Войти / Зарегистрироваться

Веселая музыкальная гимнастика для начинающих пианистов

Получить свидетельство
Автор: Азарова Виктория Александровна

Цель урока:
1. Активизация интереса учащегося к работе над освоением технических навыков.
2. Развитие технических навыков учащихся первого года обучения в сочетании с задачей постановки игрового аппарата.
Задачи урока:
Образовательная:
1.Освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано.
2. Применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.
Воспитательная:
1.Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.
Развивающая:
1.Развивать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях.
Форма урока - индивидуальный урок.
Тип урока - урок закрепления полученных навыков.
Методы урока:
1.Практический.
2.Словесный.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово.
3.Работа над техническими формулами.
3.Заключение.
Оборудование: фортепиано, ноты, иллюстрации.

Ход урока

Организационный момент, сообщение темы урока, вступительное слово преподавателя.
Наш урок мне хотелось бы посвятить решению технических проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с различными техническими формулами.
В комплексном воспитании начинающих пианистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Мировой пианистический опыт накопил немало ценнейших достижений в овладении пианистической техникой. Методические принципы крупнейших мастеров пианизма имеют общие рекомендации по вопросам технического мастерства. В трудах Ф. Шопена, К. Игумнова, Г. Нейгауза, С. Фейнберга, Г. Когана, С. Савшинского раскрываются принципы овладения техникой в исполнительском процессе. Прислушиваясь к рекомендациям великих музыкантов, мы  понимаем, что  развитие техники нужно начинать с первых занятий на инструменте и главной в этих занятиях должна быть  систематичность приобретения навыков. 
Авторы лучших фортепианных этюдов и упражнений - Крамер, Черни, Лемуан, Шитте и др. - нашли обобщенные технические формулы, которые в дальнейшем встречаются в различных музыкальных произведениях, и их изучение в этюдах и упражнениях позволяют не возвращаться к ним в каждом новом художественном произведении. Этюды и упражнения позволяют провести приобретение технических приемов в стройном и последовательном порядке.
С первых уроков с маленькими пианистами осуществляется еще одна очень важная работа - работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением всего механизма звукоизвлечения при контакте кончика пальца с клавишей, над осмысленным прикосновением, над художественной техникой.
В условиях раннего исполнительства, необходима возможность сосредоточения внимания детей на интересном, ярком, занимательном. Необходимо, избегая сухих дидактических рекомендаций, провести показ и словесные пояснения конкретными, доступными, наглядными для ребенка приемами педагогического воздействия.
На этом уроке нам хотелось бы представить упражнения из сборника "Веселая музыкальная гимнастика" С.А. Барсуковой. Упражнения из этого сборника легко усваиваются детьми и позволяют в игровой, увлекательной форме познакомить ребенка, как с различными техническими формулами, так и разными приемами звукоизвлечения, аппликатурными и динамическими принципами.
Все мы знаем, что дети не любят заниматься сложными техническими упражнениями, зато они любят музицировать, им нравится заниматься физкультурой - бегать, прыгать, приседать. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют массу удовольствия. Эта любовь к движениям положена в основу всех упражнений сборника. Ассоциации с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогают почувствовать приятные ощущения в пальцах и руках при игре на фортепиано. Кроме этого упражнения очень полезны для развития координации маленького пианиста, его ощущения клавиатуры, они позволяют ребенку почувствовать себя настоящим музыкантом, исполняющим упражнения сразу двумя руками в параллельном и расходящемся движении в доступных ему темпах, исполнению различных штрихов, двойных нот, аккордов, гаммообразного движения.
