Проблема возрождения духовных основ бытия российского общества в настоящее время очень актуальна и значима. Данная проблема меня заинтересовала несколько лет назад, и вот уже в течение 7 лет организую работу по краеведению в нашем ДОУ. Задачами работы являются:
- знакомить дошкольников с историей русского народа, бытом, обычаями, фольклором;
- обогащать речь детей разными меткими выражениями малых форм русского фольклора;
- воспитывать патриотические чувства, основы духовности, стимулировать связи между поколениями.
В целях систематизации работы по краеведению мною была разработана модифицированная программа «Посиделки».
В рамках реализации данной программы в ДОУ создан мини-музей. Были собраны экспонаты. В их сборе участвовал весь коллектив, а так же родители воспитанников.
В рамках реализации данной программы в ДОУ создан мини-музей. Были собраны экспонаты. В их сборе участвовал весь коллектив, а так же родители воспитанников.
В «горнице» расположены предметы старинного быта, старинные игрушки, орудия труда. Самое трудное было заставить их «разговаривать» с детьми понятным для них языком. Эта задача решается разными способами. Один из них лежит в основе музейной педагогики – внутри каждой экспозиции, ребенок может познакомиться не только глазами, но и руками (потрогать, померить). Для маленьких детей это особенно важно, так как мир прошлого для них открывается не через пассивное «видение», а через активное «делание».
С неподдельным интересом рассматривают дети предметы быта своих бабушек и прабабушек: чугунок, коромысло, пряху, лампу керосиновую, деревянные ложки.… Задают вопросы, ведь многие предметы они никогда не видели в своей жизни и даже не слышали про них. А слова эти встречаются в сказках: «Стала девочка кудель прясть» - звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель? И что значит прясть? «Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз и засунул ее в печь, а устьице задвижкой закрыл…» На какую лопату? На садовую, что ли? А зачем вообще садиться на лопату? Вот такие вопросы дети задают? И я должна предполагать, что дети зададут их, поэтому собрала большой словарик старинных слов, которые помогают мне ответить ребенку на его вопросы. На «посиделках» многие старинные вещи научились «говорить» понятным и интересным для дошкольников языком.
В мини-музее проводятся все занятия по данному направлению.
Сама атмосфера мини-музея, окружение старинных предметов создают условия для формирования у детей чувства принадлежности к прошлому, патриотических чувств, любознательности.
Сама атмосфера мини-музея, окружение старинных предметов создают условия для формирования у детей чувства принадлежности к прошлому, патриотических чувств, любознательности.
Обязательным условием проведения занятия является внешний вид самих детей и воспитателя, поэтому на посиделках мы надеваем сарафаны и рубашки. Дети с восторгом рассматривают наряды, расспрашивают о них. Поэтому у нас зародилась идея в дальнейшем включить в занятия, изготовление детьми элементов костюмов, будем учить деток вышивать, вязать, расписывать игрушки.
В мини-музее проводятся праздники и развлечения: «Рождественские колядки», «Пасха», Троица и т.д. Здесь проходит таинство знакомства детей с фольклором: играми, танцами, хороводами, потешками, приметами, загадками и т.д. С азартом, визгами и криками восторга дети играют в подвижные народные игры:«Ручеек», «Репка»…Притопывают в такт русских народных песен.
Наблюдая за детьми, вижу, как часто после таких занятий они переносят народные игры, потешки, припевки в свою игру. И это радует. Помимо предметов старины в нашем музее оформлен «красный угол» с иконами, а под ним, как положено, поставили большой стол, накрытый вышитой скатертью, на нем самовар. При знакомстве с «красным углом» дети замолкают, притихают. А потом садятся за стол и рассказывают о себе, семье, проблемах, как положено за чашкой чая, с вкусными баранками. Экспонаты музея используются при постановке спектаклей: «Пасха», «Рождество».
На занятия и развлечения в музее мы привлекаем родителей, педагогов, сверстников. И как ритуал в таких совместных занятиях – совместная трудовая деятельность взрослых и детей. Например, при праздновании встречи жаворонков мы пригласили родителей, которые учили замешивать тесто для жаворонков, вырезать их из теста. А пока жаворонки пеклись, взрослые и дети вместе пели заклички для весны и птиц, отгадывали загадки, играли в подвижные игры. Такая форма проведения совместных праздников имеет большое воспитательное значение, а атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – бабушке, дедушке, маме, папе. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Многие впечатления еще неосознанны им глубоко, но пропущены через чувства, восприятие, и играют большую роль при формировании личности ребенка. Моя задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные и важные для него.
Работа краеведческого музея дополняется другими формами работы с детьми:
- Знакомство с интересными людьми села, умельцами.
- Экскурсии по улицам села «Достопримечательности села и района»
- Составление фотоальбомов по следам экскурсии
- Составление семейного дерева
Хочу остановиться на последней форме работы. Дети очень заинтересовались прошлым своей семьи, принесли старые семейные фотографии различных годов. Надо было видеть, с каким интересом дети рассматривали пожелтевшие фото конца 19 века, фото военных времен, свадебные фотографии разных годов. Эта работа подтолкнула многих родителей рассказать своим детям об их предках и смастерить семейное дерево. Думается, что продолжение работы с детьми в семье и есть залог успеха всей моей деятельности.
Семейное дерево