Войти / Зарегистрироваться

Художественное своеобразие романа В. С. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени»

Получить свидетельство
Автор: Ульрих Татьяна Михайловна

Цели:
- подготовить учащихся к восприятию прозы современной литературы постреализма на материале романа В.С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»;
- привить интерес к современной литературе через знакомство с прозой В.С. Маканина.
Форма: лекция с элементами беседы
Ход урока
Зачем удваивать реальность?
Аристотель
 
1. Вступительное слово учителя.
Литературный процесс 90-х годов XX века характеризуется существованием в едином культурном пространстве предельно разных, опирающихся на противоположные эстетические принципы, направлений.
Основные направления 90-х годов XX века
 

 

Постмодернизм

Реализм

Постреализм

Представи

тели

В. Пелевин «Чапаев и пустота», В. Ерофеев «Москва-Петушки», Саша Соколов «Школа для дураков», А. Битов «Пушкинский дом» и др.

А. Варламов «Домик в деревне», В. Астафьев, Ф. Искандер, А. Ким и др.

Л. Петрушевская, В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени», С. Довлатов, Ю. Буйда, А. Дмитриев и др.

Особенности художественной

прозы

- релятивизм- отказ от истины, относительность всего (единой картины мира

не существует, есть многообразие «версий и вариантов» реальности);

- ироничная форма исполнения приемов классической литературы и модерна XX века (насмешливость над всем);

-мир есть текст (границы между чужим и своим размываются);

-гипертекст (фрагментарность структуры текста: можно начать читать с любого места)

- в мире есть смысл, его только надо найти;

- главная проблема – отсутствие единой концепции правды;

- легенда, миф, откровение, философская утопия органично соединяются с принципами реалистического познания действительности

- принцип относительности понимается универсально;

- возможность достижимости истины;

- диалогическое постижение непрерывно меняющегося мира (соединение настоящего и прошлого)

Герой (личность)

- разрушается цельность героя (личности), человеческого «я»;

- утрата лиц, замена их масками, стертость индивидуальности;

- ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное

- герой (личность) обусловлен внешними, в том числе социальными обстоятельствами, формирующими духовный интеллектуальный мир человека

- частная жизнь героя осмысляется в истории;

- герой пытается постигнуть «хаос…, ничуть не игнорируя окружающую действительность;

- у героя остается возможность обретения субъективных частных истин

Автор

- стерты границы авторства (как творческая индивидуальность автор «умер» - его место занял безличный посредник между текстом и читателем)

- автор – писатель;

- автор – носитель концепции всего произведения

- открытая авторская позиция (выражает свою позицию по отношению к написанному и миру вообще)