Достоинством данного пособия является то, что нотный материал постигается очень легко, благодаря тому, что упражнения состоят из 5-6 нот, которые играются на белых клавишах в одной позиции. Все упражнения ассоциируются с какими-либо гимнастическими упражнениями: ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания, раскачивание и т.д.
Теперь разрешите вам представить Лазовскую Леру, ей 8 лет, девочка обучается  во 2 классе. Лера поможет мне представить упражнения из этого сборника. Сейчас мы покажем вам  упражнение на nonlegato, 3-м пальцем играются ноты расположенные через 2 октавы подряд и обратно. Упр. 1,2 с картинкой и текстом
Все упражнения в сборнике сопровождаются подтекстовкой.
Лапку вправо потяни, а потом назад верни.
Лапку влево потяни, а потом назад верни.
Педагог: Лера, постарайся сыграть ноты мягко с хорошей амплитудой, как бы"рисуя"  над  клавиатурой радугу. фото
Ученица играет упражнение правой рукой.
Педагог: Молодец, у тебя все хорошо получилось. Как ты думаешь, достаточно ли свободной и пластичной была твоя рука?
Ученица: Нет, мне кажется, рука у меня была зажатая и не очень пластичная.
Педагог: Сыграй еще раз и постарайся учесть замечания.
Ученица играет упражнение правильно. После этого упражнение исполняется левой рукой с учетом всех замечаний.
Педагог: Молодец, Лера, ты хорошо справилась с задачей. Теперь наша задача усложняется. Мы будем играть упражнение одновременно двумя руками. Упр. 3,4 Картинка текст фото
Лапки в стороны тяни, а потом соедини.
Упражнение можно играть как в зеркальном так и в параллельном движении, кроме этого следующие упражнения из сборника, являясь вариацией первого, открывают просторы для творчества как педагога, так и для ученика. (Приложение 1. Упр. 1-7)отдельным листом только ноты
Упражнения 11-17 из сборника помогают отработать самостоятельные движения 1,2,3 и 4 пальцев. Задержанный 5 палец готовит к исполнению двухголосия. Отдельный лист с нотами
Педагог: Лера, давай покажем самый сложный вариант этого упражнения. Очень важно обратить внимание на задержанный бас в левой руке и длинные ноты в правой. Они должны быть дослушаны до конца. А,значит,четвертные ноты в обеих руках нужно сыграть легче и бережнее. Попробуй.    Упр.17 с картинкой
Ученица играет упражнение без должного слухового контроля.
Педагог: Все ли у тебя получилось?
Ученица: Мне кажется, я недостаточно хорошо послушала длинные ноты.
Педагог: Правильно, а еще слишком тяжело сыграла четвертные ноты, попробуй еще раз. Обрати внимание на руки. Локти держи выше, но не зажимай их играй свободной рукой. Кисть опирается на 5 палец, а остальные пальцы двигаются по клавишам свободно на non legato. Пальцы собраны, не должны торчать в разные стороны.
Ученица играет с учетом замечаний
Педагог: Молодец Лера. Ты хорошо справилась с заданием.
Упражнения на non legato помогают усваивать правильные пианистические движения, воспитывают хорошее ощущение клавиатуры, устойчивость пальцев, а главное - ученик постепенно привыкает контролировать слухом звучание каждой нажатой клавиши.
Постепенно упражнения в сборнике усложняются, и мы переходим к упражнениям на legato. Главная задача на этом этапе- умение плавно соединять звуки, добиваться "слышимого"  legato, а не формального переступания с пальца на палец. Сейчас Лера покажет несколько упражнений. Движение по 2, 3 и 4 звукам поступательные, со сдвигом  аппликатуры вверх до 5 пальца и обратно. Здесь важно сочетать приготовленные пальцы с гибким движением кисти, всей руки, которая как бы "идет за пальцами". 
Ученица исполняет упражнения,  сложная задача требует от нее обостренного слухового контроля. (Приложение 2.Упр.27-34)упр 30 и 34 фото и отдельный лист просто с одними нотами упр 27-34
Педагог: Ну что, Лера, все ли у тебя получилось?
Ученица: Нет, мне не все понравилось в моей игре. Моя рука была слишком жесткой, поэтому пальцам было сложно играть ловко, плавно переносить вес руки с пальца на палец.
