«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи
Главная цель педагогической технологии развития критического мышления («критика» – оценка, разбор, обсуждение) – развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Использование ТРКМ на уроке истории позволяет рассматривать проблемы с разных точек зрения, устанавливать связи между явлениями, строить логические выводы, прогнозы, формирует коммуникативную культуру, навыки самостоятельной работы с информацией, развивает способности к самооценке, умению планировать свою образовательную деятельность.
Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Эдвард Де Боно решил разделить все процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика "Шесть шляп мышления" позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.
Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.
Преимущества
- Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
- Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
- Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
- Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
- Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
- Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
- Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.
Использование данного метода уроке истории развивает у обучающихся способность структурировать информацию. В основе его метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов - эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.
Для учащихся 11 класса это является важным. Ведь при изучении истории в 11 классе на первый план выступает анализ исторических ситуаций и выявление причинно-следственных связей, проблемный подход к изучению материала.
Я предлагаю проект урока истории в 11 классе по теме: «Третьиюньская монархия. Столыпинский бонапартизм.»
В соответствии с ТРКМ урок состоит из 3 стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
На первой стадии решалась задача «вызвать» уже имеющиеся знания, обратиться к личному опыту учащихся, что является серьезным мотивирующим и активизирующим фактором для работы в стадии осмысления нового материала, была названа тема и поставлена цель урока.
На стадии «Осмысления», которая является основной частью урока, шла непосредственная работа с информацией.
Метод «Шесть шляп мышления» позволили сохранить активность учащихся, структуировать процессы мышления.
Таким образом, на этом этапе решались познавательная задача и развивающая задача формирование навыков самостоятельной работы, с источниками информации.
Работа по группам «Исторические шляпы».
Учитель раздает группам изображение шляпы определенного цвета: белую, желтую, черную, красную и синюю и объясняет смысл каждого цвета и работу группы с ним.
Белая – шляпа объективного наблюдателя.
Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок.
Желтая – шляпа оптимиста.
Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме.
Черная – шляпа пессимиста.
Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на данном историческом этапе.
Красная – шляпа эмоционального участника.
Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали представители тех социальных групп, которых затрагивали проводимые преобразования.
Синяя шляпа – шляпа философа.
Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: Чем объясняется «счастливая судьба» III Государственной Думы?
Приложение
Документ 1
Из указа Николая II Правительствующему Сенату (9 ноября 1906 г.):
Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли <...>
В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет <...> за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании <...> Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли <...> предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный срок со дня подачи заявления указать участки, поступающие <...> в собственность <...> домохозяина. Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству подавшего заявление домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником <...>
Каждый домохозяин <...> имеет право <...> требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.
Документ 2
Из речи П. А. Столыпина в Государственной думе 10 мая 1907 г.
«Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим местным социал-демократическим присутственным местом, — что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух. Ею бы стали пользоваться, да, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, — этого никто не стал бы делать. Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена. Каждый гражданин — а между ними всегда были и будут тунеядцы — будет знать, что он имеет право заявить о желании получить землю, приложить свой труд к земле, затем, когда занятие это ему надоест, бросить ее и пойти опять бродить по белу свету. Все будет сравнено, — приравнять всех можно только к низшему уровню. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравнять к трудоспособному. Вследствие этого культурный уровень понизится. Добрый хозяин, хозяин-изобретатель — самою силою вещей будет лишен возможности приложить свои знания к земле.
...Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии народной свободы, т. е. полуэкспроприация, полунационализация в конечном выводе, по нашему мнению, приведет к тем же результатам, как и предложения левых партий. Где же выход? ...Но прежде чем говорить о способах, нужно ясно представить себе цель, а цель правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода.
Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, т. е. деньгами.
...Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этот вопрос нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций.
Вам нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ!»
Документ 3
Земельная реформа 1906 г. глазами французского экономического обозревателя Эдмонда Тери
1914 г.
Император Николай II указом от 30 мая 1905 года создал особый совет по укреплению крестьянского землевладения. В конце первого отчета совета говорилось, что необходимо облегчить для крестьян приобретение в личное владение тех участков, которые составляют их наделы, и что в этом совет видит цель своей работы. И царь собственной рукой написал на отчете, что это главная задача, которую предстоит разрешить.