2.  Жизнь и творчество В.С. Маканина.
- Обратите внимание на колонку в таблице «постреализм», назовите представителей этого направления. Сегодня мы познакомимся с творчеством В.С. Маканина. Прочтите биографическую справку о нем.
Справка. Маканин Владимир Семенович (р. 1937), прозаик. Родился 13 марта в Орске. После окончания школы поступил в 1954 на механико-математический факультет МГУ, почти 10 лет "проплутал" в лабиринтах высшей математики.
Литературным дебютом Маканина был роман "Прямая линия", появившийся в журнале "Москва" в 1965. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Стал профессиональным писателем, много писал и печатался. В 1970-е публикуются его произведения: "Безотцовщина", "Солдат и солдатка", "Простая линия", "Отдушина", "Ключарев и Алимушкин" и др.
В 1980-е появляются повести "Голубое и красное", "Предтеча", "Отставший", "Где сходилось небо с холмами", "Утрата" и др. В 1988 выходит книга повестей и рассказов "Человек свиты". В 1991 опубликованы его повети и рассказы под общим названием "Лаз» в "Новом мире", а также книга романов " Портрет и вокруг" и "Один и одна".
"Прирожденный реалист", - сказал о Маканине Л.Анненский. В.Маканин живет и работает в Москве.
- Назовите произведения, которые написал В.С. Маканин. (Роман «Прямая линия», повести «Голубое и красное», «Предтеча», «Отставший», «Где сходилось небо с холмами», «Утрата», книга повестей и рассказов «Человек свиты», повести и рассказы под названием «Лаз», книга романов «Портрет и вокруг» и «Один и одна» и др.).
- Сколько их на тот момент, потому что он еще творит, пишет?
- Много. Значит, мы должны знать хотя бы имя этого писателя наравне с Астафьевым, с Распутиным и др. Поднимите руки те, кто читал хоть одно произведение Маканина? В книжных магазинах множество сборников этого писателя, но покупают их мало. Почему писателя могут не читать? (Неинтересно, трудно, непонятно).
- Значит, творчество В.С. Маканина может понять только подготовленный читатель. Обратимся к цели урока: подготовиться к восприятию творчества В.С. Маканина и литературы постреализма.
Чтобы познакомиться ближе с творчеством В.С. Маканина, мы проанализируем его роман «Андеграунд, или Герой нашего времени», написанный в 1998 году. Современные критики Н. Лейдерман и М. Липовецкий относят этот роман к направлению постреализма.
3. Анализ романа В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени».
ЗАГЛАВИЕ РОМАНА
А. - Роман называется «Андеграунд, или Герой нашего времени». Скажите, пожалуйста, что такое «андеграунд»?
Андеграунд – (подземный, подпольный), в тоталитарных обществах – культура, искусство, противоречащие официальной культуре. (Словарь иностранных слов).
Маканин говорит об условиях существования андеграунда в интервью с журналистом: «Специфика подпольного мышления в том, что оно гениально только в подполье, а будучи высвечено, сильно теряет в качестве и может превратиться в банальную литературу. И совсем не обязательно, что признание получают те, кто этого заслуживает».
А вот как определяет место андеграунда в жизни России в 90-е годы XXвека главный герой романа Петрович, который сам является писателем андеграунда: «Мы – подсознание России. Нас тут прописали. При любом здесь раскладе (при подлом или даже самом светлом) нас будут гнать пинками, а мы будем тыкаться из двери в дверь и восторгаться длиной коридора! Будем слоняться с нашими дешевыми пластмассовыми машинками в надежде, что и нам отыщется комнатка в бесконечном коридоре гигантской российской общаги».
- Чтобы объяснить судьбу, смысл, особенности мышления писателей андеграунда, Маканин обращается к традиции, к тому, что читателю понятно – обращается к творчеству М. Цветаевой, которую он считает «предтечей современного андеграунда»: «Поэта далеко заводит речь», — оговорилась предтеча ны­нешнего андеграунда Цветаева, столь долгие годы (столь зрелое время своей жизни) не смогшая вполне постичь темного счастья подполья. Просила жилья и пайки у секретарей. Писала письма. (Мы тоже с этого начинали: писали, просили.) Объяснялась в любви ко всем, кто сумел жить и расти на свету. Лишь в Елабуге, лишь с сыном, она поняла, что есть люди и люди — что она из тех, а не из этих. Она из тех, кто был и будет человеком подземелья – кто умеет видеть вне света. А то и вопреки ему.».
- Чтобы детям был понятен смысл андеграунда, можно использовать такой прием: предлагаю вспомнить фильм «Ночной дозор», а именно тот момент, когда главного героя Антона Городецкого называют «иным», а потом он сам это понимает. Почему его называют иным? (Потому что он стал видеть то, что не видят другие). А затем, после осознания себя «иным» ему приходится изменить образ жизни, отношение к себе, к обществу. Так и писатели андеграунда должны были, в первую очередь, осознать свою инакость.
Б. - С первой частью заглавия романа мы разобрались, но вторая часть нам знакома. Откуда? (Лермонтов). Такое соединение традиций русской реалистической прозы и андеграунда, и будет являться способом, которым достигается истина, смысл жизни в романе (обратимся к таблице, раздел постреализм: возможность достижимости истины).
ЭПИГРАФ РОМАНА.
- Доказательством соединения традиций  русской реалистической прозы и андеграунда служит эпиграф, взятый из предисловия к «Журналу Печорина» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Герой…, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» М.Ю. Лермонтов.
- Сравните его с эпиграфом к роману В.С. Маканина «Герой нашего времени»: «Герой… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» М.Ю. Лермонтов (В.С. Маканин).
- Чем отличается эпиграф, из предисловия к «Журналу Печорина» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и эпиграф из романа В.С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»? (Убирает обращение «милостивые государи»).
- К кому обращается Лермонтов, говоря «милостивые государи»? (К читателю).
- Как вы думаете,  почему в эпиграфе Маканина отсутствует это обращение? (Роман называется «Андеграунд, или Герой нашего времени» - принцип подпольного сознания литературы, а «подполье – это организованная деятельность, направленная против существующей власти» (Современный толковый словарь русского языка). Такому писателю не нужен читатель, он видит смысл в процессе творчества, но вовсе не предполагает быть прочитанным.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА.