Педагог: Кроме этого твоя рука немного повисла над клавиатурой. Сыграй еще раз и последи за рукой и пальцами.
Ученица успешно выполняет задание.
Педагог: Все эти упражнения, как и предыдущие, можно играть двумя руками в расходящемся и параллельном движении.
Далее в сборнике представлено несколько коротких этюдов, обобщающих пройденный материал, закрепляющих исполнение штриха legato.
Следующие упражнения готовят ученика к исполнению двойных нот и аккордов в различных гармонических вариациях. Здесь нужно работать над одновременным звучанием всех голосов, а так же уделять внимание пианистическому "дыханию".(Приложение 3. Упр. 42-44)  в презентацию упр 44  и картинку и отдельный лист с нотами
Чтобы в хоре распевать
Глубже нужно подышать
Педагог: Лера, сыграй, пожалуйста, следующее упражнение. Обрати внимание на дыхание между легатными мотивами и аккордами. А аккорды постарайся сыграть как один звук. Давай прочитаем какие стихи сопровождают эти упражнения:
Ученица играет упражнение. Мотивы на legato сыграны "жесткой" рукой, а аккорды прозвучали недостаточно стройно.
Педагог: Лера, Ты забыла, что при движении по звукам трезвучия нужно следить за разворотом в запястье к 1 и 5 пальцам, за свободой движения рук. А в аккорд нужно погрузиться всем весом руки, контролируя каждый палец, но бить нельзя - получится очень грубо. Перед тем как взять аккорд нужно сначала найти его глазами.
Ученица выполняет задание.
Педагог: Сейчас тебе понравилось твое исполнение?
Ученица: Мне кажется, мне все удалось, разве что аккорды еще пока немного "квакают".
Педагог: Правильно. Над этим нам еще нужно поработать.
Далее автор сборника предлагает упражнения напрямую подготавливающие детей к исполнению гамм. Детям играть гаммы сложно, так как детское внимание очень непросто удержать на протяжении длинных однотипных построений. Однако ценность этого материала неоценима. В гаммах закрепляются и развиваются навыки игры legato, вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно знакомится с закономерностями аппликатуры, техническими формулами и т. д.
Упражнения на подкладывание 1 пальца сопровождаются интересными стихами и дети с удовольствием их выполняют. (Приложение 4. Упр. 48-52)картинку и упр 48 50
Делай, делай, барсучок,                                             
Повороты на бочок.  48,51,52
Через голову и вниз
Не спеша перевернись.
Педагог: Лера, давай исполним это упражнение, и скажи, пожалуйста, какие задачи ты перед собой здесь ставишь?
Ученица: Я постараюсь, чтобы при подкладывании и перекладывании пальцев у меня руки двигались без толчков, ровно.
Педагог: Да, нужно контролировать подкладывание 1 пальца. 1 палец готовим заранее, он должен быть свободен во время игры других пальцев. В момент взятия звука 1 пальцем важно не допускать "ныряния" запястья вместе с пальцем. При перекладывании 3 пальца проследи, чтобы 1-й держался на клавише уверенно и кисть была развернута по направлению движения. упр 52
Ученица играет упражнение, учитывая замечания и пожелания педагога.
Молодец, Лера. Ты сегодня очень хорошо работала на уроке. Я ставлю тебе за урок пятерку, спасибо тебе за старание, до свидания.
Мы познакомили вас с наиболее интересными упражнениями из этого сборника. Но этим работа над техникой в нашем классе не заканчивается. Известно, что одним из главных недостатков в техническом развитии пианиста является скованность, зажатость аппарата. Одна из причин этого - в искусственности игровых приемов, не связанных с музыкальными задачами. Поэтому необходимо с первых занятий приучать детей к осмысленной работе над техникой - не столько скорость, сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь, какими бы длительностями не был записан пассаж, это, прежде всего, музыка.  Развивая технику начинающих музыкантов, необходимо, прежде всего, развивать их музыкальность в широком понимании этого слова.
Приложение 1. Упр. 1-7


Приложение 2.Упр.27-34


Приложение 3. Упр. 42-44



Приложение 4. Упр. 48-52





Похожие публикации