Исполняя волю государя, правительство приступило к действиям, выделив 2 основные задачи:
1) обеспечить каждому крестьянину частное владение участками, закрепленными за ним миром, при одновременном объединении этих участков в единое хозяйство, и способствовать оному в приобретении земель, не относящихся к наделу;
2) создать на местах обеспеченные необходимыми техническими средствами учреждения, специально ответственные за размежевание, за развитие и совершенствование сельскохозяйственных орудий и за практический инструктаж сельского населения, затрагиваемого проектируемой реформой.
Среди мер первостепенной важности наиболее значительной была отмена манифестом 3 ноября 1905 года выкупных платежей за те наделы, которые крестьяне получили в 1861 году.
Это сокращало государственный доход приблизительно на 80 млн. рублей.
Указом 4 марта 1906 года были созданы губернские и уездные землеустроительные комиссии, ответственные за подготовку деталей реформы и за решение всех частных трудностей, которые могли быть встречены при ее проведении в различных районах империи.
Выбор города или села, где создавались землеустроительные комиссии, ложился на Комиссию по землеустройству, созданную указом 23 апреля того же года. С 1906 года Комиссия организовала 188 уездных землеустроительных комиссий в 33 губерниях.
В дальнейшем комиссии действовали во всех уездах, где требовались работы по землеустройству, так что к 1 января 1912 года они существовали в 452 уездах, входящих в 47 из 50 губерний европейской части России.
3 прибалтийские губернии, где аграрная реформа проводилась на других основаниях, не нуждались в содействии землеустроительных комиссий.
Одновременно с организацией землеустроительных комиссий были введены другие меры, позволявшие крестьянам улучшать обработку земли и покупать землю сверх наделов. В течение многих лет с этой целью работал созданный в 1882 году Крестьянский банк, предоставляя крестьянам льготные ссуды для покупки земель у частных лиц. В 1895 году банк получил право приобретения частных владений для перепродажи крестьянам в виде небольших участков; наконец, указами от 3 ноября 1905 года и 14 октября 1906 года были одновременно расширены его функции и улучшены в пользу крестьян общие условия займов и ссуд.
Но не следует воображать, что благодаря этим установлениям, закрепленным указом от 9 ноября 1906 года и законом от 14 июня 1910 года, крестьянин, ставший частным владельцем, мог как угодно распоряжаться приобретенной таким образом землей. Он мог продать землю только другому крестьянину, заложить только Крестьянскому банку и в этом случае был обязан полностью использовать ранее полученную ссуду на покупку новых или на улучшение уже принадлежащих ему земель.
Наконец, во избежание риска скупки земель иными спекулянтами тем же законом от 14 июня 1910 года установлено, что никто не может приобрести слишком большое количество земли и что одна семья имеет право на приобретение максимально тридцати крестьянских участков.
Впрочем, российское правительство не удовольствовалось одним лишь облегчением превращения общинной собственности в единоличную, оно также предоставило крестьянам материальную поддержку и содействовало повышению сельскохозяйственной культуры, формируя кадры агрономов, инструктирующих крестьян и помогающих им в улучшении обработки земли.
Государственная инициатива проявилась также в создании образцовых хозяйств, распространившихся теперь по всем губерниям, машинных депо и складов усовершенствованных земледельческих орудий, в улучшении качества скота и т.п.
Последствия этих мер, дополняющих Великую реформу 1861 года, уже очень значительны.
Что касается, например, сельскохозяйственного обучения, то из объяснительной записки к росписи бюджета на 1913 год, представленной министром финансов и председателем Государственного совета графом Коковцевым, следует, что количество учащихся сельскохозяйственных училищ составило в 1911 году 15 тыс. против 9 300 в 1907 году и что количество закончивших эти училища превышает 2 тыс. в год. Сверх того, более 300 тыс. крестьян проходят практические курсы по сельскому хозяйству.
Прогресс в сельском производстве проявляется на всех уровнях, от самого большого хозяйства до самого маленького. Например, импорт сельскохозяйственных машин и инструментов, который не превышал в 1906 году 20 700 тыс. рублей, достиг в 1911 году 57 000 тыс. рублей, и в то же время отечественное производство тех же самых машин и инструментов более чем утроилось между 1906 и 1911 годами, составив в сем последнем сумму в 61 500 тыс. рублей.
Количество сельскохозяйственных обществ также более чем утроилось между 1906 и 1911 годами, поднявшись в сем последнем до 3700 против 1000 в 1906 году.
