Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физической культуры по технологии НФТМ-ТРИЗ

Получить свидетельство
Автор: Маковий Наталья Анатольевна

Одно из условий современного содержания предмета физическая культура звучит так: физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению [1].
Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, а не только в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому физическая культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом жизни детей.
Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы и средства педагогической деятельности, при которых наша физическая культура оставалась бы в школьном образовании лишь как процесс физической подготовки и средство укрепления здоровья школьников. Решая традиционные задачи по формированию двигательных на­выков, воспитанию физических качеств и координационных способ­ностей, многие учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражне­ниями и урокам физической культуры. Поэтому вполне резонно возникают вопросы: Как сделать так, чтобы знания были разносторонними? Как мотивировать детей к получению знаний? Как увлечь детей? На эти вопросы может ответить ТРИЗ – технология.
Применение на уроках физической культуры технологии ТРИЗ, позволяет учителю создавать для школьников необычные, интересные задания. Выполняя эти задания, ученик вынужден искать новые, порой нестандартные, пути решения. Он сам добивается результатов, сам находит пути решения проблем. Таким образом, современные уроки физической культуры не только будут способствовать физическому становлению и развитию учащихся, но и восполнят дефицит интеллектуального развития учащихся на данных уроках. В этом случае я соглашусь с высказыванием С. Н. Труфанова «Движение – это путь не только к здоровью, но и к интеллекту».
Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом.
Программой предусматривается работа по кардинальному обновлению форм мышления через освоение инструментария ТРИЗ; перевод школьников на новые стадии интеллекта: от наглядно-действенного к словесно-логическому; от эмпирического к теоретическому диалектическому мышлению.
Психологической сущностью данной креативной технологии обучения является планирование учебного процесса «от ученика» [2].
Каждый креативный урок представляется информационной картой, состоящей из восьми блоков:
I. Мотивация («Встреча с чудом»).
II. Содержательная часть программного материала.
III. Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза).
IV. Головоломка.
V. Интеллектуальная разминка.
VI. Содержательная часть программного материала.
VII. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
VIII. Резюме. 
1. Блок мотивации
Очень важно начало урока. От того, как учитель начнёт урок, во многом будет зависеть не только ход урока, но и конечный результат. Поэтому для включения ребят в урок, необходимо создать необычную атмосферу: пробудить любопытство, вызвать удивление.
Пример. Урок по теме «Техника метания теннисного мяча».
На уроке появляются такие предметы (материалы, из которых изготовлялись первые мячи и материал для их заполнения): ткань, кожа, дерево, солома, мох, ореховая шелуха. У детей удивление: зачем эти предметы и что мы будем с ними делать? “Эффект пробуждения интереса достигнут.
Далее ребятам предлагается продолжить ряд материалов и набивки современных мячей; а также перечислить виды спорта, в которых необходим мяч. 
2. Блоки 2, 6. Содержательная часть программы курса. Содержательная часть направлена на развитие творческого воображения и фантазии учащихся и обеспечивает пропедевтику такой серьёзной науки, как теория решения изобретательских задач.
Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой и технической лёгкости. Эти способности должны получить положительную оценку других людей.
Возможности должны включать ранние опыты, располагающие ребёнка быть интеллектуально активным и заинтересованным в самостоятельном решении собственных проблем, в восприятии всего лучшего в окружающих, в восприятии себя как человека компетентного и уверенного. Именно на развитие данных качеств направлены содержание и методы организации обучения.
Индивидуальность может как способствовать усилению влияния первых двух факторов, так и затруднять формирование способностей [2].
Пример. Прочтите примеры текстов с описанием игр, выделите существенные признаки игры и составьте определение понятия. Разучите игру со своими одноклассниками.
3. Блок психологической разгрузки. В качестве разгрузки используются:
- дыхательная гимнастика;
- физические упражнения;
-  игры: спортивно-эмоциональные, танцы-импровизации, театрализация.
Психологические и физиологические исследования показывают тесную связь между напряжённой умственной и эмоциональной нагрузкой и напряжением скелетной мускулатуры.
Снижение психической напряжённости на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств [2].
Пример. Игра «Ассоциации». Под музыкальное сопровождение различного темпа и звучания разных музыкальных инструментов необходимо показать танцевальные движения животных, с которыми ассоциируется данная мелодия.
Пример. Комплекс упражнений с малым мячом.
- шаг левой ногой вперёд, руки с мячом вверх (затем с правой ногой);
- наклон вперёд с круговой передачей мяча за голенями (по часовой стрелке и против);
- перебрасывание мяча из одной руки в другую;
- жонглирование;
- махи ногами с подбрасыванием под ногой и ловлей мяча;
- наклоны вперёд: мяч положить на пол, принять и.п., затем наклон – мяч подобрать с пола;
- ходьба, прыжки с ударами мяча об пол.
Блок 4. Головоломки. Одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока в системе НФТМ-ТРИЗ является творческая деятельность учащихся с системой натуральных объектов – головоломок, в конструкции которых реализована остроумная изобретательская идея.
Головоломки представляют для школьника проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли. Система головоломок побуждает наблюдательность и любознательность, интерес ребёнка к исследовательской деятельности и, как следствие, интеллектуальную активность.
В решении головоломок удовлетворяется и извечная человеческая потребность в игре [2].
Пример. Метаграмма. Превратить МЯЧ в ГОЛ за 5 шагов.
 

