Войти / Зарегистрироваться

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы как основа творческого подхода к личности ученика

Получить свидетельство
Автор: Лазаренко Ольга Викторовна

Цель предлагаемой работы – показать, что именно подобный подход к организации учебного процесса делает уроки по-настоящему творческими и интересными и способствует раскрытию личностного потенциала ученика.
Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия
Современная жизнь требует от школьника многогранной личностной самореализации. Учебный процесс может помочь учащимся в их адаптации к запросам нового времени только в том случае, если будет сочетать в себе разные уровни подхода к формированию личности ребенка. В этом смысле направленность учебного процесса на сочетание личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных  учебных действий – единственно возможный способ помочь ученику сориентироваться в сложном социальном пространстве.
Особая роль в непростом процессе социальной адаптации, безусловно, принадлежит гуманитарным дисциплинам, в частности литературе. Предлагаемая статья – попытка показать, как интересно и разнопланово могут применяться принципы формирования личностных универсальных  учебных действий, регулятивных универсальных  учебных действий, познавательных универсальных  учебных действий, коммуникативных универсальных  учебных действий на уроках литературы, что в конечном итоге должно помочь учащимся найти пути как к полноценной личностной самореализации, так и к гармоническому сопряжению себя с социумом. Именно на подобное многогранное формирование личности школьника нацелен Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (1).
На уроках литературы перед учащимися встает задача работы со словом, обретающим  в художественном произведении необычную смысловую многогранность. На это явление художественной литературы указывал знаменитый лингвист Н.М.Шанский: «Сложен и многоцветен мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении. Но еще более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию художественного текста, получают особые эстетические функции, становятся фактами одного из самых действенных и специфических искусств – литературы»(2). Очевидно, что более глубоко постичь мир художественного слова на уроках литературы возможно только при условии ярко выраженной личностной, регулятивной, познавательной и коммуникативной мотивации учащегося, что в полной мере возможно только на основе того, что подобные навыки будут сформированы у школьника в ходе учебного процесса.
Типовые задачи по формированию УУД
Личностные УУД
Задание 1. «А судьи кто?»
Цель: сформировать у учащихся понимание того, что этические оценки должны быть основаны на многоуровневом анализе индивидуального поведения.
Возраст: 11-15лет.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащиеся делятся на три группы: «оправдывающие» героя, «обвиняющие» героя и стоящие «над схваткой». В качестве «обвиняемых» учителем предлагаются герои, нравственный облик которых лишен смысловой однозначности. Такими героями могут быть, например, Эраст («Бедная Лиза» Н.М.Карамзина), Фамусов («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Раскольников («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского).  Учащиеся  двух первых групп должны вынести «этический приговор» герою, аргументируя свою точку зрения, после чего стоящие «над схваткой» выбирают более убедительно обоснованную позицию. В конце учитель подводит итоги, делая акцент на важности морально-этических норм в жизни человека.
Задание 2. «Замени героя»
Цель: сформировать у учащихся стратегию поведения, основанную на этических нормах сочувствия и сострадания.
Возраст: 10-15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа.
Описание задания: перед учащимся ставится задача мысленно поставить себя на место «героя-помощника», цель которого – помочь принять правильное решение попавшему в беду. Выступая, например, от лица Герды (встреча с Каем в чертогах Снежной Королевы), Сони Мармеладовой (сцена признания Раскольникова в совершении убийства), Платона Каратаева (знакомство с Пьером, ставшим свидетелем расстрела пленных), ученики должны дать этическое обоснование своему совету. После этого идет коллективное обсуждение предложенного решения с точки зрения его соответствия морально-этическим нормам.
Регулятивные УУД
Задание 1. «За помощью к Далю»
Цель: сформировать у учащихся умение искать информацию в предложенных источниках и применять ее в соответствии с поставленными задачами.
Возраст: 12-15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа со статьей из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.
Описание задания: учитель предлагает учащимся статью из словаря Даля, содержание которой можно использовать для расшифровки «говорящих» фамилий. Например, в процессе изучения рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах» в качестве аналитической основы для объяснения символического смысла фамилий «Постников» и «Свиньин»  ученики находят необходимые им трактовки слов в  статьях «Постить» и «Свинья». По окончании этой работы ученики делятся своими информационными открытиями.
Задание 2. «Каждое слово – на своем месте».
Цель: сформировать у учащихся навыки взаимоконтроля с помощью совершения «преднамеренных ошибок».
Возраст: 11 -15 лет.
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: в классе анализируется лирическое произведение, при этом особый акцент в ходе работы делается на значении ключевых слов. Далее ученики разделяются учителем на две группы, после чего он зачитывает вслух только что пройденное стихотворение, заменяя ключевые слова произвольно выбранными или ставя их в неправильном порядке. В качестве примера возможны следующие замены в стихотворении А.С.Пушкина «Поэту»:
Поэт! Не дорожи любовию «всеобщей» (народной).
Восторженных «словес» (похвал) пройдет «мгновенный» (минутный) шум;
«Постигнешь» (Услышишь) суд «глупцов» (глупца) и смех толпы холодной:
Но ты останься «важен» (тверд), «бесстрастен» (спокоен) и угрюм.
Ты царь: «так будь» (живи) один. Дорогою «широкой» (свободной)
Иди, куда «зовет» (влечет) тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды «тяжелых» (любимых) дум,
Не требуя наград за подвиг благородный. 
Они в «тебе самом» (самом тебе). Ты «есть» (сам) свой «точный» (высший) суд;
Всех «лучше» (строже) оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, «внимательный» (взыскательный) художник? 
Доволен? Так пускай «народ» (толпа) его бранит
И плюет на алтарь, где «уж» (твой) огонь горит,
И в «милой» (детской) резвости колеблет твой треножник. 
Задача одной команды – найти как можно больше «ошибок» в прочитанном стихотворении и в каждом отдельном случае объяснить, как подобная замена изменяет подлинный смысл текста. Вторая команда оценивает работу первой по двум параметрам: объем замеченных ошибок и правильность обоснования искажения исходного замысла. Далее учитель комментирует работы обеих команд.
Познавательные УУД
Задание 1. «Расшифровать финал».
Цель: сформировать умение анализировать и обобщать, способность видеть причинно-следственные связи, воспринимать элемент как часть целого.
Возраст: 13-15 лет.
Форма выполнения: индивидуальная и групповая  работа.
Описание задания: на доске выписываются финальные предложения художественных произведений. В качестве примера могут быть взяты следующие фрагменты:
«Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна?» (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
«И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». (М,Горький «Челкаш»)
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша». (А.И.Солженицын «Матренин двор»)
Задача учащихся – подготовить небольшое устное выступление, в котором необходимо не только раскрыть непосредственный смысл предложенных фраз, но и дать объяснение тому, как финал связан с основной художественной идеей произведения, выразить его обобщающую функцию.
Задание 2. «Понять тайну подтекста».
Цель: сформировать у учащихся умение выстраивать алгоритм познавательных действий, соотносить цель с выбором определенных действий по ее достижению, обнаруживать в тексте информацию, позволяющую найти ответ на поставленный вопрос.
Возраст: 11 – 15 лет.
Форма выполнения: индивидуальная работа.
Описание задания: учащимся предлагается лирическое произведение, и ставится задача найти использованные автором художественные приемы и в каждом конкретном случае объяснить их функцию в раскрытии авторского замысла. Например, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» необходимо найти примеры олицетворения, инверсии, анафоры, эпитетов, метафор, аллитерации, ассонанса, антитез. По окончании  самостоятельной работы ученики по очереди выходят к доске и записывают свои аналитические наблюдения по следующей схеме: название художественного приема – пример художественного приема  - функция художественного приема. Это может выглядеть следующим образом: инверсия – «белеет парус одинокой» - прилагательное стоит после определяемого слова, так как благодаря этому делается акцент на теме одиночества.
Коммуникативные УУД
Задание 1. «Найти точное слово».
Цель: сформировать умение воспринимать чужую точку зрения, представление о возможности разных подходов к оценке того или иного явления, способность убеждать, аргументировать, делать свою точку зрения понятной окружающим.
Возраст: 9 – 12 лет.
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа.
Описание задания: учитель пишет на доске имя литературного героя, и каждый из учеников должен выйти к доске и записать определение, содержащее в себе характеристику героя, обязательно обосновав свой выбор опорой на один или несколько эпизодов из текста. Например, в качестве характеристики Жилина («Кавказский пленник» Л.Н. Толстого) могут быть использованы определения «стожильный», «открытый», «выносливый», «честный», «стойкий» и др., подтверждаемые различными моментами пребывания героя в плену. После того как ученик записал на доске придуманное им определение и дал текстуальное обоснование своей точке зрения, в классе возникает обсуждение, ведущееся по двум направлениям: насколько правильна была выбрана характеристика персонажа и насколько точно выбранный из текста эпизод ее подтверждает. В процессе подобного обсуждения возникает дискуссия.
Задание 2. «Закончить тезис».
Цель: освоение правил и навыков аргументированного ведения дискуссий, формирование опыта совместной деятельности, умения учитывать мнение каждого члена группы и вырабатывать общее решение, оказывать помощь другому человеку в нахождении подкрепляющих ту или иную точку зрения аргументов.
Возраст: 13 – 15 лет.
Форма выполнения: работа в группе.
Описание задания: учитель пишет на доске начало тезиса, например: «В русской литературе героями-победителями оказываются те, кто…». Учащиеся делятся на 3 – 4 группы, каждая из которых должна после коллективного обсуждения предложить свое завершение тезиса. Один из представителей группы дописывает тезис на доске, несколько человек из группы по очереди объясняют свою позицию, приводя аргументы из литературных произведений. Например, «В русской литературе героями-победителями оказываются те, кто следует законам чести» (Петр Гринев – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, Алексей Турбин – «Белая гвардия» М.А.Булгакова, Николай Плужников – «В списках не значился» Б.Л.Васильева).  После этого происходит дискуссия, в ходе которой обсуждается убедительность каждого из заявленных тезисов.
Очевидно, что только последовательная ориентация образовательного процесса на формирование у учащихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных навыков позволит превратить школьные уроки в своеобразные «уроки жизни», способные дать ученику важный опыт личностной самореализации и вхождения в социум.
 
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) //Официальные документы в образовании. – 2011. - №8. – С. 9-35.
2. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. – 2002. – С.7.

Похожие публикации