"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой
минимальной степени, становится другим,
чем ребенок, подражающий действиям других"
Б.Астафьев
Условия возникновения опыта
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках Федеральных государственных требований и ФГОС дошкольного образования, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
Актуальность опыта.
Работа в условиях Федеральных государственных требований к дошкольному образованию и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с №3 «Сказка» п. Восточный, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», предъявляет требования к освоению детьми направления «Художественно-эстетического развития», в области «художественное творчество», в которой раздел «художественный труд» практически не раскрыт, поэтому возникла необходимость раскрыть этот раздел, а также расширить и углубить умения воспитанников в этой области.
Ведущая педагогическая идея опыта
В основу педагогического опыта заложено положение академика Н.Н.Поддъякова о поэтапности развития детского творчества:
1. Свободное экспериментирование с материалом.
2. Проблемное обучение (по образцу, по условию).
3. Конструирование по замыслу.
Теоретическую основу составили следующие труды:
- концепция деятельностного подхода (работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна)
- идея развивающего обучения (Л.С. Выготский);
- положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
- теория игры (представлена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др.);
Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготского, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Казаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комаровой, О.Ю. Зыряновой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. Авторы данных трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий.
В своей работе опирались на методические разработки Ю.В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», Ю.В. Рузановой «Образовательная область «Художественное творчество»», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии создания детских работ, что привело к разработке парциальной программы «Мастерилка» к образовательной области «Художественное творчество» в направлении «Художественно-эстетическое развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с «Снежинка» п.Восточный.
Технология опыта.
Цель педагогической деятельности – развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественного труда.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующие развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественного труда.
4. Формировать у детей позицию художника - творца, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.
5. Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии.
6. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.
7. Анализировать результаты педагогической деятельности.
Достижение цели осуществлялось по двум направлениям:
1. Проведение специально организованного обучения, которое включает в себя:
- Обучение способам работы с материалами и инструментами, реализуется в совместной деятельности, в которой участвуют все желающие.
- Помощь в осознании ребёнком результата своей работы, которая осуществляется через индивидуальное общение с ребёнком.
2. Создание условий для самостоятельных практических действий детей, то есть наличие в зоне продуктивной деятельности разнообразных материалов для художественного труда, инструменты для работы, образцы поделок, схемы, фотографии, модели.
Работа начиналась с диагностики. С целью отслеживания результата проведена диагностика в двух старших группах, одна из которых выделена, как контрольная.
Для выявления исходного уровня развития художественно – творческих способностей дошкольников, использовалась методика Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, которая характеризует уровни выполнения задания:
- низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
- средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.
- высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания, владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
В диагностике, которая проводилась на начало учебного года в старших группах, результаты оказались следующими:
Исходный уровень развития художественно - творческих способностей детей
2012 год (сентябрь)
Таблица № 1
группа |
высокий |
средний |
низкий |
Старшая группа №16 |
4 – 23,6% |
9 – 52,8% |
4 – 23,6% |
Старшая группа №17 (контрольная) |
4 - 21,2%
|
12 - 62,9%
|
3 - 15,9%
|
Проанализировав данные, пришла к выводу, что развитие художественно - творческих способностей детей в данных группах примерно на одном уровне. Дальнейшую работу построила на личностно-ориентированном подходе, опираясь на следующие принципы:
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учу думать, рассуждать, предлагаю возможности вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развиваю наблюдательность.
- Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов образовательных областей.
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения. Например:
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Для развития художественно-творческих способностей необходимы условия:
- Комплексное и системное использование методов и приемов.
Это наглядные – показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание; словесные – объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок; практические – самостоятельное и совместное выполнение работы)
- Мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка. От мотивации зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, результат их работы.
- Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества, подарки родным и близким и т. д.)
- Материальное обеспечение продуктивной деятельности дошкольника:
- разнообразие основных и дополнительных материалов,
- свободный доступ к ним.