- Таков и главный герой романа В.С. Маканина - Петрович, от лица которого ведется повествование. Он относится к писателям андеграунда, как о нем говорит автор: «… вне признания, вне имени и с умением творить тексты».
- Главный герой романа Маканина Петрович – бывший писатель: «Двадцать с лишним лет я писал тексты… Они свое сделали… Они во мне… Я просто шагнул дальше… Текстов уже нет. Да, возможно, что повести где-то застряли и все еще пылятся. Возможно, в журналах. Возможно, в издательских… шкафах… Но не у меня… Я не хочу печататься. Уже не надо. Уже поздно. Теперь я уже не хотел быть придатком литературы». Нынче он общажный сторож, бомж, отверженный. «Ты - гений», - кричали сегодняшние известные писатели Михаил и Вик Викыч. Не только его отвергли литгенералы, бюрократы всех мастей, озлобленные соседи, но и он себя отверг: «Мой талант – это талант, но он как пристрелка, и сам я – как проба».
Петрович ищет себя, и страшен этот поиск, и подлинен ужасом своим, нерассчитанностью, смутностью, даже абсурдностью. Вдруг, честный по всеобщему мнению, Петрович «мысленно убивает» милиционера, а затем вдруг, уже по-настоящему, убивает кавказца. Он и сам не понимает. Ну, столкнулись двое пьяных на скамейке, вынули ножи… Герой вспоминает Раскольникова, гуманистическую традицию русской словесности и не испытывает мук совести:
убил и убил. Главное – увернуться от сыщиков. Следующее убийство герой совершает расчетливо - убивает стукача. И опять ничего, никаких «кровавых мальчиков» в глазах. Его второе «я», по словам самого Петровича, - животное, в глазах которого не страх, а вечность, жажда бессмертия, а если есть бессмертие, то все позволено. А герой Достоевского утверждал: «Если Бога нет, то все позволено». Петрович на исходе XX века говорит: «Покаяние – это распад».
Но все же совесть, или что там еще настигает героя в «жалком полувьетнамском бомжатнике», он кричит и бьется так, что его увозят в психушку: «Не хочу убивать!». Петровича накачивают нейролептиками, чтобы вырвать признание, но и здесь он не может, не хочет сострадать кому-то. И вдруг в результате почти нечеловеческих усилий он бросается на защиту беспомощного старика, избиваемого санитарами. Петрович освобождается и, кажется, становится самим собой – новым. Он прошел через «скромненькое типовое чистилище» современной жизни.
- И такого человека В.С. Маканин называет «Героем нашего времени»? Всерьез ли это?
- Это объективная жизнь героя, а теперь всмотримся в его внутренний мир. Проанализируйте его внутренние монологи и попытайтесь составить свое представление об этом человеке. «Следовало знать и верить, что жизнь моя не неудачна. Сле­довало поверить, что для каких-то особых целей и высшего за­мысла необходимо, чтобы сейчас (в это время и в этой России) жили такие, как я, вне признания, вне имени и с умением творить тексты. Андеграунд. Попробовать жить без Слова, живут же дру­гие, риск или не риск жить молчащим — вот в чем вопрос, и я — один из первых. Я увидел свое непризнание не как пора­жение, не как даже ничью — как победу. Как факт, что мое «я» переросло тексты. Я шагнул дальше. 
И когда после горбачевских перемен люди андеграунда по­выскакивали там и тут из подполья и стали, как спохватившись, брать, хватать, обретать имена на дневном свету (и стали рабами этих имен, стали инвалидами прошлого), я остался как я. Мне не надо было что-то наверстывать. Искушение издавать книгу за книгой, занять пост, руководить журналом стало лишь соблазном, а затем и пошлостью. Мое не пишущее «я» обрело свою собствен­ную жизнь. Бог много дал мне в те минуты отказа. Он дал мне остаться».
- Петрович умный, наблюдательный, ироничный, независимый, гордый, язвительный, он умеет глубоко чувствовать и подавлять свои чувства ради свободы. Его творчество – это способ самовыражения, это способ сопротивления.
- Вы никого не узнаете в этом герое с его гордостью, свободолюбием и одиночеством? (Печорин). Конечно, даже на уровне аллитерации имена героев повторяют те же согласные (п, ч, р,).  
- Вспомните, как критика XIX века определила место Печорина в жизни и в литературе? (Лишний человек).
- О чем свидетельствовала жизнь и судьба этих героев, так и не нашедших себе места и дела? (О неблагополучии этого общества). Так и в герое Маканина не востребованы ни талант, ни личность. Он и убивает, как Печорин – до конца не веря, что убьет, и дневник ведет до конца жизни. И места ему нет нигде: ни семьи, ни друзей. Но современное общество страшней, безжалостней, пример этому судьба брата, у которого было больше таланта, но меньше сил к сопротивлению, умению защитить свой дар, личность, свое «я».
- Поэтому важна в романе сюжетная линия, связанная с младшим братом Петровича – гениальным художником Венедиктом, некогда раздавленным КГБ и почти униженным в психушке. Десятилетиями Петрович навещает брата в больнице, где Веню превратили в робкого ребенка, едва ли не в животного. И когда старший брат, прошедший свое жуткое «скромненькое типовое чистилище», выпрашивает Веню на денек к себе домой (глава «Один день Венедикта Петровича») и всеми силами пытается вернуть брата к жизни, ему это удается. Нет, конечно, Веня возвращается в психушку прежним – раздавленным, жалким, беспомощным, но немногое удается.  «Оглянулся. Венедикт Петрович оглянулся, чтобы увидеть меня с расстояния. (Понимал, что я тоже вижу его.) Оттолкнул их. И тихо санитарам, им обоим как бы напоследок: «Не толкай­тесь, я сам!» И даже распрямился, гордый, на один этот миг — российский гений, забит, унижен, затолкан, в говне, а вот ведь не толкайте, дойду, я сам
-- Недаром же курсив – «я сам» – в финальной фразе романа принадлежит равно Петровичу и автору. Значит, можно сделать вывод о том, что автор вместе с героем в романе открыто высказывает свою позицию, т.е. несмотря на то, что повествует герой, автор в романе постоянно заявляет о себе: его голос вплетается в полифоническое звучание текста небольшими, как бы брошенными вскользь замечаниями, авторскими ремарками в скобках. Нередко слова автора отграничены от речи Петровича курсивом, что не мешает говорить о его близости герою. Мы проанализировали субъектные формы выражения авторской позиции в произведении.
Сюжетно-композиционная структура романа
Обратите внимание на оглавление романа Маканина (показываю оглавление).
Часть первая
Он и она
Лишь иногда
Коридоры
Новь. Первый призыв
Квадрат Малевича
 
