Войти / Зарегистрироваться

Развитие воображения младших школьников через нетрадиционные художественные техники

Получить свидетельство
Автор: Малькова Елена Викторовна

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисованиезаключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средствомумственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.  Многие деятели науки и искусства трепетно относятся квопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие.
1. Нетрадиционные художественные техники как средстваразвития воображения у младших школьников
Именно в детствезакладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.Ребенок, не умея ещечитать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты:
1. рисование – один из методов общения младшего школьника.В процессе рисованиясовершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности маленького человека. И если дети рисуют какдети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.Одним из средств развитиявоображения младших школьников являются нетрадиционные изобразительные техники.Термин «нетрадиционный»(отлатинского traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.Визобразительном искусстве под техникой(от греческогоtechnike – искусная и technе – искусство,мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов Чем же хороши нетрадиционныетехники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.Ценна также возможность интеграцииразных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования). В процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.)Дляразвития воображения рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям младшего школьного возраста. Для того чтобы развивать воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.  Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, младшие школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.Нетрадиционныетехники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.Многиевиды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет младших школьников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.Нетрадиционныетехники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.Внастоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например: кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, точечный рисунок, поролоновые рисунки, мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое. В изобразительнойдеятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.Все необычное привлекаетвнимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.Как известно, дети частокопируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
2. Виды нетрадиционных изобразительных техник. Тычок  жесткой  полусухой кистью Средства выразительности:фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть,гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.Способ полученияизображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование  пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности:пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание  бумаги
Средства выразительности:фактура, объем.Материалы: салфетки либоцветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либопластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск  смятой  бумагой
Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либопластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые  мелки  + акварельСредства выразительности:цвет, линия, пятно, фактура.Материалы: восковыемелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумагалюбого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ полученияизображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные).
После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый  граттаж (грунтованный лист) Средства выразительности:линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартонлибо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.Способ полученияизображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Набрызг
Средства выразительности:точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь,жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Можно использовать расчёску мелкую и зубную щётку.
Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки  листьев
Средства выразительности:фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь,листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Цветной  граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картонили плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия  пейзажная
Средства выразительности:пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти,гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ полученияизображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография обычная.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушьлибо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу.
В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности:пятно.
Материалы: бумага, тушьлибо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ полученияизображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
3. Реализация методов развития воображения у учащихсяпервого  класса через нетрадиционные художественные техники 
Роль в формировании воображенияребенка играет взрослый — его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства их деятельностью следует активно воздействовать на развитие данного процесса, обогащать представления детей, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение, и т.д.
Педагог должен уметь: 
- не мешать ребенку творить; 
- быть рядом с ним в этом процессе; 
- принять и понять его; 
- довериться ребенку в минуты творческогопоиска; 
- самому быть творцом; 
- бережно относиться к результатам детскоготворческого труда.
Этапы работыс нетрадиционными техниками изображения: 
Работа,направленная на развитие воображения с помощью нетрадиционных техник изображения, включает в себя решение следующих задач:
1. ознакомлениедетей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
2. овладениемладшими школьниками нетрадиционными техниками рисования;
3. использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.   
Работа состоит из трех этапов.
Первый этап.
На данном этапе педагог знакомит детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, печатание листьями. Вначале детям показывают работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказывают о нем, показывают способ выполнения изображений, просят рассказать о последовательности производимых действий. Детям предоставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе используются традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техниками младшие школьники могут создавать как предметные, так и сюжетные рисунки. Например, при использовании монотипии каждый ребенок сначала рисует у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезают и приклеивают на одно общее полотно, тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполненные в технике печатание листьями, когда из предметного рисунка детей «Дерево осенью» получается коллективная работа «Осенний лес».
Второй этап.
На данном этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется.
Педагог знакомит детей с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо изготовлять инструменты, смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д.[17, С.14]
Сначала младшие школьники пробуют изобразить данными техниками предметы, затем сюжетные эпизоды, а в конце переходят к сюжетному рисованию. На занятияхучатся сравнивать различные виды техники рисования, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными техниками, выявлять выразительные возможности каждой техники.
Педагог знакомит детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, по клейстеру, методами набрызга, школьники узнают о рисовании по стеклу, о клеевой технике, о технике «мятый рисунок» и т. д.Третий этап.На занятиях по изобразительной деятельности используются смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий, где организующую роль выполняет педагог, младшие школьники учатся анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может насчитывать до 4-6 человек. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев). При использовании смешанной техники школьники учатся сочетать в одном рисунке различные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами и т. д.), а также комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап может завершиться созданием творческой композиции, в которой принимают участие несколько детей.
Итогомкаждого из этапов работы должен стать перенос усвоенных на занятиях знаний, умений, навыков в самостоятельную деятельность.Усложнениеобучения нетрадиционным техникам рисования детей происходит в следующих направлениях:
1. от рисования отдельных предметов к рисованиюсюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
2. отприменения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
3. отиспользования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
4. отиспользования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
5. отприменения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
6. отиндивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками. Такимобразом, нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, младшие школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Библиографический список
1. Бим-Бад,Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст]/  Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.- 528 с.
2. Боровик,О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст]/  О.В.Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. – 112 с.
3. Ванник,М.Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст]/  М.Э.Ванник // Наши дети. – 2005. - № 4. – 44 с.
4. Ванник,М.Э. Творческое воображение на уроках [Текст]/  М.Э.Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. – 2005. - № 5-6. – С.14-15.
5. Веккер,Л.М. Психические процессы. Воображение [Текст]/  Л.М.Веккер. – М.: Смысл, 2005. – 315с
6. ВетлугинаН.А. Развитие художественного творчества детей [Текст]/ Н.А.Ветлугина  // Художественное творчество и ребенок: Монография /- М.: Педагогика, 2002. - С.37-50.
7. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие младших школьников: Учебное пособие [Текст] /В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448с. 
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк:Кн. Для учителя [Текст]/Л.С. Выготский.- CПб.: СОЮЗ, 2003.- 96 с.
9. Давыдова,Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В 2 кн.[Текст] /Г.Н. Давыдова.Кн.1 -  М.: Скрипторий, 2007.-88 с.
10. Давыдова,Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В 2 кн. [Текст] /Г.Н. Давыдова. Кн.2-  М.: Скрипторий, 2007.-92 с.
11. Дубровина,И.В.Младший школьник: развитие познавательных способностей. [Текст]/И.В.Дубровина, А.Д. Андреева. – М.: Просвещение, 2003.-208с.
12. Дьяченко,О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // О.М.Дьяченко, А. И. Кириллова. Вопр. психол. М.:ВЕНТА-ГРАФ, 2008. № 2. С. 107—114.
13. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника:Пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] /О.М. Дьяченко. - М.: Знание, 2006. - 96с.
14. Заика,Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] /Е.В. Заика//Вопросы психологии. - 2003. - №2. - стр. 54-58.
15. Ильенков,Э.В. Личность и творчество./Э.В. Ильенков.-М.:Языки русской культуры, 2002. – 272 с.
16. Ковалицкая, Л.М. Методика формирования навыковизобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей [Текст] /Л.М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2008. - 24с.
17. Комарова,Т.С. Дети в мире творчества [Текст]/ / Т.С.Комарова. – М.: Мнемозина, 2005. – 147 с.
18. Комарова,Т.С.Формирование графических навыков у младших школьников [Текст]/ Т.С.Комарова.-М.: Просвещение,2007.-152 с.
19. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль впознании: Учебное пособие [Текст] /Л.С. Коршунова. - М.: Педагогика, 2004. - 246с.




Похожие публикации