Образовательную деятельность разделила на три блока:
1 блок – работа с бумагой и картоном
- Поделки из бумаги
- Аппликация из салфеток
- Поделки из картона
2 блок – работа с нитками и пряжей
- Аппликация из пряжи
- Игрушки из пряжи
3 блок – работа с бросовым материалом
- Игрушки из коробок
- Поделки из банок
- Поделки из ткани, пуговиц
Каждый блок включает в себя три этапа работы:
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Формы организации продуктивной деятельности:
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Совместная деятельность (дети – педагог, дети – дети, дети – родители, педагог – родители).
- Самостоятельная деятельность детей.
Продуктивную деятельность по художественному труду провожу 1 раз в неделю, во второй половине дня, согласовывая с комплексно-тематическим планированием детского сада. Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на предстоящую работу, утром в уголке художественного творчества появляется готовая поделка, а на столах материал, необходимый для творчества.
Для организации работы по художественному труду важно создать такие условия, в которых будет комфортно детям. Удобно расставленное оборудование поможет выполнить задачу.
Грамотно организованное пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть деятельность других, непринужденно обсуждать ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями, или при необходимости творить индивидуально.
Педагог выбирает место, которое не отделяет его от детей, а дает возможность оказать внимание, помощь каждому ребенку, который «слабее» других в работе с определенным материалом или инструментом.
Дети нашей группы очень любят заниматься за общим круглым столом. Дети в такой спокойной обстановке могут заимствовать друг у друга идеи, или способы реализации. Такие моменты так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе. Места за детьми не закреплены. Каждый может устроиться, где хочет, выбирая себе соседей.
К совместной работе привлекается не более 5-6 детей, однако, творческий процесс заразителен и непредсказуем, поэтому предусматриваю количество мест для всех желающих.
Во время работы дети свободно перемещаются по групповой комнате, если им потребуется взять какой-либо инструмент или материал.
Длительность выполнения работы соответствует возрасту, но предполагает «открытый» временной конец (т.к. каждый ребенок работает в собственном темпе). После завершения работы дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Пока все дети не завершат работу, я не выпускаю их из поля зрения, создаю ситуацию успеха для медлительных детей.
Предлагаю детям разные типы выполнения работ:
- Работа по образцу (показываю детям 1-2 образца, чтобы заинтересовать, но после рассматривания сразу убираю)
- Работа по незавершенным продуктам (при изготовлении радуги предварительно нарисованы семь дуг, а дети украшают комочками из салфеток)
- Работа по технологическим картам, схемам (они выставляются на стол или магнитную доску, оформлены в папку для использования в свободной деятельности.
- Работа по словесному описанию (без показа)
- Работа по замыслу (дается тема, а дети воплощают свои идеи)
Каждый тип работ построен на разнообразном материале, по виду выполнения композиции или поделки:
- Из плоского материала, изображение получается путем присоединения деталей к фону
- Из объемного материала, изделие создается путем присоединения деталей друг к другу.
В обучении детей дошкольного возраста элементам творчества используется следующий художественный материал:
1. Бумага разной фактуры и картон.
2. Природный материал: сухие листья и растения, тополиный пух, вата, семечки, косточки, фасоль, бобы, сыпучие материалы (опил, чай, крупа, песок), яичная скорлупа.
3. Бросовый материал: упаковочный картон, коробки, диски, фантики, пробки, жестяные банки и т.д.
4. Ткань, нитки, пряжа, тесьма, ленты, фетр, пуговицы, бусинки, пайетки.
В зависимости от размера работы могут быть индивидуальными или коллективными. Сложные работы дети выполняют в течение нескольких дней.
Освоение образовательной области «Художественное творчество» осуществляется в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями. Так на занятиях:
- по формированию целостной картины мира, расширению кругозора дети знакомятся с различными предметами, с их свойствами, их применением в жизни;
- по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений) дети знакомятся с формами, величиной, делением на части, ориентировкой в пространстве и на плоскости;
- по коммуникации дети учатся описывать предметы, увиденные вокруг, используя прилагательные и наречия, учатся сравнивать;
- по ознакомлению с художественной литературой и музыкой дети знакомятся с произведениями великих писателей, поэтов и композиторов, которые эмоционально и красиво описывали природу, предметы и образ жизни средствами художественного слова и музыки;
- рисованием дети знакомятся с основными и смешанными цветами, с сочетаниями цветов, а в лепке знакомятся с объемом предметов и соединением частей;
- физкультуры дети закрепляют знания о частях тела, ориентировке в пространстве, учатся следить за своей осанкой;
- социализация учит детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, благодаря труду учатся разным умениям и навыкам, аккуратности, умению доводить дело до конца.