В 1909 году сельскохозяйственных кооперативов, которые занимаются сбытом продукции, поставкой необходимых промышленных товаров, а также распространением сельскохозяйственных машин, было около сотни, в течение трех последних лет их создано 703.
Тер и Э. Россия в 1914 г. Экономический обзор. — Париж, 1986. — С. 28—31.
Документ 4
«Эффективность аграрной реформы П. Столыпина неоднозначно оценивается историками. К положительным моментам, несомненно, можно отнести попытку уничтожить такой архаичный институт, как община; политику переселения крестьян, ликвидацию многих ограничений на их передвижение, избрание места жительства, вида занятий; размежевание запутанного землевладения соседствующих деревень. Негативными моментами можно назвать форсированное насаждение хуторов и отрубов... без учета местных условий...
Несмотря на различные точки зрения, большинство историков сходятся на том, что вопреки многим положительным моментам реформа все же не удалась: не уничтожила общины, не создала внушительный слой «сильных» хозяев, который составил лишь 4—5% сельского населения. Причинами неудачи называются многие факторы экономического и политического характера, хотя кроме них существовали и чисто психологические. Основной порок помещичьего землевладения... заключается даже не в крестьянском малоземелье и безземелье, а в том, что оно непомерным грузом давило на психологию мужика, приучало к сознанию своей второстепенности, сковывало его предприимчивость, примиряло с бесправным положением, одним словом, культивировало психологию батрака, а не хозяина (фермера)...
Кроме того, реформу готовили люди, недостаточно знавшие русскую деревню. Сам Столыпин увлекся идеей перестройки России по западному образцу. Главный теоретик по землеустройству А. А. Кофод (по происхождению датчанин) долгое время жил в Псковской губернии, однако, даже изучив русскую деревню, не смог постичь психологию русского крестьянства...
Основная идея реформы, состоящая в индивидуализации землевладения в России, — прогрессивная. Понятно, что осуществление этой идеи было делом совсем не простым... Если говорить о столыпинской аграрной реформе как об аграрной революции, то она не удалась... Если же рассматривать ее как первый шаг в эволюционной перестройке русской деревни, то нельзя отрицать прогрессивности этой реформы и смелости человека, сделавшего этот решительный шаг».
(Лобанова Е. В. Петр Столыпин: эволюция экономических взглядов // Экономическая история.
Реформы и реформаторы. М., 1995. С. 28—31.)
Документ 5
«Составной частью аграрной реформы П. А. Столыпина являлась переселенческая политика. Правительство установило многочисленные льготы для пожелавших переселиться на новые места: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на пять лет, беспроцентные ссуды в размере от 100 рублей до 400 рублей на крестьянский двор. В пути переселенцам должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь... За 10 лет в Сибирь переселилось 3,1 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в два раза. Сибирь поставляла на внутренний и зарубежный рынок 800 тыс. тонн зерна.
Впечатляющие успехи не могли заслонить трудности. Проезд по железным дорогам был организован плохо. Сотни людей гибли во время тяжелого пути. Суровые условия Сибири требовали напряжения всех сил. Сибирские газеты писали: «Каждый клочок пахотной земли полит кровью и потом переселенца, каждое обнаженное и осушенное болото отмечено новыми крестами на поселковых кладбищах. Смертность и заболеваемость среди переселенцев очень высока. Тайга за каждую пядь земли требует жертв...»
Переселенцам не всегда удавалось освоить новые приемы земледелия. Калужский крестьянин так описывал разочарование своих земляков на Иртыше, когда засеянные по всем среднерусским правилам поля не дали урожая: «Ради чего лишились они всего имущества на родине, которое собирали годами, ради чего потратили все деньги, вырученные за имущество, на дальнюю дорогу и ради чего терпели они столько мучений и страшную опасность? И горько плакали здесь женщины и много насулили нехорошего всем тем, по милости которых они попали в эту сторону».
(Наше Отечество. Опыт политической истории.
М., 1991. Ч. 1. С. 242—243.) ему начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки?
На 3 стадии рефлексия (размышление) происходило осмысление учащимися своей деятельность на уроке.
Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать?
Можно рассказать притчу.
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял
жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Через несколько лет братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.
Меняйте шляпы, уважаемые коллеги!