Войти / Зарегистрироваться

Геометрические противоречия и пространственное мышление

Получить свидетельство
Автор: Серебрякова Татьяна Юрьевна

Рассмотрим невозможные фигуры, которые легко нарисовать, но которые требуют огромной геометрической подготовки от человека, пытающегося представить, какой физической реальности они могут соответствовать. Это настоящий ключ к подсознанию, путь в иной мир геометрии, вдохновляющий многих математиков, художников на творческий прорыв за пределы пространства.
Данный вопрос является актуальнымт.к. посвящён красоте математики, красоте геометрической строгости и многообразия окружающего нас мира — реального и "виртуального", порожденного математическими абстракциями.
В «невозможных фигурах» можно обнаружить отголоски конкретных математических результатов, таких как: мозаичное разбиение плоскости, проецирование трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии.
Мы привыкли верить фотографиям (и несколько в меньшей степени - чертежам и рисункам), наивно полагая, что они всегда соответствуют какой-то действительности (реальной или вымышленной). Существует огромный класс так называемых "невозможных фигур", ошибочно или умышленно нарисованных с ошибками передачи перспективы, в результате чего возникают забавные визуальные эффекты, в которых могут помочь разобраться пространственное мвшление и знание геометрии. Можно дать следующее определение невозможных фигур: "Невозможная фигура - это плоский рисунок, который создает впечатление трехмерного объекта таким образом, что объект, предложенный нашим пространственным восприятием, не может существовать, так что попытка создать его ведет к (геометрическим) противоречиям, ясно видимыми наблюдателем". Рассмотрим знаменитую картину Мориса Эшера/Maurits Escher "Водопад"/"Waterfall" и ее упрощенную компьютерную модель, выполненную в фотореалистичном стиле. На первый взгляд никаких ошибок нет, перед нами обыкновенная картина, изображающая... чертеж вечного двигателя!!! Но ведь, как известно из школьного курса физики, вечный двигатель невозможен! Как же Эшеру удалось с такими подробностями изобразить
то, чего в природе вообще не может быть?! При попытке соорудить двигатель согласно чертежу (или при внимательном анализе последнего) "обман" всплывает сразу - в трехмерном пространстве такие конструкции геометрически противоречивы и могут существовать только на бумаге, то есть на плоскости, а иллюзия "объема" создается лишь за счет признаков перспективы (в данном случае - умышленно искаженных). Рассмотрим невозможные фигуры в чистом виде. Возьмем, например, бливет/blivet и попробуем ответить на вопрос - сколько у него зубцов - два или три? А это смотря с какой стороны на него посмотреть! У основания их два, но в какой-то момент к ним добавляется третий, причем указать точку, где именно происходит обозначенная трансформация, невозможно! Но ведь количество зубцов, являясь дискретной величиной, может увеличиваться только скачкообразно! Здесь есть над чем подумать...
Невозможные фигуры ("Impossible object") достаточно часто встречаются на древних гравюрах, картинах и иконах - в одних случаях мы имеем с явными ошибками передачи перспективы, в других - с умышленными искажениями, обусловленными художественным замыслом (например, если колонна здания согласно правилам передачи перспективы должна заслонять Христа, то...
тем хуже для колонны и она располагается иконописцем позади Него, порождая еще один невозможный объект). В средневековой японской и персидской живописи невозможные объекты являются неотъемлемой частью восточного художественного стиля, дающего лишь общий набросок картины, детали которой "приходится" додумывать зрителю самостоятельно, в соответствии со своими предпочтениями. Вот перед нами школа, в которой учатся Лейла и Меджнун. Наше внимание привлекает архитектурное сооружение на заднем плане, геометрическая противоречивость которого очевидна всем. Его можно интерпретировать и как внутреннюю стену комнаты, и как наружную стену здания, но обе эти интерпретации неправильны, поскольку мы имеем дело с плоскостью,
одновременно являющуюся и внешней, и наружной стенкой, то есть на картине изображен типичный невозможный объект. Вот она - сила искусства!!! Несмотря на то, что невозможные фигуры известны чуть ли не со времен наскальной живописи, их систематическое изучение началось лишь в середине XX века, а до этого математики отмахивались от них как от досадного недоразумения. В 1934 году Оскар Реутерсвард (Oscar Reutersvard) случайно создал свою первую невозможную фигуру - треугольник, составленный из девяти кубиков, но вместо того, чтобы исправить чертёж, принялся создавать другие невозможные фигуры одну за другой. Знакомство с невозможными фигурами перевернуло жизнь голландского графика Мориса Эшера, вдохновив его на серию работ (типа "Водопада"), часто встречающихся в различных математических книгах и журналах, как объект серьезных научных исследований.