Подготовительным этапом развития художественно-творческих способностей являлась работа с детьми второй младшей и средней групп.
Дети второй младшей группызнакомились с разными видами бумаги (картоном, тонкой бумагой, цветной, папиросной, гофрированной, калькой, бархатной, вощёной, глянцевой, и т.д.). Бумага легко поддаётся изменению формы, дети её сгибали, мяли, рвали, катали, складывали, наклевали. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее усилий, что положительно сказывается на моторных функциях руки.
На каждое занятие подбирались пособия, инструменты и материал по комплекту на каждого ребёнка. Дети учились ориентированию на плоскости листа, упражнялись в составлении композиций из геометрических фигур. Высоких результатов достигли в наклеивании в произвольном порядке. Деятельность носила репродуктивный характер.
Организация самостоятельной деятельности начиналась с оборудования уголка художественного творчества, в котором проводилась работа по изготовлению поделок с детьми. Выбрали место и укрепили полки на доступной детям высоте. Специальный стол не выделялся, так как дети всегда найдут удобное, хорошо освещённое место за свободными столами. К оформлению подошли творчески, так в уголке появились чудесные мешочки и коробочки для инструментов и необходимых мелочей. В уголке художественного творчества сочеталась эстетика с рациональностью и удобным размещением всевозможного материала для изготовления поделок, это не создавало детям трудности в пользовании ими. В первое время дети к работе в уголке привлекались ненавязчиво, используя удобные ситуации повседневной жизни. Например, создавалась «больница» по ремонту книг, мастерская для ремонта и реставрации оборудования и игрушек. В уголке изготавливались сувениры и подарки на праздники для детей и кукол, атрибуты для настольных спектаклей и игр.
На занятии аппликации, при изготовлении поделок из бумаги мы выполняли объёмные аппликации, то есть наклеивали комочки мятой бумаги (салфеток) на силуэтные изображения животных, птиц вырезанных из картона (готовые силуэты).
При работе с бумагой у детей развивается память, внимание, воображение, терпение, эстетическое чувство, цветовое и образное мышление, сосредоточенность, раскрываются творческие способности, чувство композиции, они учатся и очень охотно занимаются изготовлением поделок. Их воодушевление и интерес к работе не ослабевает.
Безусловно, в группе были такие дети, которые не испытывали интереса к этому виду деятельности. Непринужденно, не настаивая, старалась заинтересовать необычной, интересной игрой и ненавязчиво вовлекала его в работу в уголке художественного творчества. Старались научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполненных действий, приучали преодолевать трудности. Поддерживали детей доброжелательным отношением, похвалой.
Материалы и виды аппликации вводились, исходя из возрастных возможностей детей, применялись с учётом индивидуальных психофизических возможностей, их ручных умений и навыков. Например, детям, имеющим опыт, давала более сложные задания.
С детьми средней группы продолжилась работа по формированию навыков работы с бумагой, умения пользоваться инструментами (ножницами, кистью, карандашом). Постепенно переходили от нарезания произвольных бумажных кусочков к нарезанию бумаги с целью получения бахромы, бумажных полос, учились делить квадрат на две равные части, разрезая его на два треугольника или два прямоугольника, учились приёму вырезания несложных форм путём срезания (закругления) углов. Всегда перед занятием напоминалось детям о правилах работы с инструментами, во время занятия следили за чётким выполнением инструкций.
Детям давались инструкции, по сминанию бумаги и созданию из неё определенных предметов. Из салфеток мы составляли цветы и наклеивали на большую «поляну». Дети сминали одну бумажку сильнее, другую меньше и получали разнообразную фактуру. Маленькими цветными комочками украшались солнце, белый медведь, овечка, цыпленок. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.
