусть идет на все четыре стороны», – ответил Алладин. Через мгновения дворец уже стоял напротив дворца султана. Султан встретил их, плача от радости.
Алладин долго и счастливо жил со своей Будур, султаном и с матерью.)
Учитель: Что же это за сказка? А о каких четырех сторонах идет речь? Правильно, стороны горизонта. Это тема нашего урока. Открываем тетради и записываем тему урока. Давайте с ними познакомимся
Блок 2. Содержательная часть-1
Найди ошибку в тексте. Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников – найти контраргументы
Учитель: Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта. С Московского аэропорта отправляются рейсы Москва – Сидней, Москва – Лондон, Москва – Рио-де-Жанейро, Москва – Каир. Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса? (Учащиеся записывают объект и сторону горизонта) После ответов учеников на экране обязательно должна появиться информация с правильным ответом.
Блок 3. Психологическая разгрузка
В структуре креативного урока важное место занимает отдых. Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья. Учитель предлагает учащимся; «Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу моря. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторить 2–3 раза)». Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств.
Блок 4. Головоломка
Главной целью головоломки, по мнению М. М. Зиновкиной, является развитие парадоксального мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. В качестве простейших головоломок могут быть использованы различные тематические ребусы:
Учитель: А теперь проверим вашу внимательность. Оставив, сверху 5 см в середине листа поставьте точку. От этой точки проведите линию:
- по азимуту 0 – 6 клеток и поставьте букву Г
- по азимуту 180 – 6 клеток и поставьте букву З
- по азимуту 90 – 6 клеток и поставьте букву Р
- по азимуту 270 – 6 клеток и поставьте букву Н
- по азимуту 45 – 1 клетку и поставьте букву О
- по азимуту 225 – 1 клетку и поставьте букву О
- по азимуту 135 – 1 клетку и поставьте букву И
- по азимуту 315 – 1 клетку и поставьте букву Т
Теперь соедините буквы по порядку, чтобы получилось слово, обозначающая видимую линию слияния части земной поверхности с небом. И если вы все сделали правильно, то у вас получится вот этот рисунок.
Блок 5. Интеллектуальная разминка
Одной из наиболее эффективных форм развития творческого мышления являются интеллектуальные разминки. Интеллектуальные разминки способствуют повышению интереса школьников к знаниям, развивают у детей нестандартное мышление. Детям предлагается; «Угадайте, что, кто быстрее, поиграем, приготовьтесь…» такие приемы мгновенно мобилизуют ребят, заставляют их прислушаться, пробуждают интерес.
Задание учащимся: назвать географические термины, относящиеся только к теме «План и карта». Кто больше назовет слов, тот и выиграл этот конкурс.
Интеллектуальная разминка необходима для того, чтобы подготовить к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации.
Блок 6. Содержательная часть
А теперь усложняем задачу и поиграем в игру «Географический лабиринт». Мы попали в сложный лабиринт. Чтобы выйти из лабиринта вы должны будете нарисовать свой путь в тетради. Оставив сверху 6 см., в середине листа поставьте точку. Не отрывая карандаш от тетради, выполните следующие мои действия. (Учащиеся рисуют в тетради, выполняя задание, находящееся на экране.)
Учитель: Ваш путь должен иметь следующий рисунок.
Поздравляю вас с успешным выходом из лабиринта. Те, которые не смогли сегодня выйти из лабиринта не расстраивайтесь, ваши товарищи наверняка вам помогут и не оставят вас в беде. Ведь для этого и нужны настоящие друзья. А дома еще раз выучите стороны горизонта и тогда, в следующий раз, все получится. Ну а те, которые смогли правильно пройти трудный путь, вы назначаетесь капитанами ваших кораблей и в доброе плаванье! А куда бы вы хотели отправиться в плаванье? А почему именно туда? Путешествие- это не просто. Океан может преподнести много сюрпризов. Он бывает то спокойный, то бушующий, то успокаивающий, то волнующий. 
Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море и злей бурлит.
И пена плещет о гранит-
То прянет, то отхлынет прочь.
Вот уж понемногу непогодь стихает;
Ветер с листьев воду веником сметает.
Тучки разлетелись, словно птицы в гнезда,
Бисером перловым высыпались звезды. 
Блок 7. Компьютерная игра
А теперь садимся к компьютерам и попробуйте найти информацию о месте вашего путешествия через Интернет.
Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки и др. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и др. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей. 
Блок 8
В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему. Проводится письменное анкетирование, что узнал ученик в этом путешествии. Учащиеся учатся объективно оценивать свои знания.
  1. На уроке я работал…
  2. Своей работой на уроке я…
  3. Урок для меня показался…
  4. За урок я…
  5. Мое настроение…
Программа ТРИЗ дает педагогам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Подводя итог данной работы, хочу заметить, что уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление. Наверно, никто не будет возражать против утверждения, что, если человек не может использовать законы и правила на практике, то он не знает этих законов и правил. Он может их процитировать, но не более. Поэтому для освоения правил ТРИЗ надо самостоятельно решать много задач. Важно показать ребенку полезность и нужность лично для него знания приемов мышления. Для этого приходится отслеживать процесс мышления ребенка, долго и терпеливо снимать старую доминанту (господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, который создает скрытую готовность к одному виду деятельности и позволяет другие виды деятельности) и выращивать новую доминанту. Этот процесс напоминает уход за саженцем.
Ребенок должен понимать, чему его учат, зачем это ему лично надо. К урокам географии составляю такие задачи, которые соответствуют склонностям и способностям детей. На таких уроках систематически тренируются различные аспекты творческих способностей: гипотетичность, вариативность, прогностичность.
 
Ссылки на источники
  1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., доп. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – С. 52.
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  3. Горев П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 112 с.
  4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm; Утёмов В. В. Развитие инновационного мышления учащихся посредством решения задач открытого типа // Концепт. – 2012. – № 12 (декабрь).

Похожие публикации