М

Я

Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

О

Л

 
Ответ: мяч, меч, мел, мол, гол.
Пример. Чайнворд. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
1.Страна – основатель Олимпийских игр в древности.
2.Спортивный снаряд.
3.Спортивный снаряд в гимнастике.
4.Большое спортивное соревнование.
5.Олимпийский вид спорта..
6.Место, с которого начинается бег спортсмена.
 

1

 

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 
Ответ: Греция. Ядро. Обруч. Чемпионат. Теннис. Старт.
Пример. Игра «Нитки запутались». Дети берутся за руки. «Запутываются» (перекручиваются, пропускают руки под ногами, перекрещивают их). Ведущий должен распутать участников, не разрывая цепи рук.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Интеллектуальная разминка нацелена на включение ребёнка в творческую деятельность, т.е. на решение творческих заданий, решение которых не требует знаний, а побуждает ребёнка к созданию своего творческого продукта благодаря выдумке, смекалке.
Сюда входят задания на выдвижение гипотез, необычное использование объектов, поиск выхода из невероятных ситуаций, усовершенствование объекта, создание схемы на основе существующего образа.
Пример. Спортивные курьёзы:
А) Пунктуальная рассеянность. На летней Олимпиаде 1932 года венгерские стрелки потеряли верную золотую награду. Один из сильнейших стрелков – пистолетчиков этой страны и того времени Шимонфей после 29 выстрелов имел 290 очков! Однако его выдающийся результат не был засчитан. Почему? (Если детей заинтересует ответ на эту проблему, а он их обязательно заинтересует, то ответ следующий: стрелок ошибся и вёл огонь по чужой мишени)
Б) Спор с весами. Американский борец Майкл Фарина пережил несколько неприятных мгновений ещё до выхода на ковёр. Когда он поднялся на весы для контрольного взвешивания, моментально зажглась индикаторная лампочка: «Вес выше нормы!» Что сделал Майкл Фарина, чтобы лампочка погасла? (Ответ: Снял очки – лампа не погасла, тогда Фарина выплюнул жевательную резинку. Этого было достаточно)
Пример. Во время тренировок и игр футболисты часто получают удары и серьёзные травмы. Как можно защитить спортсменов от этих повреждений?
Пример. Предложите конструкцию лыж, на которых можно ездить по кочкам и даже канавам.
Для успешного решения проблемы рекомендуется составить рисунок или схему проблемной ситуации – лыжи и окружающей среды – кочки, канавы, прямые поверхности.
На первом этапе решения проблемы осуществляется мозговой штурм – учащимся предлагается выдвинуть гипотезы, используя для этого информацию, хранящуюся в памяти, и ассоциации на основе ответов своих товарищей. Ответы могут быть и из области фантастики, ибо критика запрещается. Фантастические ответы часто содержат в себе оригинальные идеи. После того как гипотезы учащихся на основе информации, взятой из памяти, иссякли, им предлагается ответить на контрольные вопросы:
1. Как по-новому применить систему, в которой возникла проблема? (Сделать лыжи из пластика, сделать лыжи из элементов, соединенных пружинами, надувные лыжи.)
2. Как упростить систему? (Сборные лыжи)
3. Как изменить систему? (Изменить материал, из которого изготовлены лыжи, структуру лыж.)
4. Что можно увеличить в системе? (Увеличить количество подвижных или мягких элементов в конструкции лыж.)
5. Что можно уменьшить в системе? (Уменьшить количество твердых и неподвижных элементов в конструкции лыж.)
6. Что можно заменить? (Твердый материал лыж на эластичный, жидкий, газообразный.)
7. Что можно перевернуть наоборот? (Твердый материал сделать мягким.)
8. Возможные комбинации элементов системы (комбинируются различные варианты ответов.) [3].
Блок 6. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления (КИП).
Пример. Составьте страницу энциклопедии о гимнастике с выделением существенных признаков этого вида спорта.
Пример. По итогам изучения раздела, используя компьютерные технологии, напишите реферат на одну из предложенных тем.
Пример. Просмотр учебных фильмов по технике выполнения различных упражнений с последующим обсуждением и демонстрацией собственных умений.
Пример. Создание творческого проекта «Олимпийские чемпионы Республики Коми»
Блок 8. Резюме. Резюме –связь учителя с детьми. Через систему вопросов учитель выявляет мнение ребят об уроке.
Пример.
- Вам понравился урок?
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало затруднения, а с чем вы справились легко?
- Что полезного узнали для себя?
Пример. Синквейн. Учитель просит составить пятистишье по итогу урока.
  1. Ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
  2. Два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  3. Три глагола, показывающих действие понятия.
  4. Короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
  5. Одно слово (существительное), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
(Например:
Урок.
Интересный, необычный.
Узнавать, думать, выполнять.
Мне понравилось …
Развитие.)
Завершая, хочется отметить, что на сегодняшний день перед каждым учителем стоит важная задача: воспитать творческую, активную и успешную личность. Для этого нужно создать такие условия на уроках физической культуры, при которых повышается мотивация учащихся, идёт максимальное развитие творческого потенциала и творческих способностей ребят. Именно эти требования удовлетворяет система НФТМ-ТРИЗ.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Просвещение.
  2. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 64054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64054.html – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
  3. Арзамасцева Л. Общая методика развивающего образования с применением ТРИЗ.

Похожие публикации