Для того чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок в уголке художественного творчества находятся в достаточном количестве квадраты разного размера и цвета; обрезки цветной бумаги, таблицы, схемы по изготовлению тех поделок, которые дети уже научились делать и новые, чтобы они могли самостоятельно попытаться, глядя на схему, сделать ту или иную поделку. Здесь же есть образцы разной бумаги для работы и экспериментирования, чтобы дети могли убедиться, в чем отличие и сходство бумаги.
С детьми средней группы начиналось обучение способам разных действий с различными материалами. Освоение любого способа работы требует от детей усилий, напряжения сил, терпения. Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, была использована мотивация детской деятельности.
Художественный труд не возникает сам по себе, он требует специального руководства, и поэтому старалась участвовать в трудовой деятельности детей, направлять, подсказывать. У детей не сразу сформировывается умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Им необходима помощь взрослого в выполнении работ из разного материала. Для этого использовались схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться. В средней группе деятельность несет пока еще репродуктивный характер.
Например, в процессе знакомства с пряжей, рассматривались клубки ниток разных по цвету и качеству, изделия из пряжи (шапки, варежки, носки, кофты, платья и т.д.). Знания о пряже, различных изделиях и украшениях из нее, мы почерпнули из книг, художественных иллюстраций, фотоальбомов. А затем и сами применили этот материал в работе. Дети с удовольствием выполняли аппликацию из пряжи: сначала из нарезанной пряжи, затем из целой нити по прямой, а уж потом из целой нити по кругу. Наклеивали из пряжи цветы, птиц, насекомых, животных (нарисованных с помощью трафаретов).
В старшей группе творчески подошли к работе, и организовался клуб по интересам «Мастерилка», где создали условия для художественного труда в самостоятельной и совместной деятельности детей по использованию разнообразных материалов. Продолжалась работа с бумагой, но уже использовались нетрадиционные способы и приемы. Путем сминания бумаги создавали определенные композиции: радугу, цветы, деревья. Но бумагу можно не только мять, ее можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции. Так, разрезав на полоски бумагу, «сплели» корзинку, оформили рамочку для фото; скрутив из широких полос трубочки, сделали домик, вазочку. Старалась лишь косвенно помочь, чтобы ребенок пришел самостоятельно к довольно оригинальным идеям в создании поделок. При сворачивании бумаги более широкой полосы у нас получился цилиндр. Мы украшали его полосками бумаги. И вот у нас уже готовы зайцы, кошки, медведи, лисы и дети с удовольствием играют со своими поделками. Если лист бумаги сложить гармошкой, а потом согнуть пополам, то получится замечательная юбка, которую дети «надели» на любимого животного. А если сложить несколько таких гармошек, то можно составить елочку, которая украсила новогоднюю открытку. Ценность этих работ заключается в их оригинальности и функциональности использования, поскольку дети применяют их в своих играх, спектаклях, при украшении помещения.
Помимо использования бумаги широко применяется бросовый материал. Благодаря фантазии и изобретательности дети создают удивительные самоделки из него. В дело идут баночки, коробочки, катушки, крышки, пробки, упаковки. Всё это помещается в большой коробке, которую можно в любой момент достать и найти там все необходимое. Чтобы не погасить детскую инициативу навязчивыми предложениями, советую детям самим находить интересные решения. На занятиях обеспечивается безопасность. Обращается внимание детей на правила работы с острыми и режущими инструментами (прокалывать отверстия шилом, дыроколом, иглой, скреплять детали степлером). Из бросового материала дети делали посуду, вазочки, рамки, корзиночки, мебель, транспорт, причём сами подбирали материал для изготовления поделок. Так же детям очень понравилось выполнять игрушки из пряжи. Они предложили сделать диких и домашних животных и птиц. Показав способ изготовления помпонов, дети, по своему желанию, смастерили себе игрушку. Из двух и нескольких помпонов мы сделали цыплят и гусеницу. Затем научились делать пчелу, цветы. Самой важной поделкой из пряжи была рамочка для фото, которую мы обматывали пряжей, украшали бумажными цветами и дарили ее самому любимому человеку – маме. От самостоятельно выполненной работы дети испытывали радость, почувствовали веру в свои силы и возможности, проявили волю и терпение.