Часть вторая
Случай на втором курсе
Братья встречаются
Маленький человек Тетелин
Иду, руки в карманы…
Кавказский след
 
Часть третья
Андеграунд
Дулычов и другие
Я встретил вас
Изгнание
Собачье скерцо
 
Часть четвертая
Зима и флейта
Иван
Вечером…
Палата номер раз
Триптих: расставание
Другой
 
Часть пятая
Черный ворон
Под знаком Марса (Герой нашего времени)
Писатель и его награда
Двойник
Один день Венедикта Петровича 
- Какие ассоциации у вас вызывают названия глав романа?
(Автор в романе «Андеграунд...» развивает диалог с классической традицией.   Диалог развивается с литературной традицией как XIX, так и XX в.: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, А. М. Горький, В. В. Маяковский, А. И. Солженицын. В. С. Маканина привлекает и традиция авангардной живописи: К. Малевич  и В. Кандинский).
- Обратите внимание, в романе пять частей, каждая из которых является законченной повестью. В. С. Маканин, очевидно, ориентируется на лермонтовскую традицию, которую Б.М. Эйхенбаум в свое время определил, как «цикл повестей, объединенных фигурой главного героя», поскольку в своем романе расположил части в особой последовательности, что мотивируется постепенным ознакомлением с жизнью и личностью героя.
- Петрович использует литературные цитаты как «готовые элементы словаря», издавна и прочно вошедшие в сознание, независимо от «тысячелетья» на дворе. Цитирование классической литературы – это не художественная особенность романа, а форма мышления главного героя. «Зачем удваивать реальность», как сказал Аристотель (обратите внимание на эпиграф) и прочно усвоил герой. Он  просто не живет вне текстов русской литературы - это его духовная родина. 
- Но Петрович живет и «реалиями» 90-х годов — «конец цензуры», «расцвет коммерции», «разгул преступности», «демократы первой волны», что в сумме представляют довольно «рельефный портрет» десятилетия. «Общага» и «психушка» в произведении при всей ее натуралистической достоверности - «образ мира», коридоры «общаги», «психушки» представлены как «пространственно-временные туннели», которые преодолевает герой в поисках истины. (Хронотоп).
Вывод: Таким образом, чтобы понять прозу В.С. Маканина, научиться читать его книги, всегда нужно иметь ввиду вышеуказанные особенности его произведений. Перед вами откроется вся философская глубина его произведений через диалог с русской классической прозой.
Домашнее задание: Используя таблицу, расскажите об особенностях художественной прозы постреализма.
PS. Учитывая сложность и необычность темы, домашнее задание должно быть рассчитано на повторение и закрепление полученных знаний.                                     

Похожие публикации