Образовательная: дать представление о специфике искусства как способе общения; о символике основных религиозных обрядов, изображений святых и пр.
Развивающая: способствовать развитию умения раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов.
Воспитательная: способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения в искусству и жизни.
- Устный – рели робин; устные ответы на вопросы; повествование; беседа.
- Наглядный – работа с презентацией.
- Практический – финк райт раунд робин; запись терминов и основных положений урока в тетрадь.
Этап урока (время) |
Действия учителя |
Действия учащихся |
I Организационный момент (2 мин.) |
Приветствие. Проверка отсутствующих.
|
|
II Опрос домашнего задания (12 мин.) |
На прошлых занятиях мы говорили о роли искусства в сближении народов, о том, как происходит передача сообщений в искусстве. И вам было домашнее задание: подготовить презентацию или сообщение о международных конкурсах/фестивалях. Сейчас мы заслушаем желающих, остальные слушают и отвечают на вопросы. |
Несколько учеников выступают. Остальные слушают и отвечают на вопросы. |
III Объяснение новой темы (23 мин.) |
Искусство в нашей жизни выполняет не только роль общения, но и также оно является проводником духовной энергии. И сегодня мы с вами будем об этом говорить. Итак, записываем тему урока: «Искусство-проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства».
Искусство – проводник духовной энергии. В чем же специфика художественной коммуникации? Художественные произведения — и картины, и музыкальные сочинения — создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами, исполнителями, героями произведения. Нужно ли человеку, далекому от искусства, знание его языков? Сегодня ученые утверждают - просто необходимо. И даже доказывают, что от этого зависит выживание человечества! Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и в том, что, может быть, еще важнее: оно является проводником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать. Образы, возникшие в сознании человека при восприятии, например, музыкального сочинения или произведения изобразительного искусства, будут своими, индивидуальными. Каждый человек, основываясь на интонационном строе музыкального сочинения, композиции, колорите той или иной картины, может трактовать их по-своему, с позиций возникших у него образно-художественных представлений и ассоциаций. Но несмотря на возможное расхождение образов слушательского или зрительского восприятия, произведение искусства нисколько не теряет силы своего художественного воздействия.
Символ— это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа. С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом. Используя ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН, ответьте на вопрос: В чем отличие символа от знака? Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции. Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон — высоты, длительности, тембра, громкости — представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение. В человеческом характере всегда присутствует стремление творить — потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «РегреШит mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др. Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.
В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Используя РЕЛЛИ РОБИН (в парах по очереди обмениваются ответами) приведите примеры таких эпох. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери. Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека. Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в.натюрморта, называемого ванитас (vanitas— суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал - значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта —штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. stilllife) — тихая (безмолвная) жизнь. Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин). Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога(1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения. Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо(1881 — 1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку. Натюрморт(франц. naturemorte— мертвая природа) — жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др. |
Записывают тему урока в тетрадь.
Например, изобразительное – цвет, манера письма художника, фигуры и пр.; музыка – звук, тембр, тональность и пр.; танец – движение; театр – эмоции актера и др.
Запись терминов: символ, знаки.
Сначала подумайте, затем запишите, обсудите в 4ке.
Работают в парах. |
IV Закрепление знаний (5 мин.) |
Как искусство помогает в передаче сообщений? В чем отличия знаков от символов в искусстве? |
Один-два ученика высказывают свое мнение. |
V Выводы по уроку (1,5 мин.) |
Искусство является одним из важнейших способов общения людей разных национальностей, живущих в разных странах и помогает нам приобщиться к культуре других народов. |
|
VI Домашнее задание (1 мин) |
Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. |
Записывают домашнее задание в дневник. |