При изготовлении игрушек-самоделок добиваемся, чтобы поделки имели аккуратный, красивый вид и имели не только декоративное применение, но и использовались в театральной деятельности, как атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки-забавы, сувениры, подарки родителям и друзьям, малышам.
У детей отмечается возросший, устойчивый интерес к художественному труду, он стал иметь продуктивный характер, появились любимые «ручные» занятия, в которых дети стремятся реализовать свои потребности. В процессе деятельности сформировались разнообразные умения и навыки, У них стали получаться качественные изделия, которые они используют по своему желанию.
В подготовительной группе все групповое пространство способствует формированию у детей устойчивого интереса к продуктивной деятельности, развитию продуктивно-творческих способностей, формированию навыков трудолюбия.
С детьми подготовительной группы создавались поделки из салфеток и из фантиков по принципу бумажной пластики. Фантик и салфетка у нас получили вторую жизнь. Из фантиков дети сделали деревья, бабочек, стрекоз, цветы, травку, облака. Из салфеток дети сделали разные фрукты и овощи, потому что смяли салфетки по-разному. Тарелки и вазы были выполнены путем приклеивания фасоли. Получились фантастические картины. Выполнив аппликацию на жестяной баночке, оформили карандашницы. Разрезав выбранную картинку на полоски и приклеив ее по способу вытянутой картины, оформили блокнот, который изготовили сами. Взяв тонкие полоски бумаги, и используя технологию квиллинга, выполнили разные композиции. Так были созданы картины с цветами и открытка с елочкой к Новому году. В подготовительной группе расширили работу с пряжей: научились делать осьминога, мальчика и девочку, лошадь. Путем переплетения изготовили корзинку.
Работа по художественному труду формирует у ребенка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому в работе подбираются посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Все это выполняется для поддержания у него уверенности в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.
В подготовительной группе дети освоили работу с иголкой, научились пришивать пуговицы, шить способом «вперед иголкой», познакомились с технологией «изонить», освоили плетение из ниток и бечёвок, делали муляжи способом «папье-маше», мастерили из бумаги и бросового материала.
На занятиях по развитию у детей навыков художественного труда воспитывается усидчивость, аккуратность, терпение, развивается образное и пространственное мышление, ловкость рук, точность глазомера, овладение технологическими операциями и прежде всего творческий подход к любой работе. Именно это понадобится ему в школе.
Особое внимание в развитии художественно - творческих способностей уделяется взаимодействию с родителями. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, родителями приобретается необходимый материал для занятий, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, совместных творческих выставок детей и родителей. С родителями проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, мастерские по изготовлению новогодних открыток и поделок, фоторамок. Для родителей предлагаются авторские презентации по разным темам: «Коллажи и игрушки из пряжи», «Открытки к разным праздникам», «Фоторамки своими руками», «Подарки для родных и друзей», «Схемы изготовления поделок» и другие, которые родители могут взять домой для закрепления различных технологий, для выполнения совместных работ. Обмениваемся с родителями рекомендациями («Что могут сделать родители вместе с детьми дома», «Как творчески развивать ребёнка», «Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду»).
Результативность опыта.
Образовательная деятельность, которая осуществлялась одновременно с освоением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволила значительно расширить использование нетрадиционных техник и приемов работы с различными материалами, что повлекло за собой свободное экспериментирование и создание оригинальных образов детьми. Это в свою очередь отразилось на результативности.
По годам:
Результаты диагностики развития художественно - творческих способностей детей (по методике Т.Г.Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике:
Таблица № 2
уровень |
2012год (сентябрь) Старшая группа |
2013 год (сентябрь) Старшая группа |
2014 год (январь) Подготовительная группа |
высокий |
4 – 23,6% |
8 – 47,2% |
10 – 59% |
средний |
9 – 52,8% |
8 – 46,9% |
7 – 41% |
низкий |
4 – 23,6% |
1 – 5,9% |
- |
- Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность.