В 1954 году математик Роджер Пенроуз/Roger Penrose после лекции Эшера независимо от Реутерсварда переоткрывает Невозможный Треугольник, но использует линейную, а не параллельную перспективу и соединяет вершины треугольника сплошными линиями,
что усиливает эффект. Другая известная работа Пенроуза (повторенная в гравюре Эшера "Бесконечный спуск"). Она представляет собой разновидность "Водопада", трансформированную в лестницу, ведущую в вечность, по которой можно подниматься (спускаться) бесконечно.
Если бросить на лестницу мячик, то мы получим вечный двигатель.
Знакомство с невозможными фигурами (особенно в исполнении Эшера), конечно, ошеломляет, но оказывается, что любую
из невозможных фигур возможно сконструировать в реальном трехмерном мире.
Как известно, всякое двухмерное изображение представляет собой проекцию трехмерной фигуры на плоскость (лист бумаги). Способов проекции существует достаточно много, но в рамках каждого из них (например, аксонометрической проекции) отображение выполняется однозначно, то есть существует строгое соответствие между трехмерной фигурой и ее двухмерным изображением. Однако аксонометрические, изометрические и другие популярные способы проекции являются однонаправленными преобразованиями,
осуществляемыми с потерей информации и потому обратное преобразование может быть выполнено бесконечным множеством способов, то есть двухмерному изображению соответствует бесконечное множество трехмерных фигур и любой математик без труда докажет, что такое преобразование возможно для любого двухмерного изображения. То есть, на самом деле никаких невозможных фигур нет! Вернемся к Треугольнику Пенроуза и попробуем соорудить трехмерную фигуру, проекция которой на двухмерную плоскость выглядела бы обозначенным образом. Естественно, просто так такую задачу решить не удастся. Интересный факт: Треугольник Пенроуза увековечен в виде статуи в Перте (Австралия). Созданный усилиями художника Брайна МакКея/Brian McKay и архитектора Ахмада Абаса/Ahmad Abas, он был воздвигнут в парке Клайзебрук/Claisebrook в 1999 году и теперь все проезжающие мимо могут видеть "невозможную" фигуру. Но стоит изменить угол зрения, как треугольник из "невозможного" превращается в реальное и эстетически непривлекательное сооружение, не имеющее к треугольникам никакого отношения. С "Бельведером" Эшера ситуация обстоит сложнее, но и он был создан в реальном мире. Главное - выбрать правильную систему отображения. Какой бы "невозможной" ни казалась бы двухмерная фигура, ее всегда можно сконструировать, пусть даже для этого потребуется усилия целой фирмы или даже корпорации. Дольше всех не сдавался бливет, однако сотрудники Немецкого Института Глазной Оптики решили и эту задачу, создав специальную установку, конструктивно состоящую из двух частей. В передней части находятся три круглых колонны и человек. За колоннами расположено полупроницаемое зеркало с двумя прямоугольными колоннами позади. Фокус заключается в правильном подборе освещения: круглые колонны освещаются снизу, прямоугольные - сверху. Накладываясь в зеркале друг на друга, они создают предмет, известный под названием "бливет". И хотя это не очень честное решение, поскольку фактически бливет создается на двухмерной поверхности зеркала, все-таки он представляет собой объект реального мира. 
В «невозможных фигурах» можно обнаружить отголоски конкретных математических результатов, таких как: проецирование трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии. Использование Эшером различных математических фигур и законов не ограничивается лишь вышеприведенными примерами. Внимательно изучая его картины, можно обнаружить и другие, не упомянутые в данной статье, геометрические противоречия, геометрические тела или визуальную интерпретацию математических законов.
Ресурсы
1. Акбаев А.Н., Физика и живая природа. Ижевск: Удмуртский университет 1999.
2. Вадимов А. А., Тривас М.А.. Иллюзии зрения. М.: Наука, 1971.
3. Григорьева Н.Ю. Живая математика. М.2006г
4. Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза. М.1986г
5. Кагиров Р.Р. Ключи к местоположению визуального познания. Самара,2002г
6. Карпунина Н.М. Неожиданная математика. М.2003г
7. Розин В.М. Перспектива в геометрии и живописи. М. 1998 г
8. Четверухин Н.Ф. Начертательная геометрия. М.1963г
9. http.//mkesher.chaf.ru
10. http.//www.im-possible.info
11. http.//rspu.edu.ru



Похожие публикации