Одной из основных задач современного образования является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Сегодня важно не только научить предметным знаниям, но и научить школьника использовать эти предметные знания в различных жизненных ситуациях. Важно вооружить ученика универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться.
Литература содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.
Внесение элементов новизны в учебный процесс при изучении и анализе художественного произведения на уроках литературы способствует достижению целей, ориентированных на высокий предметный результат, на формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
Типовое задание 1. Работа с ассоциациями.
Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить эту картину.
Итак, зима, ночь, полнолуние. Коротко опишите картину, которую вы представили.
На зарисовку-ассоциацию отводится около трех минут. После этого дети читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.
Типовое задание 2. Прослушивание музыкального произведения.
На уроке литературы в 5 классе при изучении сказки Жорж Санд «О чем говорят цветы» можно использовать классические музыкальные произведения с целью повышения интереса к музыке, искусству, стремления к прекрасному; чтобы создать соответствующее настроение перед прочтением сказки.
Нужно обладать фантазией и слухом, чтобы услышать разговор цветов. Жорж Санд очень любила музыку. Особенно она восхищалась произведениями Фредерика Шопена. Она говорила, что одно его произведение стоит всех ее романов. Давайте послушаем его музыку и ответим на вопросы:
- Какая по настроению эта музыка?
- Какое время года вы представляете, слушая музыку?
Учитель включает «Весенний вальс» Ф. Шопена, а ученики письменно отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: Какое время года, по-вашему, изобразил Шопен?
Ученики: Весну (аргументируют).
Учитель: Какая по настроению эта музыка?
Ученики: Немного грустная, но потом становится оптимистичнее и радостнее.
Регулятивные универсальные учебные действия
Типовое задание 1. Составление толкового словарика незнакомых слов из древнерусских летописей.
Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной. Данное задание формирует и познавательные УУД.
Затворилась Ольга в Киеве – приказала закрыть, затворить ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды – не могли больше терпеть голод и жажду.
Ладья – большая лодка.
Тужить – горевать.
Стан печенегов – походный лагерь печенегов.
Дружина – отряд войнов на службе у князя.
Воевода – предводитель дружины.
Княжичи – дети князя.
Умчим – быстро перевезем.
Я муж его (князя) – я служу князю.
Пришел в сторожах – возглавил передовой отряд.
Отчина – владение, которое досталось по наследству от отца.
Сокрушался – сильно печалился.
Прогнал печенегов в поле – прогнал печенегов в степи, в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.
Типовое задание 2. Составление электронного альбома.
После изучения каждого блока литературы пятиклассники под руководством учителя составляют электронный альбом или презентацию. Учитель помогает подбирать материал на заданную тему, правильно его оформить, ведь ученики 5 класса еще не достаточно самостоятельны.
Темы электронных альбомов:
«Сюжеты и герои русских летописей»
«М.В.Ломоносов – великий россиянин»
«Художники – иллюстраторы сказок»
«Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях»
«События и герои сказок А.С.Пушкина в книжной графике»
«Сказка «Черная курица, или Подземные жители» в иллюстрациях»
«Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях»
«Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»»
«Стихи С.А.Есенина в наших иллюстрациях» и др.
Познавательные универсальные учебные действия
Типовое задание1. Составление таблицы.
Важно, чтобы дети представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию, в которой находятся друг по отношению к другу рассказчик и слушатели. Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется.
На доске и в тетрадях можно нарисовать следующую таблицу. Сначала заполним в ней первую строку, затем будем заполнять ее по ходу анализа (стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге»).
Часть
|
Содержание
|
Рассказчик
|
Слушатели
|
1
|
Встреча охотника с крестьянскими детьми
|
Охотник
|
Друзья, гости
|
2
|
Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом
|
Журналист, публицист
|
Читатель из дворян, из общества образованных людей
|
3
|
Обращение к крестьянским детям
|
Гражданин, который думает о будущем народа
|
Крестьянские дети
|
4
|
Встреча охотника с крестьянскими детьми
|
Охотник
|
Друзья, гости
|
Составление сравнительной таблицы (произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.
Вариант таблицы
Качество
|
Жилин
|
Костылин
|
1. Смысл фамилии
|
Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами
|
Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
|
2. Внешность
|
«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»
|
«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
|
3. Предусмотрительность
|
«— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
|
|
4. Отношение к лошади
|
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...»
|
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
|
5. Храбрость — трусость
|
«— ...Не дамся же живой...» «— ...С ними что робеть, то хуже»
|
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху»
|
6. Поведение в плену
|
«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»
|
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
|
7. Мнение татар о пленниках
|
«Джигит»
|
«Смирный»
|
8. Наблюдательность, любознательность
|
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»
|
|
9. Выносливость, мужество
|
«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»
|
«Костылин все отстает и охает»
|
10. Верность, преданность
|
«...не годится товарища бросать»
|
Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади
|
Типовое задание 2. Составление цитатного плана.
Обучаем пятиклассников составлять план. Чтобы пересказать текст с соблюдением стилистических особенностей, лучше всего опираться на цитатный план.
Цитата — точная выдержка из какого-нибудь текста.
Объясним, что цитата заключается в кавычки. Если берется отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие в конце; если берем отрывок не с начала, то ставим многоточие и начинаем со строчной буквы. Эти правила надо подробно объяснить детям, чтобы потом избежать переучивания.
Пример цитатного плана (стихотворение Н.А.Некрасова «На Волге»)
1. «Я рос, как многие, в глуши...» 2. «О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет». 3. «Но вдруг я стоны услыхал...» 4. «О Волга!.. колыбель моя!» 5. «Я этих слов понять не мог, Но тот, который их сказал, Угрюмый, тихий и больной, С тех пор меня не покидал!» 6. «...Лишь поздно вечером домой Я воротился». 7. «Я не узнал реки родной...» 8. «...И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..» 9. «Унылый, сумрачный бурлак!»
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
Типовое задание 1. Словесное рисование.
Словесное рисование – один из методических приемов творческого чтения, заключающихся в создании словесных картин на основе прочитанного художественного текста, а также личных наблюдений людей и впечатлений детей.
Задача читателя – представить себе словесные картины как можно лучше к замыслу.
Так, например, при изучении произведения Н.В. Гоголя «Заколдованное место» можно использовать данный вид работы.
Как вы представляете себе «заколдованное место»?
Ответ может быть таким: «Мне заколдованное место представляется немного иначе. Слева нависает огромная темная скала, справа - провал, туда летят камни. В центре из-за скалы выглядывает „мерзостная рожа“ с красными глазами, высунула красный язык и дразнит деда. Дед по сравнению с этой харей маленький и испуганный».
Еще пример:
Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы? Устно опишите одну из иллюстраций.
Если рисовать картины боев Ивана — крестьянского сына, то они будут очень мрачными, зловещими. Ночь. Луны и звезд нет. Только вдалеке светится окошко в избушке, где спят братья. На небе тучи, дует ветер. Вспыхивают молнии. В свете молний блестит меч Ивана и летят искры из отрубленных голов чуда-юда. Свистит чудо-юдо, и сверкает его огненный палец.
Типовое задание 2. Сочинение-миниатюра.
Завершая работу над анализом рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы», дадим задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах.
Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо…»
Задача ребенка – постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011, 48 с.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. – М.: Просвещение, 2005.
- Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл. / О.А. Еременко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.