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и со сверстниками.
- Дошкольники старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции.
- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
- Дошкольники усвоили термины и понятия, научились понимать их смысл, освоили технологии изготовления поделок из различных материалов.
- В живом общении с искусством они научились создавать и использовать книги и макеты; аранжировки из разных материалов; подарки для родных и близких; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер. Все это позволяет увидеть плоды своего труда и признание значимости своей деятельности.
Результаты диагностики развития художественно - творческих способностей детей в группе, где работали с использованием нетрадиционных приемов и техник работы с различными материалами выше, чем в контрольной группе, которая работала по основной общеобразовательной программе детского сада.
Таблица № 3
дата |
Сентябрь 2012 год |
Сентябрь 2013 год |
Январь 2014 год |
||||||
уровень |
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
№16 (17человек) основная |
23,6% (4 д.) |
52,8% (9 д.) |
23,6% (4 д.) |
47,2% (8 д.) |
46,9% (8 д.) |
5,9% (1реб.) |
59% (10 д.) |
41% (7 д.) |
- |
№17 (19человек) контрольная |
21,2% (4 д.) |
62,9% (12 д.) |
15,9% (3 д.) |
31,8% (6 д.) |
62,9% (12 д.) |
5,3% (1реб.) |
42,4% (8 д.) |
52,3% (10д.) |
5,3% (1 реб.) |
Воспитанники – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества (указать какие грамоты, дипломы и сертификаты).
Свой опыт работы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по художественному труду был обобщен и распространяется на муниципальном уровне. В ДОУ являлась руководителем творческой группы по художественно-эстетическому направлению, знакомила педагогов с разными технологиями изготовления поделок, игрушек и открыток, оформлялся зал к праздникам, организовывались тематические выставки.
Выступала на Ассоциации творческих педагогов по темам «Новогодние открытки», «Интеллектуальная карта – основа для дальнейшего моделирования занятий с детьми дошкольного возраста», с проектом «Мир коллажей из пряжи», с презентацией интегрированного занятия «Рамочка для мамочки». Были проведены мастер – классы «Открытка - елочка», «Фоторамка».
Участвовала в районном конкурсе материалов «Аукцион инновационных идей» с темой «Использование презентаций в развитии творческих способностей детей в работе с родителями», в районном Фестивале педагогических идей «Новые образовательные стандарты – новое качество образования» в номинации «Модели воспитывающей деятельности»
Опираясь на показатели диагностики, оценив результат работы, направленной на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по художественному труду, учитывая современные социально – культурные запросы в воспитании дошкольников, накопленный опыт обобщила в парциальной программе «Мастерилка», на которую планирую получить экспертное заключение в 2014 году, после выпуска детей в школу.
Перспектива педагогической деятельности.
Исходя из этого, перспектива педагогической деятельности заключается во внедрении и апробировании парциальной программы в условиях ФГОС и, разработке программы в направлении художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать следующие слова: А.Довженко «Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания. Чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко».
Литература:
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб: Детство-ПРЕСС, 2007
- Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). М.: Просвещение, 1985
- Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6 -7 лет: Конспекты занятий. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2007
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 2008
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Программа эстетического воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005
- Комарова Т.С.. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез 2009
- Коротеева Е.И., Серия «Умное поколение. Школа творчества» М.: ОЛМА медиа Групп, 2009
- Лыкова И.А. Серия «Мастерилка» М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2009
- Малышева А.Н. Подарки к праздникам в детском саду. Бумага, ткань, тесьма, аппликация. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012
- Пантелеев Г.Н., Максимов Д.В. Декоративное искусство - детям. М.: Просвещение, 1976
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. М.: Мозаика – Синтез, 2010
- Румянцева Е.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге для души. М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
- Цирулик Н.А. Умейка. Рабочие тетради по ручному труду для детей 6 – 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009
- Чен Н.В. Замечательные поделки своими руками. / С.С.Скляр – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007.